«Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС»
статья по теме

Выступление на заседании методического обьединения учителей начальных классов МБОУ СОШ №4 г. Балаково о воспитании ценностных ориентаций школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nsportal_1111.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

        «Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход в условиях внедрения ФГОС»

Перемены, происходящие в нашей стране, глубоко затронули духовную сферу жизни общества. Происходит сложный противоречивый процесс переоценки и переосмысления социальных ценностей. В наиболее затруднительном положении оказалось молодое поколение, растущее в ситуации, когда старые, десятилетиями неоспоримые ценности были отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, ещё не полностью определены. Ценностные ориентации - важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначительного. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, преемственность определённого типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, мотивацию личности.

    Особая ответственность в современных условиях ложится на школу, которая очень часто остаётся единственно культурным центром жизни многих детей. Образовательные учреждения организуют их жизнь, развивают и формируют в них такие потребности, интересы, ценностные ориентации, которые не в силах сформировать ни один другой институт. От правильного понимания общественных ценностей, соблюдения нравственных норм и правил каждым человеком в значительной степени зависит эффективность решения задач во всех сферах государства: экономической, социальной, военной и других.                                                 Для присвоения ценностей личностью необходимо создание специальных условий, которые представлены как особые обстоятельства передачи позитивных ценностей, обеспечивающих развитие личности ребёнка в интересах общества и самой личности. Формирование ценностного сознания в школьной среде выступает в качестве регулятора поведения и отношения. Это открывает большие возможности для систематической и целенаправленной работы в этом направлении.

 Система ценностных ориентации является важной характеристикой личности, образует её содержательную сторону. Имеется много работ, посвященных изучению ценностных ориентации взрослых, с некоторыми из них мы сегодня ознакомимся.

      Анализ трактовки ценностей образования в концепциях отечественных педагогов позволяет отметить их общий гуманистический потенциал. Но несомненны и различия между ними. Знание ценностных оснований различных концепций воспитания даёт возможность более адекватно разобраться в педагогических направлениях, установить их исторические корни, отобрать образовательные ценности в соответствии с индивидуально-творческими запросами классного руководителя и конкретными условиями социально-педагогической обстановки, в которой живёт он и формируются его воспитанники.                                                                                         На протяжении ХХ века проблема ценностной основы воспитательного процесса занимала одно из ведущих мест в развитии отечественного педагогического процесса. Михаил Викторович выделяет два основных подхода к воспитанию ценностных ориентаций личности школьника, каждый из которых содержит серьезные трудности и противоречия.
   В первом случае
антронологическом, когда идеал ценностных ориентаций личности заимствуется философской концепции человека и его пытаются осуществить в различных педагогических системах (школа «диалога культур», развивающее обучение, вальдорфская педагогика и т.д.), усилия по воспитанию социально-значимых ценностных ориентаций зачастую являются безуспешными. Это обусловлено тем, что в современной социокультурной ситуации, когда отсутствует единая «картина мира», ориентация в формировании ценностных ориентаций личности на ту или иную философскую систему оказывается неэффективной.                                 Во втором подходе социологическом понятие «воспитание ценностных ориентаций личности» рассматривается с позиций её социальных функций в обществе. Это затрудняет возможность осуществить связь с современными тенденциями развития культуры и общества. Даже принимая некий идеал личности, педагоги не видят способа его осуществления в реальном воспитательном процессе.
      Плодотворная попытка разрешить важнейшую проблему перевода внешних ценностей в ценностные ориентации личности была предпринята
Геннадием Николаевичем Сериковым, доктором педагогических наук, профессором Южно-Уральского Государственного Университета, в русле гуманно ориентированной педагогики. Учёный убеждён, что личные ценности развиваются в процессе жизни человека на основе эмоционально-чувственных задатков и сложившихся в обществе социальных ценностей. В сфере образования учащийся соприкасается с качественно иной средой по сравнению с социумом, где акцент делается на претворение в реальность социальных ценностей. В связи с этим формирующейся личности не только предоставляется информация о содержании идеализированных социально ценных ориентаций, но и принимаются разносторонние меры для их усвоения.
     При этом предполагается, что усвоение человеком знаний о социальных ценностях является необходимой предпосылкой развития у него личных ценностей с социально приемлемой ориентацией.
      Воспитанник соприкасается с информацией о социальных ценностях в разных планах (историческом и современном, теоретическом, практическом). Усвоение соответствующей информации способствует созреванию его знаний о тех или иных ценностях, об их упорядоченности во взглядах людей разных поколений. Соответствующие знания могут в дальнейшем оказаться ориентиром в поведении развивающейся личности.
     Но главное
это побуждать человека к пользованию сложившимися знаниями  о ценностных ориентациях в практических делах. Для этого создаются специальные условия, в которых можно воспользоваться знаниями об усвоенных социальных ценностях, чтобы применять их в процессе своей деятельности.
        В данной связи современное воспитание должно быть ориентировано на систематическое пользование учащимися всеми усваиваемыми знаниями. Эмоционально благоприятный фон, сопровождающий соответствующие проявления челом себя, способствует внутреннему приятию ценностей. Тогда-то        они        и        становятся        личными.
    По мнению Геннадия Николаевича,
личные ценности человека в процессах его жизнедеятельности (в том числе и в образовании) тем или иным способом формируются из социальных. Активно проявляя себя в соответствии замыслами гуманно ориентированного образования, человек не только усваивает идеализированные социальные ценности, но и предпринимает попытки руководствоваться ими в созидательных аспектах своей жизнедеятельности. Достижения успехов на этом пути не только убеждают в значимости созидания, но и вселяют уверенность в
своих  личных потенциалах, усиливают веру в сотрудничество с партнёрами.      Тем самым роль собственной значимости, соотнесённая с осуществленном сотрудничеством с другими людьми
участниками образования, растет в глазах человека как личная ценность. Так ценность человека как идеализированная социальная категория может трансформироваться в личную        ценностную ориентацию.                                                        В гуманно ориентированном воспитании каждый участник этого процесса должен постоянно чувствовать ценностное отношение к нему. Оно проявляется        и        в доверии, и в требовательности, и во всемерной поддержке творческих начинаний        социально ориентированного и лично востребованного        планов.
    Предполагается, что в гуманно ориентированном воспитании человек будет адекватно откликаться на заботу о нём, на предоставляемые возможности,        на        поддержку его позитивных начинаний. Согласно замыслу        гуманно        ориентированного образования человек призван осуществлять в нем специфический образ жизнедеятельности,
в котором проявляются сочетания личного и межличностного, обязанностей
и прав, труда и отдыха. Под влиянием такого рода сочетаний социальные
ценности постепенно преобразуются в личные. Причем
между личными ценностями устанавливается иерархия. Правомерно ожидать, что упорядочение личных ценностей обусловит вывод на передний план ценность человека как доминанту ценностных ориентации участников гуманно ориентированного воспитания.                                                         По мнению Бориса Тимофеевича Лихачева, профессора, доктора педагогических наук,  мораль, будучи внешней по отношению к детской личности социальной духовной силой, обеспечивает приспособление ребенка к условиям общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения. Общественный застой и последующие социальные потрясения, происходящие в обществе, автоматически ведут к разрушению моральных связей между людьми, отбрасыванию моральных норм, замене их лицемерием, к утрате людьми моральности и к духовной опустошенности. Вот        почему        моральное воспитание, просвещение, не дающее устойчивого        педагогического результата, не может быть конечной, абсолютной целью общественного воздействия
на человека. Оно лишь этап к формированию главного в личности: к выращиванию, развитию в ней внутреннего глубинного духовно-нравственного        начала.
   Нравственность в отличие от морали представляет собой сложное социально- психологическое образование. Она образуется из глубоко личных интеллектуально-эмоциональных убеждений, самостоятельно вырабатываемых,                контролирующих потребности и мотивы, определяющих интересы, направленность личности, её духовный облик и образ жизни. Нравственность как состояние обуславливает поведение человека изнутри, из души, из совести, помогает устоять против негативных внешних воздействий и противодействий. Служение внутренним нравственным убеждениям, высоким гуманным принципам делает человека духовным        существом        и обеспечивает уважение к самому себе.
   
С позиций такого понимания сущности нравственности подлинно нравственнен не тот, кто не переступает официальных норм морали, а тот, кто верен нравственным принципам, преодолевает ради их утверждения самого себя и внешние препятствия.
   Заслугой Б.Т. Лихачёва является
развёрнутая характеристика целостной
личности как идеала развития
 ценностных ориентаций. По его мнению, личность становится целостной, цельной, если человек проявляется всесторонне, соединяя в себе одновременно развитое духовно-нравственное гуманистическое начало, черты конкретно-исторического бытия и яркое психофизиологическое своеобразие. Таким образом, цельная личность внутренне нравственно свободна и ответственна. Ядром, главной особенностью, основным критерием цельной личности является идеальное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое богатство, внутренняя нравственная свобода, раскрепощённость, независимость от насильственно внедряемого стандартно-кассетного мышления, свобода выбора образа мыслей и поведения, сознание всей полноты ответственности за свое бытие и результаты поступков.

     Цельная личность регулирует и ограничивает свои материальные потребности, приводит их в соответствие с внутренними и внешними требованиями нравственности и экологии природы, общества и человека. Одновременно она всемерно стимулирует и развивает в себе духовно-нравственные и творческие потребности, отдавая им приоритет перед потребностями материальными. Поэтому ведущим внутренним стимулом и интересом является тот, который контролируется нравственным и экологическим        императивами.
    Оригинальную концепцию воспитания ценностных ориентаций личности выдвигает кандидат педагогических наук, профессор кафедры философии и социальных наук Томского Государственного Педагогического Университета Н.А. Люрья Н.А.. По мнению философа, в современной культуре важнейшую роль для воспитания личности играют те сферы, которые
связаны с её смысловым ценностным самоопределением. Образовательный институт в современном обществе не формирует духовную целостность личности.
В данной связи, для постановки и решения личностно значимых вопросов необходимо формирование промежуточной области, области формирования смыслов, целей, ценностных ориентиров. Не воспитание определяет жизненную стратегию личности, но личность определяет стратегию своей жизни, выбирая (проектируя) собственный образовательный процесс. Образование превращается в непрерывный процесс совершенствования личности, где воспитание нравственных качеств (долг, ответственность, интерес и т.д.), творчества, гражданственности выступает на первый план.
Чтобы объяснить включенность образования в личностные смыслы индивида современной эпохи, необходимо установить какие ценностные ориентации личности,
не воспитываемые регулярной системой образования осознанно и целенаправленно, в то же время оказываются решающими для будущего. Эти аспекты культурологвческого анализа образования представляют собой исследование образования как фактора развития личности. В связи с этим рассмотрение типов образованности тесно связано с «переоценкой ценностей», новым пониманием прежних ценностей в современной культуре, приоритета определения ценностей по отношению к любой наличной образовательной системе.
   По мнению Лузиной Людмилы Михайловны «базовые ценности философско-антропологмческого подхода в воспитании ориентированы на
подлинное человеческое бытие, на «человеческое в человеке», на предназначение конкретной человеческой личности,
которое должно в максимальной степени реализоваться.
Ценностные отношения в воспитательном процессе это отношения людей (субъектов воспитательного процесса) по поводу их человеческого бытия как высшей ценности. Указанные отношения и составляют основу структуры воспитательного процесса. Эти отношения чисто ценностные в том смысле, что они не познавательные, не преобразовательные, не организаторские. Заслугой Людмилы Михайловны является то, что она не ограничилась декларацией этих положений, а рассмотрела процесс их формирования в структуре воспитательного процесса. По ее убеждению, воспитательные отношения ценностно-смыслового равенства субъектов воспитательного процесса принцип, условие, предпосылка всяких иных отношений между субъектами.
Каждый субъект имеет право на собственное представление о ценностях бытия, своем предназначении, смысле жизни, её цели, способах и путях самореализации. Воспитательные отношения
это отношения диалогические, что предполагает диалог не только как акт коммуникации, имеющий начало и конец, но и, главным образом, диалог как способ события. Сущность структуры воспитательного процесса, по мнению Л.М. Лузиной, состоит в духовной событийной общности, то есть не только в отношениях субъектов, но и в духовных связях при которых изменения одних субъектов воспитательного процесса выступают причиной изменения других.
С учётом этой характеристики можно дать самое общее определение структуры воспитательного процесса, направленного
на формирование ценностных ориентаций личности: это событийная общность как объединение субъектов воспитательного процесса на основе согласованных ценностей, смыслов и целей воспитания: нравственных, профессиональных, мировоззренческих, религиозных как внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу.
      Нормы, ценности, смыслы, цели, методы, средства, организационные формы воспитания выступают в качестве таковых как
атрибуты общения и взаимодействия, создаются совместными усилиями субъектов воспитательного процесса на основе конвенции.
В данной связи автор даёт следующее определение воспитательного процесса, направленного на формирование ценностных ориентаций личности: это
система, элементами которой являются воспитатели, воспитанники, родители, учредители, попечители, спонсоры и другие возможные субъекты отношений и связей, а структурой спонтанно организованные и ценностно ориентированные на основе конвенциальных смыслов, ценностей, целей субъект-субъектные отношения и связи, имеющие характер диалогической самореализации, взаимопонимания и ценностно-смыслового равенства субъектов.
    Итак, воспитание становится средством развития ценностных  ориентаций личности в современную эпоху, если оно сопряжено с основополагающей тенденцией современного культурного сознания: ориентацией на ценность уникальности и неповторимости отдельного индивида, его нравственности, что проявляется в постановке задач и целей для образования и выражается в ориентации на её творчество, на проблемные методы, игры.
   Таким образом, развитие ценностных ориентаций личности представляет собой сложный противоречивый процесс: с одной стороны, это расширение «пространства» её внутренней свободы, что находит выражение в возрастании её физической, интеллектуальной, духовной активности, развитии способностей, в увеличении количества сфер приложения творческих сил. С другой стороны, такое «расширение» пространства внутренней свободы сопряжено (и взаимообусловлено) с интимным процессом формирования «внутренних опор», ориентиров, порождением собственных смыслов, что проявляется в возрастающем значении в жизни человека ответственности, чувства долга.
    Расширение внешней активности индивида также оказывается сопряжённым с процессом усложнения и развития его нравственной жизни. Феномен совести чувства внутреннего долга, ответственности
реальные ориентиры в социальной, трудовой, духовной областях его бытия. Они представляют тот «задел», который необходим для предвидения будущего, обеспечения будущего и реальности будущего развития российского общества.

Используемая литература:

1.Богуславский М.В. Воспитание ценностных ориентаций личности школьника: современный подход.

2. Сериков Г.Н.Философия воспитания.

3.Лихачев Б.Т. Философия воспитания.

4.Люрья Н.А. Образование как феномен культуры и фактор развития личности.

5.Лузина Л.М. Теория воспитания: философско – антропологический подход.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения

Современный урок в условиях внедрения ФГОС второго поколения...

Мастер-класс "Исследовательская деятельность как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО"

В настоящее время, как отмечают учёные и методисты, заметно снизился интерес у  учащихся к школьному образованию, к получению знаний. На современном этапе особый интерес вызвает исследовательная ...

Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС

В условиях внедрения ФГОС второго поколения в школы на первый план выходит системно-деятельностный подход обучения....

Критерии современного урока в условиях внедрения ФГОС.

В работе затрагиваются вопросы волнующие всех педагогов. работающих по ФГОС:- Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника н...

Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием  современного  подхода...

Исследовательская деятельность обучающихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве в условиях внедрения ФГОС НОО.

В современной начальной школе происходит активное обновление целей, содержания и методов образования в связи с внедрением ФГОС. В эпоху, когда личность стоит на первом месте, необходимо создавать благ...

Доклад на педагогический совет на тему: «Современный урок в условиях внедрения ФГОС»

Доклад и презентация на педагогический совет На тему: "Современный урок в коррекционной школев рамках внедрения ФГОС"...