Коррекционно-развивающие приемы работы при формировании моторных навыков в обучении учащихся с ДЦП
методическая разработка (1 класс) на тему

Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_motornyh_navykov_.docx300.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Коррекционно-развивающие приемы работы при формировании моторных навыков в обучении учащихся с ДЦП»

Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму. Отсутствие целенаправленной работы с такими детьми приводит к низкому уровню развития у них графических навыков. Это может приводить к нарушению графо-моторных функций, которые проявляются в следующем:

  1. Слишком сильный нажим и наоборот, слабый нажим.
  2. Несоблюдение наклона письма.
  3. Быстрая утомляемость при письме.
  4. Неровная, т.е. «дрожащая» линия при написании
  5. “Угловатое” письмо, трудности в написании овалов.
  6. Несоблюдение размера графических элементов.
  7. Трудности в воспроизведении формы графических элементов.
  8. Трудности в воспроизведении сложных графических элементов букв, при написании букв у, Н, ж
  9. Сползание букв со строки.
  10. Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.
  11. Низкий темп письма.

Это те проблемы, с которыми мы сталкиваемся при обучении наших детей письму. Сейчас хочу показать вам некоторые коррекционные приемы, которые мы используем при совершенствовании моторных навыков. Каждый урок начинается с гимнастики кистей рук и пальцев. Перед тем, как рассказать об упражнениях, хочу обратить ваше внимание на правильный захват карандаша, ручки…. (показ, объяснение) и правильное положение тетради, альбома. У праворуких – наклон тетради в левую сторону, у леворуких – в правую сторону.

Упражнения:

  1.  «Ручки замерзли» - растирание ладоней
  2. «Карандаш» - катание карандаша с гранями двумя руками;
  3. Растирание каждого пальца в отдельности, возможно параллельное оречевление действий, стихотворение или называнием каждого пальца;
  4. «Колечки» -  соединение каждого пальца с большим пальцем по очереди;
  5. «Зайчики» - большой палец держит мизинец и безымянный, указательным и средним выполняют сгибательные движения, как ушки зайчика;

Это некоторые общие упражнения для «разогрева» пальцев рук перед письмом.

Теперь рассмотрим ряд коррекционных упражнение на формирование и выработку навыка письма.

  1. Рисование прямой линии по пунктиру в указанном направлении; когда такого рода навык сформирован, можно задавать упражнения на проведение линий от точки до точки без опоры на пунктирную основу; СЛАЙД 1 (1+1),СЛАЙД 2 (1+1)
  2. Штриховка в различных направлениях: вертикальная (движения сверху – вниз; снизу - вверх), горизонтальная (слева – направо, справа - налево), наклонная штриховка. СЛАЙД 3 (1+1).
  3. Обведение по пунктирным линиям. СЛАЙД 4
  4. Обводка по шаблонам и трафаретам, шаблоны – это внешний контур предмета, а трафарет –  это внутренний контур. Полезно сочетать обводку трафаретов и шаблонов с различными видами штриховки.
  5. Необходимо научить детей рисовать различные изогнутые и ломаные линии в разных направлениях.
  6. Дети должны усвоить основные правила раскрашивания:

а) не заходить за контур;
б) не оставлять пробелов;
в) выполнять движение в одной плоскости.

5)    Предлагается использовать различные виды копирования (через копирку, точкам и т.д.).

6) «Путь муравьишки» - ребенок рисует путь маравьишки (полет пчелы и т.п.) линией, которая должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь» начинается и заканчивается в одном месте, таким образом, создается замкнутая линия.

7)  «Езда по дорожкам» - ребенок должен соединить линией две картинки  не съезжая с дорожки. Дорожки следует делать разнообразными. СЛАЙД 5

8)  Закончить рисунок, на котором художник не успел дорисовать и раскрасить, например, ромашки или солнышко. При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.  СЛАЙ 6

Еще есть интересная методика для формирования моторных навыков «От руки к пальцам». Выполняются движения горизонтальные, вертикальные, наклонные, спиральные («Улитка»): 1) всей рукой, с размахом; 2) кистью; 3) пальцами. Далее эти же фигуры дети обводят на нелинованном листе бумаге. Сначала каждая фигура нарисована на отдельных листах и ребенок прочерчивает их, до тех пор, пока не доведет до автоматизма, после чего все фигуры переносятся на один лист. Далее работа ведется: 1) на время, за кот. Ребенок должен выполнить начертание фигур по обводке; 2) либо обвести фигуры по вашему выбору, например 1 и 3….

http://www.pochemu4ka.ru/zanyatia/karan/15.gif

Развитие мелкой моторики рук - Выполни штриховку фигур


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа для работы с дезадаптированными учащимися 1-ых классов "Страна понимания"

Данная программа направлена на снижение школьной тревожности , а также является успешным гарантом в коррекционной работе с дезадаптированными учащимися....

Коррекционные приемы работы по формированию развития навыка слогослияния у детей с ЗПР в период обучения грамоте

В данной работе представлен педагогический опыт работы учителя начальных классов коррекционной школы 7 вида по формированию у детей первичного навыка чтения, а именно коррекционные приемы работы по фо...

Один из приемов организации работы по формированию вычислительных навыков

Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и скучная работа, если учитель не вносит разнообразие в ее организацию.Учебные задания с нематематической информацией – один из возможных приемов разно...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому

В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...

Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школ...

Коррекционно – развивающая работа по формированию лексической основы речевой деятельности учащихся начальных классов.

Нарушение в раннем детстве органов чувств, интеллектуальной или эмоциональной деятельности так или иначе сказывается на общем развитии речи ребенка, и в частности — на владении словом в качестве основ...