Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса на тему развитие навыков слогового анализа и синтеза на материале сказки В.Бианки"Кто чем поёт"
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) по теме

Павлова Наталья Геннадьевна

Конспект логопедического занятия с презентацией для 2 класса  Средней общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_bianki.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для 2 класса.

Логопедическая тема: Развитие навыков слогового анализа и синтеза слов. 

Грамматическая тема: Слог, слово

Лексическая тема: Знакомство с родной природой на материале сказки Виталий Бианки « Кто чем поёт?»

Цель: Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, предложения.

Задачи:

Образовательные:

 Актуализация знаний детей о слове, слоге.

Коррекционные

  1. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза слов на уровне слова, предложения.
  2. Актуализация и обогащение активного словаря по теме «Родная природа».
  3. Развитие фонематического восприятия.
  4. Развитие слухоречевого внимания и памяти.
  5. Развитие зрительного  внимания и памяти.

Воспитательные

  1. Воспитание навыка самоконтроля .
  2. Воспитание  интереса и уважительного отношения к родной природе.

 Ход урока.

I. Организационный момент.

Разрешаю сесть тому, кто проговорит свою фамилию по слогам. И назовет количество слогов в этом слове.

  1. Основная часть.

1. А сейчас мы отправляемся с вами в путешествие. Вы готовы. Проверим.

Приготовьте ручки и внимательно слушайте вопросы. Я буду кидать каждому из вас колючий мяч (су-джок) и задавать вопрос. А вы должны прокатать мячик между ладонями и быстро отвечать.

- Что такое слог?

- Какой звук образует слог?

- Как определить количество слогов в слове?

 -Сколько гласных может быть в слоге?

-Слог может состоять из одной буквы?( какой)  А из четырех букв?(каких)

 -Может ли один согласный образовывать слог? А один гласный?

- Как называются слова которые состоят из одного слога?

2.Молодцы, я вижу вы действительно готовы. И так, мы отправляемся будьте очень внимательны.

Звучит пение птиц .

Чьи это голоса? Правильно птичьи. Где можно услышать пение птиц?.

Правильно в лесу, в парках. Мы отправляемся с вами в лес. Скажите какие еще голоса, звуки можно услышать в лесу?  Ответы детей.

А оказывается, в лесу можно услышать голоса не только птиц. Но нужно быть очень внимательным и наблюдательным , чтобы услышать все звуки.

Мы сейчас попробуем это сделать, а помогут вам наши друзья слоги и Виталий Бианки . В. Бианки - автор многих сказок и рассказов о родной природе. Сегодня мы познакомимся со сказкой  «Кто чем поёт?». 1слайд

«Слышишь, какая музыка гремит в лесу? Слушая её, можно подумать, что все звери, птицы и насекомые родились на свет певцами и музыкантами.», говорит писатель. 2 слайд

Узнать имя первого героя «певца»  вы сможете на 1 полянке. Слайд 3  От сильного ветра  слова разлетелись, их части - слоги спрятались в ямки.  Помогите словам .Соберите слоги, так чтобы можно было прочитать слова.

ГУШ   ЛЯ  КИ

ЗЕ  РО  О

ТО  БО  ЛО

 Правильно первые лесные «певцы» это лягушки.

Составим предложение, используя  эти  три слова.

Лягушки живут на  озерах и   болотах.

Запишите и разделите на слоги  все существительные .

  1. А вот и  второй  герой  услышал он хор лягушек и подумал: «Неужели я хуже лягушки? Поют же они без голоса. Дай-ка и я попробую».

Кто же это?  Мы знаем, что в его имени 2 слога .   Найдите   нужное слово среди  перечисленных слов :  ворона,, аист, клёст, грач, синица, дрозд

Для этого запишите все слова, разделите на  слоги. (слайд4)

 Правильно это  - аист. Но как же или чем  он «поет». Аист ведь не певчая птица

Предположения детей.

А В. Бианки так рассказывает об этом: ( слайд 5)

«Поднял аист длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую – то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только!»

Оказывается музыку можно создавать не только голосом.

Для того что бы познакомиться  со следующим «музыкантом» нужно соединить лучиками облака  так чтобы получились слова, (то есть подобрать недостающий  для слова слог).  (слайд 6) Затем среди полученных слов найти имя «музыканта».

Дя                ща

Ли                ка 

     Гри                па 

  Ча                тел 

 Вет                бы 

Запишите полученные слова, разделяя на слоги .  Молодцы!

Но где же нужное слово?  

Правильно Дятел. Как вы догадались ?  

Верно рассуждаете, все слова кроме слова дятел существительные неодушевлённые.

Как же он создает музыку ?  узнаем у В. Бианки Слайд

«Хвостом он упёрся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь барабанная дробь.»

И так дятел, барабанщик в лесном  оркестре. А кто же следующий.

Узнаем после физминутки.

Физминутка (гимнастика мозга)

Ходит цапля по болоту

А лисичка на охоту

Быстро пробежал зайчишка

Где-то зашуршала мышка

На суку сидит сова У-У-У-У-У

Упр.»Перекрёстные шаги»

Пальцы быстро передвигаются по волосистой части головы»массаж» головы

Растирание, массаж ушной раковины – в ушах слышится шуршание

Упражнение «Сова» - для мышц шеи

А теперь посмотрите кто это к вам ползёт?  Слайды 7,8,9

Да это жучок, шмель, саранча.  Как же назвать их всех одним словом?

Правильно насекомые.   И они тоже создают замечательную музыку в лесу , хотя и необычную.

Задание: Посади насекомых на полянки с нужным количеством ромашек,  в зависимости от количества слогов в их названии:   Слайд 10

1                2                               3

Шмель             жучок                    саранча

Разделите слова на слоги запишите, в 3 столбика.

 Ну а чтобы насекомым было не скучно в каждую группу  добавьте им друзей и запишите  их в 3 столбика: комар, оса, кузнечик, клещ, бабочка, клоп, стрекоза.

Слушал следующий наш герой пение саранчи и решил: «Надо и мне спеть! Только вот чем? Горло у меня не годится, нос не годится, шея не годится, крылышки не годятся, лапки не годятся…»

Кто же это?

Посмотрите на картинки.    Найдите 1 –е слоги в каждом из слов-картинок ,составь из них слово: бегемот, каска . .  Слайд  11

Молодцы это бекас - небольшая птица с очень длинным, прямым и острым клювом.  Слайд  12

«Выскочил из-под кочки, взвился, залетел под самые облака. Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понёсся вниз, переворачиваясь с боку на бок, как брошенная с высоты дощечка. Головой воздух рассекает, а в хвосте у него тонкие, узкие перышки ветром перебирает. И слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял.»

Чем же он поет ? Хвостом.

А теперь самостоятельно составьте ещё одно слово .  Я продиктую слова. Ваша задача выписывать указанный мной слог. Слоги соедините – у вас получится слово.

Муха(1),языки(2),избушка(3)

Молодцы! Получилось слово МУЗЫКА.

III.Итог урока

О какой же музыке мы говорили сегодня?

Какую музыку можно услышать лесу?

Что необходимо, чтобы услышать лесную «музыку».

А теперь давайте вспомним, как узнать, сколько слогов в слове.

Что нужно сделать для того чтобы разделить слова на слоги.

Из скольких звуков может состоять слог.

Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия во 2-ом классе по теме: «Составление описательного рассказа «Заяц».

Цели занятия:• обогащать словарный запас;• развивать звуковой анализ;• пересказывать рассказ по плану;• обучать ведению диалога....

Конспект логопедического занятия в 3-ем классе по теме: «Составление текста-описания «Утро».

Цели занятия: • совершенствовать навык узнавания текста-описания; • обогащать словарный запас; • расширять связную устную и письменную речь...

Развитие навыков слогового анализа и синтеза у учащихся 2 классов.

 Свою работу в начале года школьный логопед начинает с обследования детей, а именно с написания диктанта. При проверке диктантов учащихся начальной школы, часто встречаются ошибки, связанн...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса на тему "Путешествие в Волшебную страну звуков"

Конспект внеклассного логопедического занятия для обучающихся 1 класса с системным недоразвитием речи на тему: «Путешествие в Волшебную страну звуков»....

Конспект логопедического занятия по профилактике и коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. (1-2 класс) на тему "Весна".

Конспект урока составлен по материалам книги Ю.Е. Розовой и Т.В.Коробченко "Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза". К уроку есть приложение с карточками и през...

Конспект логопедического занятия для обучающихся 4 класса по теме: «Дифференциация парных звонких и глухих согласных звуков»

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной и письменной речи. Задачи:1.     Коррекционно-развивающие:...