Взаимодействие педагогов ДОУ и начальной школы
опыты и эксперименты

Салчак Лунда Геннадьевна

              

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Взаимодействие педагогов ДОУ и начальной школы

        Сегодня уровень требований к поступающим в школу детям усложняется из года в год. Поэтому подготовленность детей к школе очень важно. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит его дальнейшее обучение.

        (С.1)Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободе человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить,  начиная с дошкольного образовательного учреждения. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий в содержании образования между дошкольным учреждением и начальной школой. (С.2) Для осуществления преемственности необходимо выработка единой системной и последовательной работы двух структур: дошкольного и начального образования.  Предлагается план совместных мероприятий на улучшения качества преемственных связей. В качестве основополагающего принципа преемственности в настоящее время мы рассматриваем сопровождение ребенка на всех этапах дошкольного и школьного детства. Работа по преемственности осуществляется в несколько этапов (С.3): этап предварительного поиска, деятельностный этап, оценочно-коррекционный, этап развития сотрудничества, этап заключительно - переходный (реализация преемственности со второй ступенью обучения).

Этап предварительного поиска

        (С.4)Основной смысл работы на этом этапе состоит в том, что педагоги начальной школы и дошкольных учреждений будут совместно разработать план осуществления преемственности, отобрать наиболее рациональные формы взаимодействия. Для этого необходимо заранее провести семинар по преемственности, на котором педагоги дошкольных учреждений познакомятся с учителями начальных классов. Они расскажут о программах, по которым они работают. И в процессе составления проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности отобрать новые активные формы работы, скорректировать программу работы школы будущих первоклассников.

Деятельностный этап

        Этот этап приемлемо начинать с сентября месяца. Здесь учителям начальной школы предлагается не только посещать занятия, а сами участвовать в их разработке. Вместе с воспитателями обсуждать, какие формы, методы и приёмы работы используются воспитателями, а какие учителями начальной школы. И применить их в своих занятиях. После занятий обсуждать, какие из выбранных форм работы оказались наиболее рациональными.

С октября учителя начальных классов приглашают воспитателей на уроки, консультируются по поводу индивидуальных особенностей каждого ребёнка. (С.5)Теперь, когда учитель работает непосредственно с детьми, начинается оценочно- коррекционный этап. Основной смысл работы на этом этапе состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. Эта информация собирается из пяти основных источников: психолог, воспитатели, родители, врачи и сами дети. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начинается с диагностики, которая проводится во втором полугодии работы школы будущего первоклассника. К моменту поступления в школу определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. На данном этапе работы педагоги нашей школы наблюдая за детьми в естественных условиях, в которых они могут раскрепоститься, раскрыться и проявить свои склонности и способности, больше узнают о детях. Самая естественная среда для ребёнка – это игра.

        Также необходима будущим первоклассникам в этот период грамотная педагогическая поддержка. Если говорить кратко, помощь учителя в этом сводится к тому, чтобы относиться к ученику, демонстрируя ему наши принятие, внимание, одобрение, теплые чувства, направленно повышать уровень «Я могу» с помощью поддерживающих техник и приемов.

        (С.6)Этап развития сотрудничества начинается с 1 сентября, когда дошколята становятся первоклассниками. Основа работы на данном этапе – традиционные совместные мероприятия дошкольных образовательных учреждений и школы. С особенным удовольствием первоклассники приглашают малышей и своих воспитателей на праздник посвящения в первоклассники. Такие совместные мероприятия необходимо  проводить  все четыре года обучения в начальной школе.

        (с.7)Этап заключительно - переходный (реализация преемственности со второй ступенью обучения).

        Этот этап ориентирован на то, чтобы всю информацию об учащихся начальных классов передать учителям средней школы. Для того чтобы учителя средней школы имели представление о потенциале класса, учителя начальных классов включают их в совместную практическую деятельность. В конце четвёртого класса приглашают учителей - предметников на уроки,  не только в качестве наблюдателя, но и в качестве ученика.

        Переход ребенка с одной ступени обучения на другую требует особой педагогической поддержки. Обеспечить ребенку необходимую поддержку на каждом этапе призвана особая педагогическая деятельность воспитателей детского сада, учителей начальной и средней школы. Для нас эта деятельность – взаимодействие на основе педагогики сотрудничества. Данная технология понятна и близка нам, и её использование дало хорошие результаты. Каждый ребёнок обладает уникальными способностями, но всегда нужно помнить о том, что это прежде всего ребёнок, и ему необходимы помощь и поддержка.

        (С.8)Мы понимаем, что преемственность дошкольного начального и среднего образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей.  Но проблема может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете «Модель взаимодействия при переходе из начальной школы в основную»

Представлена технология организации преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата   в  условиях введе...

Статья "Взаимодействие педагогов дошкольных учреждений и школ в современных условиях образования"

Статья для выступления на конференции, посвященной преемственности ДОУ и начальной школы...

Применение технологий диалогового взаимодействия на уроках в начальной школе

Применение технологий диалогового взаимодействия на уроках в начальной школе...