Классный час : "Подвиг русского солдата в годы Великой Отечественной войне"
классный час (4 класс)

Комарская Ирина Викторовна

Классный час включает всебя описание  главных битв Великой Отечественной войны, о героическом подвиге русского солдата в эти страшные для всей страны дни. А также презентацию с фотографиями военных битв.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

города Каменск-Шахтинский

Классный час

на тему:

«Подвиг русского солдата в годы Великой Отечественной войне»

Классного руководителя 5в класса:       Комарской И.В.

Каменск-Шахтинский

2019

Цели мероприятия:

1. Воспитать у обучающихся чувство  патриотизма к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, готовность к жертвенным поступкам во имя величия и процветания страны.

2. Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.

3. Расширить  представление о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге простого русского солдата.

Задачи мероприятия: 

Образовательные :

1. Погрузить детей в атмосферу военного времени.

2. Расширить знания обучающихся о главных битвах войны 1941-1945 гг.

3. Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины. Воспитательные:

1. Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях победивших фашизм.

2. Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

3. Воспитание уважения и благодарности к ветеранам ВОВ.

4. Воспитание честности, благородства, сострадания.

5. Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

6. Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.

Развивающие:

1.  Развивать интерес к изучению истории.

2. Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Оборудование урока: проектор, компьютер, экран

Организационный этап:

- Дорогие ребята, я рада вас приветствовать на нашем классном часе. В предверии 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне наш классный час посвящен великому победителю – русскому солдату.  Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война.

2. Введение в тему:

- Ребята, и хотелось бы мне начать со стихотворения Рашида Кутдусова «Цена Победы».

Рано утром в сорок первом
Началась война.
Чтобы выбить супостата
Встала вся страна.

Кто-то бился с ним в окопах,
Кто-то хлеб растил,
И в далёком сорок пятом
Всё же победил.

И вот спустя десятки лет
У деда я спросил:
"Скажи, отец, откуда в вас
Нашлось так много сил?

Ведь враг был техникой силён
Числом превосходил?
Но был разбит он в пух и прах
И голову сложил!"

Старик немного помолчал,
Слезинку обронил,
Сказал: "Вся сила в том, сынок,
Что РОДИНУ ЛЮБИЛ.. "

- И так  тема сегодняшнего классного часа - «Подвиг русского солдата в годы Великой Отечественной войны». Ребята, какие слова в стихотворении вам помогли понять, что речь идет о Великой Отечественной Войне?

Рано утром в сорок первом
Началась 
война.
Чтобы выбить 
супостата
Встала вся страна.

Кто-то бился с ним в окопах,
Кто-то хлеб растил,
И 
в далёком сорок пятом
Всё же победил.

И вот спустя десятки лет
У деда я спросил:
"Скажи, отец, откуда в вас
Нашлось так много сил?

Ведь враг был техникой силён
Числом превосходил?
Но был разбит он в пух и прах
И голову сложил!"

Старик немного помолчал,
Слезинку обронил,
Сказал: "
Вся сила в том, сынок,
Что РОДИНУ ЛЮБИЛ
.. "

               Подвиг русского  солдата в годы Великой Отечественной войны неизмеримо огромен. Быстро летит время.  Памяти стираются воспоминания  о прошедших годах. Все меньше становится ветеранов ВОВ. Но память о людях проливающих кровь ради нашей жизни останется на века.

                 Давайте с вами вспомним основные моменты, связанные с Великой Отечественной войной. И первый вопрос, с которого хотелось бы начать, это то, когда началась Великая Отечественная Война? Какая страна стала нашим противником? И каковы были на это причины?

- 22 июня 1941 года 3ч.30 мин утра происходят налеты немецкой авиации на города Белоруссии, Украины, Прибалтику.
- 22 июня 1941 года 4ч.утра - 
начало наступления немецких войск. В боевые действия вступили 153 немецких дивизии, 3712 танков и 4950 боевых самолетов. Силы противника в несколько раз превосходили силы Красной Армии, как в численности, так и в оснащении боевой техникой).

           Ребята, а какие основные события, битвы, сражения вы знаете, которые коренным образом меняли ход войны? Обучающиеся с помощью классного руководителя перечисляют основные моменты.

Презентация

1) 22 июня -20-е числа июля 1941 года. Оборона Брестской крепости. Первым стратегическим пунктом, расположенным на направлении главного удара (на Минск и Москву) был Брест и Брестская крепость, которую немецкое командование планировало захватить в первые часы войны. 9 июля 1941г. - противник занял Минск. Силы были не равны. Советские войска испытывали острую нужду в боеприпасах, а чтобы подвезти их не хватало ни транспорта, ни горючего, к тому же часть складов пришлось взорвать, остальные захватил противник.

       К 24 июня немцы овладели частью крепости, а к 30 июня после воздушной бомбардировки были подавлены основные очаги обороны. В первый день штурма артиллерийским огнем был перебит водопровод, защитники крепости лишились воды, а подступы к рекам Мухавец и Буг были перекрыты фашистами.  Когда стало понятно, что женщины и дети не смогут выжить в крепости, они были вынуждены её покинуть, и были использованы немцами в качестве прикрытия при артобстреле.

Немецкие пропагандисты по радио призывали защитников сдаться, но на нескольких участках сопротивление продолжалось. На плите одного из казематов неизвестным бойцом была сделана надпись «Прощай Родина. Умираю, но не сдаюсь. 20 VII 1941». 20 июля 1941 считается днем окончания обороны, хотя точная дата не определена. По воспоминаниям жителей Бреста до первых чисел августа доносилась стрельба из крепости, и в немецкий госпиталь поступали раненые солдаты и офицеры. 

      По данным современных исследователей, всего за первую неделю боёв в крепости погибло около 1200 нацистских солдат, что составило до 5% всех потерь вермахта за это время. Потери гарнизона были более тяжёлыми – порядка 1900 погибшими, и 7 тыс. попавшими в плен.  В 1965 году Брестской цитадели было присвоено почётное звание «Крепость-герой». А в 1971 на её территории открыт мемориальный комплекс, посвящённый героической обороне её защитников.

2) 10 июля — 10 сентября 1941 г. Смоленское сражение. Замысел противника состоял в том, чтобы открыть путь на Москву. Смоленское сражение началось 10 июля и затянулось на два месяца — срок, на который совершенно не рассчитывало немецкое командование.  Началось наступление немецких войск на правом крыле и в центре Западного фронта. Группа, состоящая из 13 пехотных, 9 танковых и 7 моторизированных дивизий смогла в кратчайшие сроки прорвать советские оборону и двинуться в сторону Могилева. В скором времени город был окружен, Орша захвачена, также захвачены часть Смоленска, Ельни и Кричева. Часть советской армии оказалась в немецком окружении около Смоленска. Сражения с переменным успехом для той или иной стороны продолжались еще некоторое время, немецкая армия теряла солдат и свое преимущество, даже несмотря на небольшие победы. В итоге, в 8 сентября советским войскам удалось полностью ликвидировать немецкое наступление и обезопасить Смоленск и близлежащие районы, открывающие путь к Москве. Несмотря на все усилия, выполнить задачу по разгрому противника в районе Смоленска войска Западного фронта так и не смогли.

3) Блокада Ленинграда: 21 августа 1941 года начались оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду. В сентябре жестокие бои продолжались в непосредственной близости к городу. Но преодолеть сопротивление защитников города и взять Ленинград немецкие войска так и не смогли. Тогда немецкое командование решило взять город измором. С 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года 900 дней продолжалась блокада Ленинграда. Эти страшные дни заберут жизни, по разным подсчетам, от 630 тысяч до 1,5 миллиона защитников и мирных жителей. Своим подвигом Ленинград навсегда вписал в историю свое имя, как образец несгибаемого упорства и воли. Наиболее тяжелой для ленинградцев была зима 1941/42 года. Иссякли запасы топлива. В жилые дома прекратилась подача электроэнергии. Вышел из строя водопровод, было разрушено 78 км канализационной сети. Перестали работать коммунальные предприятия. Иссякали запасы продовольствия, с 20 ноября были введены самые низкие нормы хлеба за все время блокады – 250 граммов рабочим и 125 граммов служащим и иждивенцам то был хлеб из смеси муки, солода и жмыха. Но и в тяжелейших условиях блокады Ленинград продолжал сражаться. блокада Ленинграда была снята 27 января 1944 года.

      Войскам удалось пробить узкий коридор, шириной почти 10 километров, практически по берегу Ладожского озера. За 18 дней была проложена железнодорожная ветка. Спасительные эшелоны с продуктами пошли в город. Так героический Ленинград был спасен. Окончательно разорвали вражескую блокаду только через год. Сокрушительным ударом в ходе Ленинградско-Новгородской операции фашисты были выбиты с позиций и отброшены на 90 километров. Эта победа значила больше, чем просто победа в сражении.


4) Битва за Москву:    Битва за Москву, которая началась в сентябре 1941 года, была одна из самых кровопролитных сражений времен Великой Отечественной войны. За три месяца войска гитлеровской Германии успели вплотную подойти к столице. Операция по захвату города имела название «Тайфун», которая началась 30 сентября. С 13 октября 1941 года разгорелись ожесточенные бои на всех оперативно важных направлениях, ведущих к Москве.
С 20 октября 1941 года в Москве и прилегающих к ней районах было введено осадное положение. Второй этап наступления на Москву, под названием "Тайфун", немецкое командование начало 15 ноября 1941 года.
Город защищало три фронта, но численность немецких сил все равно была больше. Людей у немцев было больше на четверть, танков и артиллерии в два раза, самолетов тоже. Часть защитников Москвы, на дальних подступах к ней была окружена и разбита под Вязьмой. Несколько дней смогла продержаться вторая линия обороны, в районе Можайска. Положение было критическим. Руководить обороной города поручили Георгию Константиновичу Жукову. После принятия командования, Жуков соединил три фронта обороны в один – Западный. 7 ноября, на Красной площади прошел парад советских войск, принимал парад маршал Буденный. С парада бойцы сразу уходили на фронт. Немцы тем временем были все ближе и ближе… Германские войска подошли к Москве на расстояние 30 километров. Гитлер торопил своих генералов, призывая как можно быстрее захватить город.

В битве под Москвой немцы потеряли 500 тысяч солдат, 1,5 тысячи танков, 2500 орудий, 15 тысяч машин. Потери Красной Армии были сопоставимы…     В Битве под Москвой русским войнам удалось разгромить большую немецкую группировку войск «Центр» и заставить неприятеля отойти на несколько сот километров от Москвы. Победа под Москвой имела и психологическое значение. Был развеян миф о непобедимости немецкой боевой машины. После победы в Битве под Москвой, Англия, США и еще 26 стран объявили о создании антигерманской коалиции. Стойкость русского человека, его мужество, храбрость, сила и стремление к самопожертвованию на благо Родины не позволили немцам осуществить свои коварные планы.  Битва под Москвой овеяна человеческим подвигом, людей совершенно разных чинов и званий.  Завершилось контрнаступление советских войск под Москвой 7 января 1942 года.

5) Сталинградская битва (17 июля 1942 года - 2 февраля 1943 года):  К середине лета 1942 г. сражения Великой Отечественной войны добрались и до Волги. В план масштабного наступления на юге СССР (Кавказ, Крым) командование Германии включает и Сталинград. Целью Германии было овладение промышленным городом, предприятия в котором выпускали военную продукцию, которая была необходима; получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. Этот план Гитлер хотел осуществить всего за неделю при помощи 6-й полевой армии Паулюса. В неё входило 13 дивизий, где насчитывалось около 270 000 чел., 3 тыс. орудий и около пятисот танков. Оборонительные действия советских войск на Сталинградском направлении велись в течение 125 дней. Дни и ночи не прекращались бои на улицах города, в домах, на заводах, на берегу Волги. Наши части, понеся большие потери, все же держали оборону, не оставляя город.  Просто жить в городе было нельзя – нужно было бороться, чтобы победить. 75 тысяч человек ушли добровольцами на фронт. Но и в самом городе люди работали и днем, и ночью. К середине сентября немецкая армия прорвалась к центру города, бои шли прямо на улицах. Фашисты всё больше усиливали атаку. В штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков, немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб.

Мужество сталинградцев не имело себе равных. Много европейских стран завоевали немцы. Порой им нужно было лишь 2-3 недели, чтобы захватить всю страну. В Сталинграде же ситуация была иная. Фашистам требовались недели, чтобы захватить один дом, одну улицу.   "Поражение под Сталинградом, - как пишет об этом генерал-лейтенант гитлеровской армии Вестфаль, - повергло в ужас как немецкий народ, так и его армию. Никогда прежде за всю историю Германии не было случая столь страшной гибели такого количества войск". Потери в Сталинградской битве с каждой стороны составили около 2 млн. человек. В результате этой победы немецкая сторона перестала доминировать.

6) Июль 1942 года - 9 октября 1943 года. Битва за Кавказ

К началу осени 1942 года немецкие войска смогли завоевать большую часть Кубани и Северного Кавказа, однако после поражения под Сталинградом вынуждены были снова отступить, так как понесли серьезные потери и опасались того, что советские войска окружат их.

Немецкое наступление провалилось во многом благодаря победе советских войск под Сталинградом. Гитлер, который возлагал слишком большие надежды на взятие этого города, просто не предусмотрел вероятность того, что советская армия может отстоять Сталинград и, следовательно, один из путей на Кавказ.

В результате многочисленных потерь, к началу 1943 года немецкая армия численно уступала советской в несколько раз. Несмотря на то, что советская армия смогла добиться серьезных успехов, нельзя считать, что победа однозначно принадлежит Советскому Союзу, так как основная цель, которую ставил Сталин перед своей армией – захватить и уничтожить немцев на Кубани – так и не была достигнута. Немецкая армия бежала в Крым, однако, несмотря на это, Кавказ снова вернулся под командование СССР.


7) 5 июля 1943г. – май 1944года.  
Битва на Курской дуге.
В 1943 году гитлеровское командование решило провести свое генеральное наступление в районе Курска. 

Действиями советских фронтов на Курской дуге руководили маршалы Георгий Жуков и Василевский. Численность советской армии составила более 1 млн. человек. Солдат поддерживали более 19 тысяч орудий и минометов, с воздуха поддержку советским пехотинцам оказывали 2 тысячи самолетов. Немцы противопоставили СССР на курской дуге 900 тысяч солдат, 10 тысяч пушек и более  двух тысяч самолетов.

Во время сражений на Курской дуге, у деревни Прохоровка произошло крупнейшее в истории танковое сражение. В бою сошлись по 800 танков с каждой стороны. Это было впечатляющее и страшное зрелище. На поле боя были лучше танковые модели второй мировой войны. Советский  Т–34 схлестнулся с немецким Тигром. Так же в том сражение был опробован «зверобой». 57-ми миллиметровая пушка, пробивавшая броню «Тигра».

     5 июля 1943г. немецкие войска начали наступление. Сражение на Курской Дуге продолжалось примерно 50 дней. За это время русская армия уничтожила 30 немецких дивизий, в том числе и 7 танковых, 1,5 тысячи самолетов, 3 тысячи пушек, 15 тысячи танков. Людские потери В Победа в Курской битве показала Германии силу Красной армии. Над вермахтом навис призрак поражения в войне. Более 100 тысяч участников битв на курской дуге были награждены орденами и медалями. Потери вермахта на Курской дуге составили 500 тысяч человек.

 8) Битва за Берлин (16 апреля – 2 мая 1945 года) была особой, ни с чем несравнимой операцией, определяющий исход войны. Штурм города начался 16 апреля в 3 часа ночи. При свете прожекторов полторы сотни танков и пехота атаковали оборонительные позиции немцев. Ожесточённая битва велась четыре дня, после чего силами трех советских фронтов и войск польской армии удалось взять город в кольцо. В этот же день советские войска встретились с союзными на Эльбе. В результате четырех дней боев были пленены несколько сотен тысяч человек, уничтожены десятки бронетехники.

Однако, несмотря на наступление, Гитлер не собирался сдавать берлин, он настаивал на том, что город должен быть удержан во что бы то ни стало. Гитлер отказался от капитуляции даже после того, как советские войска подошли вплотную к городу, он бросал все имеющиеся человеческие ресурсы, включая детей и стариков, на поле военных действий.

21 апреля советская армия смогла выйти на окраины Берлина и завязать там уличные бои – немецкие солдаты сражались до последнего, следуя приказу Гитлера не сдаваться в плен.

29 апреля советские солдаты начали штурм здания Рейхстага. 30 апреля на здании был водружен советский флаг – война закончилась, Германия была побеждена.

В ночь на 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Берлинская операция положила конец Великой Отечественной и Второй Мировой войне. В результате стремительного наступления советских войск, Германия вынуждена была сдаться, все шансы на открытие второго фронта и заключение мира с союзниками были разорваны. Гитлер, узнав о поражении своей армии и всего фашистского режима совершил самоуийство.

         И завершающим финалом Великой Отечественной войны стал парад Победы, проведенный 24 июня в Москве. Десять фронтов и Военно-морской флот послали для участия в нем своих лучших воинов. Сводные полки фронтов во главе со своими прославленными полководцами под боевыми знаменами прошли торжественным маршем по Красной площади.

          Мы наем, что творцом победы в Великой Отечественной войне являлся советский народ. Но для реализации его усилий, для защиты Отечества на полях сражений требовался высокий уровень военного искусства Вооруженных Сил, который поддерживался полководческим талантом военачальников. Имена, каких военачальников Великой Отечественной войны вы знаете?

(Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин, Георгий Константинович Жуков, Александр Михайлович Василевский , маршал Константин Константинович Рокоссовский и другие).

        К сожалению, непосредственных участников боевых действий практически не осталось. Носителями информации являются потомки героев и дети войны. Они приняли эстафету от ветеранов и теперь передают информацию о тех событиях следующему поколению. Нет ни одной семьи в России, которой бы не коснулось горе войны  кто потерял сына, кто отца или мать, кто сестру или брата, кто друга. Победа досталась нам очень дорого.

      ( За 1 -2 недели до мероприятия учащимся было дано провести  поисковую работу в своих семьях. Вместе с родителями надо было просмотреть  свои семейные архивы, узнать, кто из их родственников воевал, в каких войсках, в каких операциях участвовал, какие награды имеет). Выступление детей.

1 обучающийся: Мой прадедушка – Далгатов Шейх Магомедович родился в 1916 году. Воевать ушел добровольцем в 25 лет. Служил в морской пехоте и был разведчиком. Учавствовал в обороне города Севастополь. Был трижды ранен. Закончил войну командиром роты в звании майора.  Был награжден  «Орденом Ленина» и медалью «За отвагу». Скончался в 1973 году в возрасте 57 лет.

2 обучающийся: Мой прадедушка- Иваненко Николай Тимофеевич родился  в 1921 году и до войны жил на Дону. В 1943 году закончил Сталинградское военное училище и в звании лейтенанта пошел на войну. В 1945 году участвовал в освобождении города Вена в Австрии. И Победу встретил в звании капитана. Вернулся с войны и служил в  Ленинграде на Камчатке, где женился и родил моего дедушку на севере. Службу закончил в звании полковника в отставке и переехал в город Каменск-Шахтинский, где и прожил оставшуюся жизнь. Был награжден 5 орденами Славы и медалями за освобождении городов. Не стало прадедушки в 2003 году.

3 обучающийся: Мой прадедушка – Клепиков Кузьма Иванович родился в 1902 году. В 1940 году был призван на финскую войну. В 1941 году призван и зачислен в стрелковый полк и воевал в Подмосковье. Попал в окружение в Воронежской области и попал в плен. Бежал. В 1945  военное руководство направило его на войну с Японией, откуда и вернулся с войны , и прожил оставшуюся   жизнь в Воронежско         области с. Лебяжье. У прадедушки было 16 детей, но не все выжили в послевоенные годы.

              Война длинная, война страшная, война голодная, холодная, война, принесшая много горя и страданий нашему народу.  Война – это 4 года, это 1 418 бессонных дней и ночей, это 26 600 000 миллионов погибших русских людей, это значит 22 человека на каждые 2 метра земли, это значит 13 человек в каждую минуту. В 1945 году Сталин подписал указ о том, что 9 мая становится государственным праздником и выходным днём. Однако уже в 1948 году День Победы стал рабочим днём. Вновь возобновились парады и праздничные мероприятия только в 1965 году. В это время праздник 9 мая окончательно снова стал выходным днём. Первый День Победы праздновали как никогда в истории. На улицах люди обнимали и целовали друг друга. Многие плакали. Вечером 9 мая в Москве был дан салют Победы, самый большой за всю историю СССР: тридцать залпов из тысячи орудий. С той поры День Победы был и остался одним из самых важных и почитаемых праздников в России и СНГ. После распада СССР некоторое время парады в День победы не проводились, возобновили эту традицию лишь в 1995 году. И с этого времени парады проходят ежегодно. По традиции в этот день возлагаются венки к памятникам боевой славы и воинской доблести, проходят встречи ветеранов, участников той войны, устраиваются торжественные мероприятия и концерты, вечером гремит праздничный салют.

          В последние годы в это время, незадолго до 9 Мая, мы с вами видим на улицах, на одежде людей, на машинах оранжево-черные ленточки. Зачем они нужны? Что они означают?

Такая двухцветная лента называется георгиевской. Она относится к ордену Святого Георгия, который традиционно являлся высшей военной наградой в России. Цвета ленты – черный и оранжевый – означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя.

        С 2005 года проводится патриотическая акция «Георгиевская ленточка» с целью вернуть и привить ценность праздника молодому поколению. В канун празднования дня Победы каждый может повязать на руку, сумку или антенну автомобиля «Георгиевскую ленточку» в знак памяти о героическом прошлом СССР, как символ воинской доблести, Победы, боевой славы и признания заслуг фронтовиков.

Показ видеоролика: Стихотворение «Реквием» Роберта Рождественского.

Подведение итогов: Наш классный час закончен. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить о подвиге нашего народа в Великой Отечественной Войне, будете с уважением относиться к ветеранам ВОВ не только в преддверии этого дня, но и в течение всего года, и по возможности, помогать им в жизни. Я желаю Вам быть добрыми людьми и патриотами своей страны.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Немеркнущий подвиг и слава защитников Отечества в годы Великой Отечественой войны: "Биография Родины - биография одной семьи

"Творческая работа, принимавшая участие в районном краеведческом кункурсе: "Немеркнущий подвиг и слава народа", посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне" секция: "Биография Родины - б...

Череповец в годы Великой Отечественной войны – это город-госпиталь, город-солдат, город-труженик, город-эвакопункт…

Для Череповца война началась так же неожиданно, как и для всей страны. Ещё 22 июня горожане слушали из репродукторов «…немецкие войска вероломно, без объявления войны, нарушили государственную границу...

Классный час "История моей семьи в годы Великой отечественной войны"

Данный материал можно использовать для проведения классного часа в начальной школе и среднем звене ко Дню Победы. Данный классный час имеет огромное нравственное значение в воспитании учащихся. Ос...

Классный час на тему «Животные в годы Великой Отечественной войны» во 2 классе

Классный час на тему «Животные в годы Великой Отечественной войны» во 2 классе...

Классный час Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Мы должны помнить маленьких героев этой страшной войны. У нас нет права забыть тех мальчишек и девчонок, которые не жалели себя во имя победы!...

Классный час на тему «Животные в годы Великой Отечественной войны» во 2 классе

Классный час на тему «Животные в годы Великой Отечественной войны» во 2 классе...