Коммуникативные игры
методическая разработка (1 класс)

Тулинова Анастасия Валерьевна

Подбор коммуникативных игр  -  помощь учителю для развития речи у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnye_igry.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовили студенты 311 НК группы:

 Макеева А., Черкасов М.

Коммуникативные игры для младших школьников

1. Игра «Снежная королева»

Цель: учить детей излагать свои мысли точно, кратко, без искажений смысла.

Описание:

Участники садятся на стулья, образуя круг.

Педагог просит детей вспомнить сказку «Снежная королева».

Дети вспоминают, что в этой сказке было зеркало, отражаясь в котором, все доброе и прекрасное превращалось в плохое и безобразное. Сколько бед натворили осколки этого зеркала, попав в глаза людям!

Педагог говорит:

- У этой сказки есть продолжение: когда Кай и Гер-да выросли, они сделали волшебные очки, через которые, в отличие от зеркала, можно было разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.

Детям предлагается представить, что волшебные очки надеты, посмотреть больше хорошего, а затем рассказать об этом.

Педагог первым «надевает очки» и дает образец описания детей.

По окончанию игры дети пытаются рассказать, какие трудности они испытали, что чувствовали, находясь в роли рассматривающих.

2. Игры - ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Описание:

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Две девочки поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

4. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

5. Ребёнок плачет – успокой его.

6. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

7. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

8. Ребёнок плачет – успокой его.

9. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

10. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

11. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

12. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

3. Игра «Ласковое имя»

Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.

Описание:

Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.). Учитель обращает внимание детей на ласковую интонацию.

4. Игра «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Описание: 

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», — или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

5.Игра «Дотронься...»

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание:

Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)» – Кто не нашел необходимого предмета — водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

6. Игра «Пресс-конференция»

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ;  формировать   речевые         умения.

Описание:
Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

7. Игра «Изобрази пословицу»

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Описание:

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”;

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”;

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”;

“Как аукнется, так и откликнется”.

8. Хороводная игра «Ау!»

Цель: развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.

Описание:

Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

9. Творческая игра «Кто здесь кто?»

Цель: учить средствам жестикуляции и мимики, передавать наиболее характерные черты персонажа сказки

Описание:

Педагог предлагает детям сыграть небольшие спектакли по известным сказкам, изображая героев средствами мимики и жестов.

10. Игра «Лесные братья»

Цель: развить коммуникативные, артистические способности, внимание. Игра способствует общению и взаимопониманию детей.

Необходимые материалы и наглядные пособия: негромкая, но веселая музыка.

Описание:

В начале игры среди участников распределяются роли. Это могут быть определенные звери (заяц-именинник, обманщица-лиса, медведь-защитник и т. д.), характерные сказочные персонажи (Незнайка, Мальвипа, Буратино, Знайка, Бармалей). Можно даже просто дать имена, отражающие их положительные и отрицательные человеческие качества (добрый, злой, общительный и т.д.).
Когда роли будут распределены, нужно подробно объяснить ребятам, что они должны в течение всей игры вести себя так, как вел бы себя в данной ситуации их персонаж. Если девочка играет роль Мальвины, она, как и ее героиня, на протяжении всей игры должна быть гостеприимной и доброжелательной (будет лучше, если такую роль получит скромная и незаметная девочка). Если мальчик играет роль Буратино, то он должен всем задавать вопросы, быть немного навязчивым. Подобным образом необходимо разобрать и проанализировать все роли.
Раздавать нужно роли тех персонажей, которые знакомы ребятам. Желательно, чтобы они были полной противоположностью характеру ребенка. Ведущий должен наблюдать за игрой, и, если у кого-то из ребят роль не получается, ее необходимо еще раз проанализировать или поменять.
В этой игре нет победителей и проигравших. Она идеально подходит для праздников, ее можно использовать как первую ознакомительную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

коммуникативные игры в доу

Кака я использую коммуникативных игр в непосредственной образовательной деятельности по физической культуре в ДОУ...

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры...

Коммуникативная игра "Рука друга"

Игра направлена на сплочение школьного коллектива, привитие нравственных качеств, развитие умения общаться.В основе игры лежит технология тренинг-общение, состоящая из упражнений, итогом которых являе...

методическая разработка "коммуникативные игры"

методическая разработка "коммуникативные игры"...

Коррекционные игры для гиперактивных детей коммуникативные игры

Коррекционные игры для гиперактивных детей -  коммуникативные игры...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК НОВЫЙ ФОРМАТ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА (МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

Актуальность проблемы:На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоцион...

Коммуникативная игра "Дружные ребята"

Сценарий коммуникативной игры с детьми старшего дошкольного возраста «Дружные ребята»....