Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ (задержка психического развития) по теме "В поисках времени" (2 класс)
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Представлена технологическая карта коррекциооно-развивающего занятия по теме "В поисках времени" для учащихся 2 класса с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta_zanyatiya_v_poiskakh_vremeni.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

коррекционно-развивающего занятия для детей с ОВЗ

по теме: «В поисках времени»

Разработали:

Ахтямова Х.М., педагог-психолог

Проворова И.В., учитель-логопед.

Нефтеюганск, 2014 г.

План-конспект урока

Тема: В поисках времени.(45 мин)

Тип: интегрированное, комбинированное занятие

Вид: смешанный

Цель:  Создать психолого-развивающее пространство, как благоприятное условие для усвоения детьми пространственных и временных представлений.

 

Задачи:

Обучающая:  расширить  представления о временных  понятиях, последовательности времен года, месяцев, дней недели, частей суток.

Развивающая: развивать психические механизмы, лежащие в основе эффективности любой познавательной деятельности: память, внимание, воображение. Развивать мыслительные операции: обобщение, классификацию, анализ, синтез на основании упражнений Айзенка Ю. Способствовать расширению словарного запаса.

Воспитывающая

Воспитывать положительное отношение к учебно-познавательной деятельности.

Методы: словесный ( беседа), наглядный (метод иллюстраций, демонстраций), аудиовизуальный, практический (метод  упражнений); репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный,  работа с текстом,  работа по инструкции, работа в группах,   диалогический, методы технологии развития критического мышления: «кластер», «корзина идей».

Основные термины и понятия: времена года, месяцы, дни недели, части суток, календарь.

Методическое обеспечение: (авторы УМК) Локалова Н. «90 уроков психологического развития»…..

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска,  мультимедийная установка, презентация, психопрофилактическая программа-тренажер «Волна», и тренажер для развития речи «Дэльфа - 142».

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

  1. Вводный (мотивационно-организационный этап)

Задача:

Организовать обучающихся  через привлечение внимания к актуальной для них проблеме. Настроить на предстоящую работу, включить в деловой ритм занятия.

1 Организация деятельности обучающихся.

- Приветствие обучающихся.

Раздается звонок. (под подушкой спрятан будильник)

 - Что это такое?

 - Когда это происходит?

Зафиксировать внимание ребят на слове  - УТРО

 - А почему эта ситуация произошла сейчас у нас на занятии?

 - Как вы думаете, с чем это связано?

 

Эмоционально настраиваются на работу.

 - Звенит будильник.

 - Утром, когда мы встаем в школу.

  1. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

Цель: актуализировать пространтсвенно - временные представления учащихся.

2.1.Формулировка темы занятия.

2.1.1.На слайде  - незаконченное предложение «В поисках …..»

Вопросы:

- Ребята, догадались ли вы о чем мы будем говорить сегодня на занятии?

 

2.1.2. Проверить правы вы или нет, нам поможет игра «Муха».

На слайде  - таблица с буквами, учитель диктует ходы:

  1. Наша муха полетела на 2 клетки вверх, запишите букву
  2. На 2 клетки вниз, запишите букву,
  3. на 1 клетку вверх, на 2 клетки влево, на 1 клетку вниз, запишите букву
  4. на 1 клетку вниз, на 2 клетки вправо, на 1 клетку вверх, запишите букву,
  5. на 1 клетку вниз.

 - Какое слово у вас получилось?

Итак, давайте озвучим тему нашего занятия.

- Какова цель нашего занятия? Что бы вам хотелось узнать, повторить, сделать на занятии?

2.1.3.Прием «Портфель идей».

Учитель записывает ответы детей и складывает их в портфель.

– В конце урок мы проверим, удалось ли нам всё это выполнить,

Результат: Проблема обозначена. Визуально проведена подготовка класса к работе

Дети высказывают свои предположения, формулируют тему  урока.

Дети мысленно передвигают «муху» в нужном направлении и записывают полученные буквы: В Р Е М Я

 - «В поисках времени»

Дети высказывают свои предположения, формулируют цели занятия.

  1. Основной (информационно-аналитический) этап.

1.        Установить правильность и осознанность усвоения детьми изучаемого материала, выявление и коррекция пробелов, неверных представлений.

2.        Стимулировать обучающихся к овладению приемами снятия эмоционального напряжения, способами запоминания.

3.1.

3.1.1. Беседа

 - Итак, ребята, прозвенел будильник, вы встали, выполнили зарядку, позавтракали и отправились в школу. А чтобы ваш путь был безопасным, чем вы обычно пользуетесь? (слайд с картинкой безопасного маршрута)

 - Отправляясь в дорогу в  поисках времени, я вам тоже предлагаю получить маршрутные листы.

 - Изучите свой маршрутный лист. – Сколько этапов вам предстоит пройти?

 - За каждое выполненное задание вы будете получать пазлы, из которых в конце урока соберете картинку – сюрприз. А также будете оценивать свою работу на занятии на лесенке успеха (демонстрация на доске) и у себя в маршрутном листе в колонке «Самооценка».

3.1.2. Упражнение «Рассыпушка»

 - Прочитайте 1 – ое задание. Выйдите к доске. Сейчас вы будете работать в группе.

Инструкция к заданию:

Прочитайте рассыпанные на доске  слова. Распределите их на группы. Обратите внимание на картинки-подсказки.

Проверка на озвученных слайдах. (сообщается информация о временах года, месяцах).

Самооценка работы в группе.

За выполненную работу ребята получают пазлы с названием времен года и месяцев, которые учитель размещает на доске.

3.1.3. Беседа.

Итак, когда заканчивается утро, наступает……(ДЕНЬ)

 - Где чаще всего вы бываете днем?

 - Чем вы занимаетесь в школе?

 - На уроках вы выполняете разные задания, вот одно из них.

3.1.4. Упражнение «Спрятанные слова»

 Учащимся раздаются индивидуальные карточки, в которых необходимо просматривая буквы, подчеркнуть встретившиеся слова.

ПЯТНИЦАМИМСРЕДАСОСТЕНА

РЫЛКБИЧЕТВЕРГНКГССУББОТАПЫЛМНПОНЕДЕЛЬНИКСПИОБУЧНКЮТИВЛЙЬВВОСКРЕДЕНЬСЕНЬЕТРМИАРУЩЦЛФЫВВАЧППИИТТ

Проверка:

 - Прочитайте какие слова вы нашли.

 - Что вы о них можете сказать?

 - Перечислите последовательно все дни недели, какого дня здесь не хватает?

 - Где можно проверить правильность ваших ответов? (слйд с изображением дневника)

 - откройте ваши дневники, проверьте и оцените свою работу на данном этапе.

За выполненную работу ребята получают пазл с надписью ДНИ НЕДЕЛИ

3.1.5. Беседа.

 - Что бывает в школе после урока? (перемена).

 - Вот сейчас мы Вам тоже предлагаем отдохнуть.

3.1.7. Упражнение «Перемена».

 - Посмотрите каждый в свой маршрутный лист. Для того, чтобы узнать где у каждого из вас пройдет перемена, вам необходимо выполнить определенную инструкцию. (на слайде и в маршрутных листах)

Работа на тренажерах - Волна» (для выполнения дыхательных упражнений) и  «Дэльфа - 142» (задания по развитию речи, обогащению словаря)

 - Самооценка.

3.1.8. Беседа

 - Давайте вспомним, что мы еще делаем днем в школе на перемене?

 - Действительно, чтобы быть умным, необходимо правильное питание, а как вы все хорошо знаете, самой здоровой пищей, конечно, же является каша.

 - А из чего варят каши?

3.1.9. Упражнение «Юные поварята»

Перед детьми на тарелочках лежат различные крупы: гречневая, пшенная, рисовая, горох, манная.

А на партах мешочки, в которых спрятана та или иная крупа.

Детям предлагается посмотреть внимательно на крупы, обратить внимание на их форму, размер, запомнить названия, а затем наощупь определить какая же из круп спрятана в их мешочках.

У одного из ребят попадает мешочек с макаронами.

 Работа группах по 3 человека.

1гр – те, у кого красные мячики на столе.

2 гр – те, у кого желтые мячи на столе.

Пере ребятами рассыпанные макароны различной формы, размера, цвета. Необходимо распределить их на группы.

Проверка:

 - Сколько групп у вас получилось?

 - По какому признаку распределяли?

Самооценка работы.

3.1.10. Беседа

 - Итак, ребята, у нас заканчивается ДЕНЬ. А какая часть суток следует за днем? (ВЕЧЕР)

 - А куда вы отправляетесь в это время суток из школы? (домой)

 - У себя на столах найдите группу макарон «ТРАНСПОРТ», определите какого вида транспорта здесь не хватет, чтобы отправиться домой?

 - А чем вы любите заниматься ВЕЧЕРОМ дома?  

 - Есть очень занимательная и интересная игра для всей семьи – пазлы, часть их перед вами, а вот, чтобы получить последний пазл, давайте вспомним о какой части суток мы ещё не говорили сегодня на занятии? (НОЧЬ)

Проверка: правильно ли вы ответили проверим с помощью игры «Угадай мелодию»

Звучит фрагмент мелодии «Спят усталые игрушки»

Дети получают последний пазл с надписью и картинками «Части суток».

Самооценка работы.

.

Дети отвечают на вопросы учителя.

 - Маршрутным, безопасным листом «Дом – школа - дом»

Дети получают инструкционную карту к уроку «Маршрутный лист»

- четыре.

Учащиеся, совещаясь, выполняют задания на интерактивной доске. Распределяют слова по группам: времена года, месяцы, их последовательностью

Учащиеся слушают. Анализируют свою работу в группе.

В листе самооценки фиксируют результат своей работы.

 - День

 - в школе

 - учимся на уроках

Дети работают на карточнках, подчеркивают встретившиеся слова.

Дети определяют, что эти слова обозначают дни недели, 1 слово – лишнее – день.

В дневнике.

Проверяют работу по дневнику, оценивают свою работу на лесенке и в листе самооценки.

 - Перемена.

Дети выполняют инструкцию, проходят по кабинету в разные части – влево группа ребят для занятия на тренажере «Волна» (для выполнения дыхательных упражнений),, вправо – группа ребят для работы на компьютерном тренажере «Дэльфа - 142» (задания по развитию речи, обогащению словарного запаса).

 - Обедаем

 - Из гречки, риса, гороха и других круп.

Определяют крупы.

Один из ребят определяет, что в его мешочке находится что-то другое, не похожее на крупы. (макароны)

Ребята работают в группах , распределяю макароны в группы по цвету, форме, размеру.

- Вечер.

 - Домой

 - Автобуса.

 - Читать, рисовать, играть и т д.

 - ночь

  1. Оценочно-рефлексивный этап.

Задачи:

 1. Провести рефлексию текущего занятия, провести обратную связь.

2.  Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей развивающей работы.

 4.1. Рефлексия

4.1.1. «Пазлы»

 - Давайте соберем все пазлы и вспомним, что мы делали сегодня на занятии.

 4.1.2.Приём «Портфель идей».

 - Давайте проверим, совпали ли ваши предположения с тем, чем мы занимались на занятии. (учитель вытаскивает и зачитывает карточки, помещенные в портфель в начале урока).

Самооценка работы на уроке по сигнальным карточкам.

4.1.3. Упражнение «Сюрприз».

 - А теперь , ребята, я вам открою один секрет, если мы перевернём эти пазлы, то увидим картинку, на которой изображен всего лишь один предмет, который объединяет в себя все вот эти понятия: и времена года, и месяцы, и дни недели, и части суток.  – Может быть кто-то из вас уже догадался о чем идет речь? (календарь)

Учитель переворачивает пазлы, на обратной стороне изображен календарь.

Резерв: - Календарь – это система отсчета больших промежутков времени. Слово «календарь» произошло от латинских слов «калео» провозглашать и «календариум» долговая книга.

 - откуда появилось выражение круглый год?

По форме в древние времена календарь напоминал круг. Отсюда в русском языке выражение круглый год. Круглая форма календаря объясняется очень просто: времена года и его главные, поворотные моменты постоянно повторяются.

В память об этом занятии детям дарят календарики.

 Прощание. Благодарность за работу.

 Пазлы:

  1. Времена года
  2. Месяцы
  3. Дни недели
  4. Части суток

Учитель и дети обсуждают, комментируют.

Оценивают свою работу на всем занятии, анализируя работу на каждом этапе.

Дети высказывают свои предположения.

Структура урока

Этапы занятия

Время

1

Вводный (мотивационно-организационный этап)

2 мин.

2

Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

5 мин.

3

Основной (информационно-аналитический) этап

32 мин

4

Оценочно-рефлексивный этап.

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития русскому языку в начальных классах

Использование индивидуального и дифференцированного подходов при обучении детей с задержкой психического развития  русскому языку в начальных классах...

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области      Конспект открытого коррекционно...

Календарно-тематическое планирование для учащихся 1-х классов по развитию познавательной деятельности у детей с ОВЗ (задержкой психического развития).

ДатаДата по фактуТемаЗадачи коррекционной работыСодержание работыI ДИАГНОСТИКА (4 часа)  Обследование устной и письменной речи, математических представлений.Обследовать устную речь и письмен...

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с диагнозом задержка психического развития (ЗПР). Тема: «Времена года. Осень».

Цели:закрепление знаний о временах года.Систематизирование представления о цикличности времён года;осень, признаки осени....

Конспект развивающего занятия для обучающихся 1 класса с задержкой психического развития на тему: «Планета развлечений»

Занятие включает в себя развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. Занятие можно  проводить в групповой и индивидуаьной форме....