Проект по теме: Проектирование содержания урока с выделением формируемых универсальных учебных действий
проект (1 класс)

Мирзанурова Розалия Мукатдисовна

Введение

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc266 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №1» Елабужского муниципального района

Республики Татарстан

Проект по теме:

Проектирование содержания урока с выделением формируемых универсальных учебных действий

                                   

                                       Выполнила:

                                                                учительница начальных классов

                                                МБОУ"Гимназия № 1"

                                             Елабужского района

                                                                            Мирзанурова Розалия Мукатдисовна.

                                                             

Проблема: Разработка технологии обучения, способствующей формированию УУД на предметном содержании

Цель: Разработать проект урока с выделением формируемых УУД

Задачи: 1. Проанализировать литературу по данной теме

              2. Охарактеризовать понятия "УУД" и "виды УУД"

               3. Разработать проект урока с выделением формируемых УУД

Ожидаемый результат: Учащиеся овладеют обобщёнными действиями для усвоения научных понятий


Содержание

Введение

1. Характеристика УУД младших школьников в соответствии

с ФГОС НОО - 2009 г.

1.1. Личностные УУД.

1.2. Регулятивные УУД

1.3. Познавательные УУД

1.3.1. Общеучебные УД

1.3.2. Универсальные логические действия

1.3.3. Постановка и решение проблемы

1.4. Коммуникативные УУД

2. Особенности формирования УУД на уроках русского языка в первом классе гимназии.

3. Проектирование содержания урока обучения грамоте с выделением формируемых УУД

Заключение

Литература


Введение

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Теоретико-методологическая основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный и культурно-исторический подходы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов), интегрирующие достижения педагогической науки и практики (компетентностной и зуновской парадигм образования). Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. «Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося».

         1.  Характеристика УУД младших школьников

в соответствии с ФГОС НОО - 2009г.

Требования ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования  содержат описание целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций обучающегося, освоившего основную образовательную программу начального общего образования, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Требования  задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

 Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;   обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники должны овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и

осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

1.1. Личностные УУД

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности выделяют три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

1.2. Регулятивные УУД

Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. К ним относятся

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

-  оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

1.3. Познавательные УУД

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.3.1. Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-  структурирование;

- построение  речевых  высказываний в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и

восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

1.3.2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,  

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

1.3.3. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

1.3.4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий –  их уровень развития,  соответствующий нормативной стадии развития и релевантный «высокой норме» развития,  и свойства.

                2. Особенности формирования УУД на уроках русского

языка в первом классе.

Обучение русскому языку в 1 классе включает следующие этапы: устный курс – 45 часов, обучение грамоте - 54 часа.

На первом этапе ведущими являются воспитательно-образовательные задачи, связанные с формированием у учащихся положительной мотивации к изучению русского (неродного) языка,  создание исходной базы для развития речевых способностей учащихся. В предварительном устном курсе происходит закрепление и развитие умений и навыков устной речи, приобретенных в дошкольный период; выработка первичных умений аудирования, говорения; обогащение лексического запаса учащихся, активизация  в речи учащихся наиболее употребительных грамматических форм и слов; формирование навыков построения и употребления в устной речи предложений на основе речевых образцов и выработка умений выражать свои мысли в связной форме.

На втором этапе главной задачей является осознание  способов обозначения фонем в русской графике  сравнительно с графикой родного языка: усвоение слогового принципа русской графики, овладение правилами чтения русских слов. В период обучения грамоте продолжается начатая на разговорных уроках работа по развитию навыков устной речи  и закладываются первоначальные навыки чтения и письма.

Таблица 1

Учебно-тематический план уроков обучения грамоте.

№ п/п

Тема  урока

Кол-во ча-сов

Характеристика деятельности учащихся или виды деятельности

Планируемые результаты

1

Рассказ. Предложение. Слово.

1

1.Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). 

2. Ознакомление

с терминами рассказ (текст), предложение, слово.

3. Схематическое изображение текста (рассказа), предложения, слова.  

1.Общее представление о языке.

2.Членение речи на предложения. предложений на слова с использованием графических схем

3.Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

2

Рассказ. Предложение. Слово.

1

1.Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). 

2. Ознакомление

с терминами рассказ (текст), предложение, слово.

3. Схематическое изображение текста (рассказа), предложения, слова.  

1.Общее представление о языке.

2.Членение речи на предложения. предложений на слова с использованием графических схем

3.Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

3

Звук [у] и буквы Уу.

1

1.Выделение звука У и чтение схем слов с этим звуком.

2.Совершенствование навыков письма буквы У

3. Составление рассказа “Отец с сыном варят суп”.

1. Воспринимать на слух тематически ограниченную речь, а в ее составе звуки, слова и предложения на  русском языке.

 2.Задавать вопросы по картине.

3. Составлять устно небольшое монологическое высказывание по картине.

4

Звук и буква О. Ударение. Чтение буквы  О в безударном положении.  

1

1.Звуковой анализ слов, составление схем текста, предложения, слова.

2. Письмо букв Аа, Уу, Оо.

3. Составление рассказа по картина “Сбор урожая”.

1.Отвечать на вопросы учителя о правилах поведения на уроке и соблюдать эти правила в учебной работе.

2. Сравнение элементов букв Аа, Уу, Оо.  Конструирование букв.

3. Составлять устно небольшое монологическое высказывание по картине.

5

 Звук и буква Ы. Буквы  Аа, Оо, Уу, ы     

1

1.Диктант с использованием фишек на основе  рассказа по картинке “Азбуки” со стр.8. . 

2.Выделение [ы]  и знакомство с буквой ы.

3. Письмо буквы ы. Безотрывное соединение букв Ау! Уа!.  

1.Оценивать результаты своей работы

2.Знать начертание изученных  (прописных) заглавных и строчных букв русского алфавита, способов их соединения.

3. Правильно интонировать предложения различных типов.

6

 Звук [м] и буквы Мм.

1

1.Диктант с использованием фишек по картинке “Азбуки” со стр. 10.

2.. Чтение слогов и слов с новой буквой.

3. Составление рассказа по картине “Маша учится читать”. “Диктант с использованием фишек.

3. Письмо букв Мм и обведение слов в  рабочей тетради.  

1.Принимать учебную задачу урока (чтение слогов и слов с буквой М) и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

2. Списывать без ошибок рукописные и печатные   тексты небольшого объема (от 1 до 3 слов).

7

Звук Р и буквы Рр.

1

1.Выделение звука [р] в словах и его обозначение буквами Рр. Артикуляция звука [р]

2. Чтение обратных и прямых слогов, напечатанных  на доске, в учебнике.

3.  Письмо букв  Рр и обведение слов в рабочей тетради.

1. Принимать учебную задачу урока (овладение механизмом чтения на русском языке) и осуществлять её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

2. Списывать без ошибок рукописные и печатные   тексты небольшого объема (от 1 до 3 слов).

8

Звук [ш] и буквы Шш 

1

1.Выделение звука [ш] в словах и знакомство с буквами Шш.

2. Чтение слогов и слов с новой буквой.

3. Ответы на вопросы учителя по картинке “Маша и Шура”.

4. Диктант с использованием фишек.  

5. Письмо букв  Шш и предложений.

1.Отвечать на вопросы.

2.Работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, схема; звук и его обозначение на схеме )  

3.Списывать без ошибок рукописные и печатные   тексты небольшого объема (от 1 до 5 слов).

4.Оценивать результаты своей работы.

9

Звук [н] и буквы Нн

1

Выделение звука [н] в словах  и знакомство с буквами Нн.

2. Чтение слогов и слов с новой буквой с выделением ударного слога и с правильной артикуляцией звуков.

3. Чтение текста из “Азбуки” и ответы на вопросы учителя.

4. Диктант с использованием фишек.  

5. Письмо букв  Нн и предложений. Списывание с рукописного.  

1. Выделять из речи предложения, слова.  Определять на слух количество предложений в высказывании.

2. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

3.Принимать учебную задачу урока (овладение механизмом чтения на русском языке)

4.Списывать без ошибок печатные   тексты небольшого объема (до 6 слов).

5.Оценивать результаты своей работы.

10

Звук [п] и буквы Пп

1

Слого-звуковой анализ слов со звуком [п]. Выделение и обозначение звука [п].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Папа с сыном идут гулять”.  

4. Письмо букв  Пп и предложений.

5 Составление звуковых моделей слов.  

  1. Выделять  звук и различать на слух и при произношении гласные и согласные.
  2. Сравнивать глухие и звонкие согласные звуки [п] и [б].

3. Работать с информацией, представленной в разных форматах: звук  и его  обозначение на схеме.  

4. Оценивать правильность своих действий.

11

Звук [л] и буквы Лл

 1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [л]. Выделение и обозначение звука [л].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Маша упала”.  

4. Письмо букв  Лл и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1. Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

3.Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения.

4. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

12

 Звук [т] и буквы Тт

1

.Слого-звуковой анализ слов со звуком [т]. Выделение и обозначение звука [т].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.

3. Составление связного рассказа по картинке “Катание на санках”.  

4. Письмо букв  Тт и предложений.

5 Грамматическое упражнение. Согласование в роде глагола-сказуемого с подлежащим.  

1. Осознанно, правильно и по слогам читать вслух отдельные слова, короткие предложения  и небольшие тексты.

2.Внимательно слушать то, что говорят другие.

 3. Отвечать на вопросы учителя.

4. Использовать основные грамматические формы  и  минимум слов активного  запаса.

13

Звук [к] и буквы Кк

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [к]. Выделение и обозначение звука [к].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Шура кормит кур”.  

4. Письмо букв  Кк и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1. Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

 2. Уметь писать графические элементы изученных букв.

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

14

Звук [ф] и буквы Фф

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [ф]. Выделение и обозначение звука [ф].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Ната  и Фома”.  

4. Письмо букв  Фф и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1. Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

3.Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения.

4. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

15

Звук [с] и буквы Сс

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [с]. Выделение и обозначение звука [с].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “У моста”.  

4. Письмо букв  Сс и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1. Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

3.Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения.

4. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

16

Буква О в  безударной позиции

1

1.Наблюдение над чтением буквы О в ударной и безударной позициях.

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с  буквой О.  

3. Составление связного рассказа по картинке “На охоту”.  

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

1. Орфоэпически правильно читать слова с буквой О в ударной и безударной позициях.

2. Правильное интонирование предложений.  

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

4. Списывать с печатного по алгоритму.

5. Оценивать результаты своей работы.

17

Звук [х] и буквы Хх

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [х]. Выделение и обозначение звука [х].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Рома и слон”.  

4. Письмо букв  Хх и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1. Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

18

Звук [д] и буквы Дд

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [д]. Выделение и обозначение звука [д].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Тома дома”.  

4. Письмо букв  Дд и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1. Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

3. Анализ, сравнение и конструирование букв.

4. Оценивать результаты своей работы.

19

Звук [в] и буквы Вв

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [в]. Выделение и обозначение звука [в].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Наш двор”.  

4. Письмо букв  Вв и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1. .Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

3. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

20

Буква Д в значении  звука [т]

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуками [д] и [т] на месте буквы Д.

2. Орфоэпически правильное  чтения  слогов и слов с фонемой <д> в разных позициях.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Вова и Руфа на пруду”.  

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

1. Наблюдать над произношением и обозначением буквой   фонемы <д> в разных позициях и характеризовать звук.

2. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

3. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

4. Оценивать результаты своей работы.

21

Буква В

в значении звука [ф]

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуками [в] и [ф] на месте буквы В.

2. Орфоэпически правильное  чтения  слогов и слов с фонемой <в> в разных позициях.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Ната в саду”.  

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

1. Наблюдать над произношением и обозначением буквой   фонемы <в> в разных позициях и характеризовать звук.

2. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

3. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

4. Оценивать результаты своей работы.

22

Звук [б] и буквы Бб

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [б]. Выделение и обозначение звука [б].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Бабушка и внук”.  

4. Письмо букв  Бб и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1.. .Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

23

Звук [г] и буквы Гг

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [г]. Выделение и обозначение звука [г].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Глаша во дворе”.  

4. Письмо букв  Гг и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке.

3.Соблюдать речевой этикет в ситуации учебного общения.

4. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

24

Звук [з] и буквы Зз

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [з]. Выделение и обозначение звука [з].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Сад”.  

4. Письмо букв  Зз и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

. 1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Читать целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказывать с опорой на схему.

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке, составлять связный рассказ.

4. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

25

Звук [ж] и буквы Жж

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [ж]. Выделение и обозначение звука [ж].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Жора и жук”.  

4. Письмо букв  Жж и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

. 1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Читать целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказывать текст

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

26

Оглушение звонких согласных в конце слова: б [п], г[к], ж[ш]

1

Слого-звуковой анализ слов со звуками [б] и [п], [г] и [к], [ж] и [ш] на месте буквы б, г, ж.

2. Орфоэпически правильное  чтения  слогов и слов с фонемами  <б>, <г> ,<ж> в разных позициях.  

3. Составление связного рассказа по картинке “На лугу”.  

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

.1. Наблюдать над произношением и обозначением буквой   фонем <б>, <г>, <ж> в разных позициях и характеризовать звук.

2. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

3. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

4. Оценивать результаты своей работы.

27

Звонкие согласные в слабой позиции

1

 Наблюдение за словами со звонкими согласными на конце слова и перед гласными  и  их слого-звуковой анализ.

2. Орфоэпически правильное  чтения  слогов и слов с фонемами парных по звонкости/глухости согласных звуков в слабой и сильной  позициях.  

3. Составление связного рассказа по картинке “На лугу”.  

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

.1. Выявить закономерность оглушения парных по звонкости/глухости  согласных на конце слов и проявления  звонкости/глухости согласных звуков  перед  гласными.

2. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

3. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

4. Оценивать результаты своей работы.

28

Звук [и] и буквы Ии

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. Выделение и обозначение звука [и].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Иван и Ира”.  

4. Письмо букв  Ии и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1.. Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

3. Читать целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста.

4. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

5. Анализ, сравнение и конструирование букв.

6. Оценивать результаты своей работы.

29

Позиционное чтение

 Обозначение мягкости  согласных с помощью буквы и

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуками [и] и [ы]. Выделение мягкого согласного перед [и] и твёрдого перед [ы].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с соблюдением позиционного принципа русской графики.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Мила и Лиза”.

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

1. Знакомство с механизмом позиционного чтения.  

2. Читать целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста.

3. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

5. Оценивать результаты своей работы.

30

Слова и слоги с буквами ы/и

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуками [и] и [ы]. Выделение мягкого согласного перед [и] и твёрдого перед [ы].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с соблюдением позиционного принципа русской графики.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Папа и дети”.

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

. 1. Знакомство с механизмом позиционного чтения.  

2. Читать целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста.

3. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

6. Оценивать результаты своей работы.

31

Слова и слоги с буквами ы/и

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуками [и] и [ы]. Выделение мягкого согласного перед [и] и твёрдого перед [ы].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с соблюдением позиционного принципа русской графики.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Зина и Сима”.

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

1. Знакомство с механизмом позиционного чтения.  

2. Читать целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста.

3. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

6. Оценивать результаты своей работы.

32

Упражнения в позиционном чтении слогов и слов с буквами и/ы

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуками [и] и [ы]. Выделение мягкого согласного перед [и] и твёрдого перед [ы].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с соблюдением позиционного принципа русской графики.  

3. Составление связного рассказа по картинке “В магазине”.

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

1. Знакомство с механизмом позиционного чтения.  

2. Читать целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста.

3. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

6. Оценивать результаты своей работы.

33

Сочетания

жи, ши

1

1.Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями жи, ши.  Выделение твёрдых  согласных [ж] и [ш] перед и.

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с соблюдением позиционного принципа и со случаями нарушения этого принципа  русской графики.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Малыши”.

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

1. Овладевать  механизмом позиционного чтения и механизмом чтения   слов с нарушением  слогового принципа русской графики.  

2. Читать целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста.

3 Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

34

Работа буквы ь

1

.Слого-звуковой анализ слов с буквой ь на конце.. Выделение мягкого согласного перед ь

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с соблюдением позиционного принципа русской графики.  

3. Составление связного рассказа по картинке “В лошадки”.

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

1. Овладевать  механизмом позиционного чтения и механизмом чтения   слов с нарушением  слогового принципа русской графики.  

2. Читать целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста.

3. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

35

Буквы э и е в значении звука [э] 

1

1.Слого-звуковой анализ слов с буквами э и е. Выделение и обозначение звука [э] буквами э и е.  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Это будет школа”.  

4. Письмо букв  Э э е. 

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1. Овладевать  механизмом позиционного чтения.  

2. Читать целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста.

3. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

36

Буквы э и е в значении звука [э].

1

1.Слого-звуковой анализ слов с буквами э и е. Выделение и обозначение звука [э] и мягкого согласного перед гласным на месте буквы е.    

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов: правильность  и беглость.

3. Составление связного рассказа по картинке “Кеша и Эмма”.  

4. Списывание и составление  схемы предложения.

1. Овладевать  механизмом позиционного чтения.  

2. Читать целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста.

3. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

37

Работа буквы е  после  согласных

1

1.Слого-звуковой анализ слов с буквой е. Выделение и обозначение звука [э] и мягкого согласного перед гласным на месте буквы е.    

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов: правильность  и беглость.

3. Составление связного рассказа по картинке “В лесу”.  

4. Списывание и составление  схемы предложения.

1. Овладевать  механизмом позиционного чтения.  

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста.

3. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

38

Работа буквы я  после  согласных

1

1.Слого-звуковой анализ слов с буквой я. Выделение и обозначение звука [а] и мягкого согласного перед гласным на месте буквы я.    

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов: правильность  и беглость чтения.

3. Составление связного рассказа по картинке “На кухне”.  

4. Списывание и составление  схемы предложения.

 1. Овладевать  механизмом позиционного чтения.  

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста

3. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на

вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

39

Работа буквы я  после  согласных

1

1.Слого-звуковой анализ слов с буквой я. Выделение и обозначение звука [а] и мягкого согласного перед гласным на месте буквы я.   

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов: правильность  и беглость чтения.

3. Составление связного рассказа по картинке “Котята”.  

4. Списывание и составление  схемы предложения.

1. Овладевать  механизмом позиционного чтения.  

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста

3. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на

вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

40

Работа буквы ю  после  согласных

1

1.Слого-звуковой анализ слов с буквой ю. Выделение и обозначение звука [у] и мягкого согласного перед гласным на месте буквы ю.    

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов: правильность  и беглость чтения.

3. Составление связного рассказа по картинке “Две сестры”.  

4. Списывание и составление  схемы предложения.

1. Овладевать  механизмом позиционного чтения.  

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста

3. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на

вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

41

 Работа буквы ё  после  согласных

1

1. Слого-звуковой анализ слов с буквой ё. Выделение и обозначение звука [о] и мягкого согласного перед гласным на месте буквы ё.    

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов: правильность  и беглость чтения.

3. Составление связного рассказа по картинке “К дедушке”.  

4 Списывание и составление  схемы предложения.

1. Овладевать  механизмом позиционного чтения.  

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста

3. Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на

вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

42

Сочетания

жь, шь

1

1.Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями жь, шь.  Выделение твёрдых  согласных [ж] и [ш] перед ь.

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с соблюдением позиционного принципа и со случаями нарушения этого принципа  русской графики.  

3. Составление связного рассказа по картинке “В колхозе”.

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

1. Овладевать  механизмом позиционного чтения и механизмом чтения   слов с нарушением  слогового принципа русской графики.  

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста

3 Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

43

Буквы ж, ш перед ь, ё, и

1

1.Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями жь, шь, жё, шё, жи, ши.  Выделение твёрдых  согласных [ж] и [ш] перед ь, ё, и.

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с соблюдением позиционного принципа и со случаями нарушения этого принципа  русской графики.  

3. Составление связного рассказа по картинке “В детском саду”.

4.  Списывание и составление  схемы предложения.

1. Овладевать  механизмом позиционного чтения и механизмом чтения   слов с нарушением  слогового принципа русской графики.  

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста.

3 Работать с информацией, представленной в разных  форматах (текст, схема).

4. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

5. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

44

Звук [ч’] и буквы Чч

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Выделение и обозначение звука [ч’].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Бабочка”.  

4. Письмо букв  Чч и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения. Пересказ текста.

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

45

Звук [ш’ш’] и буквы Щщ

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [ш’ш’]. Выделение и обозначение звука [ш’ш’].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Щенок”.  

4. Письмо букв  Щщ и предложений.

5 Списывание и составление  схемы предложения.

1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения.

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

46

Звук [ц] и буквы Цц

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [ц]. Выделение и обозначение звука [ц].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Цыплята”.  

4. Письмо букв  Цц и предложений.

5. Списывание и составление  схемы предложения.

1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения.

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

47

Обозначение звука [й’] в конце слова буквой Й

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [й’]. Выделение и обозначение звука [й’].  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов с новой буквой.  

3. Составление связного рассказа по картинке “Будем играть вместе”.  

4. Письмо буквы й.  

5. Списывание и составление  схемы предложения.

1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков в слове.

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения.

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Анализ, сравнение и конструирование букв.

5. Оценивать результаты своей работы.

48

Обозначение звука [й’]  буквами е, ё

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [й’] на месте букв е, ё. Выделение и обозначение звука [й’] буквами е,ё.  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов: правильность  и беглость чтения.

3. Составление связного рассказа по картинке “Ёжик”.  

4. Списывание и составление  схемы предложения.

1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков и букв в слове.

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения.

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Оценивать результаты своей работы.

49

Обозначение звука [й’]  буквами ю, я 

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [й’] на месте букв ю, я. Выделение и обозначение звука [й’] буквами ю, я.  

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов: правильность  и беглость чтения.

3. Составление связного рассказа  по картинке “Подруги”.  

4. Списывание и составление  схемы предложения.

1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков и букв в слове.

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения.

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Оценивать результаты своей работы.

50

Обозначение звука [й’]  буквами

 е, ё, ю, я

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [й’] на месте букв е, ё, ю, я. Выделение и обозначение звука [й’] буквами е, ё, ю, я.

Слова с  мягкими согласными  перед  буквами  е, ё, ю, я.

2. Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов: правильность  и беглость чтения.

3. Составление связного рассказа по картинке “Мой брат”.  

4. Списывание и составление  схемы предложения.

1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков и букв в слове.

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения.

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Оценивать результаты своей работы.

51

Обозначение звука [й’]  буквами

 ьи, ье, ьё, ью, ья

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [й’] на месте букв  ьи, ье, ьё,  ью, ья.. Выделение и обозначение звука [й’] буквами ьи, ье, ьё,  ью, ья.  

3. Составление связного рассказа по картинке

 “Наша семья”.  

4. Списывание и составление  схемы предложения.

1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков и букв в слове.

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения.

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Оценивать результаты своей работы.

52

Буква ъ

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [й’] на месте букв  ъе, ъё,  ъю, ъя. Выделение и обозначение звука [й’] буквами  ъе.

2. Сопоставление слов со звуком [й’] перед  сочетанием букв ъе 

и без звука [й’] перед буквой е.  

3. Составление связного рассказа по картинке

 “Арбузы”.  

4. Списывание и составление  схемы предложения..

1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков и букв в слове.

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения.

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Оценивать результаты своей работы.

53

Буква ъ

1

1.Слого-звуковой анализ слов со звуком [й’] на месте букв  ъе, ъё,  ъю, ъя. Выделение и обозначение звука [й’] буквами ъе, ъё,  ъю, ъя.

2. Сопоставление слов со звуком [й’] перед  сочетанием букв ъе 

и без звука [й’] перед буквой е.  

3. Составление связного рассказа по картинке

 “Хитрая буква”.  

4. Списывание и составление  схемы предложения.

1.Выделять в словах отдельные звуки,  характеризовать их, устанавливать последовательность и количество звуков и букв в слове.

2. Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения.

3. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке и составлять связный рассказ.

4. Оценивать результаты своей работы.

54

Контроль и оценка знаний

1

Совершенствование

механизма чтения  слогов и слов: правильность, беглость и осознанность чтения.  

Осознанное, беглое и правильное чтение целыми словами с элементами слогового чтения.


3. Проектирование содержания урока обучения грамоте

с выделением формиуремых УУД

Тема урока: Звук и буква Д, д.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: Знакомство со звуком [д] с буквами Д, д овладение умением давать характеристику звукам; формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.

Развитие речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Воспитание прилежания, любознательности  в процессе учения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Азбука», рабочая тетрадь.

Этап урока

Содержание

Формирование

УУД

I.Организационный момент

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные, мы- старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II. Актуализация опорных знаний.

-На какие 2 группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).

-Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? (Ударные и безударные).

-Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Звонкие, глухие).

Познавательные УУД

II. Работа над новым материалом.

Учитель показывает рисунок «Дом» - Это что? (Дом).

- Какой первый звук вы слышите при произношении этого слова? (д).

- Кто догадался какая тема нашего урока? (Знакомство со звуком д).

- Какую цель мы поставим себе на уроке? (Познакомиться со звуком д и буквами Д, д).

- Кто выйдет и покажет на плакате букву Д?

Работа на экране.

Слайд 1 (Рисунки дом, душ, слон, девочка (Даша), кошка).

-Рассмотрите рисунки, найдите слова,  при произношении которых вы слышите звук [д].

(Дети выходят к экрану, указывают на слово, открывается название слова с буквой Д).

- Прочитайте все открывшиеся слова. (Читают дети, умеющие читать).

-Какой первый звук вы слышите при произношении всех слов? (Звук [д]).

– Назовите букву, которой можно обозначить звук [д].

Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звук? (Согласный; при произнесении этого звука  воздух встречает преграду.)

– Что устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)

– Узнаем, какой это звук. Кладем пальчики на ушки: если чувствуем дрожь, значит, звук звонкий.

– Какой же это звук? (Звонкий.)

Слайд 2.Чтение слогов с буквой Д.

та    то    ту    ты

да    до    ду    ды

- Прочитайте слоги со звуком [д].

Слайд 3.

Тома    там       тут

Дома    Даша    душ

- Прочитайте слова с буквой Д.

Познавательные УУД.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Познавательные УУД.

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

III. Физминутка под музыку.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

IV. Закрепление.

V. Итог урока.

1.Работа по учебнику с.28.

- Итак, с какой буквой мы сегодня знакомились? Послушайте загадку и отгадайте его.

Загадка.

Вот какой забавный случай

Поселилась в ванной туча.

Дождик льется с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый.

На полу не видно луж,

Все ребята любят… (душ).

– Выполните звукобуквенный анализ слов «душ».

(Работа в парах, один ученик на доске).

– Рассмотрите схему слова.

- Разделите это слово на слоги. Сколько слогов? (Один).

- Назовите первый звук (д).

- Какой это звук? (согласный, звонкий). (Охарактеризовать каждый звук.)

2. Составление рассказа по учебнику, по вопросам.

- Кого вы видите на картинке?

- Догадайтесь как зовут девочку (куклу)?

-Что делает девочка?

Рассказ. Тома дома. У Томы кукла. Тома моет куклу Дашу.

3. Чтение текста:

а) самостоятельное;

б) чтение учащихся по предложениям;

в) выборочное чтение по вопросам;

г) чтение предложений, где есть слова с буквой д.

4. Работа по рабочей тетради

- Рассмотрите схему слова «дом», назовите первый звук (д).

- Какой он? (согласный, звонкий).

- Назовите второй звук. (о).

- Какой он? (гласный, ударный).

- Назовите третий звук.

- Какой он? (согласный, звонкий).

Письмо маленькой буквы д.

- Из каких элементов состоит эта буква (маленький овал и линия с петлей внизу).

- Рассмотрите следующую схему. Какие слоги нам надо написать? (первый звук – согласный, второй звук – гласный).

- Прочитаем та, то, ту. Какой слог еще можно придумать? (ты).

(Также работаем со второй схемой.)

Письмо слов и предложений.

- Что нового и интересного узнали на уроке?

- Что можете сказать про букву Д и звук (д)?

- Назовите слова с новой буквой.

Вспомните, какую цель вы поставили перед собой в начале урока, достигли ли вы этой цели?

Познавательные УУД

Познавательные УУД.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта.

Познавательные УУД.

Смысловое чтение.

Познавательные УУД

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Заключение

Стихийность развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения: в разбросе успеваемости, различии учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности и инициативы значительной части учащихся, трудностях произвольной регуляции учебной деятельности, низком уровне общепознавательных и логических действий, трудностях школьной адаптации, росте случаев девиантного поведения. Поэтому необходимо формировать необходимые универсальные учебные действия уже в начальной школе.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной. Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей учащегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин.

Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах – в среднем и старшем звене.

Литература

1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под редакцией А.Г. Асмолова М.: Просвещение, 2009.) Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008 г.

3. Л.П. Кезина, академик РАО; А.А. Кузнецов, вице-президент РАО, академик РАО; А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Окончательный вариант от 6 октября 2009 г.

4. Методические указания. Составители: Рыбакова А.В., Бычков В.И.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок как средство формирования универсальных учебных действий

Некоторые методические аспекты интегрированных уроков в начальных классах с технологической картой конкретного урока....

Проекты в начальной школе как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Инструментом метода проектов является собственно учебный проект, так как обучение происходит собственно в процессе осуществления учебного проекта.  В основе каждого учебного проекта лежит некая п...

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ слабослышащих

Разработка урока в рамках формирования универсальных учебных действий (на примере темы «Буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук (ш,)» по учебному предмету русский язык (обучение грамоте) УМК для школ с...