Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА
проект по логопедии на тему

Белякова Светлана Викторовна
     Предложенные игры и упражнения  являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igry_i_uprazhneniya_leksika.docx93.29 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное  учреждение

«Средняя  школа № 3 г. Волжского Волгоградской области»

(МОУ СШ  № 3)

404106 г. Волжский,  Волгоградской области, ул. Прибрежная,91 ; тел./факс : 27-15-02school3-vlz@mail.ru

 ИНН/КПП   3435881261/343501001

IV ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

 ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

"СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ"

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:"ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ  ПЕРВЫХ КЛАССОВ  

 С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА"

Проект разработали:

  Андрющенко Ольга Владимировна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории,

Белякова Светлана Викторовна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Волжский 2017

Паспорт проектной работы.

Название проекта: Обогащение и развитие словаря с помощью дидактических игр и упражнений у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  в условиях школьного логопункта.

Руководители  проекта: Андрющенко О.В., Белякова С.В.

Учебный предмет: логопедические занятия.

Практическое применение: логопедические занятия, уроки  русскогоязыка, уроки окружающего мира.

Состав проектной группы: Андрющенко О.В., Белякова С.В.

Участники проекта:обучающиеся первых классов с ЗПР (вариант 7.1; вариант 7.2)

Тип проекта: образовательный, педагогический.

Цель проекта: обогащение и развитие словаря у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в условиях школьного логопункта .

Вопрос проекта: Как этого добиться? 

Задачи проекта:

  • создание благоприятных условий для преодоления речевых нарушений у обучающихся с ЗПР;
  • совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи  учащихся с ЗПР;
  • подбор и адаптация дидактического материала  с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детейс ЗПР;
  • развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня    общего речевого развития учащихся с ЗПР.

Ожидаемые результаты:

  • расширение объёма  словарного запаса (количественное и качественное);
  • осознанное     овладение  обобщающими понятиями;
  • повышение уровнясловообразовательных и словоизменительных процессов.
  • повышение качества сформированности антонимических и синонимических средств языка;
  • активное использование в  речи сформированных понятий;
  • повышение уровня общего речевого развития.

Сроки  реализации   проекта:2016  – 2017уч.г.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

  • бумага и изобразительные материалы, диски (электронные носители);
  • Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. - М.: Просвещение, 1991.
  • ЕфименковаЛ.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.  
  • Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  • Слепович Е.С.Формирование речи удошкольников с задержкой 

     психического развития: Кн. для учителя. - Мн.: Нар. Асвета, 1989.

Продукт проекта:

  • дидактические игры и упражнения для   обогащения и развития словаря у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития (для учителей-логопедов, учителей начальных классов, учителей русского языка);
  • практический материал для уточнения и закрепления знаний по лексическим темам с детьми  (для родителей).

Дальнейшее развитие проекта:издание брошюры с дидактическими играми и упражнениями для учителей-логопедов, родителей.

Содержание

1.Введение

1.1Актуальность

2.Основная часть

2.1 Специфические особенности  речевого развития  детей с ЗПР.

2.2Специфические особенности  формирования словаря   детей с ЗПР.

2.3 Организация логопедической работы в классах для детей с ЗПР.

2.4Диагностика уровня развития словаря у обучающихся  первых классов   с ЗПР .

2.5Основные направления работы по развитию и обогащению словарного запаса у обучающихся  первых классов   с ЗПР.

3.Заключение

4.Литература

Приложение

1. Введение

1.1  Актуальность.

        Одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Особенности словарного запаса младших школьников с задержкой психического развития, отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. Это ведет к недоразвитию речи в целом и проблемам усвоения ими знаний.

        Для детей с ЗПР характерны ограниченный словарный запас, преобладание в словаре бытовой лексики, значительное расхождение между активным и пассивным словарем, затруднения в употреблении многих частей речи, особенно прилагательных, наречий, сложных предлогов, трудности актуализации словаря. Эти нарушения проявляются во время логопедической диагностики в начале учебного года. При этом нарушение в овладении лексической системой языка существенно затрудняет общение, сотрудничество ребенка со взрослым, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности, задерживает развитие как устной, так и в дальнейшем письменной речи, служит препятствием при овладении школьной программой.

  Основной задачей учителя-логопеда является коррекция дефектов устной и письменной речи и формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку.

      Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ и соревновательных моментов.

       Учитывая вышесказанное, в ходе практической деятельности, возникла необходимость в подборе и адаптации дидактического материала  по обогащению и развитию словарного запаса с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей с ЗПРна логопедических занятиях.

Этапы работы над проектом:

1.Постановка проблемы, формулировка темы, цели и задач.

2.Изучение и анализ научной литературы.

3.Основные направления работы по обогащению и развитию словаря у первоклассников с ЗПР.

4.Подбор и адаптация дидактического материала  с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей с ЗПР.

5. Анализ результатов.

6. Картотека дидактических игр и упражнений для   обогащения и развития словаря у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития (для учителей-логопедов, учителей начальных классов, учителей русского языка);практический материал для уточнения и закрепления знаний по лексическим темам с детьми  (для родителей).

Цель: обогащение и развитие словаря у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в условиях школьного логопункта .

Задачи проекта:

  • создание благоприятных условий для преодоления речевых нарушений у обучающихся с ЗПР;
  • совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи  учащихся с ЗПР;
  • подбор и адаптация дидактического материала  с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей с ЗПР;
  • развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня    общего речевого развития учащихся с ЗПР.

Ожидаемые результаты:

  • расширение объёма  словарного запаса (количественное и качественное);
  • осознанное     овладение  обобщающими понятиями;
  • повышение уровнясловообразовательных и словоизменительных процессов.
  • повышение качества сформированности антонимических и синонимических средств языка;
  • активное использование в  речи сформированных понятий;
  • повышение уровня общего речевого развития.

Практическая значимость проекта: подбор дидактических игр и упражнений может применяться учителями-логопедами, учителями начальных классов, учителями русского языка, работающими с детьми с ЗПР, а практический материал для уточнения и закрепления знаний по лексическимтемам  поможет родителям сделать занятия с детьми дома интересными. В дальнейшем мы планируем издать брошюру с практическими материалами для учителей и родителей.

2.Основная часть

2.1  Специфические особенности  речевого развития  детей с ЗПР.

     Развитие речи имеет определяющую роль в регуляции поведения и деятельности детей на всех этапах развития. К шестилетнему возрасту словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Словарь шестилетнего ребёнка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Достаточно развитой к 6 годам является и грамматическая сторона речи ребёнка. Дети овладевают системой морфологических средств оформления грамматических категорий, усваивают типы склонений и спряжений, традиционные формы чередования звуков, способы словоизменения и словообразования, учатся строить более сложные предложения. В этом же возрасте дети уже подмечают значения, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы (морфемы). В основе этого явления лежит ориентировка ребёнка на звуковую форму слова, на звучание грамматических форм. Язык усваивается ребёнком в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого, конечно, недостаточно. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в работе по всем предметам, в частности, способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

     Особенности речи детей с ЗПР раскрыты в работах многих исследователей (Л.Н. Блинова, 2002; Т.А. Власова, М.С. Певзнер, 1973; И.А. Симонова, 1974; Е.В. Мальцева, 1990; И.Ф. Марковская, 1993; В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина, 1994; Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина, 2003), которые указывают на сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Нарушения речи у детей с ЗПР носят вариативный характер и обусловлены влиянием целого ряда факторов: характера этиологии, клинической картины ЗПР, психологических особенностей, наличия неврологической симптоматики и других. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам.

     Речевые нарушения при задержке психического развития обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.

Характерные признаки ЗПР:

•ограниченный, не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем,

•низкий уровень познавательной активности,

•недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения,

•более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста к приему и переработке информации.

     У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти и др. высшие психические функции. У некоторых детей с ЗПР преобладает интеллектуальная недостаточность, а у других — эмоционально-волевые нарушения.

     Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности.

     При ЗПР у детей  отмечается более позднее развитие фразовой речи. Дети затрудняются в воспроизведении лексико-грамматических конструкций. С помощью языковых средств дети не могут выразить причинно-следственные, временные и другие отношения.

     Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР носит полиморфный характер. Чаще всего бывают нарушены артикуляторно сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные.

  У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки:твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки.

  Дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового ряда. Изменение характера предъявления речевого материала (дополнительное предъявление, замедление темпа воспроизведения) не улучшает качества воспроизведения. Дети повторяют два слога вместо трех (да-та-да как да-та) или изменяют их последовательность.

 Нарушение фонематического развития детей с ЗПР проявляется и в несформированности звукового анализа и синтеза. Это нарушение оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и вызывает в школе нарушения письма и чтения. Данные исследований показывают, что без целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР не могут овладеть звуковым анализом слов. Малодоступны такие задания, как определение количества и  последовательности звуков в слове, установление позиционных соотношений звуков.

    Словарный запас дошкольников и школьников с ЗПР отличается бедностью и недифференцированностью: дети недостаточно понимают и неточно употребляют близкие по значению слова. В их речи редко встречаются прилагательные, наречия, сужен глагольный словарь. Затруднены словообразовательные процессы, позже, чем в норме, возникает период детского словотворчества, который продолжается до 7-8 лет.

    Ограниченность словарного запаса определяется недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, низкой познавательной активностью.

        На уровне импрессивной речи отмечаются трудности в понимании сложных, многоступенчатых инструкций, логико-грамматических. Дети плохо понимают содержание рассказа со скрытым смыслом, затруднен процесс декодирования текстов, т. е. затруднен процесс восприятия и осмысления их содержания.

    Грамматический строй речи также отличается рядом особенностей. Ряд грамматических категорий дети практически не используют в речи, однако, если сравнивать количество ошибок в употреблении грамматических форм слова и в употреблении грамматических конструкций, то явно преобладают ошибки второго типа. Ребенку трудно воплотить мысль в развернутое речевое сообщение, хотя ему и понятно смысловое содержание изображенной на картинке ситуации или прочитанного рассказа, и на вопросы педагога он отвечает правильно.

    Незрелость внутриречевых механизмов приводит не только к трудностям в грамматическом оформлении предложений. Основные проблемы касаются формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание.

    Коррекционная логопедическая работа по преодолению нарушений речи  у школьников с ЗПР должна определяться не только характером речевого дефекта, но и учитывать свойственные этим детям специфические особенности высших психических функций, индивидуальные возможности и потенциальные способности каждого ребенка, вовлеченного в коррекционную работу.

    Особенности речевого развития детей с ЗПР оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети  имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих  их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

2.2  Специфические особенности  формирования словаря   детей с ЗПР.

        Формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием и во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности и сформированностью основных мыслительных процессов. Исследования многих авторов свидетельствуют о том, что для детей данной категории характерны ограниченный словарный запас, преобладание в словаре бытовой лексики, значительное расхождение между активным и пассивным словарем, речевая инактивность, затруднения в употреблении многих частей речи, особенно прилагательных, наречий, сложных предлогов, трудности актуализации словаря (И.А. Симонова, 1974; Л.В. Яссман, 1976; Н.Ю. Борякова, 1983; Е.В. Мальцева, 1990; Р.И. Лалаева, 1992; С.В. Зорина, 2003 и др.).

По данным Е. В. Мальцевой (1990), у детей с ЗПР отмечается разной степени выраженности недоразвитие лексической стороны речи: грубое недоразвитие лексики имеет место у 8,8% младших школьников, что составляет 22,5% от количества детей с ЗПР, имеющих дефекты речи. Сниженный по сравнению с возрастной нормой объем словаря детей с ЗПР в какой-то степени обусловлен недостаточностью их представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Данный факт подтвержден исследованиями С.Г. Шевченко (1974) знаний первоклассников с ЗПР об окружающем мире. Так, большинство детей с ЗПР имеют очень приблизительное, неточное представление о профессии своих родителей. Во многих случаях на вопрос «Кем работает (мама или папа)?» дети с ЗПР прежде, чем дать верные ответы, вспоминали несущественные, второстепенные сведения: «Она пишет...», «Рядом с ней строят дом, а она заказывает рамы или плиты...», «На работе работает, инженер». Большое количество детей с ЗПР давали неправильные ответы. Хотя их ответы были многословными, все же в них наблюдались несущественные, не имеющие отношения к данному вопросу подробности: «Где раньше магазин строили, где трамваи ходили». Лишь немногие дети с ЗПР (15%) точно знали свою фамилию, имя, отчество, имя и отчество родителей, различали понятия «полное имя» и «отчество», осознавали их связи. У большинства же учеников с ЗПР (85%) отмечалась недостаточная сформированность конкретных знаний по этой теме. Так, многие дети с ЗПР (50%) плохо дифференцировали имя и отчество, воспринимали их как единое целое, не знали своего полного имени и отчества, не могли от полного имени образовать краткое имя и наоборот. Дети с ЗПР затруднялись перечислить и определить последовательность времен года, назвать их наиболее характерные признаки. Они смешивали понятия «время года» и «месяц». Так, выполняя задание назвать месяцы, один из детей с ЗПР назвал как месяцы, так и времена года: «Октябрь, ноябрь, сентябрь, лето...». Часто смешиваются детьми понятия «весна» и «осень»: «Осенью листочки распускаются, а весной – падают».

В связи с ограниченностью представлений и знаний об окружающем мире, в словаре детей с ЗПР отсутствуют многие обозначения хорошо известных детям предметов, действий и качеств. Так, по данным Е.В. Мальцевой, только половина детей с ЗПР смогла правильно назвать 71-80% предъявленных картинок. Часто наблюдалась неточность употребления слов, их замены по семантическим признакам (вместо рама – окно, конверт – письмо, клевать – есть, платье – одежда, платье – воротник, поливает – выливает, вышивает – шьет). Слова-наименования часто заменяют описанием ситуации или действия (конура – тут собака спит, почтальон – газеты приносит).

Наиболее значимым признаком лексического развития ребенка является уровень овладения обобщающими понятиями. Процесс овладения словами обобщающего характера тесно связан с развитием способности к анализу и синтезу, с умением обобщать на основе выделения существенных признаков предметов. Уровень овладения обобщающими понятиями характеризует процесс формирования семантических полей, лексической системности. Н.Ю. Борякова (1983) отмечает, что слова дети с ЗПР нередко употребляют в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации - одним из этих слов, в другой - другим).

Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), а также посуды (блюдо, поднос, кружка), транспортных средств (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (ежата, лисенок) и др. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предметов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет - рвет, точит режет) [2].

При ответе на вопрос дети говорят: «Не знаю» или «Забыл, как называется».

В речи этих детей редко употребляются слова, обозначающие пространственные соотношения. Вместо них дети используют наречия типа «там», «здесь», «сюда», «оттуда».

        Особенности лексики детей с ЗПР проявляются и в недостаточной сформированности антонимических и синонимических средств языка. По данным Е.В. Мальцевой (1990), детей с ЗПР в большей мере затрудняет подбор синонимов, чем антонимов. Так, слова-синонимы были правильно названы лишь в 63,3% случаев, в то время как слова-антонимы – в 71,7% случаев. В заданиях на подбор синонимов дети часто обнаруживают непонимание инструкции: вместо синонимов они называют слова с противоположным значением («радостный» - «печальный»), заменяют синоним словом с частицей «не» («сторожить» - «не сторожить»), употребляют в качестве синонимов слова, объединенные одной ситуацией («учительница-ученик, врачбольной»), используют неправильное слово («пришивать – зашивать») Дети с ЗПР хорошо подбирают антонимы к знакомым словам: большой – маленький, холодный – горячий. Большие трудности выявляются при подборе антонимов к малознакомым, редкоупотребляемым словам, прилагательным, глаголам. Таким образом, у большинства детей с ЗПР обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. В целом, изучение литературы позволяет сделать вывод о том, что у детей с ЗПР отмечается недостаточное развитие лексической стороны речи. У большинства детей данной категории обнаруживается бедность словарного запаса, своеобразие лексики, проявляющееся в неточности употребления слов, в несформированности обобщающих понятий и родо-видовых соотношений, в недоразвитии антонимических и синонимических средств языка. Особенности словарного запаса детей с ЗПР отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности. Это ведет к недоразвитию речи в целом и проблемам усвоения ими знаний.

    Указанные особенности в развитии детей  спонтанно  не преодолеваются. Они требуют  от учителей-логопедов специально организованной  коррекционной работы.

2.3 Организация логопедической работы в классах для детей с ЗПР.

       В свете ФГОС НОО  второго поколения Программа коррекционной работы должна обеспечивать: создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

       Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной, и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

  Основными задачами логопедического пункта являются:

  • коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

     В первую очередь на логопедический пункт принимаются обучающиеся, недостатки речи которых препятствуют успешному освоению программного материала (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи). В нашей школе 85% занимающихся на логопункте составляют обучающиеся с ЗПР, а 70% из них- это первоклассники.

       Поскольку основным предметом деятельности школы является реализация образовательных программ основного общего образования , то организация коррекционно-развивающего процесса  обучения с детьми с ОВЗ в условиях школьного логопункта строится с учётом речевых и психофизических особенностей детей на принципах индивидуализации и дифференциации.

       В первые две недели сентября и последние две недели мая учитель-логопед  проводит полное обследование состояния письменной и\или устной речи младших школьников. Задачи вводной диагностики: определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников; планирование соответствующей коррекционной работы. Задачи итоговой диагностики:  подведение итогов; проведение анализа коррекционной работы; определение перспективы дальнейшей деятельности.

    Логопедическая помощь детям первых классов с ЗПР осуществляется по разработанной программе, в основу которой положен опыт Л.Н. Ефименковой и Г.Г. Мисаренко.

      Групповые  логопедические занятия  проводятся 3 раза в неделю по 35 минут. Они направлены на восполнение пробелов предшествующего развития, формирование готовности к овладению учебного материала; носят деятельностный характер.

Обобщенная структура группового логопедического занятия:

  • мотивационная установка,
  • коррекция звукопроизношения,
  • развитие фонематическогои слогового анализа и синтеза,
  • лексико-грамматические упражнения,
  • развитие связной речи,
  • неречевых процессов,
  • развитие мелкой моторики,
  • рефлексивный анализ.

2.4Диагностика уровня развития словарного запаса у обучающихся  первых классов   с ЗПР .

    Выявление уровня развития  словарного запасау обучающихся  первых классов   с ЗПРосуществляется при первичном логопедическом обследовании на диагностическом этапе, результаты которого фиксируются в речевой карте.  

Цель диагностики: выявление уровня речевого развития, характера и этиологии выявленных нарушений. Правильно проведенное обследование, которое  осуществляется по методике Т. А. Фотековой, позволяет дать полное и точное заключение состояния речи детей; установить степень выраженности нарушения; построить систему коррекционной работы.        

 Диагностический материал включает обследование состояния словаря: подбор обобщающих слов, синонимов, антонимов, родственных слов, задания на словообразование и словоизменение.

        Для   удобства оформления результатов обследования  заполняются протоколы обследования устной речи, речевые профили. На основании результатов индивидуального обследования можно подсчитать средний показатель по каждой серии на группу.

Фрагмент речевой карты:

активный словарь полное отсутствие звуковых и иных средств общения, отдельные звуки и звукокомплексы, несколько лепетных и общеупотребительных слов и звукоподражаний. использует парадигматические средства общения; словарь резко ограничен, беден, в пределах (чуть шире) обихода, состоит из существительных, глаголов и прилагательных, называет одним словом несколько предметов, действий (близких по значению), (не) знаком с редко употребляемой лексикой; (не) испытывает (не)значительные трудности в подборе обобщающих слов, синонимов, антонимов, родственных слов.

а) 1Овощи: «_____________________________________________»

2транспорт«___________________________________________»

3обувь«_______________________________________________»

б) Детёныши домашних и диких животных                                            

                      у кошки – котята             7у собаки –«_______________»

4у лошади - «_________________»8у коровы -«_______________ »

5у белки -«___________________ »9у волка - «_________________»

 6у тигра - «___________________»10у овцы - «________________»

в) Понимание и образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами:         стол – столик                                              

11мяч - «________________»14кукла - «__________________»

12окно - «_______________  »15кровать - «________________»

13ковёр - «_______________»   16ложка - «_________________»

г) подбор слов с противоположным значением:

17входит – выходит                  20высокий - ___________________

18открывает – закрывает       21длинный - ___________________

19влетает – вылетает            22большой - __________________

23широкий - __________________

Образование относительных прилагательных.

Варенье   из малины - малиновое

24из яблок- _______________  29кисель из клюквы-_______________                                

25из вишни -________________  30салат из   моркови-______________

26из слив -________________   31суп из грибов-__________________

27кукла из соломы -___________   32лист дуба-_____________________

28горка изо льда-___________  33лист осины -____________________

Образование качественных   прилагательных.   За хитрость называют хитрым34за жадность-_____________         35за трусость- _____________              37если дождь- ______________36Если днём мороз, то день- ________38если ветер-____________ Образование притяжательных прилагательных.
У   собаки лапа-собачья                    

39 у волка- ________________   41у кошки - _________________      

40у медведя-_________________    42клюв у птицы- _____________  

18. Состояние грамматического строя речи:

(не) достаточно сформирован для данного возраста(фраза простая, сложные синтаксические конструкции); (не) испытывает трудности в процессе словоизменения, словообразования в построении предложно-падежных конструкций, в употреблении сложных предлогов  

а) Изменение по падежам

 У меня есть кошка                                       я кормлю ________________                    

 у меня нет __________________               я горжусь ________________

 я дам ______________________                я думаю о ________________

 б) Образование форм множественного  числа существительных в именительном и родительном падежах:      

 стол -«1  ________     2__________»   стул - «13__________14__________»

 дерево - «3_________4________»   рот - «15___________16___________»

 лист - «5___________6________»   пень - «17__________18__________»

 кукла - «7_________  8________»      ухо - «19___________20__________»

 рукав -«9________ _10________ »    глаз - «21__________  22__________»

 воробей - «11________12________»окно - «23__________24__________»

в) Согласование прилагательного с существительным ед. числа

шар красный                                           лист  «27___________________»

чашка«25_________________»              ведро«28___________________»

платье«26__________________»           брюки«29__________________»

  д) Согласование числительных 2 и 5 с существительными

                                             2                               5

            дом  «30____________________31_______________________»

            жук  «32____________________33_______________________»

ведро  «34____________________35_______________________»

рыбка  «36____________________37_______________________»

е) Употребление предлогов в речи:         в,    на,    под,    с,    из,    к,    

у,    над,    за,    около, из-за, из-под.

ж) Составление предложений (типы употребляемых предложений наличие аграмматизма) «________________________________________

Полученные  результаты за последние 3 года представлены в диаграмме:

     При составлении тематического планирования занятий  мы учитываем данные, полученные при обследовании и планируем работу, включая задания на развитие и обогащение словаря.

2.4 Основные направления работы по развитию и обогащению словаря у обучающихся первых классов  с ЗПР.

       Логопедическая работа по формированию словаря у детей с ЗПР представляет собой целенаправленный, организованный, поэтапный процесс. Воздействие должно строится на основе онтогенетической последовательности формирования лексики: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от продуктивных форм к непродуктивным, от ситуации к контексту.

        С учетом этих факторов формирование лексики у школьников с ЗПР предлагается проводить по следующим направлениям:

  • Расширение объема словаря.
  •  Формирование структуры значения слова.
  •  Развитие лексической системности и семантических полей.

         Раскроем основное содержание выделенных направлений коррекционно-логопедической работы.

          1. Расширение объема словаря.

          Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.

           В логопедической работе по расширению номинативного словаря особое внимание уделяется усвоению обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов, а также тем словам, которые вызвали наибольшие трудности у детей с задержкой психического развития.На начальном этапе проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с частотными существительными, входящими в данное обобщающее понятие.На последующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.

         Расширение объема словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам.На начальном этапе работы закрепляется связь имеющихся у детей частотных слов-прилагательных с их значениями.В дальнейшем осуществляется обогащение словаря по тематическим группам.

        Обогащение глагольного словаря проводится в следующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных, далее закрепляется глагольный словарь по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий профессий людей).

         В процессе работы над прилагательными и глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.

        Работа над новым словом включает следующие этапы:

  •  уточнение связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом денотата (предмета, признака, действия). На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий и др.);
  •  уточнение звукового образа слова, звуковой анализ слова;
  •  выделение семантических признаков данного слова;
  •  введение данного слова в определенное семантическое поле и уточнение парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля;
  •  закрепление значения данного слова в контексте (словосочетании, предложении), закрепление синтагматических связей данного слова.

Указанная последовательность не является жесткой, иногда видоизменяется.

         2.Формирование структуры значения слова.

         Формирование структуры значения слова основывается на современных психолингвистических данных о компонентном анализе значения слова.

        Особое внимание необходимо уделять понятийному компоненту, формирование которого в силу нарушения аналитико-синтетической деятельности значительно задерживается у школьников с ЗПР.

        При формировании структуры значения слова дети учатся дифференцировать значения слов на основе признаков противопоставления, сходства, аналогии и др.

        Одним из направлений логопедической работы является уточнение контекстуального значения слова, работа над его многозначностью.        Уточнение многозначности слова проводится как при определении значения существительных, так и при определении контекстуальности значения прилагательных и особенно глаголов (летит птица, летит время, летит камень). На начальных этапах отрабатываются наиболее продуктивные конкретные значения слова (например, летит птица), затем контекстуальные значения, менее продуктивные (например, летит камень), и, наконец, переносные значения (летит время.).

       3.Развитие лексической системности и семантических полей.

        Развитие лексической системности осуществляется на основе усвоения структуры значения слова, овладения парадигматическими связями слов.

        Развитие лексической системности предполагает и организацию семантических полей по различным признакам. Нормирование лексической системности тесно связывается с развитием логических операций классификации, сериации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.На начальном этапе работы проводится группировка, объединение слов по тематическим признакам. В дальнейшем осуществляется дифференциация слов внутри семантического поля, выделение ядра, периферии, установление парадигматических связей на основе противопоставления, аналогии.

       При овладении каждым новым словом оно вводится в определенное семантическое поле, уточняются его связи с другими словами данного семантического поля, обращается внимание на то, почему это слово объединялось с другими словами.

Дидактические игры и упражнения

       Представим дидактические игры и упражнения, которые можно использовать в процессе коррекционно-логопедической работы по развитию лексики у школьников с ЗПР.

        Обогатить словарь ребенка именами существительными помогает работа с сериями картинок, игр, компьютерных презентаций:

        Уточнение значения слов-существительных.

Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, как используется). Например, ЛОПАТА - тяжелая, ручка деревянная, сама из метала, тонкая, гладкая, острая, чтобы копать землю...

        Уточнить знания детей об одежде:

1)вспомнить (перечислить, показать, назвать) виды одежды;

2)рассказать, как называется, из чего сшита, какая отделка, какие части одежды;

)перечислить, какую одежду носят девочки, мальчики, взрослые летом (зимой, осенью, весной);

)назвать, кто шьет одежду, где ее шьют и покупают, кто продает одежду, где ее хранят, как за ней ухаживают;

)сравнить 2-3 вида одежды: чем они отличаются, что у них общего;

)перечислить предметы одежды с последующим обобщением.

         Закрепление понятий «живое» - «неживое». Рассмотреть картинку, назвать сначала все живые предметы, затем - неживые.

         Определить предмет по названию его составных частей. Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверца, дворник - грузовая машина. Ствол, ветки, сучья, почки, листья, кора, корни - дерево. Сиденье, спинка, ножки - стул. Дно, крышка, стенки, ручки - кастрюля. Палуба, каюта, борт, иллюминатор, якорь, корма, нос - пароход.

          Игра «Кто? Что?». Даны картинки, относящиеся к разным тематическим группам (чашка, береза, лиса, курица, тарелка, ель, медведь, утка). Дети подбирают пары картинок, задают вопросы кто? что? и называют предмет - «живой» или «неживой».

          Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).

-Летает кто? (птица, бабочка, муха, жук, пчела, стрекоза); что? (змей, вертолет, самолет, пух, снежинка, шар, спутник).

-Идет кто? (человек, ребенок, девочка, мальчик, внучка, брат, сестра, кошка, собака); что? (дождь, град, снег, время).

          Предлагается прослушать предложения, а затем закончить их, поставив существительные во множественном числе: 

В клетке сидел огромный лев.

В клетках грозно рычали... (львы).

У вороны было сломало крыло.

У орлов сильные... (крылья).

         Придумать слова, отвечающие на вопрос кто? или что? (подбор существительных к прилагательным) по темам:

«Дикие животные»: Большой, маленькая, пушистая, колючий, сильный, слабая, трусливый, добрый, могучий, злой, пятнистый, быстрый, полосатая, серый, хитрая, горбатый, длинноногий, ловкая, хищный, неуклюжий...

«Овощи, фрукты, ягоды»: Желтая, синяя, красная, зеленый, черная, длинный, спелая, сочный, свежий, хрустящий, большой, маленькая, крупный, круглый, мелкий, твердый, мягкая, сладкая, вкусное, горький...

          Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы кто? что? (подбор существительных к глаголам) по темам:

«Времена года»: Наступает, замерзает, блестит, лежит, лепят, катаются, валит, свищет, бушует, кружатся, тает, бегут, распускаются, появляются, зеленеет, прилетают, покрываются листьями, цветут...

«Овощи, фрукты, ягоды»: Растет, зеленеет, краснеет, созревают, дергают, зреют, вырастают, срезают, выкапывают, срывают, варят, жарят, солят, маринуют...

          Детям предлагалось подобрать похожие слова (сравнения): Белый снег похож на... (вату) Синий лед похож на... (стекло) Густой туман похож на... (белый дым) Чистый дождь похож на... (слезы) Блестящая на солнце паутина похожа на... (серебро).

         Игра «Отгадай, что это за животное?»

Сторожит, грызет, лает - кто это? Мяукает, лакает, царапается - ? Хрюкает, роет - ? Ржет, бегает, скачет - ? Мычит, жует, ходит - ? Летает, жужжит, жалит - ?

         Назови детенышей. (Закрепление употребления названий детенышей домашних животных и птенцов).

у кошки - котенок, у ослицы - осленок, у курицы - цыпленок, у гусыни - гусенок, у индюшки - индюшонок, у собаки - щенок, у утки - утенок, у лошади - жеребенок, у коровы - теленок, у козы - козленок.

          Игра «Большой - маленький». (Закрепление названий детенышей диких животных в единственном числе).Заяц - зайчонок волк -... лев -... медведь -... рысь -... тигр -... слон-... белка-... еж-... мышь-... олень-... лиса-...

         Добавьте похожее слово: горошинка, бусинка...; ручищи, ножищи...; козочка, розочка...; пепельница, чернильница...

         Назвать профессии. Логопед предлагает детям ответить на вопросы: Кто носит багаж? - Носильщик. Кто сваривает трубы? - Сварщик. Кто вставляет стекла? - Стекольщик Кто работает на кране? - Крановщик. Кто кладет камни? - Каменщик. Кто точит ножи? - Точильщик. Кто чинит часы? -Часовщик Кто упаковывает вещи? - Упаковщик.

         Назвать женские профессии. Мужчина - портной, а женщина - портниха; ткач -...; повар -...; врач -...; учитель -...; воспитатель -...; художник -...; продавец -...; скрипач -...; певец -...; летчик -...; пианист -

       К данным словам подобрать слова-«неприятели»: день -...; весна -...; друг-...; мир-...; вдох-...; польза-...;утро-...; зима-...; грязь-...; юг-...; свет-...; правда-...; радость-...; восход-...; добро-...; жара-...;труд-...

      Обогащение словаря ребенка именами прилагательными, которые обозначают признаки предметов, также достигается путем «оречевления» картинок и с помощью игр. Но прежде чем обучить детей правильно называть признаки предметов, необходимо научить их сравнивать предметы по этим признакам: величина, цвет, вкус, температура, вес, оценка, размер, форма, материал. Детям предлагаются следующие виды заданий:

      Научить детей выделять ведущие признаки предметов.

Что можно сказать про мяч? Какого он цвета, какой по форме, величине, из чего сделан? (Значит, он какой?)

Что можно сказать про арбуз, яблоко, огурец, помидор, грушу? (Какой каждый из них по форме, цвету, величине, вкусовым качествам?)

Назвать, про что (про кого?) можно сказать одновременно: рыжая, пушистая, ловкая, проворная; круглый, алый, вкусный, сладкий.

       Сравни:

по вкусу: горчицу и мед, лимон и сахар, перец и клюкву;

по цвету: снег и сажу, траву и небо;

по высоте: дерево и цветок;

по толщине: канат и нитку;

по ширине: дорогу и тропинку;

       Игра «Подумай и договори». Логопед называет часть предложения, а дети должны закончить его, используя разные прилагательные.

У этого платья рукава... (короткие, длинные, узкие, чистые, широкие). На моем пальто воротник... (теплый, меховой, красивый, беличий, большой). В комнате стоит шкаф... (книжный, деревянный, светлый, высокий, низкий). У моего брата варежки... (теплые, вязаные, кожаные, красивые, пушистые),

        Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? по теме «Времена года». Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак: солнце (какое?)...; небо...; ветер...; трава...; земля...; листья...; облака...; дождь...; день...; тучи...; деревья...; снег...; погода...; листочки...; сосульки...; ручей...; птицы...; сугроб...; иней..-; мороз...; снежинки...; узоры...; воздух...

          Добавить одно общее слово к двум словам. Мяч, яблоко - какие? Снег, лед - какие? Орех, камень - какие? Сахар, мед - какие? Вода, молоко - какие? Сахар, снег - какие?

          Правильно назвать листья.

Лист дуба - дубовый лист, лист смородины ~..., лист брусники -..., лист яблони -...; лист клена -..., лист березы -..., лист малины -..., сережка ольхи -..., лист осины -..., лист рябины -..., лист липы -..., шишка ели -...

        Закончить предложение и назвать слова - «неприятели». Слон большой, а комар... (маленький). Золушка добрая, а мачеха... (злая). Сахар сладкий, а горчица... (горькая). Дедушка старый, а внук... (молодой). Сажа черная, а снег... (белый).

          К данным словам придумать слова - «неприятели»: большой -...; белый -...; высокий -...; веселый -...; темный -...; горький -...; добрый -...; здоровый -...; новый -...; молодой -...; острый -...; толстый -...; широкий -...; сухой -...; смелый -...; твердый -...; чистый -...; яркий -...

         Выбрать из трех слов два слова - «приятеля»: грустный, печальный, глубокий; храбрый, звонкий, смелый; веселый, крепкий, прочный; слабый, неловкий, неуклюжий; большой, красивый, огромный.

        Придумать слова - «приятели» к данным словам: быстрый - (скорый), душистый - (ароматный), ловкий - (проворный), ненастный - (хмурый), горячий - (жаркий), ласковый - (нежный), мокрый - (влажный), опрятный - (аккуратный).

          Обогащение словарного запаса за счет глаголов также достигается путем упражнений в назывании картинок и ряда игр:

         Обучить детей подбирать глаголы к именам существительным. Мальчик - читает, пишет, лепит, вырезает, плачет, дерется, забивает, чинит, красит и т.д. Девочка - шьет, вяжет, вышивает, готовит, печет, жарит, штопает, провожает и т.д. Собака - живет, сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает. Кошка - лакает, мяукает, царапается, мурлычет.

«Кто как голос подает?» Уточнение названий действий животных. Голубь воркует; воробей чирикает, петух кукарекает, корова мычит, курица кудахчет, гусь гогочет, ворона каркает, сорока стрекочет, филин ухает, лягушка квакает.

          Игра «Кто как передвигается?» Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют животных и называют, как они передвигаются: Рыбы, дельфины, киты, моржи, утки плавают', лягушки, зайцы, кузнечики прыгают, змеи, гусеницы, черви ползают, птицы, бабочки, мухи, жуки, комары, стрекозы летают, волки, собаки, дети бегают.

         «Кто что умеет делать?» Логопед предлагает детям картинки с изображением людей разных профессий. Дети называют, кто что делает.

          Игра «Скажи наоборот». Дети встают в круг. Логопед бросает мяч, называет действие с одним оттенком. Ребенок, возвращая мяч, называет действие с противоположным значением: наливает - выливает, входит-выходит, влетает - вылетает, вносит - выносит, закрывает-открывает, приплывает - отплывает, запирает - отпирает, сгибает - разгибает, собирает - разбирает, приклеивает-отклеивает. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов.

           Дополнить смысловой ряд подходящим глаголом. Котенок... молоко. Мелом... на доске. Ручкой... на бумаге. Ученик... книгу. Машина... по дороге. Учитель... урок. Пальто... на вешалке. Цветы... на лугу.

         «Что какие звуки издает?» Дверь скрипит, машина гудит, листья шелестят, ветер свистит, дождь шумит, ручей журчит, гром грохочет, град стучит, бумага шуршит.

         «Кто или что это может делать?» бегать -...; ползать -...; катиться -...; скакать -...; стоять -...; висеть -...; летать -...; плавать -...; прыгать -...

         Игра «Отгадай, что это за животное?» Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети называют животное.

Сторожит, грызет, лает -...? Мяукает, лакает, царапается -...? Мычит, жует, ходит -...? Хрюкает, роет -...? Ржет, бегает, скачет -...? Блеет, бодается -...?

         Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают? по теме «Времена года»:Снег (что делает?)...; мороз...; иней...; снежинки...; узоры...; ветер...; птицы...; люди...; дети...; деревья...; сады...; солнце...; почки...; листья...; трава...; ручьи...; птицы...; сосульки...; яблони...; цветы...; небо...; тучи...; животные...

       Игра «Чем отличаются слова?»Логопед просит детей показать на картинках, кто: умывает - умывается; купает - купается; прячет - прячется; причесывает - причесывается; обувает -обувается; качает - качается; одевает - одевается; вытирает - вытирается...

         Игра с мячом «Скажи наоборот». Придумать слова, противоположные по значению:Одеть - раздеть, бросить - поймать, купить - продать, поднять - опустить, хвалить - ругать, помогать - мешать, рождаться - умирать, смеяться - плакать, спрятать - найти, дать - взять, налить - вылить, падать - подниматься, войти -выйти, найти - потерять, мириться - ссориться, включать - выключать, взять -отдать, забыть - вспомнить, говорить - молчать..

         Выбрать из трех слов два слова - «приятели»:Взять, схватить, идти; торопиться, спешить, ползти; разрушить, искать, ломать; думать, ехать, соображать; радоваться, наряжаться, веселиться; плакать, смеяться, рыдать.

        Закончить предложение и назвать слова - «неприятели».

Продавец продает, а покупатель... (покупает). Друзья часто ссорятся, но быстро... (мирятся). Легко заболеть, но трудно... (выздороветь). При встрече здороваются, а при расставании... (прощаются). Учитель спрашивает, а дети... (отвечают). Вечером ложатся спать, а утром... (встают).

   Сравнительный анализ показал, что в результате работы  с использованием дидактических игр и упражнений у обучающих повысился уровень развития словаря. Это отражено в  диаграмме.

   Таким образом, наличие чёткой системы коррекционной работы, тщательный подбор и адаптация дидактического материала  с учетом  индивидуальных и возрастных  особенностей детей с ЗПР приводит  к   формированию базы для овладения грамотой, профилактике нарушений чтения и письма, развитию коммуникативных навыков  учащихся .

3. Заключение.

       Данный проект позволяет решать несколько важнейших задач: формировать языковую и лингвистическую компетенции (изучение устройства и функционирование русского языка, развитие языкового и эстетического идеала); коммуникативную компетенцию учащихся (овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного и грамматического строя речи учащихся, обучение связной речи).

       Для успешного обучения детей с ЗПР  необходимо тщательно подбирать и использовать учебно-методическую литературу, коррекционно-развивающее дидактическое оснащение:  наглядный материал(картинки, иллюстрации, пособия, схемы), индивидуальные карточки, игры, лото, компьютерные презентации.

     Предложенные игры и упражнения  являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта.

    С презентацией данного проекта  мы планируем  выступать на городском МО учителей-логопедов г. Волжского и на МО учителей начальной школы МОУ СШ№3.

4.  Литература.

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы улучшения детской речи.-М.:Просвещение, 1961
  2. Дети с временной задержкой развития /Под. Ред. М.С. Певзнер, т. А. Власовой М., 1971.  
  3. Дети с отклонениями в развитии /Под.ред М.С. Певзнер. М., 1966.  
  4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте. - М.: Просвещение, 1991.
  5. ЕфименковаЛ.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.  
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.
  7. Ковшиков В.А. , Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с задержкой психического развития. //Дефектология. Л., 1967.
  8. Лалаева Р.И. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития. СПб., 1992.  
  9. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М., 2001.
  10. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития речи. – СПб: Дельта, 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие и коррекция мелкой моторики учащихся 1 класса с задержкой психического развития  "

В этой работе отражены, как теоретические, так и практические материалы по данной проблеме. ...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье рассматривается характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития...

«Развитие пространственно-временных представлений» у учащегося 2 класса с задержкой психического развития.

Актуальность исследования таких ученых как Семенович А.В., Семага М.М., Цветкова Л.С. доказали, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и...

Педагогический проект ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

Цель проекта: формирование  навыков слогового анализа и синтеза у обучающихся  первых классов   с задержкой психического развития  через  специальные игры и упражнения в ...