Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС
статья на тему

Галанцова Ольга Григорьевна

В условиях внедрения ФГОС второго поколения в школы на первый план выходит системно-деятельностный подход обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к современному уроку.

Галанцова О.Г. Учитель начальных классов.


Современный урок должен стимулировать развитие познавательной активности учеников, а не давать им отдельные знания, умения и навыки. Это может обеспечить системно-деятельностный подход на уроке.
Сущностью системно-деятельностного подхода является способность учеников решать проблемы различной сложности на основе имеющихся у них знаний. Для этого ученикам придется проанализироват ь множество решений, из разрозненных фактов собрать целую картинку и наоборот из целого вычленить отдельные фрагменты. При этом учащийся начинает осознавать содержание и формы своей учебной деятельности, активно развивает самостоятельнос ть этих учебных действий.
Если в “традиционном” подходе основным средством обучения является учебник, содержание осваивается за счет прочтения ( слушания) и понимания текстов, то в системно -деятельностном подходе главным средством обучения становятся ситуации. Основная идея СПД состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде
Учитель создает ситуацию актуального активизирующего затруднения, организовывает исследовательск ую работу детей, чтобы они додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Во время поиска решения необходимо побуждать учеников выдвинуть и проверить гипотезы. В этом помогают такие приемы как: открытые вопросы, рефлексивные задачи, ситуации риска, провокации, ловушки. Возникновение неожиданного препятствия на уроке вызывает у детей удивление и интерес, способствует появлению вопроса. Если не удается удивить ребенка, то может не получиться проблемной ситуации, и ученик останется равнодушным к происходящему на уроке.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебной проблемной ситуации, активное участие в обсуждении, в деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условия для самоконтроля и самооценки; организация различных форм сотрудничества. Главная задача педагога сформировать у него желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к саморазвитию на основе самоорганизации . 
СПД снижает у учащихся страх ошибиться, дать неправильный ответ. Учит сопоставлять факты и учитывать все имеющиеся исходные данные для предложения правильного решения, а неудача служит сигналом для ее исправления. С таким подходом ученики привыкают не впадать в уныние, а искать и находить путь решения проблем.