Один из приемов организации работы по формированию вычислительных навыков
статья по математике по теме

Сиротенко Маргарита Валентиновна

Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и скучная работа, если учитель не вносит разнообразие в ее организацию.

Учебные задания с нематематической информацией – один из возможных приемов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков. Математические задания могут быть разной сложности, в зависимости от подготовленности класса.

Форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров, простые и с разветвлением, таблицы, магические квадраты, блок-схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя образовательная школа №309 Санкт-Петербурга

Учитель начальных классов

Сиротенко Маргарита Валентиновна

Один из приемов организации работы

по формированию вычислительных навыков.

Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и скучная работа, если учитель не вносит разнообразие в ее организацию.

Учебные задания с нематематической информацией – один из возможных приемов разнообразия деятельности в работе по совершенствованию вычислительных навыков. Математические задания могут быть разной сложности, в зависимости от подготовленности класса.

Форма их записи самая разнообразная: цепочки примеров, простые и с разветвлением, таблицы, магические квадраты, блок-схемы.

Все математические задания разные

В предлагаемых заданиях для учащихся 1-4 классов даны словесные формулировки познавательных вопросов, возможные ответы, из которых один правильный, математические задания вычислительного характера для проверки выбора ответа и информации о животных или событиях.

Предложенные в статье задания можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе с детьми. На занятии учащиеся выполняют математические задания, чередуя их с некоторой информацией о животных и событиях в форме беседы, что дает возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.

Дополнительные сведения на уроке не затрудняют детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счет создания интереса к учению.

Приведу некоторые задания:

Задание №1

  1. Какая птица может ходить по дну водоема?

Воробей – 3

Оляпка – 4

Сорока – 5

Для проверки выбора ответа воспользуйтесь цепочкой примеров

Результат последнего действия число 4 соответствует слову «аляпка»

  1.  
  • Сколько слогов в слове «Оляпка»?
  • Из каких звуков состоит каждый слог?
  • Какая схема подходит к слову оляпка?

  1. Оляпка – певчая птичка бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоема, цепляясь за неровности дна, камешки. На дне ловит насекомых, червей и мальков рыб. Пойманную добычу птичка всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, так как они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врага, оляпка ныряет в воду.

Задание №2.

  1. Из какой сказки слова: «… а дорога – далека, а корзина - нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок?»

«Три медведя» - 8

«Маша и медведь» - 6

«Медведь» - 4

Для проверки ответа воспользуйтесь решением цепочки примеров.

  1.  
  • Какое слово общее в названии данных трех сказок?
  • Сколько всего букв в слове «медведь»?
  • Какие можно составить слова из букв слова «медведь»?
  • Что означает слово медь?

  1. В нашей стране обитают белые, бурые, и черные медведи. На большей части нашей территории живут бурые медведи. Бурый медведь – животное спокойное, нет в нем ни злобы, ни хитрости. Вот почему он часто является одним из персонажей сказок. Но медведь – хищник и встреча с ним в лесу может быть для человека опасной.

Задание №3.

  1. Какая птица выводит птенцов зимой?

Дятел- 7

Клест – 8

Аист – 6

Для проверки ответа решите примеры.


  1.  
  • Как называется геометрические фигуры, используемые в записи данного задания?
  • Какая фигура лишняя? (круг, остальные фигуры многоугольники)

  1. Клест живет в еловых лесах.

Выводит птенцов в январе.

Питается клест семенами шишек елей, сосен, ясеня, иногда употребляют ягоды и семена травянистых растений

Задание №4.

  1. Неизвестно, что случилось, только белка заблудилась. Ищет белочка свой дом, и мы сейчас его найдем. Где живет белка?

В норе – 3

В дупле – 5

В гнезде – 7

Какое число надо записать в пустой клетке таблицы, чтобы квадрат стал магическим?

2

7

6

9

1

4

3

8

(Число 5, белка живет в дупле)

  1. Белка очень запасливый зверек. Неподалеку от своего дупла она устраивает кладовые, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает белка впрок и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей.

Задание №5.

  1. Какая змея самая длинная в мире?

Кобра – 26

Питон – 34

Анаконда – 28

Для проверки выбора ответа воспользуйтесь блок-схемой.

начало  16 *6 : 8 * 7 : 3 ____конец

  1. Ответ 28. Значит самая длинная змея в мире – анаконда.
  • Верно ли, что в слове «анаконда» нет гласных букв, которые обозначают мягкость согласных звуков? Докажите.
  1. Анаконда самая крупная змея в мире. Водится по берегам рек, озер и болот Бразилии. В нашей стране не обитает. Яд этой змеи смертелен для человека. В неволе эта змея долго жить не может. Длина тела анаконды домтигает 10 метров. На земном шаре около 2700 видов змей. Живут змеи везде: в лесах, болотах, пустынях, в пресной и соленой воде. Змеи грозные хищники, но и у них есть враги.

Такие тесты с выбором ответа способствуют не только формированию вычислительных навыков, но и расширяют кругозор детей, способствуют общему развитию и побуждают к самостоятельному познанию нового. Развитие стремления узнать новое – одна из воспитательных целей этих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.

Задача формирования вычислительных навыков  является     центральной в курсе преподавания математики в начальной школе. Однако, не всегда вычислительные навыки у учащи...

Интегрированный урок математики и информатики по теме"Алгоритмы. Использование, построение алгоритмов при решении задач и при формировании вычислительных навыков", 2 класс

Веду факультативный курс "Информатика в играх и задачах" (автор Горячев А.В.) Одна из основных целей курса - развитие логического мышления. На этом уроке отрабатывалась одна из тем информатики "Алгори...

Презентация по теме "Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков у учащихся начальной школы"

Презентация раскрывает роль устного счёта в выработке вычислительных навыков у учащихся и развитии личностных качеств у учащихся....

Активизация познавательной деятельности учащихся при организации работы по формированию вычислительных навыков.

Оглавление1. Введение32. Общая характеристика формирования вычислительных навыков младших школьников43.Познавательный интерес – один из важнейших мотивов учения младших школьников64. Особенности...

«Организация формирования вычислительных навыков младших школьников с использованием дидактических игр»

Одна из главных задач обучения математике младших школьников – формирование вычислительных навыков, источником которых является осознанное применение вычислительных приёмов....

Совершенствование способов и приемов устных и письменных вычислительных навыков младших школьников на уроках математики.

Отечественная школа всегда уделяла большое внимание проблеме формирования прочных и осознанных вычислительных умений и навыков, так как содержательную основу начального математического образования сос...