Коррекционные приемы работы по формированию развития навыка слогослияния у детей с ЗПР в период обучения грамоте
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Кузнецова Надежда Викторовна

В данной работе представлен педагогический опыт работы учителя начальных классов коррекционной школы 7 вида по формированию у детей первичного навыка чтения, а именно коррекционные приемы работы по формированию развития навыка слогослияния у детей с задержкой психического развития в период обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionnye_priemy.doc278.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБС(К)ОУ С(К)ОШ №4 VII вида

Коррекционные приемы работы по формированию развития навыка слогослияния у детей с ЗПР в период обучения грамоте

Выполнила учитель начальных классов

Кузнецова Надежда Викторовна

2012 год

«Чтобы научить ребёнка читать, необходимо вооружить его техникой чтения, научить работать  с текстом, выработать соответствующие учебные и читательские навыки».

М. И. Оморокова

По оценкам психологов, на успеваемость обучающихся влияет более 2000 факторов, но фактором номер один остаётся овладение навыком чтения.

Формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом последующего образования, - одна из важнейших задач начальной школы. Навык чтения включает в себя два компонента: техническую сторону (способ чтения, темп и динамику скорости чтения, правильность чтения) и смысловую сторону (выразительность и понимание прочитанного текста).

Каждый ребёнок в процессе овладения навыком чтения поднимается по ступенькам условной лестницы.

                                                         ЦЕЛОЕ СЛОВО (ГРУППЫ СЛОВ)

                                           СЛОВО+ СЛОГ

                         СЛОГ+ СЛОВО

          СЛОГ+ СЛОГ

Вначале он учится читать послоговым способом, т.е. все слова по слогам. Затем короткие слова прочитывает целиком, а более сложные всё также по слогам. Далее большая часть слов читается ребёнком слитно и только некоторые  послоговым  способом. И, наконец, используется синтетический способ чтения, т.е. целым словом и группой слов.

Никто из детей не может перескочить через одну ступеньку, все проходят эти уровни. Только каждый по-разному справляется с этой задачей: кто-то пробегает их быстро, а кто-то медленно, задерживаясь на каждой ступеньке.

Дети с ЗПР испытывают значительные трудности в процессе овладения навыком чтения. Они с трудом овладевают техникой чтения, проделывают это очень медленно, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников. Детям этой категории приходится переживать неприятные эмоции по поводу своих неуспехов на уроках чтения (грусть, злость, скуку). В результате этого негативное  отношение к чтению может сохраниться у них надолго.

Трудности в формировании навыка чтения у детей с задержкой психического развития могут быть вызваны причинами разного характера:

- нарушениями пространственных представлений;

- нарушением зрительно-моторной координации и графо-моторных навыков;

- нарушением звукового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;

- нарушением произвольного внимания, памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;

- нарушениями речевого развития (звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря;

- низким уровнем мыслительных операций.[1]

Все эти обстоятельства диктуют необходимость коррекционного подхода при обучении детей с ЗПР чтению.

Чтение – это процесс, состоящий из определённых операций:

1)опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи);

2)слияние нескольких букв в слог (слогослияние);

3)слияние нескольких слогов в фразу;

4)объединение нескольких слов в фразу.

Для формирования навыка чтения большое значение имеет специальная подготовка детей с ЗПР к обучению грамоте. Её задачи и содержание – восполнение образовавшихся в дошкольном возрасте пробелов, формирование готовности к дифференцированному восприятию различных языковых средств, накопление элементарных практических наблюдений за различными языковыми явлениями (звуковыми, морфологическими, лексическими). Для овладения чтением в этот период большое значение имеет длительная работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза.

Если мы вновь вспомним условную лесенку, ведущую первоклассников к овладению навыком чтения, то самая первая её ступенька – слоговой способ чтения. Попробуем понять нашего ребёнка, который только учится читать слоги, как он это делает, что ему помогает.

Сколько страданий доставляет первоклассникам это лингвистический термин «слог»! До школы  дети и не знали, что есть такое слово «слог», ни разу не слышали его, поэтому и само понятие «слога» и все  грамматические формы слова «слог» (слоги, а не слога, из слогов, а не из слогов и др.) осваиваются с трудом. К тому же новое слово  СЛОГ уж очень похоже по своему звучанию на знакомое, привычное слово «слово»,  как непросто на первых уроках развести, отделить друг от друга данные термины.

В течение весьма непродолжительного времени, семилетний ребёнок получает представление буквально о лавине существенных признаков слова. Эта лавина обрушивается  на первоклассников серией разнообразных вопросов: Что такое слог? Как образуются, получаются слоги? Слово и слог, слог и звук речи – что их роднит, объединяет,  а что различает? Как слова делятся на слоги и. наоборот, как из слогов складываются слова? Какую работу выполняет слог (зачем он нужен)? Как научиться слогосложению?

Найти, добыть точные ответы на все эти вопросы младшему школьнику довольно сложно, как, впрочем, и специалистам по языку – лингвистам. Недаром М. В. Панов1 признаётся, что слог «до сих пор, несмотря на усилия учёных, остаётся хитроватым, не открывающим своих наиболее глубоких секретов».

С каким же секретом слога знакомится наш ученик? Пристальнее приглядимся в те языковые открытия, которые совершаются на уроках обучения грамоте.

Сущность слога раскрывается первокласснику постепенно как бы по крупицам. Самое главное определение слога, с которым  сталкивается ребёнок, такое: «Слог – это часть слова».

Например:

Учитель:

- Представьте себя на стадионе. Вы болельщики. Давайте поддержим нашу хоккейную команду. Вместе громко произнесём: «Шайбу! Шайбу!»

(Дети скандируют: «Шай - бу! Шай - бу!)

Выясняется, как произносится слово: сразу или по частям. При произнесении слова «шайбу» мы делаем небольшую остановку, и слово произносится за два раза: «Шай - бу». Значит, в этом слове две части, т. е. два слога. Даётся графическое изображение слогового состава слова:

Для закрепления учитель проводит указкой по каждой части схемы, а дети ещё раз произносят это слово по частям.

Казалось бы, уже  в этом определении нет никаких особых сложностей, всё  чётко, ясно и просто.

Сам термин «слог» становится более понятным обучающимся, если раскрыть перед ними этимологию данного слова, показать родственные связи с другими словами в языке.

Учитель:

- Сравните значение слов «лежать», «ложе», «логово», «слог». Значит, слоги лежат рядом в слове. Они составляют слово, складывают его, как кирпичики. Когда-то вместо термина «слог» употреблялось слово «склад». Читать по складам значило читать по слогам, т. е. умение соединять отдельные буквы в слитные слоги. Слог в самой семантике несёт идею соединения, сложения (и на уроках математики ребёнок свяжет в одну цепочку слова «слог» и «слагаемые» как родственные).

Но трудность заключается не в самом определении слога, а в том, что стоит у первоклассника за словами данного определения. Хорошо известно, с каким большим трудом дети младшего школьного возраста разграничивают слово и предмет, называемый данным словом. Эта особенность удачно подмечена    М. Пляцковским в стихотворении «с ошибками» «Какие бывают слова?»:

«Есть сладкое слово – ракета,

Есть быстрое слово – конфета,

Есть кислое слово – вагон,

Есть слово с окошком – лимон».

При первоначальном знакомстве со слогом возникает опасность неразличения части слова (слога) и части предмета, называемого словом. Можно с уверенностью предположить, что детский писатель Э. Успенский именно в 1 классе «подслушал» рассуждения одной из героинь своего произведения  «Школа клоунов»:

- Слово «стул» состоит из пяти частей, потому что  в нём четыре ножки и одна спинка».

Как убедить семилетнего ребёнка в том, что слог (часть слова) и часть предмета – это не одно и то же? Прежде всего, нужно показать ему эти явления в сравнении друг с другом. Например, учитель приносит в класс игрушечную грузовую машинку:

- Назовите этот предмет одним словом. Что это?

- Машинка.

- В машине можно выделить три большие части. Это – кабина, кузов, колёса. Колесо – это часть машины. Что могут делать колёса?

- Они могут вращаться, катиться, стоять…

- В машине-игрушке три части. Теперь произнесём по частям (по слогам) слово «машина».

- Ма-ши-на.

Сколько слогов в слове «машина»?

- Три слога.

- Назовите первый, второй, третий слог.

- Ма-ши-на.

- Как «работают» слоги? Что можно сделать со слогом?

- Слог можно произнести, пропеть, прочитать, написать, увидеть, услышать. Из слогов можно составить целое слово. К слогу можно подобрать схему. (Рассуждения подкрепляются конкретными действиями).

     

- Колесо – это часть слова «машина» или часть самой машины?

- Часть самой машины.

- Слог «ма» - это часть игрушки-машины или часть слова «машина»?

- Часть слова «машина».

- Подумайте и ответьте, правильно ли говорят: «В  машине три слога»? Как надо говорить правильно?

- В слове «машина» три слога.

Подобные наблюдения-действия и есть этот кирпичик в фундаменте языкового чутья ребёнка, который способна внести школа.[2]

Опыт моей работы позволяет сделать вывод, что одним из ведущих аспектов на данном этапе раскрытия секрета слога является развитие процессов воспроизведения, узнавания и формирования слоговой структуры слога. Эти направления взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Сюда я включаю задания типа «Дополни словечко», «Сколько слогов»? «Угадай слово». «Слоговой аукцион», «Цифровые слоговицы», «Слоговое лото», «Расколдуй слово», «Длиннее – короче» (см. Приложение 1).

В определении слога как части слова не раскрыты существенные признаки понятия, поэтому данное понятие и характеризуется в последующей работе со слогами. Уточняется, во-первых, характер произношения слога, во-вторых, его состав.

Что значит уточнить характер произношения слога? Это значит провести с детьми элементарные наблюдения над фразеологией произнесения слова по слогам. Важно убедить ребёнка, что «произносить слоги и слова – совершенно разные действия». Важно показать, как работает наш «говорильный (артикуляционный) аппарат» во время произношения слова по слогам.

А. М. Пешковский так предлагал знакомить детей со слогом: « … воздух из нас выходит, когда мы говорим, толчками, и каждый слог и есть такой толчок»2.

В состоянии ли первоклассник ощутить (методом самонаблюдения!), что воздушная струя при произнесении слова выходит из него (изо рта, из носа) толчками, т. е. «порциями»? Да, но лишь в том случае, если его речевое дыхание отрегулировано, т. е., если ребёнок произносит слова, фразы на выдохе, как все взрослые. Увы, речевое дыхание младшего школьника не отличается слаженностью, оно ещё формируется, складывается. Многие дети произносят (и читают) слова в самые разные фазы речевого дыхания, часть – на вдохе, а не на выдохе.

Если первоклассник произносит слово на вдохе, ему совершенно непонятно, как нужно считать «удары» тёплого воздуха о ладонь, подставленную близко ко рту. Он усердно подставляет ладошку ко рту, произносит слово по частям, как умеет, т. е. на вдохе, и недоумевает, почему это учитель чувствует два толчка выдыхаемого воздуха на своей ладони, а он сам – нет. Можно, конечно, заставить ребёнка произнести слово на выдохе, но вряд ли каждый малыш будет способен выполнить данный «приказ». Учитель сам на собственном речевом аппарате показывает, откуда берутся слоги. Для этого можно произвести в классе эксперимент со свечой. Нужно зажечь свечу, свернуть в трубку лист плотной бумаги и произносить над горящей свечой слова с разным количеством слогов (на выдохе после глубокого вдоха). Пламя свечи мигает столько раз, сколько слогов в слове. Можно не сомневаться, что опыт со свечой поможет создать у детей яркое, образное представление о том, как «получаются» слоги, и надолго останется в их памяти. 

Для формирования правильного дыхания на уроках обучения грамоте необходимо систематизировать с детьми дыхательную гимнастику. Плавное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо – и звукопроизношение, сохраняет плавность и музыкальность речи (см. Приложение 2).

Элементарному знакомству с фразеологией произнесения слова по слогам служит широко известный в практике начального обучения приём упора в подбородок: подставленной к подбородку ладонью дети чувствуют прикосновение нижней челюсти, а по количеству прикосновений могут определить число слогов в слове : сколько раз подбородок ударился о ладонь, столько в произносимом слове и слогов.

Данный приём связан с артикуляцией гласных звуков, образующих слог. Гласные, в отличие от согласных, – ртораскрыватели (термин В. А. Богородицкого). Причём, если звуки [а], [о], [э] произносятся с довольно отчётливым движением нижней челюсти вниз, то при произнесении так называемых узких гласных звуков [и], [ы], [у] ярко выраженного движения нижней челюстью не наблюдается. Отсюда - и название для гласных звуков [и], [ы], [у] – узкие, а для звуков [а], [о], [э] – широкие гласные звуки. Поэтому использование приёма упора в подбородок должно быть ограничено словами типа «белка», «чайка», «роща».

Характеристика слова с артикуляционной стороны уместна на самой ранней ступени знакомства со слогом, в  дальнейшем она становится недостаточной для освоения данного языкового явления. В этом убеждают такие «варианты» членения детьми слов на слоги, как «лось», «барабан». Возникает необходимость уточнения составы слога.

Что значит уточнить структуру слога? Это значит познакомить младших школьников с тем, что

«Слоги делятся на звуки,

Как на дольки апельсин».

Предметом осознания ребёнка становятся звуки речи. Осознание звуков языка выступает для ребёнка как выделение, вычленение новой для него области объективных явлений. На этой основе речевые навыки и умения переводятся из «автоматического в план произвольный, намеренный и сознательный» (Л. С. Выгодский), что обеспечивает большую эффективность речевого развития. Узловым образованием, связывающим различные формы речевой деятельности – звукопроизношение, чтение, письмо является звуковой анализ. Опознание звуковой структуры слова – необходимая предпосылка обучения грамоте.

Звуковой анализ предполагает умение дифференцировать звуки на слух и в произношении, выделять в многообразии звуков речи фонемы, характерные для данного языка. Кроме этого, звуковой анализ включает в себя умение устанавливать точное место каждого звука в слове, вычленять звуки в той последовательности, в которой они следуют в слове.

Установлено, что к моменту поступления в школу дети с ЗПР осуществляют звуковой анализ значительно хуже, чем их нормально развивающиеся сверстники.

При выделении из слова отдельных звуков наибольшую трудность для детей с ЗПР представляет различение и выделение гласного, следующего за согласным. Так, вместо конечного гласного дети называют предшествующий ему согласный или последний слог. Например, в словах: «Лиза» и «утка» в качестве последнего звука дети называют «з», «к» или «за», «ка». При неразвитом фонетическом слухе такие ошибки вполне закономерны, т.к. гласные звуки в корне слова, особенно в безударной позиции, при произнесении редуцируются и потому воспринимаются как призвук предшествующего им согласного.

Особенные трудности возникают при последовательном выделении звуков. Уровень этого умения у поступающих в школу детей с ЗПР отличается от того, который наблюдается у их нормально развивающихся сверстников.

Более половины нормально развивающихся детей самостоятельно справляются с последовательным выделением звуков из слова. Дети с ЗПР, как правило, допускают при этом большое количество ошибок (часто не справляются совсем).

В случае возникающих при звуковом анализе затруднений нормально развивающиеся дети семилетнего возраста прибегают к проговариванию слова. Одни делают это громким шёпотом, другие энергично шевелят губами. Почти все дети с ЗПР, столкнувшись с трудностями, совершенно беспомощны. Они замолкают или повторяют названный ими звук.

Всё это свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей детей с ЗПР в дошкольный период (а у отдельных детей и во время пребывания в 1 классе массовой школы) без проведения интенсивной подготовки к обучению грамоте к моменту поступления в коррекционную школу не накопился достаточный речевой опыт, необходимый для овладения грамотой; они оказались недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям и обобщениям. Поэтому их обучению чтению должна предшествовать коррекционно-подготовительная работа по развитию фонематического слуха.

Для основной массы детей с трудностями в обучении характерно то, что у них слаборазвит речевой аппарат. Это ведёт к тихому, нечёткому произношению звуков. Для коррекционной работы в этом направлении можно предложить в начале урока упражнения для развития артикуляции, которые сопровождаются  движение языка, губ одновременно движением сначала одной руки, затем другой, после – движением обеих рук. Такие упражнения способствуют активизации интеллектуальной деятельности, развивают координацию движений и мелкую моторику (см. Конспект индивидуального коррекционного занятия).

Каждый урок чтения начинается с речевой разминки, во время которой интересно и полезно работать над темпом речи, постановкой голоса и дыхания. Для выработки навыков сохранения чёткости произношения при любом темпе речи используются чистоговорки и скороговорки. Каждую скороговорку я предлагаю учащимся произнести не только быстро и чётко, но ещё и обыграть, что положительно влияет на развитие эмоциональной сферы детей. Например, «От топота копыт пыль по полю летит». Обучающиеся чётко проговаривают скороговорку, чеканят каждое слово, при этом имитируют пальцами на парте стук копыт (см. Приложение 3).

Работа со звуковым составом слова в подготовительный период обучения грамоте детей с ЗПР на основании полученных данных осуществляется в два этапа.

 На первом этапе формируется умение вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отрабатывается чёткая артикуляция звуков, уточняется их звучание. Таковым является подчёркнутое протяжное произнесение его в слове. Этому действию дети учатся постепенно. Вначале учитель сам произносит слово, выделяя определённый звук, а обучающиеся копируют указанный им способ произношения. Часто при этом дети не могут изолированно произнести звук, который они выделили при произнесении слова, тогда учитель называет его сам.

В процессе дальнейших упражнений дети учатся слышать и называть звук, выделяемый из слова учителем, а затем самостоятельно произносят слова, интонационно выделяя заданный звук и воспроизводя его.

Пример 1

 Учитель: - Посмотрите на картинку.

Картинка

астры

 

- Этот цветок называется астра.

- Повтори название цветка.

- «Астра» – это слово. Положи на наборное полотно полоску, которая обозначает слово «астра».

Картинка

аиста

Учитель: - Птица, нарисованная на картинке, называется аист. Повтори название этой птицы. «Аист» – это слово. Обозначь полоской слово «аист».                         - Скажи слова «астра» и «аист» так, чтобы первый звук слышался дольше других. Вот так: ааастра, аааист.

- Какой звук слышался дольше других? Произнеси его.

Вычленив звук из слова, дети знакомятся с особенностями его артикуляции (участие голоса, наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха) и на этой основе – с двумя основными группами звуков русского языка – гласными и согласными, а также основными обозначениями этих звуков.

 

Пример 2

Учитель: - Повторяйте каждое слово так, чтобы звук а слышался дольше других: ранец, ластик, лиса, пила, камни, кран, труба.

- Произноси звук а вот так: ааааа.

 ( Необходимо обратить особое внимание на то, что одним из важных направлений коррекции является формирование и развитие чувственного опыта ребёнка).

Терминология «гласные звуки», «согласные звуки», «твёрдые согласные», «мягкие согласные» вводится как обобщение собственного сенсорного опыта ребёнка. В этом смысле показательна игра «Разведчики». Учитель просит детей произнести заданный звук хором, посмотрев при этом, как открывается рот у соседа при его произнесении, образуется ли преграда на пути выдыхаемого воздуха, участвует ли голос. (Важно,  чтобы каждый ребёнок  не только услышал заданный звук из уст учителя и одноклассников, но и сам воспроизвёл его).

Делается вывод: при произнесении звука [а] рот широко открыт, губы, зубы и язык не создают никакой преграды. Звук [а] произносится голосом.

Звук [a] – гласный звук.

Гласные звуки обозначай красной фишкой.

Пример 3.

Учитель:

- Рассмотри картинки.

Стол                 шкаф                   стул                     диван

- Назови каждый предмет.

- Положи красные фишки на картинки, в названиях которых есть звук [а].

- Произнеси эти слова, выделяя звук [а].

- Назови одним общим словом стол, шкаф, стул, диван.

 По мере знакомства детей с гласными звуками [а], [о], [и], [у] я ввожу условные значки, которые указывают на положение рта при произношении этих звуков. Губы можно изобразить так:

               - самый широкий звук.

              - губы чуть-чуть сужаем и округляем.

               - губы растягиваем в стороны.

               - губы вытянуть трубочкой.

С использованием этих значков я провожу графические диктанты.

Для закрепления артикуляции гласных звуков можно активно использовать и фонетическую ритмику.

1. «Испуг»

Ладони вверх, медленно развести руки в стороны, при этом протяжно произносить звук ааааааааа. В конце упражнения звук [а] произносится быстро, громко, как бы желая испугать. Это же упражнение можно повторить точно так же, но  шёпотом.

2. «Балерина»

Рисуется руками колесо через стороны вверх. При этом звук [о] произносится  сначала протяжно, а затем быстро.

3. «Железная дорога»

Поднятые вверх указательные пальцы  обеих рук приставляются к вытянутому трубочкой рту. Далее руки вытягиваются вперёд перед собой, имитируя железную дорогу, по которой едет поезд. Вместо гудка поезда произносится звук ууууууу.

4. «Высота»

Тянемся наверх, высоко поднимаем руки с вытянутыми пальчиками. При этом произносится звук иииииии.

5. «Закручивание гаек»  

Сжатые в кулаки руки подносим к уголкам рта, и, как бы закручивая их против часовой стрелки, произносим звук ы – ы – ы – ы.

Пример 4

Учитель:

 - Изобразите, как выглядят наши губы, когда мы произносим звуки [а], [у], [о], [и].

И, наоборот, по данным опорным рисункам в разной очерёдности, дети произносят «зашифрованные» звуки.

Ознакомление с согласными звуками идёт по принципу звучания твёрдой и мягкой фонемы. Последовательность работы та же, что и с гласными.

Пример 5

Учитель:

- Посмотри на картинку.

                                        Картинка

                                              дом

- Что нарисовано на картинке?

- Произнеси слово «дом» так, чтобы последний звук слышался дольше других: домммм.

- Произнеси последний звук в слове.

- Произнеси звук [м] вот так: ммм.

- Покажи игрушку на стуле (мишка). Где сидит мишка? (На стуле).

- Покажи предмет, который лежит под стулом (маленький мячик).

- Дай полный ответ.

- С какого звука начинается слово «маленький»?

- Произнеси слова «мишка», «мячик».

- С какого звука они начинаются?

- Обрати внимание: слово «маленький» начинается со звука [м]. Слова «мишка», «мячик» начинаются со звука [м’]. Произнеси: [м] - [м’]

- Обрати внимание: при произнесении звуков [м], [м’] губы сомкнуты. Они образуют преграду для выдыхаемого воздуха. Звуки [м], [м’] – согласные.

Условные значки артикуляции гласных звуков применяются мною в дальнейшем в опорных схемах как один из приёмов обучения слогослиянию. Схемы размещаю на доске.

 

Когда ребёнок называет согласный звук, то благодаря схеме он сразу видит, как слить этот звук с гласным, т.к. рисунок показывает ему положение рта.

Всю эту работу я начинаю проводить с первых дней после поступления детей в школу. Со схемами и правилами работы по ним знакомлю и родителей.

Постепенно занятия по выделению звуков усложняются. Так, ознакомившись со звуком, дети учатся устанавливать его наличие или отсутствие в слове; далее находят слова с изученным звуком в предложении и в связном тексте, который зачитывает вслух учитель, самостоятельно подбирают слова, содержащие заданный звук из собственного словарного запаса.

Пример 5

Учитель:

- Запомните слова со звуком м, которые встретятся вам в сказке.

«Поэты»

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:

- Давай стихи сочинять. Вот слушай, какой стих я сочинил:

Каждый день и каждый час

Мы твердим упрямо:

Нет на свете никого

Лучше нашей..

- Малины! – закричал Миша.

- Да причём здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».

- Это тоже здорово! А теперь я сочиню…А про что?

- Ну,  хотя бы про этот мухомор.

 - Не ешьте белые мухоморы,

   А ешьте красные мухоморы!

- Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадёшь. Вот, послушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,

Чем бойкий рыжий …

- Айболит!- закричал Медвежонок.

- Да не Айболит, муравей. Айболит лечит зверей, а муравей – лес.

- Откуда ты так много знаешь?

- Кто много читает, тот много знает! – важно ответил мышонок Мыша…

Пример 5

Даны картинки игрушек

Лошадка    зайка     гармошка     шар     матрёшка      погремушка

Учитель:

- Назови игрушки.

- Положи синие фишки на игрушки,  в названиях которых есть согласный звук [м].

- Что образует преграду, когда произносится согласный звук [м]?

- Положи красные фишки на те игрушки, в названиях которых есть звук [а].

- Почему звук [а] относится к гласным?

- Вспомни слова, в которых звуки [м] и [а] слышатся рядом (мама, малина, машина, Марина, Маша).

Умение выделять из слов отдельные звуки ещё не обеспечивает навыков звукового анализа, необходимых для успешного овладения чтением и письмом. Эта лишь его начальная ступень.

Основная задача второго этапа подготовки к обучению грамоте – научить ребёнка последовательно вычленять и сочетать звуки (не буквы!) в словах различной слоговой структуры. Именно этот процесс лежит в основе формирования навыков чтения и письма первоклассников.

Эффективное обучение звуковому анализу осуществляется лишь тогда, когда реализуется определённая последовательность действий.

1.Сначала дети действуют по готовой условно-графической схеме звукового состава слова, данной учителем. Дети последовательно выделяют каждый звук в слове ан основе громкого проговаривания и заполняют по порядку (слева направо) фишками соответствующего цвета клетки схемы. Обозначив звуки цветными фишками, обучающиеся проверяют правильность выполненного ими задания – «читают» по схеме проанализированное слово. Термин «чтение» употребляется здесь условно, т.к. ребёнок, опираясь на последовательный ряд клеток (по количеству фонем в словах) и цвет фишек, воссоздаёт образ слова.

Пример 6.

Учитель: 

- Как перекликаются люди в лесу?

Картинка

«Дети в лесу аукают»

(Под картинкой начерчены клеточки: их столько, сколько звуков в слове «ау»).

- Произнеси слово «ау» так, чтобы долго слышался первый звук: ааау.

- Какой звук ты услышал?

- Как называется звук [а]?

- Положи красную фишку в первую клетку. Назови гласный звук, который ты обозначил красной фишкой.

- Произнеси слово «ау» так, чтобы долго слышался второй звук: аууу.

- Обозначь его красной фишкой.

- Какой гласный звук ты обозначил?

- Покажи в схеме первый звук. Произнеси его.

- Покажи второй звук. Произнеси его.

Пример 7.  

Учитель: 

- Какое домашнее животное мычит?

- Как мычит?

- Сколько клеток в схеме звукового состава слова «му»?

- Сколько звуков в слове «му»?

- Произнеси слово «му» так, чтобы первый звук слышался ясно.

- Какой звук ты слышал?

- Как называется звук [м]?

- Возьми синюю фишку и положи её в первую клетку.

- Какой звук ты обозначил?

- Произнеси слово «му» так, чтобы долго слышался последний звук.

- Произнеси этот звук.

- Обозначь гласный звук [а] фишкой.

-Фишкой какого цвета ты обозначил гласный звук [у]?

- Называй звуки в слове «му» один за другим и показывай их место в схеме.

После того как дети научились последовательно выделять в слове звуки на основе громкого проговаривания по готовой условно-графической схеме и с опорой  на практическую деятельность с условными значками-фишками, им предлагается анализировать звуковой состав слов уже без готовой условно-графической схемы. Для обозначения этого способа действия проводится горизонтальная линия. По ней дети выкладывают фишки или чертят в тетради  в клетку схему готового звукового состава слова.

По мере развития и закрепления умения последовательно выделять звуки из слова учащимся предлагается заменять фишки, обозначающие гласные звуки, буквами (а, о, у, ы, и).

Пример 8.

Картинка

рамы

Учитель: 

- Начерти схему звукового состава слова «рамы»

- Выделяй последовательно звуки в слове. Каждый звук обозначай цветным карандашом: гласные звуки – красным, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным.

- Вставь в клеточки буквы, обозначающие гласные звуки.

- В слове «рамы» замени букву «ы» на букву «а». Прочитай получившееся слово. Что оно означает?

Выполнение заданий на замену в проанализированном слове одной гласной на другую и «чтение» нового слова становится ближе к собственно чтению.

Введение в схемы звукового состава слов букв, обозначающих гласные звуки, предупреждает в дальнейшем пропуск гласных и подготавливает детей к обучению чтению: они приобретают навык ориентироваться на гласную, сливая звуки в слова.

Теперь обучающиеся уже подготовлены к восприятию нового определения слога как фонетической характеристики слова, которая должна устанавливаться, прежде всего, при произношении слова, а самым убедительным доказательством правильности выделения слога является наличие в нём гласного звука.

В результате уточнения состава слога дети получают представление о том, что слог может состоять из разного количества звуков: одного, двух, трёх, четырёх.

Дидактическим материалом для этого могут служить лингвистические задачи типа «Я задумала слог»:

  1. В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный?
  2. В слоге два звука. Какие это звуки?
  3. В слоге три звука. Сколько в нём гласных? Сколько в нём согласных?
  4. В слоге четыре звука. Сколько в нём согласных? Почему?
  5. В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов?

Развивающий потенциал задач, требующих развёрнутых рассуждений  в поисках ответа на вопрос «почему?», достаточно высок. Решая такого рода лингвистические задачи, дети убеждаются в том, что слог может состоять из одного звука (обязательно гласного) или же представлять собой множество звуков, целую звуковую семью, главой которой является гласный звук.

Интересным для детей становится сравнение слога с ромашкой, белые лепестки которой – это согласные звуки, а жёлтое сердечко – это и есть сердце самого слога, гласный звук, без которого слога не бывает.

В качестве тренировочных упражнений я использую следующие задания.

1 Даны картинки:

Лук                         луна                         ручка                            стул

Учитель:

 - Скажите, что изображено на картинках?

- Выделите голосом гласные звуки. Подсчитайте, сколько в слове слогов.

- Произнесите слово по слогам.

2. Игра  «Какой слог лишний»

Учитель, произнося слоговую цепочку «ма – му – ма», просит угадать, какой слог лишний.

Постепенно количество слогов увеличивается: «ба – ба – бу – ба – ба».

3. Игра «Эхо»

Учитель называет слова, а дети откликаются только тогда, когда они услышат в конце слова гласный звук: «Трава, грибы, птицы, ручьи, ау, эй, стой».

4. Детям предлагается разложить картинки по определённым сочетаниям гласных: а…а, у…а.

Луна                   астра                     ручка                  туча                  лампа

5.Даны картинки

шар                             нота                                       лимоны

  а                                 о     ы                                       и     о     ы

Учитель:

 - Изобразите графически слова, обозначающие данные предметы.

- Выделите голосом гласные звуки.

- Разделите слова на слоги.

- Над каждым слогом надпишите соответствующую гласную.

На этом этапе обучающиеся пишут звуковые диктанты. Создаваемая самими детьми графическая схема помогает им глубже проникнуть в звуковую структуру слова.

Затем учащиеся анализируют звуковой состав слов также на основе громкого проговаривания вслух, но без опоры на условно-графическую схему и на действие с фишками. Для выполнения задания такого рода уже нет ни схем, ни линий.

Пример 9.  

Даны картинки птиц

Синица        чайка        ласточка           грач         скворец              курица

Учитель:

- Покажи синицу, скворца, грача, чайку, ласточку, курицу.

- Синица, скворец, грач, ласточка, курица – это кто?...( птицы)

- Сначала покажи птиц, в названиях которых есть звук [ч], а затем покажи тех, в названиях которых есть звук [ц].

- Произнеси эти слова, выделяя голосом звуки [ц] и [ч].

- О какой птице загадка:

«Чёрный, проворный, кричит: «Крак!»,

  Червякам – враг».

- Последовательно выделяй звуки в слове «грач».

-Обозначь буквой гласный звук.

Формирование звукового анализа предусматривает последовательное использование слов разной степени трудности. В этот период следует особенно внимательно подбирать материал для звукового анализа. Ему подлежат лишь те слова, в которых все звуки отчётливо слышатся и произносятся.

Последовательность звукового анализа слов разных слоговых структур должна быть следующей:

  1. Анализируются слова типа «ну», «на», «ма».
  2. Анализируются слова типа «мак».
  3. Анализируются слова типа «луна», «лисы» и длинные слова этой слоговой структуры: « кубики», «паук», «утка».
  4. Анализируются длинные  слова со стечением согласных: «волк», «лист» «слон».

Полноценное формирование звукового анализа должно происходить в условиях постепенного увеличения и усложнения предлагаемого материала и всевозрастающей самостоятельности детей при выполнении заданий.

Обучение грамоте предполагает освоение элементарных знаний родной речи через азбуку. Этот период называется букварным, рассчитан он по программе коррекционно-развивающего обучения  на семь месяцев. За это время ребёнок должен полностью освоить звуковой строй языка, познакомиться со всеми буквами и звуко-буквенными соответствиями, освоить слогослияние, т.е. научиться сливать буквы и слоги,  а слоги - в слова, научиться достаточно беглому послоговому чтению, а лучше чтению слог + слово.

В учебнике мало тренировочного текстового материала с использованием специализированных упражнений, обеспечивающих совершенствование навыка чтения. Дети, испытывающие трудности, связанные с формированием навыка чтения, нуждаются в букварный период в увеличении и дифференциации упражнений для чтения. Дополнительный материал для упражнений я беру из разнообразных учебных пособий: «Спутник букваря» - автор Л. К. Назаров, «Азбука» - авторы А. В. Янковская-Байдина, А. И. Воскресенская, «Новый Букварь» - авторы О. Соболева, В. Агафонов, О. Агафанова,  которые использую на уроках и индивидуально-коррекционных занятиях.

Большое внимание на этом этапе обучения чтению мною уделяется работе со слоговыми таблицами, разрезными буквами и слогами. У детей  с ЗПР значительные трудности вызывает чтение слогов, включающих стечение согласных, мягкие согласные, мягкость которых обозначена буквами е, ё, ю, я. Необходимо увеличить количество упражнений в чтении слогов с такими структурами.

Целесообразно конструировать упражнения на базе читаемых текстов путём выделения и предварительной проработки слов, вызывающих затруднения из-за непонятного значения или сложной, неосвоенной слоговой структуры.

Знакомя детей с буквами, их можно учить множеству разных вещей, и что очень важно, развивать образное мышление, воображение и фантазию, чувство цвета, языковое чутьё, орфографическую интуицию, различные виды памяти – зрительную, слуховую, тактильную и даже обонятельную, ассоциативную и логическую. В этот период необходимым условием является активное обращение к правому полушарию как ведущему в этом возрасте. Через метафору мы можем отдать ребёнку тридцать три мелких абстрактных, поначалу лишённых всякого смысла, знака. И он будет усваивать их с интересом, быстрее – благодаря образам, которыми  эти знаки станут для него.

Превратив графические символы в конкретные образы, построенные на эмоционально окрашенных ассоциациях, мы, тем самым, избавим детей от необходимости механического запоминания, не работающего ни на эмоции, ни на правое полушарие, ни на столь желаемую для нас и ребёнка  непроизвольность.

Чтение похоже на волшебство. По крайней мере, будет полезно для дела, если ребёнок воспримет это именно так. Учитель должен помочь ему задуматься, как получается, что когда взгляд скользит по строчкам,  и целые миры возникают в нас, и мы видим, представляем, переживаем, понимаем тысячи разных вещей. Само собой разумеется, что этому должны способствовать разнообразные психотехники, приёмы, которые в совокупности создадут игровой контекст обучения. Естественнее игры нет ничего для ребёнка.

Таким образом, в букварный период обучения чтению первоклассник видит букву, переводит её в звук, произносит его протяжно; в то же время переводит в звук следующую букву и произносит её, стараясь не делать паузу между двумя звуками, и происходит чудо – получается слог (нам, взрослым, трудно вспомнить, как мы начинали свой читательский опыт, но радость от этого открытия запоминается на всю жизнь).

 На первых порах более эффективным является чтение слогов, состоящих из гласной и согласной – ан, ам, а потом наоборот – из согласной и гласной.

Можно использовать такой вид работы: «Поплывём на лодочке»

а                              н                   н                              а

а                     н                            н                       а

а            н                                     н              а

а н                                                н а

Так ребёнок лучше поймёт, как буквы сливаются  в слоги.

Ещё не владея автоматизированным навыком слогослияния, дети опираются не на навык, а на звуковой контекст. Это тормозит дальнейшее совершенствование техники чтения. В связи с этим необходимо подчеркнуть то большое значение, которое приобретает при обучении чтению детей с ЗПР продолжительное использование упражнений на отработку и автоматизацию навыка слогослияния на слоговом материале. Это чтение различных слоговых таблиц, в которых создаются условия для запоминания слогов целиком как целостной единицы, минуя процедуру слияния (см. Приложение 4).

Необходимо увеличить число упражнений  в чтении столбиков закрытых слогов и слогов со стечением согласных.

Фрагмент индивидуально-коррекционного занятия по обучению чтению со стечением согласных.

1. Учитель:

- Ты уже знаешь, что звуки бывают гласные и согласные. Вспомни, чем они отличаются. Попробуй произнести подряд два гласных и два согласных звука: а, о, с, т.

- Что было легче произносить: гласные или согласные? Почему?

- Давай поучимся читать слоги с двумя согласными. Прочитай согласные, которые находятся в середине, так, чтобы между ними не слышался гласный.

- Добавь гласный «о» перед согласными так, чтобы получился слог: опр, ост, ..

- Произнеси гласный «у» после согласных так, чтобы получился слог: пру, сту,...

                                                     

                                                        пр

                                                             ст

                                                             вс

рн                                                                                                            лк                

                                                             сн                                                          

                                                             кр

                                                             чк

Комментарий:

Такое упражнение не только формирует навык чтения подобных слогов, но и позволяет избегать побуквенного чтения. Предварительная беседа подводит ребёнка к осознанию способа чтения слогов со стечением согласных. Гласных в этом задании только два, что облегчает процесс чтения, позволяя сосредоточиться на согласных.

2. Составление и чтение слов с данными слогами.

Учитель:

- Слоги, которые мы читали, часто встречаются в словах. Прочитай слоги, вставь недостающие буквы, чтобы получились слова.

сту                        т

пру                       л

      олк                 м

       ост                 в

 

3. Итог.

Учитель:

- Какие слоги ты сегодня читал? Вспомни и повтори их по памяти.

- Какие слова ты составил? Вспомни и повтори.

- Если ты правильно читал слоги с двумя согласными, закрась квадрат красным цветом, если иногда ошибался, то закрась синим.

- Нарисуй своё настроение и объясни, почему оно такое.

Кроме того, я подбираю упражнения на дифференциацию некоторых букв, например, б-д., также добавляются упражнения для чтения слогов с буквами е, ю, ц, х.

Возникает необходимость в усиленных упражнениях в слогоизменении типа ма – мя, мы – ми,  вал – вял – вил – вёл, Таня – Тани – Тане – Таню.

Такие упражнения удобны для сочетания фронтальной и индивидуальной работы в классе.

Я использую классную доску или наборное полотно. Дети работают с кассой букв и слогов, а также со специальным раздаточным материалом в виде карточек, содержащих односложные трёхбуквенные слова со стечением согласных в начале слова: дни – пни – три – шли. Обучающимся могут быть предложены также карточки с парами существительных во множественном и единственном числе. Первое двусложное слово при изменении категории числа превращается в односложное слово со стечением согласных на конце и  наоборот, например: мосты – мост.

В последствии могут быть использованы карточки с парами слов, подстановка согласной в одно из  которых  превращает первый открытый слог в закрытый и приводит к стечению согласных на стыке двух слогов. Например: дуло – дупло, щёки – щётки.

Хорошим упражнением является чтение столбиков слогов и слов способом наращивания. При этом слово может наращиваться для образования стечения согласных как влево (рот – крот), так и вправо (пол – полк). В этом случае слоги или части слов располагаются так, что одинаковые буквы помещаются одна под другой.

       

         я                                  ра  

       ля                                тра      

    Оля                                тра-ва

  Коля                               стра-на

До начала чтения столбики закрыты. Во время чтения учащийся читает открываемые (сверху вниз по одной) строчке. В поле зрения оказывается лишь один элемент – слог или одно целое слово.

Такое ограниченное поле усиливает внимание ребёнка к зрительному образу слога (слова), благоприятствует правильному чтению и является хорошей тренировкой зрительного восприятия. Однако необходимо отметить, что подолгу засиживаться на этом приёме не следует. Вскоре его надо начинать сочетать с упражнениями по расширению поля зрения читающего.

Следует придерживаться определённой логичной последовательности отработки различных по степени сложности структур слогов: двухбуквенные обратные и прямые, трёхбуквенные закрытые, затем – со стечением согласных.

Сочетание индивидуальных и фронтальных занятий должно обеспечить, в первую очередь, овладение учащимися с ЗПР технической стороной навыка чтения.  

Считаю, что такая система работы на уроках и индивидуально-коррекционных занятиях по обучению грамоте детей с задержкой психического развития в 1 классе позволяет достичь положительных результатов, способствует формированию навыка чтения на начальном этапе и снятию связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.

Формирование у ребёнка навыка чтения – длительный процесс, требующий определённых эмоциональных затрат и со стороны учителя, соблюдением некоторых стимулирующих правил:

  1. Занятия должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребёнка.
  2. Доброе, сердечное отношение к детям. Умение вовремя и обоснованно похвалить каждого ученика необходимо сочетать  с достаточно высокой требовательностью. С первых же дней ребёнку должно быть ясно, какие конкретные действия, дела, поступки вызывают одобрение, что ещё у него не получается, чему он должен научиться.
  3. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно тревожного неуверенного в себе ребёнка. Отмечайте его даже самые маленькие достижения. Успех формирует у ребёнка веру в себя, желание учиться, радостный жизнеутверждающий тонус рождает энергию для преодоления трудностей.
  4. Опирайтесь на стремление ребёнка к признанию.

Список литературы

  1. Тригер Р.Д., Шевченко С.Г., Капустина Г.М., Цыпина Н.А. и др.   Программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4. Подготовительный класс.– М.: Издательство Парадигма, 2010.
  2. Лубовский В. И.  Обучение детей с задержкой психического развития. Пособие для учителей (2-е издание, исправленное и дополненное). - Смоленск, 1994.
  3. Тригер Т. Г., Владимирова Е. В. Дидактический материал по русскому языку для работы с детьми с задержкой психического развития. - М.: «Просвещение», 1992.
  4.  Костомина Н.С., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Издательство «Ось-89».

5. Лисенкова Л.Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: «Школьная пресса», 2002.

6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.

7. Алтухова Н. Звуковая мозаика. Обучение чтению. - Санкт-Петербург, 1998.

8. Развитие и коррекция. Образовательный научно-методический центр «Развитие и коррекция». - Москва, 1998.

9.Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. - М.: «Просвещение», 2001.

10. Соболева О., Агафонов В., Агафонова О. Новый букварь. – М.: «Дрофа-плюс», 2007.

11. Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучение школьников: Учебное пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007.

Приложение 1

Упражнения для формирования слоговой структуры слова

  1. Игра «Сколько слогов?»

Цель: научить ребёнка соотносить слоги с геометрическими фигурами, развивать слуховое внимание.

Ребёнку даются геометрические фигуры. Ему предлагается на лист цветного картона положить столько кружков (квадратов, треугольников), сколько ребёнок услышит слогов.

Вариант.

Когда ребёнок услышит слог «ма», он должен положить кружок, когда услышит слог «му» - квадрат.

  1. Игра «Дополни словечко»

Цель: развивать слуховое внимание и память, формировать слоговую структуру слова.

Учитель, произнося начало слова, бросает мяч ребёнку, а тот, возвращая мяч, заканчивает слово недостающим слогом. Сначала можно использовать рифмованные загадки.

Филиппок за окуньком

В речку лезет босиком.

Очень хочет Филиппок

Окунька загнать в са…(чок)

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пёстрой юбке танцовщица,

Музыкальная ю…(ла)

Вариант:

Можно предложить закончить слова по определённой теме, например, «животные»:: коро…(ва), кош…(ка), соба…(ка);

«одежда»: рубаш…(ка), шор…(ты), шу…(ба).

  1. Игра «Угадай слово»

Цель: научить «наращивать» последний слог, развивать слуховую память.

Учитель предлагает ребёнку добавлять к произнесённому им слогу один и тот же слог, побуждая затем повторить всё слово.

Вариант:

«Как зовут девочек?»

Перед ребёнком на столе лежат картинки, изображающие разных девочек.

«Наращивая» слог к произносимому учителем слогу, ребёнок угадывает имя девочки.

Ли-(ка)             Ма-(ша)                 О-(ля)

Ви-(ка)             Са-(ша)                  Га-(ля)

Ни –(ка)            Да-(ша)                 Ва-(ля)

  1. «Слоговой аукцион»

Цель: обогащение словаря обучающихся, учить «наращивть» слова.

Варинт: назвать слова со слогом  де…(- ти, - рево, - вочка);

со слогом ве..(-ник, -чер, -шалка,-ер).

  1. «Цифровые сло-го-ви-цы»

«Перед вами сло-го-ви-ца:

Раз – два –три – четыре – пять!

Сло-го-ви-цу разгадать:

С буквы «б» её начать».

1-2-3 –сказание о богатырях,

4-1-5-- -волк тащит по лесу в зубах,

4-6-8 – ведёт. Не делая ни шагу.

(Ответ: былина, добыча, чародей, дорога).

Комментарий: в слоговице каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов состоят слова в загадках.

  1. Игра с кубиком

Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определённого количества слогов в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

  1. Игра «Расходуй слово»:

а) с опорой на картинку;

б) без опоры на картинку.

Учитель произносит слова, переставив слоги местами, учащиеся правильно называют слова:

а) па-ла, ки-ра, ки-ма, ры-ша, ба-шу, зы-ко;

б) ка-ру, ги-но, ма-зи.

  1. Игра «Длиннее – короче»

Учитель называет по два слова разной слоговой структуры, дети выбирают, какое из них длиннее. Главное условие при этом состоит в том, что надо сравнивать слова, а не предметы, которые они обозначают:

стол – столик

карандаш – карандашик

усики – усы

пёс – собака,

хвост – хвостик

змея – змейка.

Приложение 2

Дыхательная гимнастика

1.Вдох носом, выдох через нос.

Вдох, задержка дыхания, выдох.

Вдох, выдох порциями.

2.«Задуй свечу»

Задуть одну большую свечу.

Сделать глубокий вдох и разом выдохнуть весь воздух.

Задуть каждую свечу.

Сделать глубокий вдох и выдохнуть тремя порциями.

Сделать глубокий вдох и постараться задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество выдохов.

3. «Задуй упрямую свечу»

В правой руке держать цветные полоски бумаги, левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот, затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

4. «Егорка»

- Как на горе, на пригорке стояли 33 Егорки (глубокий вдох).

- Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, …(произносить на выдохе).

Вариант: произнести счёт на одном выдохе до 3-5 («один», «два», «три», «четыре», «пять»), стараясь постепенно увеличивать счёт до 10-15. При этом следить за плавностью выдоха.

5. «Обрызгать бельё водой»

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

6.«В цветочном магазине»

Сделать шумный вдох носом и выдох ртом, имитация вдыхания цветочного запаха 2-3 раза.

7.«Снегопад»

Сделать маленькие комочки из ваты. Положить комочек ватки на ладошку и сдуть её. То же самое упражнение выполнить, держа комочки ваты над носом. Подуть вверх.

8.«Гуси летят»

Медленно и плавно ходить по классу, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося: «Гу-у-у-у» (8-10 раз).

9. «Маятник»

 Сесть по-турецки, руки на затылке, спокойно вдохнуть – выдох, возвратиться в исходное положение – выдох. Повторить 3-4 раза.

10.«Охота»

Закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье).

11. «Шарик»

Представить себя воздушным шариком. На счёт «1, 2, 3, 4» сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счёт «1, 2, 3, 4, 5» медленно выдохнуть.

12. «Каша»

Выдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

13. «Ворона»

Сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: «Кар-р-р».

14. «Греем карандаш»

Вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

14. «Пилка дров»

Встать друг против друга. Взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

15. «Сбор урожая»

Встать прямо. Понять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох, (пауза 3сек.). Опустить руки; наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 34-4 раза.

16. «Ёжик»

Поворот головы вправо-влево, одновременно с каждым поворотом делать короткий шумный вдох носом (как ёжик). Выдох мягкий непроизвольный через открытые губы. Повторить 4-6 раз.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

17. Сделать короткий спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 сек.воздух в лёгких, затем сделать протяжный плавный выдох через рот.

18.  «Ветряная мельница»

Ребёнок дует на лепестки игрушки-вертушки.

19. «Листопад»

Вырезать из цветной бумаги осенние листья и объяснить ребёнку. Что такое листопад. Предложить ребёнку подуть на листья так, чтобы они полетели.

20. «Бабочка»

(Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитки). Подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы выдох бал плавный длительный)

21. «Кораблик»

Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

22. Сделать короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнести один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

23.Произнести плавно на одном выдохе несколько звуков:

а а а а а а а

а а а а о о о о о о

а а а а а у у у у у у

Приложение 4

Слоговая таблица

а

о

у

 ы

и

е

я

ё

ю

н

на

но

ну

ны

ни

не

ня

с

са

со

су

сы

си

се

ся

к

ка

ко

ку

кы

т

та

то

ту

ты

л

ла

ло

лу

лы

р

ра

ро

ру

ры

в

ва

во

ву

вы

п

па

по

пу

пы

м

ма

мо

му

мы

з

за

зо

зу

ты

б

ба

бо

бу

бы

д

да

до

ду

ды

г

га

го

гу

гы

ч

ш

щ

ж

х

ц

Таблица заполняется постепенно, по мере изучения новых букв.

Приёмы работы со слоговой таблицей:

1.По таблице сначала упражняемся хоровому произношению слогов.

2. Чтение слогов на определённую букву гласного: на, са, ка, та,…

3. Чтение слогов на определённую букву согласного: на, но, ни,  ны, ну,…

4. Чтение слогов вразброс: ну, ка ры. ии,…

5. Чтение слов. Игра «Собери словечко»

Учитель молча показывает указкой на слоги в таблице (ма, ли, на). Дети про себя прочитывают слоги и собирают слово, затем хором его произносят.

6 Договаривание слов по слогам: ка…(-ша), лу…(-на).

7. Чтение слогов с убыстрением. Игра «Молния».

Комментарий: игра «Молния» позволяет ребёнку лучше почувствовать и осознать процесс убыстрения темпа чтения. Но необходимо обращать внимание на правильность чтения. Если при убыстренном темпе будет страдать качество (появляются ошибки), то команду «молния» надо подавать реже. На первых порах  следить за темпом и правильностью детям сложно. Постепенно ребёнок привыкает выполнять оба требования.

Результаты чтения слогов на скорость фиксируются, сравниваются с предыдущими.

2. «Необычный дом»

Учитель:

-В этом «доме» жильцы – слоги. Некоторые из них ещё не вернулись с работы домой.

(Дети заселяют жильцов в пустые окошки.)

Примечание: при чтении горизонтальной строки меняются только гласные, а согласный остаётся неизменным; по вертикали – наоборот: согласный изменяется, а гласный – нет. Это укорачивает время, которое ребёнок тратит на узнавание букв, т.к. одна буква во всех слогах повторяется.

3. «Слоговой телевизор»

Принцип работы телевизора построен по принципу действия абака. Левый столбик букв – согласные, правый – гласные.

  1. «Бегущая лента»

Через отверстие в картоне протягивается полоска, где напечатаны слоги. Надо успеть их прочитать.

Конспект индивидуального коррекционного занятия по обучению грамоте

Тема: «Коррекция несовершенного навыка слогослияния. Дифференциация произношения и звучания твёрдых и мягких согласных звуков».

Цели:

- коррекция и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения;

- формирование навыка чтения;

- формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.

Ход занятия

I Этап организации.

1. Объявление темы занятия;

2. Психогимнастика.

Дети повторяют за учителем:

- Я в школе на занятии.

-Сейчас я начну учиться читать.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт. Я как разведчик всё замечу.

- Я готов к работе.

- Работаю.

Учитель:

- Чтобы наша работа ладилась, нам не обойтись без наших помощников.

Кто же это? ( На доске даны опорные схемы):

 наши глазки                         наши ушки                         наш ротик

 наша голова                                наши ручки

II Артикуляционная гимнастика.

Работа перед зеркалом (упражнения сопровождаются одновременно движением рук):

1. Голову держать прямо, подбородок в обычном положении, губы сомкнуты.                                                                                  На  счёт «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы  сохраняют округлую форму, зубы  не обнажаются.

 На счёт «два» фиксируется открытое положение рта.

 На счёт «три» рот закрыт.

Движение кистей рук: четыре сомкнутых пальца ладонью вниз. Большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Упражнение повторяется 3-4 раза.

2. На счёт «один» губы вытягиваются вперёд (все пальцы собрать в щепоть). На счёт «два» губы растягиваются в стороны (как бы в улыбку), не обнажая зубов, пальцы врозь веером.

3. Рот открыт, язык плоско лежит у нижних резцов. На счёт «один» язык поднимается за верхние зубы (ладонь вверх). На счёт «два» язык опускается  в исходное положение (ладонь вниз).

4.Нижние зубы касаются верхней губы и слегка как бы «начёсывают» её. Затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней (ладонь вверх – двигаются только пальцы, ладонь вниз – двигаются только пальцы,  ладонь вниз – двигаются только пальцы).

5. На счёт «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в подъязычной связке. На счёт «два» вернуть язык в исходное положение, пальцы собраны в кулак, когда язык высовывается. Пальцы выпрямляются, напряжены. Ладонь параллельна столу.

III Упражнения для развития речевого дыхания

1.Учитель встаёт перед детьми, правую руку кладёт на область диафрагмы, левую – на пояс. Вдох и выдох через нос.

Упражнение повторяют дети.

Следить за тем, чтобы вдох и выдох производился без напряжения, плавно, не поднимая плеч при вдохе, не втягивая живот при выдохе.

2. На доске дан рисунок звуковой волны (см.  Приложеиие 3).

IV. Чтение чистоговорок.

са – са – са - в лесу бегает лиса;

ас – ас – ас - лиса боится нас;

со – со – со -  она катит колесо;

ос – ос – ос – у неё холодный нос;

ус – су – су- у нас холодно в лесу;

ус – у с – ус –лису я не боюсь;

сы – сы – сы – пушистый хвостик у лисы;

ыс – ыс – ыс – лиса бежит за мыс

V. Развитие внимания, бокового зрения.

А

Н

И

Х

Ю

С

К

Ы

Г

Р

О

Б

Д

Е

Э

К

Р

М

Л

У

Т

Я

П

Ё

Смотреть в центр.

Учитель:

- Не переводя взгляда от центра, покажи буквы я, ю, и, е, ё.

VI. Уточнение звучания гласных звуков и образа соответствующих им букв.

                    Я        А

        Е

        Ё

        Ю

У                         Ы

Учитель:

- Сегодня мы навестим жителей нового дома. Это гласные звуки, они обозначены буквами, которые выглядывают в окошки.

- По утрам просыпаются  первые гласные, живущие в первом подъезде. Назови их (Я, Е, Ё, Ю, У).

- Гласный «Я» выглядывал из окошка и протяжно пел: «Я – а - а…». В это время гласный «А» выглядывал из соседнего окошка и отзывался: «А –а –а…»

- Какие гласные отзывались гласным «Е», «Ё», «Ю»? Засели их в свои квартиры.

- А гласному «И» не пришлось будить соседа, гласный «Ы» сам выглянул в окошко и поздоровался со всеми: «С добры-ы-ым утром!»

- Понаблюдайте друг за другом, как вы произносите гласные звуки, живущие в первом подъезде, и как называются  жильцы из второго подъезда.

В помощь детям предлагаются два графических изображения:

Дети делают вывод: когда мы произносим гласные звуки первого ряда, мы улыбаемся, а когда произносим гласные второго ряда – нет.

VII. Составление слогов. Дифференциация произношения и звучания.

Учитель:

- Когда к гласным приходят в гост согласные, и они начинают вместе петь, то с согласными происходят необычные вещи. Давайте попробуем разобраться в этом.

- Напишите в нашем доме слева от буквы Я букву Д

- Прочитайте, опираясь на условный рисунок, какой теперь получился слог.

- Послушайте, как меняется согласный звук [д] из-за того, что поёт то с гласным [а], то с гласным [я] .

- Произнесите несколько раз слоги «да – дя», послушайте, когда согласный [д] звучит мягко, а когда твёрдо.

- Впишите букву Д слева от остальных букв, живущих в домике.

- Прочитайте слоги, которые получились (можно к другим гласным заселять каждый раз новую согласную).

VIII. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.

- Прочитайте слоги, в которых есть мягкий звук[д] .

- В каком «подъезде» они живут?

- Какие гласные находятся рядом?

- Прочитайте эти слоги ещё раз

Аналогично проводится работа со слогами второго столбика.

- Давайте обозначим мягкий согласный улыбкой ДЯ, а твёрдый согласный – чёрточкой ДА.

IX. Закрепление умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

1.Игра «Почтальон»

Учитель:

– Посмотрите на рисунок

Эти квадратики обозначают «домики», куда приходит почтальон с письмами.

- Кто такой почтальон? Чем он занимается? Как вы думаете, зачем люди посылают друг другу письма? А теперь посмотрите на рисунок.

- В каком «домике» живут слоги, которые состоят из согласного и гласного звука?

- Пунктирные линии между квадратиками – это дорожки, по которым ходит почтальон. «Домик» с конвертом               – это почта, откуда почтальон отправляется в путь с письмом. «Домиков» - два, а письмо одно. Чтобы найти адресата, почтальон должен соблюдать правило: если дорожка соединяет «домики», в которых живут слоги с мягкими согласными, то по такой дорожке идти можно, а если в домике согласный твёрдый, то идти по такой дорожке нельзя.

Комментарий: дорожку можно обвести зелёным карандашом или над мягким согласным поставить значок «улыбку».

  1. Работа со слоговой таблицей.  

СЕ

РО

ГИ

БЯ

МЕ

КО

ТЫ

ЛЮ

РЁ

ЗА

ДЕ

НИ

РА

СЯ

ТА

ЛО

ПО

НА

ЦА

ТА

ДА

РЕ

ЛИ

СИ

Учитель называет слова. Задача обучающихся – отыскать в таблице слоги, из которых состоит слово, названное учителем, в порядке их следования в слове.

МЕДАЛИ
ДЕРЕВО
СЕМЕНА
САПОГИ
ЛИСЯТА
СИРЕНА
ГУСИ
РЕБЯТА
ЛЮДА
БЕРЁЗА

X. Подведение итогов.

- Чем мы сегодня занимались?

- Какие гласные «улыбаются» и делают согласные мягкими?

- Какие гласные делают согласные твёрдыми?

- С какой игрой мы сегодня познакомились?

- Какое в ней было правило?

- Какое упражнение понравилось?

- Если вы правильно выполняли задание, то закрасьте первый квадратик зелёным цветом, если ошибались – синим. Во втором квадратике нарисуйте своё настроение от занятия и объясните, почему оно такое.

 

МА

МА

ШИ
НА

МА

ШИ
НА

А

О

а

У

И

о

у

         

        А       О         У         Ы         И

Б

В

Г

Д

БА

БО

БУ

БЫ

БИ

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВИ

ГЫ

ДО

НЯ

КА

ТИ

ТУ

ТЯ

ТИ

РЮ

РО

ГЕ

ДЫ

ДЕ

ТЮ


[1] Панов М.В. Современный русский язык: Фонетика. – М., 1979. – с.78

[2]  Пешковский А.М. Наш язык. – М., Л., 1925. – с.107


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Коррекционные игры и упражнения по развитию навыка чтения у детей с ОВЗ"

Представлено обобщение опыта работы по теме самообразования " Коррекционные игры и упражнения по развитию навыка чтения у детей с ОВЗ"...

Коррекционно-развивающие приемы работы при формировании моторных навыков в обучении учащихся с ДЦП

Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы. Одна из причин трудностей в овладении ...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому

В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП

Статья для  консультации родителй, учитилей начальной школы, логопедов, учителей музыки и физкультуры...

«Опыт работы педагога по развитию навыков коммуникации у детей с ТМНР»

В данной работе представлен опыт работы по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития....

Методическая разработка коррекционно-развивающей работы по формированию школьных навыков учителя-дефектолога для детей 1 класса с задержкой психического развития

Актуальность методической разработки обусловлена тем, что в последние годы в общеобразовательной школе стало учиться всё больше детей испытывающих стойкие трудности в обучении. Причиной школ...