Главные вкладки

    Проект "Развитие и коррекция мелкой моторики учащихся 1 класса с задержкой психического развития  "
    проект по теме

    Гоношилина Ольга Олеговна
    В этой работе отражены, как теоретические, так и практические материалы по данной проблеме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_o.o.doc123.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

     В.А. Сухомлинский

    «Рука – это своего рода внешний мозг!»

    Э. Кант.

                                                           1.  Введение

    В настоящее время в условиях обновления школьного образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс интеграции этих детей в социальные институты, инклюзивное обучение в массовой школе актуализируют и обостряют необходимость создания для учащихся с нарушениями в развитии максимально возможных условий для коррекции и адаптации.

    Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в классе на уроках.

    Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

    Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.          Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, педагог активизирует и соседние отделы, отвечающие за речь.

    Не так давно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс: дети, с самого раннего возраста усаживаемые за компьютер и овладевающие письмом с помощью клавиатуры, перестали … разговаривать.
          Разбираясь в причинах происходящего, напуганные всерьез ученые выяснили – дело в том, что при использовании клавиатуры, а не обычной ручки-карандаша при письме, воздействие приходится на точки руки, не имеющие связи с головным мозгом, не стимулирующие развитие определенных мозговых зон. А ведь именно от этих зон зависит своевременное и правильное формирование и развитие речевых функций. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научных факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом.
          Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией), наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

    2.  Актуальность проблемы.

    Цели и задачи проекта, планируемые результаты.

    В моем классе учатся дети с задержкой психического развития (класс компенсирующего обучения VII вида). Эта проблема очень актуальна для меня. Хотелось бы уделить внимание особенностям детей 7-8 лет с задержкой психического развития.

    1. Отставание в психическом развитии, во всех сферах психической деятельности (низкий уровень развития восприятия (нарушение функции поиска), недостатки мыслительной деятельности).
    2. Сниженный уровень познавательной активности (не являются «почемучками»).
    3. Дети отстают в речевом развитии; негрубые нарушения произношения и грамматического строя.
    4. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы (эмоциональная неустойчивость, возбудимость).
    5. Недостатки моторики (особенно мелкой), затруднение координации движений.

    Особенности проявления ЗПР.

     Дети с задержкой психического развития являются наиболее сложными в диагностическом отношении, особенно на ранних этапах развития.

     У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста), запаздывает формирование ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.

     У этих детей отмечаются особенности эмоционально-волевой сферы (её незрелость) и стойкие нарушения в познавательной деятельности.

     Эмоционально - волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей с ЗПР отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.

     В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.

     Для детей с ЗПР характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.

     Незрелость функционального состояния ЦНС служит одной из причин того, что дети с ЗПР не готовы к школьному обучению к 7 годам. У них к этому времени, как правило, не сформированы основные мыслительные операции, они не умеют ориентироваться в заданиях, не планируют свою деятельность. Такой ребенок с трудом овладевает навыками чтения и письма, часто смешивает буквы, сходные по начертанию, испытывает трудности при самостоятельном написании текста.

     В условиях массовой школы дети с ЗПР, естественно, попадают в категорию стабильно неуспевающих учеников, что ещё больше травмирует их психику и вызывает негативное отношение к обучению. Это в ряде случаев приводит к конфликту между школой и семьёй ребенка .В данной ситуации особенно важно вовремя направить ребенка с такими проблемами на психолого-медико-педагогическую комиссию с целью проведения квалифицированной диагностики.

     Приведём лишь основные сравнительные характеристики, которые помогают специалистам отличить детей с ЗПР от нормально развивающихся детей и от детей с у.о. Наиболее характерная особенность этих детей –несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления. Все задания, которые требуют привлечения логического мышления и объяснения, выполняются ими значительно хуже, чем нормально развивающимися детьми. При выполнении того же задания по наглядному образцу качество его выполнения улучшается, и ребенок с ЗПР показывает более высокий уровень мыслительной деятельности, чем ребенок с умственной отсталостью. Например, при выполнении задания на классификацию, правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они часто не могут назвать эту группу соответствующим понятием, не могут объяснить принцип, по которому объединили их.

    Наибольшие трудности детей 7-8 лет испытывают при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики: завязывать шнурки, лепить, рисовать, собирать различные мозаики, конструирование, рисование, штриховка.

    Одной из предпосылок успешного развития мелкой моторики является достаточно высокий уровень развития и координации мелких мышц кисти.

    Для того чтобы развить мелкую моторику необходимо проводить систематические развивающие занятия, способствующие развитию мелкой моторики, стимулирующие психическое и физическое развитие ребенка, совершенствующие его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу.

    Если рассматривать актуальность тема в рамках реализации ФГОС  НОО ,то выпускник начальной школы при освоении учебной программы должен научиться:

    - различать звуки и  буквы;

    - воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы русского  алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);

    - списывать текст;

    - восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей;

    - отличать буквы от знаков транскрипции.

    - выписывать из текста слова, словосочетания и  предложения;

    - писать поздравительную открытку к Новому году, Рождеству, дню рождения (с опорой на образец);

    - писать по образцу краткое письмо  другу.

    - читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 20;

    - читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость),;

    - выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

    - выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда.

     -планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;

    Выпускник получит возможность научиться:

    - в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;

    - составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;

    - правильно оформлять конверт;

    - выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции; 

     - видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

    - понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

    - изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

    - изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

    Исходя из выше сказанного можно сделать вывод о огромных трудностях, которые испытывает ребенок с задержкой психического развития.

    Цель моего проекта:  развитие  и коррекция мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР  на уроках.

    Задачи:

    -изучить теоретические основы, методы и приемы развития мелкой моторики у детей 7-8 лет с ЗПР.

    -диагностировать уровень развития мелкой моторики у  детей 7-8 лет с ЗПР ;

    - разработать систему упражнений по развитию мелкой моторики, способствующую развитию и коррекции графических навыков письма у первоклассников в процессе обучения 

    Объектом  исследования являются дети 7-8 лет с ЗПР.

    Следовательно, предметом исследования будет развитие мелкой моторики у младших школьников с ЗПР.

                                    Планируемые  результаты

    В результате целенаправленного и систематического обучения ребенок научится:

    1. ориентироваться на листе, складывать его, что разовьет координацию его рук и обеспечит ему глазной контроль за движением руки с тем или иным инструментом;
    2. свободно владеть техникой линейной графики, что в дальнейшем позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма;
    3. разовьются его способности к анализу и синтезу впечатлений от окружающего мира;
    4. выработается сознательный подход к выбору тем, сюжетов, графических техник;
    5. формируются понятия о плоскости, рельефе, объеме, пространстве и времени, что позволит ему в дальнейшем учиться без лишнего напряжения психических и физических сил.

                                                   3.  Система работа

    3.1. Теоретические основы формирования мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

     Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.

         Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

         Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

         «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.    

          Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.

         Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

         Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга  занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.

          Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования А. А. Сеченова, В. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

         По мнению И. П. Павлова: «Речь – это, прежде всего, мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга».

         В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

         Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие).

         Т. А. Ткаченко делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки – позволяет стимулировать действия речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

         В. В. Цвынтарный также придерживается точки зрения о том, что развитие речи мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию, а также предлагает ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками.

    3.2 .Методы и приемы работы по формированию и  коррекции мелкой моторики рук и координации движений .

    В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою коррекционную работу как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы для развития мелкой моторики у детей с проблемами психического развития. 

    Традиционные:

    ·         Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);

    ·         Игры с пальчиками с речевым сопровождением; (и без сопровождения)

    ·         Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

    ·         Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

    ·         Игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок;

    ·         Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий-шершавый», «Найди такой же на ощупь» и т.д.

     Нетрадиционные:

    ·         Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками.

    Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

     Наиболее эффективными  считаются:

    Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

    Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).

    Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).

    Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

    Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).

    Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

    Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант). Раскрашивание и различные виды штриховки (по лексическим темам) обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движений, способствуют развитию графических навыков ребёнка. В результате проводимой работы, движения рук детей становятся более скоординированными, точными, значительно улучшается речь.

    Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками:

    Нахождение заданных предметов,

    угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

    Использование методики Су Джок (работа с различными семенами):

    Сортировка, перекладывание, выкладывание узоров (можно использовать различные мозаики).

    Применение аппликаторов Н. Г. Ляпко (игольчатые коврики) для воздействия на биологически активные точки, расположенные на пальцах рук.

    Работа с пластилином, проволокой 

     Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность;

    Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, тычками;В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения.

    Различные виды аппликаций;

    Конструирование из бумаги в технике оригами;

    Как говорят известные оригамисты Е. и Ю.Шумаковы, «оригами – это развлечение для души, гимнастика для ума и тренировка для рук». Дети нашей группы с удовольствием складывают фигурки в технике оригами, так как в оригами у них всё удаётся и получается, для них это – ситуация успеха.

    Рукоделие играет особую роль в подготовке руки к письму: приучает детей к аккуратности, точности, внимательности, настойчивости. Дети нашей группы освоили шов «вперёд иголку». Точность и координация движений развиваются у ребёнка в процессе пришивания пуговиц. Занятия изонитью воспитывают усидчивость, аккуратность и терпение, развивают абстрактное мышление и умение концентрировать внимание, а также глазомер, мелкую моторику, координацию движений рук и пространственную ориентировку, что является необходимым компонентом навыка письма.

    Таким образом, если специально тренировать мелкие движения кисти рук, развитие речи можно существенно ускорить. Своевременное развитие сложнокоординированных движений руки у детей способствует развитию интеллекта, успешному обучению в школе.

    4. Диагностика уровня развития мелкой моторики учащихся с ЗПР.

    1. Наблюдение (проводилось наблюдение за детьми: на занятиях по лепке, по аппликации. Проходила беседа с родителями о том, как умеет ли ребенок держать правильно карандаш, умеет ли завязывать шнурки, если он не умеет то почему? Какие проблемы лежат в их основе.)
    2. Анализ продуктов деятельности (были проанализированы работы детей по обрывной аппликации, по лепке, пластилинография (детям дается картинка, они берут пластилин и размазывают его по картинке), детям предлагалась рисовать на листе бумаге гуашью не кисточками, а пальцами) (работы детей представлены в приложении 2).

    Для обследования состояния мелкой моторики были предложены следующие задания (Данные задании были взяты из разных методик для обследования уровня развития мелкой моторики у детей и адаптированы для детей 6-7 лет с ЗПР).

    Данное исследование проводилось в 1 классе VII вида. Детям были предложены задания.

    Диагностика(на основе методики М.М.Безруких).

    «Пальчики здороваются» — попеременноё касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

    «Играем на пианино» — держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1—2, 1---3, 1—4, 1—5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.

    «Птички клюют» — держа руку с карандашом на столе на локте, по команде быстро поставить в нарисованном круге три точки. Локоть не отрывать. диаметр круга 10 см.

    Ребенку дается пакет с пуговицами, надо отделить мелкие от более крупных, а потом нанизать их на шнурок.

    - уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+)

    - очень медленно, неловко(-)

    Попросить ребенка взять указательным и большим пальцами правой и левой руки карандаш и покрутить его. Это же упражнение проделать со средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцами

    - получается карандаш не падает (+)

    - не получается (-)

    Попросить ребенка зашнуровать(завязать) свои ботинки.

    Обработка результатов:

    1 уровень (низкий уровень развития мелкой моторики) – если из шести заданий ребенок набрал только 2 «плюса».

    2 уровень (средний) – от 2 до 4 «плюсов»

    3 уровень (высокий) – если ребенок набрал 5-6 «плюсов».

    Предложенные упражнения могут быть использованы не только для диагностики, но и для развития ловкости, подвижности кисти и пальцев рук, они развивают координацию движений, зрительно-моторную координацию, раскрепощают ребенка, развивают речь, внимание, мышление, дают полноценный отдых ребенку.

    5. Система упражнений по развитию мелкой моторики.

    На основе изучения психолого-педагогической литературы и результатов диагностики нами была разработана система упражнений по целенаправленному и систематическому развитию мелкой моторики у детей 6-7 лет с ЗПР в процессе воспитания и обучения. Система упражнений предполагала:

    развитие пальцев рук, ладони и кисти

    развитие свободного движения руки

    Занятия проводились систематически, в течение 4 месяцев, на уроках и коррекционных занятиях, во второй половине дня.

    Данные задания проводились и фронтально, и индивидуально. Важной и неотъемлемой частью развития речи ребенка является работа по развитию мелкой моторики руки, которая учитывает такие компоненты готовности руки ребенка к обучению письму, как:

    кинестетический праксис,

    кинетический праксис,

    тактильные ощущения, силу тонуса мышечного напряжения руки, координацию движений, сформированность щепоти руки.

    Совершенствование кинестетического праксиса осуществляется в процессе разнообразных пальчиковых игр.

    Так развитие тактильных ощущений осуществляется посредством определения предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.

    В процессе визуального и тактильного контроля ребенок:

    -знакомится с различными качествами предметов, связанными с материалом, из которых они сделаны (резиновый, стеклянный, деревянный, бумажный, кожаный и т.д.)

    -учится различать предметы по форме (круглый, овальный, квадратный, прямоугольный),

    -определяет величину предмета (тонкий, толстый, узкий, широкий, короткий, длинный) - только в сравнении с другими предметами.

    Так, как точно координировать движение пальцев, кисти, всей руки помогает также рисование, штриховка (параллельными, волнистыми, круговыми линиями), раскрашивание, работа с трафаретами, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом усложненных), игры с мелкими предметами (мозаика), конструирование, моделирование, плетение, шитье и т.д., во второй половине дня для детей были созданы условия для перечисленных выше занятий и игр.

    Примерные работы и упражнения есть в приложении1-5.

    6.Диагностический инструментарий.

    Оценка эффективности.

    Для определения уровня развития мелкой моторики .

    Условия проведения повторной диагностики были аналогичны первой. Результаты фиксировались и обрабатывались так же, как и на 1 этапе исследования.

    Уровень развития мелкой моторики детей  (Методика М.М.Безруких)

    Сравнительный анализ результатов двух диагностик уровня развития мелкой моторики у детей 7-8 лет с ЗПР показал, что разработанная и внедренная система упражнений по развитию мелкой моторики способствовала повышению качественного уровня развития мелкой моторики у всех детей, принимающих участие в исследовании. Дети стали  зашнуровать свои ботинки, без помощи взрослых, стали более уверенно держать карандаш в руках, четко лепить из пластилина различные формы, а это значит, что у учащихся повысился уровень развития мелкой моторики.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение как на теоретическом уровне, так и в процессе опытно-экспериментальной работы: систематическое использование специальных упражнений по развитию мелкой моторики в процессе обучения и воспитания детей 6-7 лет с ЗПР повышает уровень развития мелкой моторики.

    Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии образовательного учреждения и семьи.

    7. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

    Для достижения образовательных результатов в рамках данного проекта я буду использовать интернет ресурсы, наглядные пособия, видео и аудио аппаратуру, методические пособия ( игры, сказки, пазлы  и т.д.). На каждом уроке  и коррекционном занятии буду включать  эти задания.

                                         

    8. Список литературы.

    1. Галкина В.Б. Использование физических упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук                              при корреции нарушения речи у учащихся начальных классов. – М., Дефектология. – 1999

     2. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе. Книга для учителя начальной школы. – М.: Просвещение, 1986, 144 с.

    3. Дети с задержкой психического развития /Под ред.Т.А. Власовой, В.И. Лубовского,    Н.А.Цыпиной. - М., 1984

    4. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

    5. Развитие  мелкой моторики и речи у детей 3-7 лет: диагностический журнал.

    6. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/monitoring-melkoy-motoriki-ruki-cherez-igrovye-uprazhdeniya7. http://www.bisound.com/dl/?&action=downloading&code=R-3FHTtatsIDd8oQTavUNnIedOd9L25WLRGL3iEcaqA.

    8.  http://www.7ya.ru/pub/fingergames/

    9.  http://www.raskraska.com/

    Министерство образования и науки Самарской области

    СИПКРО

    Зачётная работа

    по курсам повышения квалификации

    по ИОЧ ИБ

    «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

    08.04.2013 – 12.04.2013г.

    22.04.2013-26.04.2013г.

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    на тему

    «Развитие и коррекция мелкой моторики у детей с задержкой психического развития»

    Выполнила:

    Каргина Ольга Олеговна

    учитель начальных классов

    ГБСКОУ  школа - интернат «Перспектива»

    г.о. Новокуйбышевск

    Самара

    2013 г.

    Содержание

    1.Введение

    2.Актуальность проблемы.  Цели  и задачи проекта, планируемые результаты.

    3.Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ЗПР.

    3.1.Теоретические основы формирования мелкой моторики у детей младшего школьного возраста.

     3.2.Методы и приемы работы по формированию и  коррекции мелкой моторики рук и координации движений .

    4.Диагностика уровня развития мелкой моторики учащихся с ЗПР.

    5. Система упражнений по развитию мелкой моторики.

    6.Диагностический инструментарий. Оценка эффективности.

    7.Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов.

    8.Список литературы.

    Министерство образования и науки Самарской области

    СИПКРО

    Зачётная работа

    по курсам повышения квалификации

    по ИОЧ ИБ

    «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

    08.04.2013 – 12.04.2013г.

    22.04.2013-26.04.2013г.

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    на тему

    «Развитие и коррекция мелкой моторики  учащихся 1 класса с задержкой психического развития»

    Выполнила:

    Каргина Ольга Олеговна

    учитель начальных классов

    ГБСКОУ  школа - интернат «Перспектива»

    г.о. Новокуйбышевск

    Самара

    2013 г.

    Приложение 1

    «Птичка пьет из бочки». Поднести к «бочке» вторую руку, указательный палец опускать в отверстие и поднимать.

    «Миска, гнездо». Соединить округлые ладони.

    «Птичка в гнезде». Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать вовнутрь.

    «Птицы в гнезде». Обхватить все пальцы правой руки левой ладони, шевелить ими.

    «Крыша, башня, дом». Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладони.

    «Магазин с прилавком». Положение рук то же, но указательные пальцы соединены по всей длине.

    «Покупатель и продавец». Положение то же, но большие пальцы расположить по обе стороны «прилавка».

    «Мостик». Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.

    «Кораблик». Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху.

     «Елка». Пальцы обеих рук скрещены под углом друг к другу.

    «Солнечные лучи». Скрещенные руки приподняты вверх, пальцы разведены.

    «Скворечник». Кончики пальцев, вытянуты вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь.

    «Беседующие человечки». Поставить на стол два кулака с поднятыми вверх большими пальцами.

    «ворота». Кисти рук поставить на ребро, свести кончики пальцев. Открыть и закрыть «ворота».

    «Цепочка». Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Поменять положение пальцев на левой руке и продолжить упражнение.

    «шарик». Пальцы каждой руки соединить в щепотки и приблизить друг к другу. Дуть на них, при этом пальцы принимают форму шара. Затем шар сдувается, и пальцы принимают исходное положение.

    «Колокольчик». Локти поставить на стол, пальцы обеих рук образуют замок. Средний палец одной руки опущен вниз, как язычок колокольчика, и ребенок им двигает.

    «Летит оса». Пальцы сжать в кулак, один поднять вверх. Выполнить им вращательные движения. Повторить другими пальцами.

    «Лиса».Ладони прижать друг к другу. Согнуть вовнутрь мизинцы и указательные пальцы, большие поднять вверх.

    «Малыш взбирается на дерево». Локоть правой руки поставить на стол, два пальца левой руки «взбираются» вверх по предплечью.

    «Полет птицы». Руки повернуть ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы цепляются друг за друга. Остальные пальцы растопырить и махать ими.

    Приложение 2

    Инсценировки.

    При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки. Пальцевые игры могут проводится с детьми как индивидуально, так и использоваться в ходе физкультминуток.

    Игра "Два козленка"

    (На обеих ручках прижимаем большими пальцами средние и безымянные).
    Как-то раз к кому-то в гости
    Шёл козлёнок через мостик,
    (Держим кисти горизонтально, сближаем руки).
    А навстречу шёл другой, 
    Возвращался он домой.
    (На первый слог каждой строчки соединяем руки с размаха).
    Два рогатых глупых братца 
    Стали на мосту бодаться,
    Не желая уступить
    И другого пропустить.
    Долго козлики сражались,
    Разбегались и толкались.
    Вот с разбега лбами - бух! 
    (На слово "бух" - хлопаем в ладоши).
    И с моста в водичку - плюх! 
    (Роняем руки на колени).

    Игра "Пять утят "

    Пять утят плывут вперёд,
    На берегу их мама ждёт,
    (Одна из рук - "мама утка" - стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука - утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к "утке". 
    Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят)

    Но только четверо утят
    Вернулись к мамочке назад.
    (постепенно пальцы загибаются)
    Четверо утят плывут...
    Трое утят плывут...
    Двое утят плывут...
    Вот один плывёт вперёд,
    На берегу его мама ждёт,
    (На слова "На берегу их мама ждёт" "киваем" кистью руки ("мамой-уткой").
    И сразу пятеро утят
    Вернулись к мамочке назад.

    Игра "Часы "

    (Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки ).
    Мышь полезла в первый раз
    Посмотреть, который час.
    Вдруг часы сказали: "Бом!", 
    (Один хлопок над головой).
    Мышь скатилась кувырком. 
    (Руки "скатываются" на пол).
    Мышь полезла второй раз
    Посмотреть, который час.
    Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" 
    (Два хлопка).
    Мышь скатилась кувырком.
    Мышь полезла в третий раз
    Посмотреть, который час.
    Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
    (Три хлопка).

    Мышь скатилась кувырком.

    Игра "У жирафов"

    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
    У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
    (Хлопаем по всему телу ладонями).
    На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
    На носах, на животах, на коленях и носках. 
    (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.
    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
    У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 

    (Щипаем себя, как бы собирая складки).

    На лбу, ушах, на шее, на локтях, 
    На носах, на животах, на коленях и носках. 
    (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).

    Игра "Перчатка"

    Весёлая мышка
    Перчатку нашла,
    (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх). 
    Гнездо в ней устроив,
    (Складываем ладоши "ковшом").

    Мышат позвала. 
    (Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).
    Им корочку хлеба
    Дала покусать, 
    (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков). 
    Погладила (отшлёпала) всех 
    (Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
    и отправила спать. 
    (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).

    Наши пальчики просулись,
    Потянулись, потянулись…
    И встряхунлись…
    (выполняем все эти движения)
    По ладошке побежали
    (по ладони одной руки бегают пальцы другой, потом наоборот)
    Побежали, побежали,
    Поскакали, поскакали
    (изобразите эти движения)
    И устали. Сели отдыхать
    (потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени)

    Это домик
    (ладошки приставлены друг к другу)
    Это крыша
    (ладони сцеплены, пальцы переплетены)
    А труба еще повыше
    (мизинчики или безымянные пальцы поднимать то на одной руке, то на другой, то на обеих одновременно)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Совершенствование перцептивно-речевой деятельности учащихся начальных классов с задержкой психического развития

    В данной работе показан опыт организации работы специалистов  службы сопровождения в начальных классах  VII вида. Представлена структура программы коррекционной помощи младшим школьникам с З...

    Спецкурс по развитию речи для учащихся первого класса с задержкой психического развития

    АннотацияЦель, задачи и направленность учебно-методической разработкиПредлагаемая программа дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развив...

    Комплексный подход к развитию мелкой моторики детей с задержкой психического развития

    Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка с задержкой психического развития. Методика программы позволит ученику интенсивно заниматься и не утомляться за счет по...

    РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

    В данной работе подробно рассматриваются теоретические аспекты познавательных возможностей учащихся с задержкой психического развития,  характеристика опытно-эксперементальной работы по развитию ...

    «Развитие пространственно-временных представлений» у учащегося 2 класса с задержкой психического развития.

    Актуальность исследования таких ученых как Семенович А.В., Семага М.М., Цветкова Л.С. доказали, что пространственно-временная организация деятельности ребенка, развитие пространственной ориентировки и...

    Педагогический проект:ОБОГАЩЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПУНКТА

       Предложенные игры и упражнения  являются результатом отражения практической деятельности работы с детьми с ЗПР в условиях школьного логопункта....