«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном»
план-конспект урока (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_obobshchenie_ob_im_sushch_.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы

«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном»

Урок русского языка в 4 «А» классе

Учитель:  Мартиросова Р. Р.

Тема

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

Тип урока

Урок закрепления знания об имени прилагательном и имени существительном

Цель темы

Усвоить сходство и различия между данными частями речи.

Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные.

Задачи

Воспитывать познавательную инициативу посредством системы заданий.

Развивать умения анализировать и обобщать, формировать умение работать в паре.

Совершенствовать умения классифицировать и различать существительные и прилагательные по вопросам и окончаниям.

Умения

Предметные:

Уметь правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные.

Универсальные учебные действия

Регулятивные: 

Оценивать ход и результат выполнения задания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Познавательные: 

Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез.

Выполнять задания на основе упражнений;

Выполнять действия по заданному алгоритму.

Коммуникативные:

Учиться  работать в парах, внимательно слушать друг друга, слушать мнение других, высказывать свое мнение.

Личностные

Проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи своему соседу по парте.

Планируемый результат

Уметь правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные.

Основные понятия

 Имя существительное.  Имя прилагательное.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, окружающий мир.

Этапы урока

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап.  

Мотивация (самоопределение)

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

2) определить содержательные рамки урока.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Объясняют смысл пословицы, проговаривают правила поведения в общении.

Слайд 2

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап.

Организационный момент.

- Сегодня на уроке мы с вами проверим как усвоили сходства  и различия между именами прилагательными и существи-тельными и постараемся помочь друг - другу, если в этом будет необходимость.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

Слайд 2. 

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».

Личностные УУД

Особое внимание уделяется на оказание помощи во время работы соседу по парте.

I этап.  Организационный момент.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД

Нам нужно научиться сотрудничать с соседом по парте и уважать его мнение.

II этап. Актуализация знаний.

Цель:

1) повторить тему предыдущего урока

«Дательный и творительный падежи множественного числа имён прилагательных»

1) учить находить имена существительные и прилагательные в речи.

Работать с информацией, представленной в учебнике упр. 357, с.41.

Слайд 3

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,

формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную работу по упражнению.

Организовать  индивидуальную работу с помощью сигнальных карт.

II этап. Актуализация знаний.

Упр.357

- Прочитай и озаглавь текст.

- Выпиши словосочетания, выдели окончания, определи падеж.

- Прочитай текст без прилагательных.

- Изменился смысл текста?

- Сравни существительные и прилагательные по плану из  упр. 358

(Фронтальная проверка)

 Слайд № 3

Познавательные УУД

Выполнять задание на основе упражнения;

Проводить сравнения;

Строить объяснение в устной форме.

II этап. Актуализация знаний.

 - Осмотритесь  и назовите имена существительные  и прилагательные ед. и мн. числа.

Познавательные УУД

Владение общими приёмами выполнения заданий.

III этап.

Тренировочные действия с изученным материалом

Цель:

1) Фиксация индивидуально

го затруднения

2) вывести тему и цели урока

НРК

Физкультминутка «Дискотека для зверят»

Работать с информацией, представленной на

слайде № 4, с целью поиска и выделения необходимой информации.

Минутка чистописания.

тжш  жшт  штж  тшж  жтш  жшт

Ж
Крылатое выражение:
Жить чужим умом.
( придерживаться чужих взглядов, не быть самостоятельным в своих поступках)
Назови первый звук в первом слове крылатого выражения.
[ж] – согласный, твердый, звонкий, парный
жж 
Северная Осетия- жемчужина Кавказа. Каждый гражданин нашей республики, желающий ее процветания, должен знать о своем крае как можно больше. Наша республика является одним из центров науки образования и культуры Россию.

Словарно – орфографическая работа.

слайде № 5

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

Организовать фронтальную работу для выведения темы и целей урока.

III этап.

Тренировочные действия с изученным материалом

- Прочитать словосочетания:  сдайд № 4

                                  глубокое озеро,

                                  новый аэродром,

                                  лёгкий шаг,

                                  красная стрела,

                                  литературный журнал

Условия для поиска букв:

  •  первая буква - в прилагательном мужского рода встречается дважды. Один раз она обозначает парный глухой мягкий согласный звук, другой раз – твердый;
  •  вторая и третья буквы в существи-тельных, обозначают парные согласные всегда твердые звуки

тжш  жшт  штж  тшж  жтш  жшт

Словарно – орфографическая работа.

слайде № 5

- Замените существительное однокоренным прилагательным. Выделите окончания у прил. Найдите лишнее.

Багаж (вагон) – багажный,

пшеница (поле) -  пшеничное,

комната (цветы)-  комнатные,

железо (нож) – железный,

шоссе (дорога) – шоссейная.

Познавательные УУД

Выполнять задание на основе слайда;

Проводить классификацию;

Строить объяснение в устной форме.

III этап.

Тренировочные действия с изученным материалом

- Выпиши словосочетания ед.ч. муж., жен., ср.р , а твой сосед  -  словосочетания сущ. и прил. мн.ч.

- Разобрать слова по составу

Работа в паре

- Проверьте, справился ли с заданием ваш сосед по парте?

Коммуникативные УУД

Научиться сотрудничать с соседом по парте.

- Чем сходны и чем различаются существительные и прилагательные?

Познавательные УУД

Строить логическую цепь рассуждений.

IV этап.

Самостоятель-

ная работа с применением имеющихся знаний.

Цель:

1)   Усвоить сходство и различия между данными частями речи. Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные

2) Выявление места и причины затруднения.

3) составить алгоритм сравнения имён

существительных и прилагательных

4)  учить  сравнивать  имена существительные и прилагательные по алгоритму.

Работать с информацией, представленной в учебнике на стр.42.

Упр. 359,

упр.360

Учитывать степень сложности задания  и определять для себя возможность/невозмож-

ность его выполнения.

Слайды 6, 7.

Осуществлять самоконтроль: соотносить собственную запись с предложенным вариантом.

Организовать работу по учебнику

Контролировать работу учащихся с материалом, вызвавшим затруднение.

IV этап.

Самостоятельная работа с применением имеющихся знаний.

Упр. 359,

- Подбери к существительным подходящие по смыслу прилагательные и напиши словосочетания. Укажи род.

Упр.360

- Подбери к прилагательным подходящие по смыслу существительные и напиши словосочетания. Укажи род и число прилагательных.

- У каких прилагательных нельзя определить род?

Слайды 6, 7.

Регулятивные УУД

Задание,  ориентирующее школьника на проверку правильности выполнения задания.

- Для того чтобы правильно  классифицировать имена существительные, нужно действовать пошагово (составление алгоритма) .

Слайды 8

1) определить часть речи:

2) поставь вопрос кто? или что?

3) вспомни, на какие вопросы отвечают существительные и прилагательные

4) сделай вывод.

Регулятивные УУД

Контроль деятельности по результатам выполнения задания по алгоритму.

Познавательные УУД

Формулирование правила написания на основе существенных признаков.

IV этап.

Самостоятельная работа с применением имеющихся знаний.

Задание по тетради на печатной основе упр.93

Работа в паре.

- Проверь работу соседа по парте и укажи на ошибки.

Коммуникативные УУД

Взаимодействие с соседом по парте.

Личностные УУД

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам посредством системы заданий.

Работа в малых группах

- Учащиеся 1группы выписывают  словосочетания существительного и прилагательного муж. рода,

учащиеся 2 группы выписывают  словосочетания существительного и прилагательного жен. рода,

учащиеся 3 группы выписывают  словосочетания существительного и прилагательного среднего  рода,

Познавательные УУД

Владение общими приёмами выполнения заданий.

Построение логической цепи рассуждений.

V. Самооценка. Рефлексия деятельности.

Цель:

1) подвести итог проделанной работе на уроке, домашнее задание.

VII. Самооценка. Рефлексия деятельности.   

Слайд 9.

Закончи предложение по схеме:

- Сегодня на уроке:                      

                                                                                                 запомнил … и знаю …

                                                                       Я                           научился

                                                                                                  смог

Примерные ответы детей:

- Я запомнил, как различать  имена  существительные и прилагательные.

- Я научился различать   имена  существительные и прилагательные.

- Я смог правильно подобрать к  существительным подходящие по смыслу прилагательные.

- Я смог правильно подобрать к  прилагательным подходящие по смыслу существительные.

- Теперь я умею: …

различать   имена  существительные и прилагательные;

находить   имена  существительные и прилагательные;

правильно подобрать к  существительным подходящие по смыслу прилагательные;

правильно подобрать к  прилагательным подходящие по смыслу существительные.

Познавательные УУД

Выполнение задания на основе алгоритма.

Домашнее задание: учебник, упр. 361

- Спасибо за работу. Урок окончен.  

Ресурсы:- основные

- дополнительные

Учебник Т.Г.Рамзаева  «Русский язык», 4 кл., 2 ч.

Методическое пособие, тетрадь для упражнений по русскому языку и речи № 2. Т.Г.Рамзаева, Л.П.Савинкина  

- презентация к уроку «Обобщение знаний об имени прилагательном и имени существительном»

- электронные физкультминутки

- работа с CD (Презентация)

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малой группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока + презентация по русскому языку "Повторение изученного об именах прилагательных и именах существительных"

Работа представляет собой разработку урока плюс презентация по данной теме. Представлен интересный и доступный материал по закреплению изученного материала. Дети с интересом выполняли различные задани...

Русский язык. 4 класс Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. На уроке устанавливали сходства и различия между именем прилагательным и существительным....

Урок по русскому языку в 4 классе: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

1. Усвоить сходства и различия между частями речи.                                           ...

«Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном» Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 4 классе по системе "Школа России"

Открытый урок по Русскому языку в 4 классе на тему "Повторение изученного об имени существительном и прилагательном" по системе "Школа России" (Т.Г. Рамзаева)...

Конспект урока "Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном."

Предмет: русский язык4 классТема урока: Повторение  изученного об имени прилагательном и имени существительном.Цели урока: 1Усвоить сходства и различия между данными частями речи.2. Закреплять ум...