программа подготовки к школе
методическая разработка (1 класс)

Программа разработана для проведения занятий в школе для будущих первоклассников. Занятия проходят 1 раз в неделю. Включают в себя 4 предмета- окружающий мир и математика, письмо и чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа по подготовке к школе105.16 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 695 «РАДУГА» ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПринятоC:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image1.jpeg

Педагогическим советом ГБОУ школа № 695 «Радуга» Протокол № 4 от «24»сентября2018 г

Рассмотрено

на методическом объединении учителей

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image2.jpeg

Протокол № ^

от « 0/>        O^fr.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Школа раннего развития» 2018-2019 учебный год

Учителя: Галина Александровна Чаплыгина Ирина Петровна Ищук

г. Санкт-Петербург 2018г.


Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Нормативно - правовая база
  3. Актуальность разработки данной программы
  4. Организационно - педагогические условия
  5. Общая характеристика программы
  6. Особенности программы
  7. Учебный план
  8. Календарно - учебный график
  9. Уровень подготовки детей, окончивших курс
  10. Характеристика результатов формирования УУД
  11. Режим проведения занятий
  12. Календарно- тематическое планирование
  13. Работа с родителями
  14. Оценочно - методические материалы
  15. Ожидаемые результаты
  16. Рекомендуемая литература

Пояснительная записка

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное обучение) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне — среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Нормативно - правовая база

  • Конституция Российской Федерации и Конвенция ООН о правах ребёнка;
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26);
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-Концепции развития дополнительного образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р;

-Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно - тематического планирования учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 695 «Радуга» Пушкинского района Санкт-Петербурга
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г № 1155 (далее- ФГОС дошкольного образования)

Актуальность разработки данной программы:

  • необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;
  • формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);

  • преодоление разрыва между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);

возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора и самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания и умения сотрудничать, работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).

При подготовке детей к школьному обучению следует учесть ряд проблем, которые возникают в связи с более ранним образованием:

сохранение и укрепление здоровья детей;

отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста.

На данный момент, уровень готовности будущих первоклассников к систематическому обучению различен. Это затрудняет адаптацию детей к школе, их успешность в обучении и усложняет работу учителя с такими учащимися

Организационно - педагогические условия

Форма обучения: очная

Форма проведения занятий: аудиторная.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. Для успешного освоения программы количество детей в группе - 15 человек. Благодаря форме, содержание занятий обретает внешний вид и становится приспособленным к использованию.

В каждой из форм по-разному организуется деятельность учеников. Индивидуальная форма - углубленная индивидуализация обучения, когда каждому дается самостоятельное задание и предполагается высокий уровень познавательной активности и самостоятельности каждого ребёнка.

Групповая форма - предусматривает разделение группы обучающихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий.

Кадровое обеспечение

Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы. Требования к педагогам дополнительного образования и преподавателям:

среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена или высшее образование - бакалавриат, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы; дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует

Курс укомплектован учителями, заинтересованными в реализации программы, развитии детей:

№п/п

должность

ФИО

образование

1

Заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

Чаплыгина Г алина Александровна

высшее

2

Учитель начальных классов

Ищук Ирина Петровна

высшее

Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность:        игра; продуктивная, творческая деятельность;

конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Цели программы;

  1. Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:

положительное отношение к себе и окружающему миру; познавательную и социальную мотивацию; инициативность и самостоятельность.

  1. Создавать условий для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
  2. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни ;
  3. Формировать восприятия целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширять кругозор ребенка, комплексное развитие устной речи, подготовить к освоению детьми письменной формы речи (письмо и чтение), содействовать интеллектуальному развитию ребенка.
  4. Содействовать появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формировать способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.
  5. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, содействовать художественному развитию детей.
  6. Развивать личность ребёнка старшего дошкольного возраста, формировать социальные черты личности будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению. Занятия по программе способствуют формированию:

направленного внимания; интереса к чтению; познавательного и коммуникативного мотива; воспитывают: любовь и уважение к родителям; интерес к изучению окружающей среды; наблюдательность;

доброжелательное отношение к окружающим; желание помогать другим; обучают:

правилам личной гигиены; приёмам самообслуживания; работе с простейшими инструментами; приёмам проведения опытов и экспериментов; укрепляют:

чувство уверенности в своих силах; чувство собственного достоинства.

Задачи подготовительного курса:

обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием; помочь детям вжиться в позицию школьника;

содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;

обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;

развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению; развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми); формировать положительное отношение к здоровому образу жизни.


подача учебного материала происходит в игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности на протяжении старшего дошкольного и младшего школьного возрастов; Характерной особенностью курсов «Школа раннего развития» является его интегративный характер, взаимосвязь обучения блоков.

Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:

занятие-игра;

занятие-путешествие;

занятие-исследование;

занятие-конкурс;

занятие-экскурсия;

занятие-соревнование

Основные принципы работы:

Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

Комплексный подход при разработке занятий,

Вариативность содержания и форм проведения занятий;

Систематичность и последовательность занятий;

Наглядность.

учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания;

учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;

обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;

обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;


Программа «Школа раннего развития» представлена следующими блоками:

«Математика», «Развитие речи », «Обучение грамоте», «Окружающий мир».

При обучении грамоте решается задача комплексной языковой подготовки детей на данном уровне; осуществляется становление механизма чтения и письма как единого процесса.

При обучении математике дети учатся ориентироваться на листе бумаги, знают последовательность натурального ряда в пределах 20, учатся решать задачи в одно действие, а так же измерять и сравнивать.

Развитие речи включает в себя: умение называть несколько существенных признаков, сходства и различия, работать со словом и его лексическим значением, умения составлять предложения и рассказы

Окружающий мир предполагает знания имени, фамилии и отчества себя и родных, знания географической принадлежности своего родного город, временные представления, распознавания явлений природы, а так же природных изменений в природе, отличительные признаки представителей животного и растительного мира.

Работа в этих блоках ведётся через активизацию внимания, памяти, мышления и развитие мелкой моторики ребёнка. Она предполагает умение внимательно выполнять предложенные задания, не отвлекаясь около 15-20 минут, умение воспроизводить по образцу, сравнивать, выстраивать логический ряд или последовательность событий, объединять предметы в группы по признакам, рассказывать по памяти и т.д.

С учетом возрастных особенностей на каждом занятии курса особое место уделяется работе с мелкой моторикой, которая включает: различные виды работ с карандашом и фломастером (штриховки, раскрашивания, не выходя за контуры), умения ориентироваться на листах в клетку или линейку, работу над передачей пропорций предмета, его формы, расположением частей.

По окончании курсов родителям даются дальнейшие рекомендации преподавателя на основании

-■о

мониторинга выполненных ребёнком работ.

Название направления

Количество

занятий

1

Математика.

29 занятий

2

Окружающий мир

3

Развитие речи

29 занятий

4

Обучение грамоте

Учебный план

Программа предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих


Календарно-учебный график

Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 2 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий (1 академический час) 35 минут с 5-минутным перерывом. Программа рассчитана на 29 неделю, 29учебных дней, 58 занятий.

Начало занятий 03.10.2018г., окончание 24.04.2019г. без перерыва на время школьных каникул (исключение - Новогодние праздники)

месяц

Математика и Окружающий мир

Развитие речи и Обучение грамоте

Октябрь

5

5

Ноябрь

4

4

Декабрь

4

4

Январь

4

4

Февраль

4

4

Март

4

4

Апрель

4

4

Итого

29

29

Реально достижимый уровень подготовки детей, окончивших курсы

«Школа раннего развития»

  1. Обучение математике предоставляет ребенку возможность:
  • Называть числа в прямом и обратном порядке до 20.
  • Соотносить цифру и число предметов.
  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
  • Пользоваться арифметическими знаками действий «+» и « - ».
  • Измерять длину предметов с помощью условной меры.
  • Ориентироваться на листе бумаги или тетради При развитии речи:
  • Уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой, называть несколько существенных признаков, сходства и отличия.
  • Изменять слова, образуя новые.
  • Правильно употреблять трудные формы знакомых слов.
  • Использовать в речи антонимы.
  • Отгадывать загадки, понимать образные выражения.
  • Пересказывать небольшие рассказы.
  • Выразительно исполнять стихотворения, интонационно-разнообразно передавать их в
  • Пересказывать небольшие рассказы.
  • Выразительно исполнять стихотворения, интонационно-разнообразно передавать их в зависимости от содержания.
  • Самостоятельно составлять рассказ не менее, чем из 6-7 предложений, в том числе из личного опыта.
  1. При обучении грамоте:
  • Знать и уметь писать печатные буквы русского алфавита.
  • Определять количество слогов в словах.
  • Определять ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечать значком «ударения» ударные гласные.
  • Различать гласные и согласные звуки и буквы.
  • Определять место заданного звука в слове.
  • Различать твердые и мягкие согласные.
  • Составлять предложения из 2-4 слов, понимать, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности.
  1. Ознакомление с окружающим миром:
  • Называть имя, фамилию и отчество себя и своих родителей.
  •  Знать название своего родного города, столицы и родины .
  •  Знать названия и последовательность времен года, названий месяцев, дней недели, частей суток.
  • Знать и называть явления природы, знать о сезонных изменениях в природе и о том, как человек должен одеваться в различные сезоны.
  • Отличать животных птиц насекомых.
  • Отличать деревья от кустарников, садовые цветы от полевых.

Формирование психических процессов

  1. Внимание:
  • Удерживать в поле зрения не менее 10 предметов.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу.
  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Копировать в точности узор или движение.
  1. Мышление:
  • Объединять предметы в группы по определенным признакам.
  • Выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам.
  • Сравнивать предметы друг с другом, выявлять несоответствия между ними.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы фигур или предметов.
  • Решать достаточно сложные логические задачи.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  1. Память:
  • Запоминать расположение 8-10 игрушек, подробно рассказывать по памяти содержание сюжетной картинки.
  • Подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановки.
  • Повторять дословно предложение, состоящее из 9-10 слов.
  • Рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы.
  1. Мелкая моторика:
  • Свободно владеть карандашом или фломастером при разных приемах рисования.
  • Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.
  • Ориентироваться в тетради в клетку или линейку.
  • Уметь копировать простейшие рисунки, фразы.
  • Передавать в рисунке точную форму предмету, расположение частей.
  • Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием.

Характеристика результатов формирования универсальных учебных

действий

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативн ые УУД

  1. Ценить        и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
  2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
  3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
  4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
  1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
  2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности,в жизненных ситуациях под руководством учителя.
  3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
  4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник,т.д.
  1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
  2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
  3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
  5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное
  1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
  1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Участвовать в паре.

Режим проведения занятий:

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить интерес к процессу познания, воспитывать бережное отношение к труду и художественный вкус.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

При реализации программы важное место отводится специальным

методам, применяемым при организации образовательного процесса: Словесные, наглядные и практические методы.

Репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частичнопоисковые и исследовательские.

Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры, экскурсии) Обучение и воспитание будущих учащихся ведется в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, чтобы не упустить развития каждого ребенка.

Разработанная программа предназначена для детей старшего и дошкольного возраста. Предлагаемая программа рассчитана на 31 час.

Занятия педагога в школе будущего первоклассника

Тема

Цели

Форма проведения

1|

Развитие мышления

-формирование мышления, как свойства личности;

-формирование наблюдательности; - коррекция мелкой моторики; -закрепление знаний о геометрических фигурах.

Дидактические игры «Разрезные картинки», «Сравни», «Найди предмет»

2

Развитие воображения

- развитие воображения; -формирование наблюдательности; -коррекция мелкой моторики; -закрепление знаний о цвете; - расширение словарного запаса.

Дидактические игры «Незаконченные рисунки», «Укрась слово»

3

Развитие

произвольного

внимания

  • формирование внимания, как свойства личности;

-развитие устойчивости внимания; - формирование наблюдательности;

- коррекция мелкой моторики

  • закрепление знаний о геометрических фигурах.

Дидактические игры «Найди отличия», «Лабиринт», «Сосчитай»

4.

Развитие зрительной и слуховой памяти

  • формирование памяти, как свойства личности;
  • развитие зрительной памяти; - формирование наблюдательности.

Дидактические игры «Что изменилось», «Слова»

5.

Развитие восприятия

- формирование восприятия, как свойства личности;

-развитие внимания;

-коррекция точности целостности восприятия;

-развитие воображения.

Дидактические игры «Незаконченные рисунки», «Волшебный мешочек»

Календарно - тематическое планирование

Дата

Тема

и/и

Развитие речи и обучение грамоте

Математика и окружающий мир

1-2

03.10.2018

«Скоро в школу мы пойдем»

10.10.2018

  • Знакомство с учителем и ребятами.
  • Правила поведения на занятиях.

- Дидактическая игра «Выполни команду».

  • Соотнесение гласных звуков и букв.
  • Штриховки предметов.
  • Упражнение «Эта ручка правая».
  • Задания на внимание.

- Упражнение в соотнесение количества предметов и цифр.

  • Прямой и обратный счет от 1 до 10.
  • Ориентирование на странице тетради.

3-5

17.10.2018

«Я и моя семья»

24.10.2018

31.10.2018

.- Деление простых слов на слоги.

  • Штриховка.
  • Игра-задание «Опиши картинку».
  • Письмо элементов букв.
  • Дидактическая игра «Старше-младше».
  • Рассказ по фото о своей семье.

- Установление родственных связей (внук, бабушка, брат и т.д.).

  • Кто глава семьи и почему
  • Посели числа в домики (состав числа).

6-7

07.11.2018

«В гости к белочке»

14.11.2018

  • Дидактическая игра «Какая буква?».
  • Работа над чистоговорками.
  • Игра «Договори слово».
  • Описательный рассказ по картине.
  • Штриховка.
  • Дикие и домашние животные.
  • Времена года.
  • Решение задач на внимание.
  • Игра «Ожившие предметы».

8-9

21.11.2018

«Домашние и дикие животные»

28.11.2018

  • Схема слова.
  • Загадки о зиме.
  • Упражнение в диалогической речи.
  • Игра « «Да» и «нет» не говорите».
  • Чтение обратных слогов.
  • Зимние приметы.
  • Упражнение в развитии кратковременной памяти.
  • Игра « Какой предмет лишний?».
  • Счет от 1 до 20.
  • Примеры с окошком.

10-11

05.12.2018

«Мы сочиняем сказку»

12.12.2018

Игра « Узнай звук в слове».

Ударный гласный звук.

Схема слова.

Слова описания.

- Составление сказки с описанием героев. Инсценировка с куклами би-ба-бо.

- Игры на развитие пространственных представлений.

  • Составление математических сказок-задач.
  • Состав числа.
  • Решение примеров на состав числа.

12-13

19.12.2018

«Новогодние забавы»

26.12.2018

- Дидактическая игра «Назови одним словом».

Слова-описания предмета.

Схемы предложений.

Игра «Скопируй предложения».

Решение ребусов.

Оригами.

-Симметричные фигуры на новогодней ёлке.

14-15

09.01.2019

«Чтение веселых стихотворений»

16.01.2019

  • Дидактическая игра «Оживи картинку) (представь, озвучь, раскрась).
  • Скажи слово наоборот.
  • Предложение - законченная мысль.

- Составление предложений из 3-4 слов.

  • Схема предложений.
  • Задачи в стихах.
  • Дидактическая игра « Найди отличия».
  • Весенние месяцы.
  • Назови 5 признаков (весны, солнца).

16-17

23.01.2019

«Модели

эование сказки»

30.01.2019

  • Работа над сказкой «Два жадных медвежонка»
  • Игровизоры с кругами (дорисовать героев)
  • Дифференциация понятий «звук и буква», «слово и предложение».
  • Игра «Кто быстрее назовет букву?». - Задания на развитие мелкой моторики.
  • Задание на умение ориентироваться в тетради в клетку.
  • Игры на развитие пространственных представлений.
  • Речь с движением «Аист».
  • Продолжи ряд.
  • Игра «Засели домик».

18-19

06.02.2019

«Где чей дом?»

13.02.2019

- Моделирование стихотворения В. Волиной «Солнечные зайчики» (активизация в речи эмоцинально- оценочной лексики).

  • Соотнесение звуков и букв.
  • ТРИЗ цепочки слов.
  • Штриховка.

- Понятия справа, слева, между, около, недалеко.

  • Моделирование.
  • Дидактическая игра «Укажи дорожку».
  • Решение задач

20-21

20.02.2019

«Моя Родина»

27.02.2019

  • Слова-определения.
  • Предложения на тему «Вид из окна».
  • Постановка вопросов по теме.
  • Понятия об одноэтажных, многоэтажных домах.
  • Понятие «мой дом», «моя страна», «моя Родина», «главный город страны».
  • Изображение солнечных зайчиков разной формы( рамки Монтессори).

- Работа с геометрическим материалом.

22-23

06.03.2019

«Мамочка моя »

13.03.2019

- Дидактическая игра «Скажи, что делает, и что будет делать потом?».

Закончи предложение.

Игра «Ожившие предметы».

Рисуем портрет мамы.

«Цветные примеры». Решение ребусов. Орнамент-коврик для мамы.

24-25

20.03.2019

«В гости к весне»

27.03.2019

  • Дидактическая игра «Встреча с буквами».

Игра «Прочитай схему».

  • Психорелаксационная игра «Дерево».

Весенние изменения в природе.

Игра «Снежный ком».

Отработка состава чисел в пределах 10. Счет в пределах 20.

«Цветные примеры».

26-27

03.04.2019

«Что такое космос?»

10.04.2019

- Дидактическая игра «Скажи, что делает, и что будет делать потом?».

Закончи предложение.

Игра «Ожившие предметы».

  • Что такое космос?
  • Рисунок «Космос глазами ребенка».
  • «Цветные примеры».
  • Решение ребусов.

28-29

17.04.2019

Картины с весенним пейзажем

24.04.2019

  • Составление описательного рассказа в сравнении «Ранняя весна», «Поздняя весна».
  • Умение распознавать, сравнивать, подмечать отличительные особенности.
  • Понятие «пейзаж».
  • Подбор и запоминание слов- определений.
  • Проговаривание закличек о весне.
  • Дидактическая игра «ЛАД»(придумывание слова на букву, нахождение картинки, на которой есть

- Запоминание природных явлений, характерных для весны

  • Игра со словами « Назови действие».
  • Решение простых задач.
  • Задания на развитие моторики.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

п/п

Виды деятельности

Сроки

Ответственные

1.

Групповые родительские собрания с приглашением педиатра, психолога, учителя начальных классов. Психологосоциальная готовность ребенка к школе (собрание).

Октябрь

Учитель

начальных

классов

2.

«Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста» (тестирование)

Январь

Учитель

начальных

классов

3.

Организация консультативного пункта для родителей будущих первоклассников

Февраль- май

Учитель начальных классов. Заместитель директора по учебно- воспитательной работе

4.

Родительское собрание «Как готовы к школе выпускники дошкольных образовательных учреждений»

апрель

Учитель

Оценочно-методические материалы

наблюдение; опрос обучающихся; тестирование; выступления;

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие этапы контроля:

текущий контроль

промежуточный контроль (декабрь и апрель)

Ожидаемые результаты:

Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.

Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.

Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.

Рекомендуемая литература для воспитателей детских садов, учителей начальных классов по вопросам подготовки детей к школе.

  1. Безруких М.М., Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М. «Дрофа», 2000 г.
  2. Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф», 2001 г
  3. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н.„ Занимательная математика. Донецк, ПКФ «Бао», 2000 г.
  4. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2001 г.
  5. Волина В. Праздник числа. Москва, «Знание», 1999 г.
  6. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение»,

1990г.

  1. Программа обучения и развития детей 5-7 лет «Предшкольная пора». М., «Вентана-Граф»,

2006 г

  1. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М., «Новая школа», 1995 г.
  2. Цукерман Г.А., Поливанова Н.К., Введение в школьную жизнь. ОГОУДПО «Курский институт непрерывного профессионального образования (ПКиПП) специалистов отрасли», 2007 г.

Рекомендуемая литература для будущих первоклассников

  1. Артемьева Н.О. Подготовишка. Издательство «Леда». 2000 г.
  2. Волкова С.И. Математические ступеньки. Москва, «Просвещение», 2004г.
  3. Волков С. Ю. Арифметика. «Омега», 2006 г.
  4. Коноваленко С.В. До школы 3 месяца!? Альбом заданий и упражнений. М.,

Издательство ТНОМ «Д»,

  1. Урунтаева Г .А., Афонокина Ю.А., Помоги принцу найти Золушку. М., «Сфера», 2001 г.
  2. Федосова Н.А. Готовлюсь к письму. ООО Издательство «ГНОМиД», 2004 г.
  3. Возрази себе. Поиграем-помечтаем (Перевод с английского), М., «Сфера», 1994 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...

Программа подготовки к школе.

Разработки занятий с дошкольниками....

Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе "Малая гимназия"

Подпрограмма "Развитие речи" к комплексной программе подготовки к школе.Подпрограмма дополнительного образования для детей шестилетнего возраста «Развитие речи» направлена на общее развитие ребенка, п...

Пояснительная записка к рабочей программе подготовки к школе «Предшкольная пора»

Программа предусматривает комплексную подготовку детей к обучению в школе, а также развитие их интеллектуальных и творческих способностей.     ...

Программа подготовки к школе

Программа может быть импользована для организации курсов подготовки к школе...

Рабочая программа "Подготовка к школе"

   Подготовка дошкольников к системному обучению в 1-ом классе осуществляется по программе «Подготовка к школе» из серии «Преемственность» авторы Федосова Н.А., Комарова Т.С. и др. ...

Рабочая программа "Подготовка к школе"

Рабочая программа разработана для общеобразовательного учреждения лицея № 8 имени Н.Н.Рукавишникова города Томска для подготовки детей к школе.         Программ...