Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_gubareva_l._i._.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сосновый Бор

Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития

на 2019/2020 учебный год

Составила:

Учитель-дефектолог

Губарева Л. И.

Сосновый Бор

2019 г.

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школьной не успешности может быть, задержка психического развития (ЗПР), а может быть грубая педагогическая запущенность, двуязычие в семье и другие причины, которые приводят к вторичной задержке психического развития. Эта категория детей нуждается в специальной помощи учителя-дефектолога. Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.

Важным средством умственного развития и его коррекции является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления, определяемых как способы, которыми осуществляется умственная деятельность и которые могут быть выражены в перечне соответствующих интеллектуальных действий (Е.Н. Кабанова-Меллер, В.И. Решетников и др). Специальное формирование приемов мыслительной деятельности у детей с ЗПР существенно повышает возможности их обучения в условиях общеобразовательной школы.

В современном обществе идёт тенденция к интеграции детей с какими-либо нарушениями в коллектив нормально развивающихся детей. Представленная программа сопутствует этому направлению.

 Цель разработки: формирование школьно-значимых умений и навыков, а также приёмов умственной деятельности деятельности.

Задачи:

формирование учебных навыков: чтения, письма, счёта;
расширение словарного запаса учащихся при ознакомлении детей с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами; развитие связной речи;

формирование и развитие мыслительных операций;

коррекция и развитие восприятия, внимания, памяти;

формирование и развитие пространственной ориентировки;

обучение приёмам планирования деятельности, контроля и самоконтроля, целенаправленности деятельности;

воспитание самостоятельности в работе;

формирование произвольной деятельности и развитие эмоционально-волевой сферы;

формирование сенсомоторных координаций.

Особенности организации работы учителя-дефектолога

Особенностью работы учителя-дефектолога по формированию школьно-значимых навыков и приемов умственной деятельности является использование специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Данной разработкой предусматривается перенос формируемых на занятиях умений и навыков в деятельность ребенка на уроке и повседневной жизни, связанность коррекционного материала на занятии специалиста с учебным материалом и требованиями школьной программы.

Формирование приёмов на занятиях учителя-дефектолога обеспечивает постепенный переход мыслительной деятельности учащихся с репродуктивного на продуктивный уровень, предусматривает «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывает индивидуальные возможности ребенка работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.

Методическая разработка составлена на основании рекомендаций ЦПМПК, АООП для детей с задержкой психического развития, «Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I-IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г.Шевченко.- М.:Школьная пресса, 2004. – 176с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 21)» с учётом ФГОС ОВЗ.

Формы, способы, методы и средства реализации разработки

Обязательными условиями при проведении занятий являются:

планирование материала от простого к сложному,

дозирование помощи взрослого,

постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Игры и упражнения, предлагаемые детям выстроены так, что четко прослеживается тенденция к усложнению заданий, словарного материала. С каждым занятием задания усложняются. Увеличивается объём материала для запоминания, наращивается темп выполнения заданий.

Для работы с детьми с ЗПР предусматривается индивидуальная и подгрупповая форма занятий (по 2-4 человека), которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

Длительность занятий: 20-30 минут – индивидуальное занятие, 40 минут - подгрупповое. Количество занятий в неделю для детей может отличаться, в зависимости от характера и степени нарушения (от 1-го до 3-х раз в неделю), так как программа является индивидуально ориентированной. Таким образом, количество занятий в год может составлять от 30 до 90.

Структура построения коррекционно-развивающего занятия.

Каждое занятие состоит из 5-ти частей:

I. Организационный момент. (2 мин.).

II. Повторение пройденного на предыдущем занятии. (8 мин.)

III. Основная часть. Включает 4-6 направлений КРО (см. учебно-тематический план), специально подобранные игры и  упражнения, исходя из индивидуальных особенностей ребёнка и потребностей в коррекционном воздействии. На данном этапе занятия проводятся следующие виды работы:

1. Сообщение новых знаний (10 мин.);

2. Закрепление полученных знаний. (15 мин.)

IV. Итог. Обсуждение результатов работы на занятии (2 мин.)

V.Физкультминутка. Проводится 1-3 раза в течение занятия на любом его этапе в зависимости от работоспособности ребёнка. (3 мин.) Может включать:

1. Гимнастику для глаз;

2. Гимнастику для пальцев рук;

3. Психогимнастику;

4. Динамические игры для развития внимания, самоконтроля, произвольной регуляции, коррекции импульсивности.

Критерии оценки результативности работы по методической разработке.

Мониторинг диагностических данных первичной, промежуточной, итоговой диагностики психолого-педагогического обследования обучающихся с ЗПР является критерием эффективности реализации коррекционной работы.

Положительным результатом служит динамика в познавательном и речевом развитии детей; заметные улучшения в формировании волевой регуляции и произвольной деятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения общаться и сотрудничать. Данные диагностического исследования фиксируются в заключении специалиста.

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом занятии используются игры и упражнения разных направлений (от 4 до 6 направлений).

Количество часов по направлениям может меняться в зависимости от возможностей ребёнка, и его потребности в коррекционном воздействии.

Примерное календарно-тематическое планирование по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ (задержкой психического развития) – 72 ч.

1 класс

Тема

Количество часов

1

Входная диагностика

1

1. Сенсомоторное развитие

2

Развитие зрительного анализа и пространственного восприятия элементов букв.

0,5

3

Развитие слухового восприятия и слухового внимания. Развитие тактильных ощущений

0,5

4

Развитие умения организации и контроля простейших двигательных программ.

0,5

2.Формирование пространственных представлений

5

Формирование умения ориентировки в схеме собственного тела.

0,5

6

Формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (класса)

0,5

7

Формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга)

0,5

8

Развитие пространственного праксиса.

0,5

9

Развитие навыка дифференциации пространственно схоже расположенных объектов

0,5

3. Развитие        мнемических процессов

10

Тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов.

0,5

11

Произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков.

0,5

5. Формирование навыка чтения

12

Заучивание букв, соотнесение буквы и звука, дифференциация сходных по начертанию букв

4

13

Обучение чтению слоговых таблиц; составлению слогов, слов из предложенных букв

3

14

Обучение составлению предложений из слов.

1

15

Обучение схематической записи слов, предложений.

1

6. Формирование навыка письма

16

Развитие навыка копирования, навыка работы по заданному образцу.

1

17

Звуко-буквенный анализ слова.

1

18

Формирование навыка внимательного письма.

1

7.Формирование элементарных математических представлений

19

Количество и счёт (прямой и обратный; количественный и порядковый)

1

20

Цвет, форма, размер предметов.

1

21

Состав числа 2.

1

22

Состав числа 3

1

23

Состав числа 4

1

24

Состав числа 5

1

25

Состав числа 6

1

26

Состав числа 7

1

27

Состав числа 8

1

28

Состав числа 9

1

29

Состав числа 10

1

30

Счётные операции.

1

31

Решение и составление задач

1

32

Геометрические фигуры.

1

33

Итоговая диагностика

1

Предполагаемые результаты реализации методической разработки.

У детей должна быть сформирована устойчивая модель поведения в учебных ситуациях, процесс обучения должен стать осознанным. Учащиеся могут испытывать удовольствие от освоения нового, способны обобщать имеющиеся у них знания, использовать их в повседневной жизни и на уроках.

Дети должны научиться:

Проявлять познавательную и творческую активность на всех занятиях, выражать свои мысли и чувства посредством речи.

Соблюдать нормы поведения на уроке.

Самостоятельности и самоконтролю при выполнении учебных заданий.

Планированию собственной деятельности.

Анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки.

Различать понятия «звук», «буква», «слог», слово», «предложение». Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Правильно и осознанно читать вслух слова, предложения, короткие тексты.

Разбирать слова по составу, предложения по частям речи. Знать названия составных частей и называть их.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тесту.

 Составить рассказ о предмете, по сюжетной картинке.

Писать строчные и прописные буквы.

Списывать прочитанные и разобранные слова и предложения с рукописного и печатного текста.

Составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме.

Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, делать обобщения, знать части предметов, устанавливать причинно-следственные

зависимости.

Называть обобщающие названия изученных групп предметов.

Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

Выполнять устные и письменные действия сложения и вычитания в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП, в том числе с переходом через разряд.

Знать смысл арифметических действий умножения и деления и уметь использовать их на практике.

Считать, присчитывая и отсчитывая единицами, десятками, сотнями в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

Сравнивать числа в пределах программного материала в соответствии с НОО ООП.

Составлять и решать задачи в одно дейтсвие.

Сравнивать предмету по величине, цвету, форме.

Знать меры измерения и уметь пользоваться ими.

Выражать словами местонахождение предмета в пространстве относительно себя, других предметов, на плоскости.

Называть времена года, месяцы времён года, дни недели.

Определять время по часам.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что методическая разработка имеет актуальность и готова для реализации в учебном процессе детей младшего школьного возраста.

Список используемых источников.

1.        Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.

2.        Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно- развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2006.

3.        Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. – М.: АРКТИ, 2002.

4.        Бабкина Н.В. Радость познания. Логические задачи для детей младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2000.

5.        Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. – М., 1991

6.        Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. – М.: Школьная пресса, 2006.

7.        Вильшанская А.Д. Дефектологичесое сопровождение учащихся с задержкой психического развития в общеобразовательной

школе (Практические материалы) // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2008. — No 1. — с. 47 – 54

8.        Вильшанская А.Д. Коррекционно-педагогическая работа с младшими школьниками с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в общеобразовательной школе: Автореф. дисс. ... канд. педагог. наук. – М., 2005. – 23 с.

9.        9. 8.Вильшанская А.Д. Организация и содержание работы учителя-дефектолога в системе КРО // Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с. — С. 65–73.

10.        Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. – 2003. - No 1. – С. 54 – 56.

11.        Вильшанская А.Д. Содержание работы дефектолога с учащимися классов КРО // Коррекционная педагогика. — 2003. — No 1. — С. 54–56.

12.        Вильшанская А.Д. Формирование приемов умственной деятельности у младших школьников с ЗПР на занятиях дефектолога // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2005. — No 5. — С. 73–77.

12.        Дробинская А.О. "Школьные трудности "нестандартных" детей" (М., изд-во "Школьная пресса").

13.        Екжанова Е. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста

14.        Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

15.        Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1968.

16.        Казанцева О.В. Основные направления психологической помощи учащимся классов коррекционно-развивающего обучения // Коррекционная педагогика. – 2003. - No 1. – С. 51– 53.

17.        Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998

18.        Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3 – 4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева

19.        Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. – М., 1981.

20.        Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 No 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

21.        Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001.

22.        Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная щкола: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко. – М.:Дрофа, 1998.

23.        Программы для общеобразовательных учреждений. Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.

24.        Рахновская И.В. Вместе: играем, учимся, переживаем. Пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. — М.: Школьная Пресса, 2005.

25.         Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995

26.        Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002

27.        Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь: Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2000.

28.        Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 2003

29.        Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно- развивающего обучения

30.        Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.

31.        Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М., 1999.

32.        Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка системы логопедической работы по формированию синтаксических обобщений в речи учащихся 3 - 4 классов с задержкой психического развития.

Разработанная на основе изученного материала и собственного исследования система работы по развитию синтаксических обобщений в речи учащихся 3-4 классов с ЗПР, основанная на психолингвистическом подхо...

Эффективное формирование навыков чтения и письма у учащихся с задержкой психического развития посредством использования комплекса образовательных методик

Языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. Формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ (задержка психического развития) по теме "В поисках времени" (2 класс)

Представлена технологическая карта коррекциооно-развивающего занятия по теме "В поисках времени" для учащихся 2 класса с задержкой психического развития....

статья по теме: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ

В статье рассмотрены особенности системы коррекционно-развивающей работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития. Автором п...

Коррекционно-развивающие приемы работы при формировании моторных навыков в обучении учащихся с ДЦП

Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении ...

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...

статья на тему: "СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ"

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТ...