Об опыте взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений.
статья

Об опыте взаимодействия органов управления образованием
и детских общественных объединений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Центр внешкольной работы»

Доклад на тему:

Об опыте взаимодействия органов управления образованием
и детских общественных объединений.

Подготовила:

Васюткина Е.А.,

Методист по детскому движению

АКСУБАЕВО, 2019

Взаимодействие с детскими общественными объединениями - одно из важнейших направлений формирования государственной политики Министерства образования Российской Федерации в условиях развития демократического общества, реализации основных направлений «Концепции модернизации российского образования».

В настоящее время в России накоплен позитивный опыт деятельности детских общественных объединений по различным направлениям творческого развития личности, досуга, здорового образа жизни, милосердия, патриотического и гражданского воспитания. Кроме того, детские общественные организации признаны школой формирования лидерских качеств молодого человека. Деятельность детских общественных объединений является одним из важнейших институтов социализации личности молодого человека, его самореализации и самоопределения. Государство в начале 90-х гг. сознательно на уровне законодательства отказалось от монополии на деятельность детских и молодежных общественных объединений и способствовало росту демократических преобразований в общественной жизни подрастающего поколения. Но наряду с позитивными последствиями децентрализация детского движения поставила перед педагогической практикой серьезные методологические и организационные проблемы.

Среди них следующие:
• отсутствие единой методической службы;
• малочисленность новых детских общественных объединений;
•утрата налаженной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
• финансовые затруднения.

Эти и другие проблемы поставили детское движение на грань выживания. Ощутимые потери понесла и массовая общеобразовательная школа, вытеснив из воспитательного пространства надежного союзника.

Вместе с тем многие руководители органов управления образованием и образовательных учреждений понимали, что у детских общественных объединений и системы образования есть много общего. В первую очередь, это дети, обучающиеся в образовательных учреждениях.

Система образования и детское движение имеют общие задачи:
• развитие творческой личности;
• формирование у детей активной гражданской позиции; 
•реализация прав и свобод, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка;
•создание условий для приобретения детьми социально значимых отношений и т.д.

За прошедшие годы число детских общественных объединений (ДОО) несколько возросло, произошли качественные изменения в их системе. Все это требует выработки новых подходов, определения принципиально новых направлений взаимодействия органов образования и ДОО в образовательных учреждениях.

Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как сложившийся социальный институт. В районе насчитывается до 10 и более различных общественных формирований, созданных для детей или вместе с детьми. Вовлеченность детей и молодежи в общественное движение по данным социологических исследований составляет около 90%.

Правовая основа взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений с ДОО.

Правовую основу взаимодействия данных структур определяют следующие законодательные акты:
• Конвенция ООН о правах ребенка;
• Конституция Российской Федерации;
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;
• Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;
• Закон Российской Федерации «Об образовании»;
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Важным фактором, способствующим развитию взаимодействию системы образования и ДОО, стали материалы коллегии Министерства образования России от 14.04.1993 №6/12 « О поддержке детских общественных организаций в Российской Федерации», «Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 -2001 годы» (Приказ Минобразования России от 18.10.99 №574) и методические рекомендации «О расширении деятельности детских и молодежных организаций в образовательных учреждениях» ( от 11.02.2000).

Принципы взаимодействия образовательных структур и детских общественных объединений с детскими общественными объединениями:
• партнерство;
• содействие детским общественным объединениям;
• равенство возможностей;
• поддержка общественных инициатив, способствующих развитию общественно значимых отношений.

Важным инструментом взаимодействия органов управления образованием и детских общественных объединений становятся комплексные воспитательные программы, в которых ДОО выступают в качестве главного соисполнителя. Опыт показывает, что в ходе реализации подобных программ происходит эффективное взаимодействие различных социальных институтов воспитания на разных уровнях: областном, районном ; взаимодействие образовательных учреждений (Центр внешкольной работы, школа) и ДОО.

Учитывая особенности современного подростка, органы управления образованием совместно с другими структурами исполнительно власти проводят долговременные социально-ролевые игры на основе федеральных программ ДОО, разработанных крупнейшими организациями : СПО-ФДО, Ассоциацией учащейся молодежи и т.д. («Игра - дело серьезное», «Свой голос», «Я - гражданин», «Детский орден милосердия», Духовное возрождение села» и др.)

Вариативно-программный подход в деятельности детских общественных организаций подразумевает предоставление детям в условиях образовательного учреждения возможности выбора сферы деятельности и общения, объединений, организаций, групп детей, в которых создаются необходимые условия для творческого развития личности ребенка. Он предполагает также наличие комплекса программ, отличающихся друг от друга содержанием деятельности и адекватными ему формами и методами работы . Данные программы реализуют возрастной подход, учитывают широкий диапазон интересов и потребностей детей.

Существенным моментом в информационно-методическом обеспечении взаимодействия общественных структур и государственной системы образования стало создание специализированных учреждений. Подобные учреждения координируют вопросы информационно-методического обеспечения и взаимодействия системы образования и детских организаций.

Региональные структуры сильны прежде всего своими первичными объединениями.

Анализ деятельности свидетельствует и о том, что эффективности развития взаимодействия органов управления образованием и ДОО способствует наличие в районе лагерей, приоритетным направлением деятельности которых является организация профильных смен актива детских общественных объединений (профильная осенняя смена  в МБОУ «Аксубаевская сош №1»).

В целях совершенствования развития детского движения как равноправного партнера в решении общих образовательных задач приняты управленческие решения, способствующие:
• выделению в штате общеобразовательного учреждения или учреждения
дополнительного образования детей ставки для куратора детских объединений (педагог-организатор, старший вожатый и др.);

• созданию надлежащих материально-технических условий для работы ДОО (выделение помещения для работы во внеурочное время, предоставлены оргтехника, телефонная связь и т.п.);
• созданию условий для проведения занятий по интересам в рамках ДОО, а также мероприятий самого ДОО (сборов, встреч актива и т.п.);
• проведению совместных акций, проектов в плане учебно-воспитательной работы образовательных учреждений;
• созданию и развитию методической службы по оказанию помощи активу ДОО и педагогам, работающим с ними;
• разработке и реализации совместно с ГБУ «РЦВР», педвузами, ИПКРО программ по подготовке , переподготовке и повышению квалификации старших вожатых и педагогов - организаторов для работы с ДОО;
• проведению совместных с ДОО фестивалей, смотров-конкурсов, оздоровительных лагерей для учащихся в каникулярное время на базе стационарных оздоровительных лагерей, учреждений дополнительного образования.

Важно подчеркнуть, что взаимодействие ДОО с педагогическими коллективами образовательных учреждений должно быть основано на уважении выбора ребенка в создании или вступлении на добровольных началах в ДОО в целях:
• выявления, дифференциации и актуализации усвоенных детьми и подростками нравственных норм и ценностей;
• оказания повседневной помощи каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворении потребностей, раскрытии способностей;
• осуществления целевого включения детей и подростков в преобразовательную, ценностно-ориентированную, творческую, трудовую социально значимую деятельность;
• обеспечения преемственности содержания различных видов деятельности с учетом эволюции личностного сознания ребенка;
• вовлечения детей и подростков в деятельность детских сообществ для создания новых ДОО и обеспечения преемственности в их деятельности;
• создание условий для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективистской деятельности;
• разработки оптимальной модели реализации информативной и развивающей функций социальных знаний, приобретаемых детьми и подростками в образовательных учреждениях;
• обеспечение единства и взаимосвязи управления и самоуправления в образовательных учреждениях.

Вместе с тем дальнейшее развитие взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений и ДОО нуждается в решении ряда актуальных проблем, что нашло отражение в решении коллегии Министерства образования России, а именно:

• формировании и реализации государственного заказа детским общественным объединениям на всех уровнях по воспитанию детей, гражданскому становлению личности;
• научного обоснования существующих методик, поиске новых технологий воспитательного воздействия на личность обучающегося, ориентированных на индивидуальные особенности, создание условий для их реализации;
• расширении информационно-методического поля по проблемам взаимодействия педагогических коллективов образовательных учреждений и детских общественных объединений;
• развитии научных исследований по проблемам развития детского движения;
• подготовке кадров организаторов детского движения на всех уровнях и
другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие регионального взаимодействия через работу Детского общественного объединения "СЕМИЦВЕТИК"

Аналитическая статья о работе Детского общественного объединения "СЕМИЦВЕТИК" и о проблемах воспитательной работы российских школ....

Представление на участие в конкурсе от муниципальных органов управления образованием Р.Т.

Положение о представлении Всероссийского конкурса мастер-класса учмтелей родного языка и литературы "Туган тел"...

Аттестация 2019. 3.9. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования

Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования...

Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения

Роль советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в воспитании подрастающего поколения...