Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
проект по логопедии (1 класс) на тему

Белякова Светлана Викторовна

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в условиях школьного логопункта .Продукт проекта: картотека игр и упражнений для   формирования навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Средняя  школа № 3 г. Волжского Волгоградской области"

(МКОУ СШ № 3)

404106,г.Волжский Волгоградской области,ул.Прибрежная,91 тел/факс (8443)27-15-02

ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

 ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

"СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:"ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ  ПЕРВЫХ КЛАССОВ   С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА"

Проект разработали:

  Андрющенко Ольга Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

Белякова Светлана Викторовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Волжский 2016

Паспорт проектной работы.

Название проекта: Игры и упражнения для  формирования навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  в условиях школьного логопункта.

Руководители  проекта: Андрющенко О.В., Белякова С.В.

Учебный предмет: логопедические занятия.

Практическое применение: логопедические занятия, уроки  русского языка.

Состав проектной группы: Андрющенко О.В., Белякова С.В.

Тип проекта: образовательный, педагогический.

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в условиях школьного логопункта .

Вопрос проекта: Как этого добиться? 

Задачи проекта:

  • создание благоприятных условий для преодоления речевых нарушений у обучающихся с ЗПР;
  • совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи  учащихся с ЗПР;
  • подбор и адаптация дидактического материала  с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детейс ЗПР;
  • развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня    общего речевого развития учащихся с ЗПР.

Ожидаемые результаты:

  • активное использование в речи терминов: предложение, слово, слог, ударение, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой, звук, буква и др.
  • осознанное  деление слов на слоги с опорой на гласные звуки;
  • повышение качества воспроизведения звукослоговой структуры слова;
  • повышение уровня общего речевого развития.

Сроки  реализации   проекта:2015  – 2016 уч.г.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

  • бумага и изобразительные материалы, диски (электронные носители);
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
  • Ефименкова Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.  
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  • Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
  • Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова М: Гном и Д, 2004. 
  • http://festival.1september.ru/
  • http://www.it-n.ru/communities
  • http://pedsovet

Продукт проекта: картотека игр и упражнений для   формирования навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития .

Содержание

1.Введение

1.1Актуальность

2.Основная часть

2.1  Специфические особенности  речевого развития  детей с ЗПР.

2.2 Организация логопедической работы в классах для детей с ЗПР.

2.3 Диагностика уровня развития восприятия и звуконаполняемости слоговой структуры слова  у обучающихся  первых классов   с ЗПР .

2.4 Основные направления работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с ЗПР.

3.Заключение

4.Литература

Приложение

1. Введение

1.1  Актуальность.

     Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику. Для детей с нормальным речевым развитием этот этап не представляет особых трудностей. Практика работы в условиях школьного логопункта показывает, что обучающиеся первых классов с ЗПР испытывают значительные  трудности в овладении грамотой.    

     Среди разнообразных нарушений речи у детей с ЗПР одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии,как нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).Нарушение слоговой структуры слов  выявляется при логопедическом обследовании. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова

   Недостаточный уровень сформированности звукобуквенного и слогового анализа и синтеза обычно проявляется в нарушениях письма и чтения. Для детей с ЗПР – это сложное испытание, которое им порой не преодолеть  без специальной коррекционной помощи. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы).

     Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ и соревновательных моментов. 

     Учитывая вышесказанное, в ходе практической деятельности, возникла необходимость в подборе и адаптации дидактического материала  по формированию навыков слогового анализа и синтеза с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей с ЗПР на логопедических занятиях.

     

Этапы работы над проектом:

1.Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач.

2.Изучение и анализ научной литературы.

3.Основные направления работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  с ЗПР.

4.Подбор и адаптация дидактического материала  с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей с ЗПР.

5. Анализ результатов.

6. Картотека игр и упражнений для   формирования навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития .

Цель: формирование навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в условиях школьного логопункта.

Задачи проекта:

  • создание благоприятных условий для преодоления речевых нарушений у обучающихся с ЗПР;
  • совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи  учащихся с ЗПР;
  • подбор и адаптация дидактического материала  с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей с ЗПР;
  • развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня    общего речевого развития учащихся с ЗПР.

Ожидаемые результаты:

  • активное использование в речи терминов: предложение, слово, слог, ударение, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой, звук, буква и др.
  • осознанное  деление слов на слоги с опорой на гласные звуки;
  • повышение качества воспроизведения звукослоговой структуры слова;
  • повышение уровня общего речевого развития.

Практическая значимость проекта: картотека  специальных игр и упражнений может применяться учителями-логопедами, учителями начальных классов, учителями русского языка, работающими с детьми с ОВЗ.

2.Основная часть

2.1  Специфические особенности  речевого развития  детей с ЗПР.

Развитие речи имеет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития. К шестилетнему возрасту словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Словарь шестилетнего ребёнка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Достаточно развитой к 6 годам является и грамматическая сторона речи ребёнка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, учатся строить более сложные предложения. В этом же возрасте дети уже подмечают значения, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы (морфемы). В основе этого явления лежит ориентировка ребёнка на звуковую форму слова, на звучание грамматических форм. Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Речевые нарушения при задержке психического развития обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.

Характерные признаки ЗПР:

•ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,

•низкий уровень познавательной активности,

•недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,

•более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с ОВЗ преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.

Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

При ОВЗ у детей  отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения.

Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.

У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки:твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

Дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда. Изменение характера предъявления речевого материала (дополнительное предъявление, замедление темпа воспроизведения) не улучшает качества воспроизведения. Дети повторяют два слога вместо трех (да-та-да как да-та) или изменяют их последовательность.

Нарушение фонематического развития детей с ЗПР проявляется и в несформированности звукового анализа и синтеза. Это нарушение оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и вызывает в школе нарушения письма и чтения. Данные исследований показывают, что без целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР не могут овладеть звуковым анализом слов. Малодоступны такие задания, как определение количества и  последовательности звуков в слове, установление позиционных соотношений звуков.

Словарный запас дошкольников и школьников с ОВЗ отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет.

Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

 На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических. Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т. е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания.

Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений речи  у школьников с ОВЗ должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные этим детям специфические особенности высших психических функций, индивидуальные возможности и потенциальные способности каждого ребенка, вовлеченного в коррекционную работу.

Особенности речевого развития детей с ЗПР оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих  их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Указанные особенности в развитии детей  спонтанно  не преодолеваются. Они требуют  от учителей-логопедов специально организованной  коррекционной работы.

2.2 Организация логопедической работы в классах для детей с ЗПР.

     В свете ФГОС НОО  второго поколения Программа коррекционной работы должна обеспечивать: создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

      Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной, и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

     В первую очередь на логопедический пункт принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). В нашей школе 80% занимающихся на логопункте составляют обучающиеся с ЗПР, а 60% из них- это первоклассники.

     Поскольку основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ основного общего образования , то организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализации и дифференциации.

    В первые две недели сентября и последние две недели мая учитель-логопед  проводит полное обследование состояния письменной и\или устной речи младших школьников. Задачи вводной диагностики: определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников; планирование соответствующей коррекционной работы. Задачи итоговой диагностики:  подведение итогов; проведение анализа коррекционной работы; определение перспективы дальнейшей деятельности.

Логопедическая помощь детям первых классов с ЗПР осуществляется по разработанной программе, в основу которой положен опыт Л.Н. Ефименковой и Г.Г. Мисаренко.

Групповые  логопедические занятия  проводятся 3 раза в неделю по 30-35 минут. Они направлены на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебного материала; носят деятельностный характер.

Обобщенная структура группового логопедического занятия:

  • мотивационная установка,
  • коррекция звукопроизношения,
  • развитие фонематическогои слогового анализа и синтеза,
  • лексико-грамматические упражнения,
  • развитие связной речи,
  • неречевых процессов,
  • развитие мелкой моторики,
  • рефлексивный анализ.

2.3 Диагностика уровня развития восприятия и звуконаполняемости слоговой структуры слова  у обучающихся  первых классов   с ЗПР .

Выявление уровня развития восприятия и звуконаполняемости слоговой структуры слова у обучающихся  первых классов   с ЗПР осуществляется при первичном логопедическом обследовании на диагностическом этапе, результаты которого фиксируются в речевой карте.  

Цель диагностики: выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений. Правильно проведенное обследование, которое  осуществляется по методике Т. А. Фотековой, позволяет дать полное и точное заключение состояния речи детей; установить степень выраженности нарушения; построить систему коррекционной работы.          Диагностический материал включает состояние звукопроизношения: изолированный вариант, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), в словах, в речи, произношение слов и предложений различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.  

Слова могут быть деформированы за счет:

  • Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов:моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных :тарава-трава)
  • Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове:деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
  • Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных:капута-капуста; вставка согласных в слог:лимонт-лимон)
  • Антиципации (уподобление одного слога другому:пипитан-капитан)
  • Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове:пананама-панама)
  • Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

      Для   удобства оформления результатов обследования  заполняются протоколы обследования устной речи, речевые профили. На основании результатов индивидуального обследования можно подсчитать средний показатель по каждой серии на группу.

                             Фрагмент речевой карты:

  1. Звукопроизношение: произношение звуков – отсутствие, искажение, замена и смешение.
  2. Восприятие слоговой структуры слова. Звуконаполняемость.
  1. 1пуговица,    2помидоры,    3свисток,    4сквозняк,    5скворечник, 6простокваша,   7сковорода,    8милиционер,     9лекарство,    10аквариум,  11температура,     12перепорхнуть,        13аквалангист,        14термометр
  2. Воспроизведение предложений:  

15Ребята слепили снеговика. «_______________________________»

16Водопроводчик чинит водопровод.«_________________________________»

17Волосы подстригают в парикмахерской.«_______________________________»

18Милиционер ездит на мотоцикле.«______________________________»

       

Полученные  результаты за последние 3 года представлены в диаграмме:

При составлении тематического планирования занятий  мы учитываем данные, полученные при обследовании и планируем работу, включая задания на формирование  слоговой структуры слова  .

2.4 Основные направления работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся первых классов  с ЗПР.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агранович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , Усанова О.Н. и др.

В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. При этом значимость слогового анализа обусловлена прежде всего тем, что на начальных этапах ребенок учится читать по слогам, сливать звуки в слоги, синтезировать слоги в слово и на основе этого объединения узнавать слова.

Кроме того, слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги; затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.

Процесс слогового анализа тесно связан с умением детей выделять гласные из слова, так как количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков.

Степень сложности слогового анализа слова во многом зависит от характера составляющих его слогов и их произносительной трудности. Чем более слиты в произношении звуки слога, тем легче выделить слог из слова. В открытом слоге звуки теснее слиты в произношении, чем в открытом или закрытом. Поэтому дети легче выделяют открытые слоги и затрудняются в выделении обратных и закрытых слогов. Закрытый слог более труден в произносительном плане, так как звуки, составляющие его, менее слиты в произношении и более независимы друг от друга. Вследствие этого разделить обратный или закрытый слог на составляющие его звуки легче, и в процессе слогового деления дети часто выделяют вместо одного слога два, называя звуки (у-т-ка, ко-ш-ка). Таким образом, в процессе логопедической работы необходимо особое внимание обращать на выделение обратного и закрытого слога как единого целого.

В процессе развития слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухопроизносительных представлений.

При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагаются следующие задания: отхлопать или отстучать слово по слогам, сопровождать произнесение слова по слогам движением руки справа налево и слева направо.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки слова. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления.

С целью более успешного формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных, выделению гласного звука на фоне слова и выделению гласных звуков из слова.

    Логопедическая работа по дифференциации гласных и согласных начинается с уточнения представлений об этих звуках, о различии их акустических и произносительных признаков. Уточняется, что гласные и согласные звуки отличаются по способу артикуляции. При произнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно. При произнесении же согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или щели. Гласные и согласные звуки отличаются и по характеру звучания. Гласные звуки состоят только из голоса, согласные - либо только из шума, либо из шума и голоса. Гласные можно петь. И, наконец, важно обратить внимание на то, что гласные образуют слог, являются слогообразующими звуками.

Для закрепления дифференциации изолированных звуков используется следующий прием: логопед называет гласные и согласные звуки - дети поднимают флажки соответствующего цвета.

Выделение гласного звука из слога

Предлагаются слоги различной структуры с различными гласными, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол.\

Рекомендуются следующие задания:

       1. Назвать только гласный звук слога.

  1. Поднять букву, соответствующую гласному звуку [слога.
  1. Записать только гласные звуки слогов.
  2. Придумать слог с соответствующей гласной.
  3. Определить место гласного звука в слоге, показать
    соответствующую букву.
  4. Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

Выделение гласных звуков из слова

На начальном этапе работы предлагаются лишь односложные слова (ус, на, мак, волк, двор), включающие слоги различной структуры. Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец).

В дальнейшем проводится работа на материале двухсложных и трехсложных слов.

Рекомендуются следующие упражнения:

     1. Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написании (лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, капуста).

    2. Записать на схеме только гласные данного слова. Например, слово корка обозначается так:  о а.

       3.Выделить гласные звуки из слова, подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки.

  1. Разложить картинки под соответствующими гласными буквами. Предварительно дети называют картинки.Предлагаются картинки на односложные слова, например:сук, нос, пол, стул, бровь, рот, стол, лук, дым, хлеб,сом, сыр, рысь.
  2. Разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы: а        а,   о  а. _у        а .  Предлагаются картинки на двусложные слова, например: рука, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, лужа, ложка, лапа.

6.        Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.

Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

       1. Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

  1. Определить количество слогов в названных словах
    - поднять соответствующую цифру (1, 2, 3). Предлагаются
    слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трехсложные, простые и со стечением согласных. Например:  
    сад, стол, лыжи, рыба, сахар, гамак,крыша, крышка, машина, самолет, капуста. Слова предлагаются в случайном порядке.
  2. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Примерные картинки: трава, помидор, петрушка, редиска, груша, тарелка, букет, ворона, арбуз, береза, вилка.
  3. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне следует "разместить" слова-картинки из одного слога,во втором - из двух слогов, в третьем - из трех. Предлагаются картинки на односложные, двусложные и трехсложные слова.
  4. Выделить первый слог из названий картинок, за
    писать его. Объединить слоги в слово, слова - в предложение и прочитать его. Можно предложить детям следующие картинки:
    машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука.После выделения первого слога в словах получается предложение Мама купала Лару.
  1. Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: - ва, до - га, ра - га, бел -, - ведь, ка - даш, - рог, по - да.
  2. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, па, ро; ша, прос, ква, то; руш, пет, ка; вар, мо, са.
  3. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например: -Де-ти иг-ра-ют в са-ду.
  4. Выделить из предложений слова, которые состоят
    из двух или трех слогов.

10.        По сюжетной картинке назвать слова из одного,
двух, трех слогов. Предварительно дети называют предметы, изображенные на сюжетной картинке.

На последнем этапе логопедической работы выполняются задания по формированию слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

Рекомендуются следующие задания:

       1. Придумать слова с двумя иди тремя слогами.

  1. Придумать слово с определенным слогом в начале, например, со слогом ма.
  2. Придумать слово с определенным слогом в конце,
    например, со слогом ка.
  3. Определить количество слогов в названии картинки (без предварительного его воспроизведения).
  4. Поднять цифру (1,2,3), соответствующую количеству слогов в названии картинки. Логопед показывает картинки, не называя их.
  5. По сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слова из одного, двух или трех слогов.

Полезными являются также упражнения по составлению слогов из букв разрезной азбуки, запись слогов.

       1. Составить слоги из букв разрезной азбуки. Предлагаются слоги различной структуры: ма, ах, со, ом, кра, аст, мы, зом, тра.

2. Изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог. Логопед читает слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: су - ус, ом - ма.

а)        ух, ам, ор, аи, ум, ок\

б)        на, ма, но, со, ку, лу, ны, ми.

  1. Сложить из букв разрезной азбуки пары слогов,
    состоящих из одинаковых звуков, например:
    мо - ом, ша -аш, ур - ру, мы - ым.
  2. Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука.
  3. Записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком.
  4. Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.

Нарушения чтения и письма у детей часто сопровождаются большим количеством орфографических ошибок. Это объясняется несформированностью у школьника языковых обобщений, неумением использовать изучаемые правила орфографии. В связи с этим очень полезными являются упражнения на выделение и определение ударного слога в слове. Такие упражнения способствуют лучшему усвоению одного из основных правил орфографии, изучаемых в начальной школе, - правила на правописание безударных гласных.

Приведем некоторые упражнения на выделение ударного гласного звука:

  1. Назвать ударный (самый громкий) слог слова. Вначале ударный слог интонируется логопедом, произносится с большей силой и длительностью. Прежде всего предлагаются слова, которые начинаются с ударного слога: а) двухсложные, б) трехсложные. Далее даются слова с ударением на последнем слоге: а) двухсложные, б) трехсложные. И, наконец, предлагаются трехсложные слова с ударением в середине слова.

2.        Длительно протянуть ударный слог слова (или ударный гласный).

  1. Назвать ударный гласный слова. Последовательность работы та же, что и в упр.1.
  2. Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение.

       5Подобрать слова к схемам двухсложных слов с различным местом ударения.

Разложить картинки под схемами.

       6.Изменить ударение в словах. Примерные слова:
совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены. Логопед
называет одну из форм слова.

       7.Записать слово по слогам, подчеркнуть ударный слог.

       8.Придумать трехсложные слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем.

        9.Отобрать картинки на трехсложные слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем. Примерные картинки: воробей, старушка, капуста, машина, кастрюля, потолок, простыня, ласточка, бабочка.

      10.Разложить картинки на трехсложные слова под
цифрами 1, 2, 3 в зависимости от того, на какой слог падает ударение.

       11.Отметить в записанных словах ударение.

      12.Подобрать слова под ритмический рисунок слова: Хх, хХх, ххХ и т.д.

Сравнительный анализ показал, что в результате работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся с использованием специальных игр и упражнений у обучающих повысился уровень восприятия звукослоговой структуры слова. Это отражено в  диаграмме.

   Таким образом, наличие чёткой системы коррекционной работы, тщательный подбор и адаптация дидактического материала  с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей с ЗПР приводит  к   формированию базы для овладения грамотой, профилактике нарушений чтения и письма, развитию коммуникативных навыков  учащихся .

3. Заключение.

    Данный проект позволяет решать несколько важнейших задач: формировать языковую и лингвистическую компетенции (изучение устройства и функционирование русского языка, развитие языкового и эстетического идеала); коммуникативную компетенцию учащихся (овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного и грамматического строя речи учащихся, обучение связной речи).

       Для успешного обучения детей с ОВЗ  необходимо тщательно подбирать и использовать учебно-методическую литературу, коррекционно-развивающее дидактическое оснащение:  наглядный материал(картинки, иллюстрации, пособия, схемы), индивидуальные карточки, игры, лото, компьютерные презентации.

     Предложенная картотека игр и упражнений  является результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта.

    С презентацией данного проекта  мы планируем  выступать на городском МО учителей-логопедов г. Волжского и на МО учителей начальной школы МКОУ СШ№3.

4.  Литература.

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001.
  2. Дети с временной задержкой развития /Под. Ред. М.С. Певзнер, т. А. Власовой М., 1971.  
  3. Дети с отклонениями в развитии /Под.ред М.С. Певзнер. М., 1966.  
  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. - М.: Просвещение, 1991.
  5. Ефименкова Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.  
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  7. Ковшиков В.А. , Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития. //Дефектология. Л., 1967.
  8. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. СПб., 1992.  
  9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001.
  10. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб: Дельта,   1996
  11. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова М: Гном и Д, 2004. 
  12. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб. «Акцидент», 1998  
  13. Тригер. Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР //Дефектология. 1972. №5.
  14. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М., 1999
  15. Юрова Е.В. Коррекция письменной речи. – М.»Аквариум», 1998  



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

"Средняя  школа № 3 г. Волжского Волгоградской области"

(МКОУ СШ № 3)

404106,г.Волжский Волгоградской области,ул.Прибрежная,91 тел/факс (8443)27-15-02

ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

 ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

"СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:"ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ  ПЕРВЫХ КЛАССОВ   С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ  В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА"

Проект разработали:

  Андрющенко Ольга Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

Белякова Светлана Викторовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Волжский 2016

Паспорт проектной работы.

Название проекта: Игры и упражнения для  формирования навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  в условиях школьного логопункта.

Руководители  проекта: Андрющенко О.В., Белякова С.В.

Учебный предмет: логопедические занятия.

Практическое применение: логопедические занятия, уроки  русского языка.

Состав проектной группы: Андрющенко О.В., Белякова С.В.

Тип проекта: образовательный, педагогический.

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в условиях школьного логопункта .

Вопрос проекта: Как этого добиться? 

Задачи проекта:

  • создание благоприятных условий для преодоления речевых нарушений у обучающихся с ЗПР;
  • совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи  учащихся с ЗПР;
  • подбор и адаптация дидактического материала  с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детейс ЗПР;
  • развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня    общего речевого развития учащихся с ЗПР.

Ожидаемые результаты:

  • активное использование в речи терминов: предложение, слово, слог, ударение, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой, звук, буква и др.
  • осознанное  деление слов на слоги с опорой на гласные звуки;
  • повышение качества воспроизведения звукослоговой структуры слова;
  • повышение уровня общего речевого развития.

Сроки  реализации   проекта:2015  – 2016 уч.г.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

  • бумага и изобразительные материалы, диски (электронные носители);
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
  • Ефименкова Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.  
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  • Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
  • Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова М: Гном и Д, 2004. 
  • http://festival.1september.ru/
  • http://www.it-n.ru/communities
  • http://pedsovet

Продукт проекта: картотека игр и упражнений для   формирования навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития .

Содержание

1.Введение

1.1Актуальность

2.Основная часть

2.1  Специфические особенности  речевого развития  детей с ЗПР.

2.2 Организация логопедической работы в классах для детей с ЗПР.

2.3 Диагностика уровня развития восприятия и звуконаполняемости слоговой структуры слова  у обучающихся  первых классов   с ЗПР .

2.4 Основные направления работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с ЗПР.

3.Заключение

4.Литература

Приложение

1. Введение

1.1  Актуальность.

     Формирование навыков звукобуквенного и слогового анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть каждому школьнику. Для детей с нормальным речевым развитием этот этап не представляет особых трудностей. Практика работы в условиях школьного логопункта показывает, что обучающиеся первых классов с ЗПР испытывают значительные  трудности в овладении грамотой.    

     Среди разнообразных нарушений речи у детей с ЗПР одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии,как нарушение слоговой структуры слова. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).Нарушение слоговой структуры слов  выявляется при логопедическом обследовании. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух- и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова

   Недостаточный уровень сформированности звукобуквенного и слогового анализа и синтеза обычно проявляется в нарушениях письма и чтения. Для детей с ЗПР – это сложное испытание, которое им порой не преодолеть  без специальной коррекционной помощи. Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку (а не усвоение материала программы).

     Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ и соревновательных моментов. 

     Учитывая вышесказанное, в ходе практической деятельности, возникла необходимость в подборе и адаптации дидактического материала  по формированию навыков слогового анализа и синтеза с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей с ЗПР на логопедических занятиях.

     

Этапы работы над проектом:

1.Постановка проблемы, формулировка темы исследования, цели и задач.

2.Изучение и анализ научной литературы.

3.Основные направления работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  с ЗПР.

4.Подбор и адаптация дидактического материала  с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей с ЗПР.

5. Анализ результатов.

6. Картотека игр и упражнений для   формирования навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития .

Цель: формирование навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в условиях школьного логопункта.

Задачи проекта:

  • создание благоприятных условий для преодоления речевых нарушений у обучающихся с ЗПР;
  • совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи  учащихся с ЗПР;
  • подбор и адаптация дидактического материала  с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей с ЗПР;
  • развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня    общего речевого развития учащихся с ЗПР.

Ожидаемые результаты:

  • активное использование в речи терминов: предложение, слово, слог, ударение, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, звонкий, глухой, звук, буква и др.
  • осознанное  деление слов на слоги с опорой на гласные звуки;
  • повышение качества воспроизведения звукослоговой структуры слова;
  • повышение уровня общего речевого развития.

Практическая значимость проекта: картотека  специальных игр и упражнений может применяться учителями-логопедами, учителями начальных классов, учителями русского языка, работающими с детьми с ОВЗ.

2.Основная часть

2.1  Специфические особенности  речевого развития  детей с ЗПР.

Развитие речи имеет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития. К шестилетнему возрасту словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Словарь шестилетнего ребёнка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Достаточно развитой к 6 годам является и грамматическая сторона речи ребёнка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, учатся строить более сложные предложения. В этом же возрасте дети уже подмечают значения, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы (морфемы). В основе этого явления лежит ориентировка ребёнка на звуковую форму слова, на звучание грамматических форм. Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

Речевые нарушения при задержке психического развития обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.

Характерные признаки ЗПР:

•ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,

•низкий уровень познавательной активности,

•недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,

•более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с ОВЗ преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.

Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

При ОВЗ у детей  отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения.

Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.

У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки:твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

Дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда. Изменение характера предъявления речевого материала (дополнительное предъявление, замедление темпа воспроизведения) не улучшает качества воспроизведения. Дети повторяют два слога вместо трех (да-та-да как да-та) или изменяют их последовательность.

Нарушение фонематического развития детей с ЗПР проявляется и в несформированности звукового анализа и синтеза. Это нарушение оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и вызывает в школе нарушения письма и чтения. Данные исследований показывают, что без целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР не могут овладеть звуковым анализом слов. Малодоступны такие задания, как определение количества и  последовательности звуков в слове, установление позиционных соотношений звуков.

Словарный запас дошкольников и школьников с ОВЗ отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет.

Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

 На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических. Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т. е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания.

Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.

Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений речи  у школьников с ОВЗ должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные этим детям специфические особенности высших психических функций, индивидуальные возможности и потенциальные способности каждого ребенка, вовлеченного в коррекционную работу.

Особенности речевого развития детей с ЗПР оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих  их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Указанные особенности в развитии детей  спонтанно  не преодолеваются. Они требуют  от учителей-логопедов специально организованной  коррекционной работы.

2.2 Организация логопедической работы в классах для детей с ЗПР.

     В свете ФГОС НОО  второго поколения Программа коррекционной работы должна обеспечивать: создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

      Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной, и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

     В первую очередь на логопедический пункт принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). В нашей школе 80% занимающихся на логопункте составляют обучающиеся с ЗПР, а 60% из них- это первоклассники.

     Поскольку основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ основного общего образования , то организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализации и дифференциации.

    В первые две недели сентября и последние две недели мая учитель-логопед  проводит полное обследование состояния письменной и\или устной речи младших школьников. Задачи вводной диагностики: определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников; планирование соответствующей коррекционной работы. Задачи итоговой диагностики:  подведение итогов; проведение анализа коррекционной работы; определение перспективы дальнейшей деятельности.

Логопедическая помощь детям первых классов с ЗПР осуществляется по разработанной программе, в основу которой положен опыт Л.Н. Ефименковой и Г.Г. Мисаренко.

Групповые  логопедические занятия  проводятся 3 раза в неделю по 30-35 минут. Они направлены на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебного материала; носят деятельностный характер.

Обобщенная структура группового логопедического занятия:

  • мотивационная установка,
  • коррекция звукопроизношения,
  • развитие фонематическогои слогового анализа и синтеза,
  • лексико-грамматические упражнения,
  • развитие связной речи,
  • неречевых процессов,
  • развитие мелкой моторики,
  • рефлексивный анализ.

2.3 Диагностика уровня развития восприятия и звуконаполняемости слоговой структуры слова  у обучающихся  первых классов   с ЗПР .

Выявление уровня развития восприятия и звуконаполняемости слоговой структуры слова у обучающихся  первых классов   с ЗПР осуществляется при первичном логопедическом обследовании на диагностическом этапе, результаты которого фиксируются в речевой карте.  

Цель диагностики: выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений. Правильно проведенное обследование, которое  осуществляется по методике Т. А. Фотековой, позволяет дать полное и точное заключение состояния речи детей; установить степень выраженности нарушения; построить систему коррекционной работы.          Диагностический материал включает состояние звукопроизношения: изолированный вариант, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), в словах, в речи, произношение слов и предложений различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов.  

Слова могут быть деформированы за счет:

  • Нарушение количества слогов (элизия- сокращение(пропуск) слогов:моток-молоток; итерации-увеличение числа слогов за счет добавления слогообразующей гласной в том месте, где имеется стечение согласных :тарава-трава)
  • Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов в слове:деворе-дерево; перестановка звуков соседних слогов: гебемот-бегемот)
  • Искажение структуры отдельного слога(сокращение стечения согласных:капута-капуста; вставка согласных в слог:лимонт-лимон)
  • Антиципации (уподобление одного слога другому:пипитан-капитан)
  • Персеверации ( инертное застревание на одном слоге в слове:пананама-панама)
  • Контаминации (соединение частей двух слов: холодильница- холодильник и хлебница)

      Для   удобства оформления результатов обследования  заполняются протоколы обследования устной речи, речевые профили. На основании результатов индивидуального обследования можно подсчитать средний показатель по каждой серии на группу.

                             Фрагмент речевой карты:

  1. Звукопроизношение: произношение звуков – отсутствие, искажение, замена и смешение.
  2. Восприятие слоговой структуры слова. Звуконаполняемость.
  1. 1пуговица,    2помидоры,    3свисток,    4сквозняк,    5скворечник, 6простокваша,   7сковорода,    8милиционер,     9лекарство,    10аквариум,  11температура,     12перепорхнуть,        13аквалангист,        14термометр
  2. Воспроизведение предложений:  

15Ребята слепили снеговика. «_______________________________»

16Водопроводчик чинит водопровод.«_________________________________»

17Волосы подстригают в парикмахерской.«_______________________________»

18Милиционер ездит на мотоцикле.«______________________________»

       

Полученные  результаты за последние 3 года представлены в диаграмме:

При составлении тематического планирования занятий  мы учитываем данные, полученные при обследовании и планируем работу, включая задания на формирование  слоговой структуры слова  .

2.4 Основные направления работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся первых классов  с ЗПР.

Вопросами изучения слоговой структуры слова занимались Агранович З.Е., Гвоздев А.Н., Левина Р.Е. , Маркова А.К. , Усанова О.Н. и др.

В процессе овладения навыком чтения большое значение имеет умение анализировать слово на составляющие его слоги. При этом значимость слогового анализа обусловлена прежде всего тем, что на начальных этапах ребенок учится читать по слогам, сливать звуки в слоги, синтезировать слоги в слово и на основе этого объединения узнавать слова.

Кроме того, слоговой анализ помогает более эффективно овладеть звуковым анализом слова. Слово делится на слоги; затем слог, являющийся более простой речевой единицей, делится на звуки.

Процесс слогового анализа тесно связан с умением детей выделять гласные из слова, так как количество слогов в слове определяется количеством гласных звуков.

Степень сложности слогового анализа слова во многом зависит от характера составляющих его слогов и их произносительной трудности. Чем более слиты в произношении звуки слога, тем легче выделить слог из слова. В открытом слоге звуки теснее слиты в произношении, чем в открытом или закрытом. Поэтому дети легче выделяют открытые слоги и затрудняются в выделении обратных и закрытых слогов. Закрытый слог более труден в произносительном плане, так как звуки, составляющие его, менее слиты в произношении и более независимы друг от друга. Вследствие этого разделить обратный или закрытый слог на составляющие его звуки легче, и в процессе слогового деления дети часто выделяют вместо одного слога два, называя звуки (у-т-ка, ко-ш-ка). Таким образом, в процессе логопедической работы необходимо особое внимание обращать на выделение обратного и закрытого слога как единого целого.

В процессе развития слогового анализа и синтеза важно учитывать поэтапность формирования умственных действий. Вначале работа ведется с опорой на вспомогательные средства, материализацию действия. В дальнейшем слоговой анализ и синтез осуществляется в плане громкой речи. На последующих этапах логопедической работы становится возможным перенос этого действия во внутренний план, осуществление его на основе слухопроизносительных представлений.

При формировании действия слогового анализа с опорой на внешние вспомогательные средства предлагаются следующие задания: отхлопать или отстучать слово по слогам, сопровождать произнесение слова по слогам движением руки справа налево и слева направо.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки слова. Дети должны усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления.

С целью более успешного формирования умения определять слоговой состав слова с опорой на гласные необходима предварительная работа по дифференциации гласных и согласных, выделению гласного звука на фоне слова и выделению гласных звуков из слова.

    Логопедическая работа по дифференциации гласных и согласных начинается с уточнения представлений об этих звуках, о различии их акустических и произносительных признаков. Уточняется, что гласные и согласные звуки отличаются по способу артикуляции. При произнесении гласных воздушная струя не встречает преграды, проходит свободно. При произнесении же согласных звуков воздушная струя встречает на своем пути преграду в виде смычки или щели. Гласные и согласные звуки отличаются и по характеру звучания. Гласные звуки состоят только из голоса, согласные - либо только из шума, либо из шума и голоса. Гласные можно петь. И, наконец, важно обратить внимание на то, что гласные образуют слог, являются слогообразующими звуками.

Для закрепления дифференциации изолированных звуков используется следующий прием: логопед называет гласные и согласные звуки - дети поднимают флажки соответствующего цвета.

Выделение гласного звука из слога

Предлагаются слоги различной структуры с различными гласными, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол.\

Рекомендуются следующие задания:

       1. Назвать только гласный звук слога.

  1. Поднять букву, соответствующую гласному звуку [слога.
  1. Записать только гласные звуки слогов.
  2. Придумать слог с соответствующей гласной.
  3. Определить место гласного звука в слоге, показать
    соответствующую букву.
  4. Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.

Выделение гласных звуков из слова

На начальном этапе работы предлагаются лишь односложные слова (ус, на, мак, волк, двор), включающие слоги различной структуры. Дети определяют гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец).

В дальнейшем проводится работа на материале двухсложных и трехсложных слов.

Рекомендуются следующие упражнения:

     1. Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написании (лапа, лужа, мак, диван, утка, корка, трава, капуста).

    2. Записать на схеме только гласные данного слова. Например, слово корка обозначается так:  о а.

       3.Выделить гласные звуки из слова, подобрать соответствующие буквы из разрезной азбуки.

  1. Разложить картинки под соответствующими гласными буквами. Предварительно дети называют картинки.Предлагаются картинки на односложные слова, например:сук, нос, пол, стул, бровь, рот, стол, лук, дым, хлеб,сом, сыр, рысь.
  2. Разложить картинки под соответствующими графическими схемами, на которых указаны только гласные буквы: а        а,   о  а. _у        а .  Предлагаются картинки на двусложные слова, например: рука, горка, лодка, астра, каша, муха, окна, утка, луна, кошка, мама, рама, лужа, ложка, лапа.

6.        Придумать слова по различным графическим схемам, на которых записаны гласные буквы.

Закрепление действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

       1. Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов.

  1. Определить количество слогов в названных словах
    - поднять соответствующую цифру (1, 2, 3). Предлагаются
    слова различной слоговой структуры: односложные, двусложные, трехсложные, простые и со стечением согласных. Например:  
    сад, стол, лыжи, рыба, сахар, гамак,крыша, крышка, машина, самолет, капуста. Слова предлагаются в случайном порядке.
  2. Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Примерные картинки: трава, помидор, петрушка, редиска, груша, тарелка, букет, ворона, арбуз, береза, вилка.
  3. Игра "Поезд". Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне следует "разместить" слова-картинки из одного слога,во втором - из двух слогов, в третьем - из трех. Предлагаются картинки на односложные, двусложные и трехсложные слова.
  4. Выделить первый слог из названий картинок, за
    писать его. Объединить слоги в слово, слова - в предложение и прочитать его. Можно предложить детям следующие картинки:
    машина, малыш, кубик, папа, лапа, ладонь, рука.После выделения первого слога в словах получается предложение Мама купала Лару.
  1. Определить пропущенный слог в названии картинки. Например: - ва, до - га, ра - га, бел -, - ведь, ка - даш, - рог, по - да.
  2. Составить слово из слогов, данных в беспорядке: та, ка, пус; воз, па, ро; ша, прос, ква, то; руш, пет, ка; вар, мо, са.
  3. Определить слово или предложение, произнесенное по слогам. Например: -Де-ти иг-ра-ют в са-ду.
  4. Выделить из предложений слова, которые состоят
    из двух или трех слогов.

10.        По сюжетной картинке назвать слова из одного,
двух, трех слогов. Предварительно дети называют предметы, изображенные на сюжетной картинке.

На последнем этапе логопедической работы выполняются задания по формированию слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

Рекомендуются следующие задания:

       1. Придумать слова с двумя иди тремя слогами.

  1. Придумать слово с определенным слогом в начале, например, со слогом ма.
  2. Придумать слово с определенным слогом в конце,
    например, со слогом ка.
  3. Определить количество слогов в названии картинки (без предварительного его воспроизведения).
  4. Поднять цифру (1,2,3), соответствующую количеству слогов в названии картинки. Логопед показывает картинки, не называя их.
  5. По сюжетной картинке (без предварительного называния предметов) назвать слова из одного, двух или трех слогов.

Полезными являются также упражнения по составлению слогов из букв разрезной азбуки, запись слогов.

       1. Составить слоги из букв разрезной азбуки. Предлагаются слоги различной структуры: ма, ах, со, ом, кра, аст, мы, зом, тра.

2. Изменить порядок звуков в слоге. Назвать полученный слог. Логопед читает слог, дети воспроизводят звуки слога в обратной последовательности. Например: су - ус, ом - ма.

а)        ух, ам, ор, аи, ум, ок\

б)        на, ма, но, со, ку, лу, ны, ми.

  1. Сложить из букв разрезной азбуки пары слогов,
    состоящих из одинаковых звуков, например:
    мо - ом, ша -аш, ур - ру, мы - ым.
  2. Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука.
  3. Записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком.
  4. Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.

Нарушения чтения и письма у детей часто сопровождаются большим количеством орфографических ошибок. Это объясняется несформированностью у школьника языковых обобщений, неумением использовать изучаемые правила орфографии. В связи с этим очень полезными являются упражнения на выделение и определение ударного слога в слове. Такие упражнения способствуют лучшему усвоению одного из основных правил орфографии, изучаемых в начальной школе, - правила на правописание безударных гласных.

Приведем некоторые упражнения на выделение ударного гласного звука:

  1. Назвать ударный (самый громкий) слог слова. Вначале ударный слог интонируется логопедом, произносится с большей силой и длительностью. Прежде всего предлагаются слова, которые начинаются с ударного слога: а) двухсложные, б) трехсложные. Далее даются слова с ударением на последнем слоге: а) двухсложные, б) трехсложные. И, наконец, предлагаются трехсложные слова с ударением в середине слова.

2.        Длительно протянуть ударный слог слова (или ударный гласный).

  1. Назвать ударный гласный слова. Последовательность работы та же, что и в упр.1.
  2. Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение.

       5Подобрать слова к схемам двухсложных слов с различным местом ударения.

Разложить картинки под схемами.

       6.Изменить ударение в словах. Примерные слова:
совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены. Логопед
называет одну из форм слова.

       7.Записать слово по слогам, подчеркнуть ударный слог.

       8.Придумать трехсложные слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем.

        9.Отобрать картинки на трехсложные слова с ударением на первом слоге, на втором, на третьем. Примерные картинки: воробей, старушка, капуста, машина, кастрюля, потолок, простыня, ласточка, бабочка.

      10.Разложить картинки на трехсложные слова под
цифрами 1, 2, 3 в зависимости от того, на какой слог падает ударение.

       11.Отметить в записанных словах ударение.

      12.Подобрать слова под ритмический рисунок слова: Хх, хХх, ххХ и т.д.

Сравнительный анализ показал, что в результате работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся с использованием специальных игр и упражнений у обучающих повысился уровень восприятия звукослоговой структуры слова. Это отражено в  диаграмме.

   Таким образом, наличие чёткой системы коррекционной работы, тщательный подбор и адаптация дидактического материала  с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей с ЗПР приводит  к   формированию базы для овладения грамотой, профилактике нарушений чтения и письма, развитию коммуникативных навыков  учащихся .

3. Заключение.

    Данный проект позволяет решать несколько важнейших задач: формировать языковую и лингвистическую компетенции (изучение устройства и функционирование русского языка, развитие языкового и эстетического идеала); коммуникативную компетенцию учащихся (овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного и грамматического строя речи учащихся, обучение связной речи).

       Для успешного обучения детей с ОВЗ  необходимо тщательно подбирать и использовать учебно-методическую литературу, коррекционно-развивающее дидактическое оснащение:  наглядный материал(картинки, иллюстрации, пособия, схемы), индивидуальные карточки, игры, лото, компьютерные презентации.

     Предложенная картотека игр и упражнений  является результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта.

    С презентацией данного проекта  мы планируем  выступать на городском МО учителей-логопедов г. Волжского и на МО учителей начальной школы МКОУ СШ№3.

4.  Литература.

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – Спб.: Детство-Пресс, 2001.
  2. Дети с временной задержкой развития /Под. Ред. М.С. Певзнер, т. А. Власовой М., 1971.  
  3. Дети с отклонениями в развитии /Под.ред М.С. Певзнер. М., 1966.  
  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. - М.: Просвещение, 1991.
  5. Ефименкова Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.  
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  7. Ковшиков В.А. , Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития. //Дефектология. Л., 1967.
  8. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. СПб., 1992.  
  9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001.
  10. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб: Дельта,   1996
  11. Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова М: Гном и Д, 2004. 
  12. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб. «Акцидент», 1998  
  13. Тригер. Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с ЗПР //Дефектология. 1972. №5.
  14. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты. М., 1999
  15. Юрова Е.В. Коррекция письменной речи. – М.»Аквариум», 1998  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез» 

Логопедическое занятие-игра. Драматизация сказки "Репка" Тема: «Слоговой анализ и синтез»  Вашему вниманию представляется театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной...

Проект "Развитие и коррекция мелкой моторики учащихся 1 класса с задержкой психического развития  "

В этой работе отражены, как теоретические, так и практические материалы по данной проблеме. ...

Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

   Предложенные игры и упражнения  являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта....

Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школ...

Теоретические аспекты изучения звукового анализа и синтеза у младших школьников с задержкой психического развития

В этой статье дано теоретическое обоснование изучения звукового анализа и синтеза у первоклассников с ЗПР для учителей начальных классов...

Формирование навыков слогового анализа и синтеза у младших школьников

В статье говорится о важном значении логопедической работы по формированию навыков слогового анализа и синтеза у учащихся младших классов....