Приемы работы над формированием навыков смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ
материал

Евсеенко Юлия Анатольевна

Овладение навыком чтения – одно из основных условий успешности обучения в школе. Понятие «уметь читать» включает в себя умение складывать слоги в слова, читать и осознавать прочитанный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx58.25 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы над формированием навыков смыслового чтения на коррекционных занятиях учителя-логопеда с обучающимися с ОВЗ

Овладение навыком чтения – одно из основных условий успешности обучения в школе. Понятие «уметь читать» включает в себя умение складывать слоги в слова, читать и осознавать прочитанный текст.

Характерной особенностью в овладении навыком чтения обучающихся с нарушением интеллекта является семантическая дислексия или механическое чтение, кода дети усвоили принцип чтения, но не понимают смысла прочитанного, поэтому очень важным направлением в работе учителя-логопеда, работающего с детьми данной категории, является формирование навыка осознанного чтения. Данный навык является наиболее важным для чтения, так как, если человек не понимает то, о чем читает, теряется весь смысл процесса чтения.

Моя задача помочь обучающимся правильно осмыслить и понять читаемый текст, научить устанавливать смысловые связи в тексте, помочь осознать идейный смысл произведения. Для этого я использует разнообразные методы: подготовка учащихся к восприятию текста через беседу, рассказ, демонстрация картин, иллюстраций.

На индивидуальных и групповых занятия, я использую различные варианты заданий, направленные на формирование навыка осознанного чтения. Прежде всего, эти задания, связаны с лексической работой над словом, прием «Верно-неверно», «Восстанови текст», «Чтение с окошками», «Бортовой журнал», «чтение с остановками», «Найди лишнее слово», нахождение отрывка текста к рисунку, подбор пословицы к тексту, подбор сюжетных картинок, соответствующих фрагменту текста или предложению,

Сейчас рассмотрим не которые приемы на одном тексте.

Работа с текстом «Сорные куры»

 - Сегодня на занятии мы познакомимся с фонетическим рассказом. Фонетическим рассказ назван потому, что в нем много слов с определенным звуком. Как вы думаете, о каком звуке идет речь? ( О звуке «р»)

Игра «Дешифровщики»

- Ребята, для того, чтобы узнать название рассказа вы должны разгадать шифр. Впишите в алфавитном порядке недостающую букву. Из вписанных букв составьте слова.

Р . Т,      . П Р,      П . С,      Л М .,  Ъ . Ь,  Г Д .

Й . Л,    . Ф Х,    О П .,    Щ Ъ .

(сорные куры)

-  Как вы думаете, почему так назвали кур?  

  1. Первичное чтение текста (учителем).

Умение прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки. 

        Вот об этом вы сейчас и узнаете. Если какие-то слова окажутся для вас непонятными, запомните их. После прочтения объясним их.

Лексическая работа со словами:

ряба и сорные – порода (вид) кур, имеющих определенный окрас;

инкубатор – специальное место для выведения птенцов.

 

сорная курица

петух

сорная курица

ряба

инкубатор для яиц

инкубатор сорных кур

инкубатор

инкубатор сорных кур

  1. Чтение рассказа детьми.

- Теперь я предлагаю вам прочитать рассказ. Сложность прочтения будет заключаться в том, что слова в тексте перечеркнуты или написаны необычным шрифтом (чтение текста по очереди).

Оказывается, у простой курочки Рябы, есть на свете много разных родственников. К куриной родне относится и куропатка, тетерев, глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.

ВСЕ ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ПТИЦЫ ПРОИЗВОДЯТ ПОТОМСТВО ОДИНАКОВО. ПО МНОГО ДНЕЙ ПОДРЯД ОНИ СОГРЕВАЮТ ЯЙЦА СВОИМ ТЕПЛОМ.

Но в Австралии живут особые, сорные курицы. Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок. В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день начинают летать.

Приём «Верно - неверно».

- А сейчас я проверю, на сколько хорошо вы запомнили текст. Прочитайте утверждение и если оно верно, поставьте «+», если нет «-»

К куриной родне относится и куропатка, воробей, глухарь, тетерев.

Сорные куры живут в Африке.

Они зарывают яйца в горячий морской песок.

В первый же день птицы начинают летать

 (Дети читают самостоятельно, затем следует проверка и исправление ошибок)

Развитие смысловой догадки на материале словосочетаний.

Приём «Найди слово».

- Прочитайте имена прилагательные. Найдите в тексте, о ком или, о чем так говорится и запишите в тетрадь.

Маленький

Интересный

Горячий

Шустрые

(маленький перепел, интересный инкубатор, горячий песок, шустрые птенцы)

Развитие смысловой догадки на материале предложений.

Приём «Восстанови предложения»

- У вас на столах лежат карточки с предложениями.  Прочитайте предложения и расположите в правильном порядке (затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста).

- Вставьте пропущенные по смыслу слова.

К куриной родне относится и ______________, тетерев, _____________.

Даже маленький ___________ приходится курице прямым ______________.

Все перечисленные __________ производят ___________ одинаково.

Слова-подсказки: куропатка, перепел, глухарь, родственником, потомство, птицы.

Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

Приём «Восстанови текст» (найти ошибку, собери рассыпанное предложение)

Расставьте предложения по порядку, так чтобы получился связный текст.

По много дней подряд они согревают яйца своим теплом.

          Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.

К куриной родне относится и куропатка, тетерев, глухарь.

Всё перечисленные птицы производят потомство одинаково.

Прием «Наоборот»

К куриной родне относится и куропатка, тетерев, глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.

К куриной ендор относится и актапорук, тетерев, ьрахулг. Даже маленький лепереп приходится ецирук  прямым мокинневтсдор.

Приём «Бортовой журнал»

- Сейчас, мы с вами заполним «Бортовой журнал» по прочитанному тексту. Вспомните, что такое «Бортовой журнал» и кто его обычно ведет.

Бортовой журнал – специальный документ, в который записываются все данные о воздушном судне или корабле и все наблюдения за их состоянием во время полёта или плавания.

- Мы с вами заполним подобный журнал о главном герое.

1.Имя главного героя сказки.  – Сорные куры.

2. Место жительства. – Австралия.

3.Род занятий. – Высиживание потомства.

4. Черты характера. – Трудолюбивые,

5.Интересные факты о личности литературного героя. – Сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок.

6 Моё отношение к данному герою.

Бортовой журнал

  1. Имя главного героя рассказа.

  1. Место жительства.

  1. Род занятий.

  1. Черты характера.

  1. Интересные факты о личности героя произведения.

Игра «Самый внимательный»

- Найдите в тексте два слова с буквой Р в начале слова и обведите простым карандашом. В середине слова и обведите. В конце слова и обведите.

- Прочитайте найденные слова.

- Найдите в тексте два слова, в которых звук [р] звучит мягко и подчеркните зеленым карандашом. Прочитайте найденные слова.

- Найдите в тексте два слова, в которых звук [р] звучит твердо и подчеркните синим карандашом.  Прочитайте найденные слова.  

Систематическое использование подобного рода заданий приносит положительные результаты. У обучающихся появляется интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы. В результате выполнения предложенных упражнений уточняется и обогащается словарный запас учащихся, развивается лексическая сторона речи, вырабатывается умение правильно строить предложения, правильно и последовательно излагать свои мысли.