Коррекционная работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза в период обучения грамоте на уроках литературного чтения с применением ИКТ
статья (1 класс)

Рогова Эльвира Махмудовна

материал для учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл звуковой анализ28 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная работа

по формированию навыков звукового анализа и синтеза

в период обучения грамоте

на  уроках литературного чтения

с применением ИКТ

Единой точки зрения на то, каким образом необходимо проводить работу по формированию звукового анализа и синтеза в начальной школе, не существует.

В основу коррекционной работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи. Указанные выше задачи решаются за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. Каждый урок способствует развитию психических процессов, артикуляционной моторики, нормативного звукопроизношения, фонематического слуха и звукового анализа.

Работа над звуковым анализом и синтезом.

 Коррекционная работа над звуковым анализом направлена на вычленение из слова первого  и последнего звука, определение его места (начало, середина, конец слова).

1. Вычленение первого ударного гласного из слова. 

Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук выделяется на основе звукоподражаний с использованием картинок (ИКТ). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием (с выделением голосом), затем с естественной артикуляцией и интонацией.

 Дети часто затрудняются в определении временной последовательности звуков (раньше — позже), так как длительность звучания каждого отдельного звука в потоке речи очень кратковременна. В связи с этим важно обратить внимание на различение самих понятий раньше - позже, первый - последний.

Рекомендуются следующие задания по вычленению первого ударного гласного:

1. Учитель  называет слова, дети должны выделить первый звук и громко его произнести.

Набор слов (картинки, фото на компьютере): ослик, утка, Аня, астра, узкий, улица, остров, игра, Оля, аист.

2. Вспомнить или выбрать (ИКТ) 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

3. Выбрать из рассказа (сказки, стиха)   слова, начинающиеся на звук О.

     2. Вычленение первого согласного из слова.

Вычленить первый согласный  звук из слова гораздо труднее, чем выделить согласный на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет «ша», а первым звуком в слове муха называет слог «му». Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несформированность представлений о слоге и звуке. Поэтому сам процесс произношения как бы препятствует звуковому анализу. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для звукового анализа, для вычленения изолированного согласного и гласного, определения их последовательности в слове. В связи с этим из прямого открытого слога согласный вычленяется труднее, чем из обратного. Работа по вычленению первого звука из слова проводится после сформированного умения вычленять звук из обратного и прямого слогов и узнавания звука, находящего в начале слова.

Примерные задания на вычленение первого согласного из слова:

1. Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него): малина, мама, мыть.

2. Подобрать названия птиц, посуды, фруктов и т.д., которые начинаются с заданного звука.

3. Выбрать только те предметные картинки, названия которых начинаются с заданного звука.

   3.Определение конечного согласного в слове.

Определение конечного согласного проводится вначале на обратных слогах, таких, например, как ум, ам, ух, ах, ус. Это умение воспитывается последовательно и опирается на ранее сформированное действие по определению наличия звука, находящегося в конце слога или слова. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ам - сам, ом - сом, ук - сук. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.

В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ученик, не называя слова, может определять конечную согласную. Например, учитель предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук.

При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.

Дидактическая игра «Доскажи звук»

Учитель произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове. Ребенок должен договорить нужный звук. Если звук назван неправильно, участник выходит из игры. Выигрывает самый внимательный, не сделавший ни одной ошибки. В качестве речевого материала можно использовать известные детям стихи и потешки.

Ходит по лесу хорек, хищный маленький звере….  

Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё….

4.Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Дети уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется «звуковая дорожка», разделенная на три части: левая часть – начало слова, средняя часть – середина слова, правая часть – конец слова.

Вначале предлагается определить место ударной гласной в односложных - двусложных словах (звук [а] в словах аист, два, мак), в дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.

1. Определить, где слышится звук М — в начале, в середине или в конце слова: монета, маска ...

2. Разложить в три ряда картинки, в названии которых есть звук [л]: в один ряд положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой - в середине,  третий - в конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, шило,  стол, стул, луковица, полка, палка, голубь.

3. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы, названия которых начинаются на звук л.

«Цепочка» Придумать слово, которое начинается на последний звук ранее сказанного слова.

Развитие сложных форм звукового анализа – это определение количества, последовательности и места звука в слове. Коррекционная работа по формированию сложных форм звукового анализа проходит в три этапа:

1) формирование звукового анализа с опорой на вспомогательные средства, внешние действия. 

Работа проводится следующим образом. Ученику предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Кроме того, даются фишки. Первоначально для анализа даются односложные слова типа мак, кот, дом, лук, сом.

По мере выделения звуков в слове ученик с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. Действия ученика являются практическим действием по моделированию последовательности звуков в слове. Овладение звуковым анализом основывается на ранее сформированных навыках вычленения первого и последнего звука, определения места звука в слове (начало, середина, конец).

Использование картинки (ИКТ) на данном этапе облегчает задачу, так как она напоминает ученику, какое слово анализируется. Представленная графическая схема служит контролем правильности выполнения задания. Если в процессе анализа оказывается незаполненной одна из клеточек, то ученик понимает, что он выполнил действие неправильно.

2) формирование действия звукового анализа в речевом плане. Опора на материализацию действия исключается и проведение звукового анализа осуществляется в речевом плане, сначала с использованием картинки, затем без предъявления ее. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков.

  1. формирование действия звукового анализа в умственном плане.

На этом этапе дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. Например, они отбирают картинки, в названии которых пять звуков. При этом картинки не называются.

В процессе формирования звукового анализа необходимо учитывать усложнение не только форм анализа, но и речевого материала. Предлагается следующая последовательность предъявления речевого материала:

- односложные слова без стечений согласных, состоящие из одного слога (обратного, прямого открытого, закрытого слога): ус, на, дом, нос, сок и т.д.;

- двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: мама, рама, Шура, рука, розы и т.д.;

- двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога: диван, сахар, повар и т.д.;

- двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов: лампа, карман, барбос и т.д.;

- односложные слова со стечением согласных в начале слова: стол, грач, врач, шкаф и т.д.;

- односложные слова со стечением согласных в конце слова: волк, тигр, полк и т.д.;

- двусложные слова со стечением согласных в начале слова: крыса, слива, грачи, врачи и т.д.;

- двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова: клумба, крышка и т.д.;

- трехсложные слова: паровоз, канава и т.д.

На уроках чтения  используется не только устный анализ слов, но и составление слов из букв разрезной азбуки, разнообразные письменные упражнения.

Примерные упражнения:

1. Назови звуки по порядку: бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук.

2. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте. Например, придумать слова, в которых звук [к] был бы на первом (кот), на втором (окно), на третьем месте...

3. Подобрать слова с определенным количеством звуков, например, с тремя звуками (дом, дым, рак, мак), с четырьмя звуками (роза, рама, лапа, косы), с пятью звуками (кошка, сахар, банка).

Использование описанных игр и упражнений позволяет у детей с речевыми нарушениями сформировать навыки слухового самоконтроля, способность определять последовательность, количество и местоположение звуков по отношению к другим звукам слова, производить действие звукового анализа во внутренней речи.

Таким образом, система предложенных приёмов и упражнений может рассматриваться как организация необходимых мер по формированию навыков звукового анализа и синтеза  у детей с задержкой психического развития. Предложенные пути и приёмы формирования навыков звукового анализа и синтеза, полезны в учебной работе с первоклассниками в коррекционных школах.

Литература:

    Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: – М: Владос, 1995.

    Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М.-1991.

    Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1986.

    Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.

    Как подготовить ребенка к школе. М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. – М.: Новая школа, 1993.

    Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Лань, 1999.

    Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. – М.: Владос, 2004.

    Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М. Владос, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения и письма в период обучения грамоте

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:дети приходят в школу с разным уровнем подготовки;в учебниках недостаточно тренировочных упражнений, что не обеспечивает науч...

Формирование навыков звукового анализа слова у младших школьников

Презентация "Формирование навыков звукового анализа слова у младших школьников"  скачать...

Презентация к ЦОР: "Формирование навыков звукового анализа и синтеза."

Цель:  предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением оптико – пространственных дифференцировок, пространственно – временных представлений, через включение в систему...

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...

Формирование навыков слогового анализа и синтеза у младших школьников

В статье говорится о важном значении логопедической работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у учащихся младших классов....

Буклет на тему: "Формирование навыка звукового анализа у младших школьников"

Буклет создан в помощь родителям, для того чтобы формировать навык звукового анализа не только в школе, но и дома...