Статья. " Особенности развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста".
статья

Шелехова Ольга Александровна

Эта статя о связи между развитием речи и мышлением ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста. В ней я показываю необходимось своевременного начала обучения речи. Рассказываю об основных задачах, методах и приёмах по обучению речи у детей. Также в статье кратко знакомлю читателей с такими понятиями, как :Функции речи, свойства речи,особенности речетворческой системы у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dok_statya_pro_rech_4.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 73 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Статья.

Тема: Основные задачи по развитию речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста. Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

 

                                                                             

 

                                          Выполнила:

                                                        Воспитатель высшей

                                                                      квалификационной категории

      средней группы « Колокольчик»

                                              Шелехова О.А.

Санкт-Петербург 2020

1. Основные задачи по обучению развития  речи у детей раннего  возраста.

Задачами первых лет жизни являются:

  1. Расширение понимания речи взрослых.
  2. Формирование активного словаря ребёнка.

2. Основные задачи по обучению развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

. 1. Развитие словаря.

          Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение. Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью.

2. Воспитание звуковой культуры.

Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции.

 

3. Формирование грамматического строя речи.

Формирование грамматического строя речи  предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений).

                  Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

4. Развитие связной речи.

 Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

 а) Развитие диалогической (разговорной) речи.

 Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

 б) Развитие связной монологической речи.

 Монологическая речь предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

 

5. Принципы, положенные в основу обучения речи.

1. Единство формирования речи и мышления.

2.Использование всех сохранённых анализаторов.

3. Формирование речи в деятельности.

4.Формирование речи больше в естественных условиях, в режимных моментах.

5. Осуществление комплексного подхода.

6. Умение оценить речь ребёнка на определённых этапах.

6. Создание условий для развития  активной речи.

1. Комфортные условия.

2. Обогащение чувственного опыта ( экскурсии, прогулки, праздники, викторины, досуги).

3. Обучение детей наблюдению ( не на что смотреть, а как смотреть).

4. Эмоциональное общение со взрослыми.

7. Что вызывает желание общаться?

1. Физическая потребность.

2. Потребность в активных действиях.

3. Сенсорный голод ( потребность в познавательной деятельности).

4. Создание провокационных условий ( создание необычной ситуации, любая перестановка окружающих предметов и т.д.)

5. Основой для общения в раннем и младшем дошкольном возрасте является индивидуальное обращение к ребёнку.

8. Развивающий потенциал речевой среды.

 Складывающаяся стихийно речевая среда, в которой воспитывается ребёнок, называется естественной речевой средой. Она может быть благоприятной для речевого развития ребёнка, а следовательно, и для

Общего психического ( в случае, если речь взрослых правильная, если они постоянно реагируют на его речь, в раннем возрасте поддерживают его попытки говорить, позже отвечают на его вопросы) и неблагоприятной ( когда общение с ребёнком ограничивается только кормлением, когда с ним не говорят, т.е. не реагируют на его речь, а также если у окружающих ребёнка людей плохая дикция, а то и явные дефекты-картавость, шепелявость).

Развивающие возможности речевой среды, в которой растёт ребёнок, называют развивающим потенциалом. Развивающий потенциал естественной речевой среды складывается спонтанно, не регулируется.

В дошкольных детских учреждениях специально организуют речевую среду таким образом, чтобы её развивающий потенциал сделать высоким, оптимальным для каждой возрастной ступени.

Речевая среда со специально установленным высоким развивающим потенциалом называется искусственной речевой средой.

Поэтому родителям и педагогам дошкольных учреждений необходимо организовывать естественную и искусственную речевую среду так, чтобы развивающий потенциал был высоким для каждой возрастной ступени.

III. Особенности речевого развития детей раннего возраста и детей младшего дошкольного возраста.

 

Особенности речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста можно разделить на 2 периода: доречевой и речевой.

Доречевой период.

 В доречевой период развития малыш криком и так называемыми предречевыми голосовыми реакциями выражает различные желания: « хочу есть», « не хочу лежать в мокром».

Разнообразные интонации свойственны крику ребёнка уже в первые недели жизни, затем они становятся всё выразительнее, и смысл их начинает понимать не только мать, но и другие родственники. Крик ребёнка выполняет определённую коммуникативную функцию ( функцию общения).

С полуторамесячного возраста малыш пытается артикулировать звуки речи. Вначале это только предречевые голосовые реакции: гуление, свирель, лепет, модулированный лепет.

Ребёнок начинает подражать сначала артикуляциям, речедвижениям, которые видит на лице говорящего с ним человека.

- У-у-у, какие мы!- говорит мать, наклоняясь над кроваткой. И ребёнок, видя её лицо, инстинктивно, вытягивает губы:

-У-у-у…

-А-а-а,- напевает мать. И малыш вторит ей:

-А-а-а…

Подражание в предречевой период имеет большое значение. Это условие усвоения речи. Речь развивается в процессе подражания. По данным физиологов, подражание у человека- это безусловный рефлекс, инстинкт, т.е. врождённое умение, которому не учатся, а с которым рождаются, такое же, как умение дышать, сосать, глотать.

1,5 месяца-гуление ( ребёнок произносит гласные звуки: а-аа, э-ээ)

2-3 месяца-гуление (ребёнок произносит гласные и согласные звуки: г-г-г, ш-и, бу-у, в-и)

4 месяца-свирель      (произнесение звуков каскадом: аль-ле-е-лы-алы-аы)

7-8,5месяцев - лепет                   (ребёнок произносит слоги: ба-ба, да-да-да)

8,5-9,5месяцев-модулированный лепет ( ребёнок повторяет слоги с разнообразными интонациями).

Процесс эмоционального общения в этот период носит характер игры: взрослый и ребёнок попеременно повторяют друг-друга, подражают друг-другу.

Речевой период.

10-12 месяцев- время, когда ребёнок модулируя слог, не просто играет, а вкладывает в него смысл. Этот слог принадлежиткакому – либо слову ( ки-киса, ка-каша, толь-стол).

Ребёнок заговорил. Первые « слова»- это ударные слоги знакомых емй слов, но обозначают эти слоги даже не слово, а целые понятия («ка»- это и « Толя ест кашу», и « каша в бутылочке, и « варят кашу»).

В развитии речи от года до семи лет различают 3 периода.

Первый период- период предложений , состоящий из аморфных слов корней:

1г.3мес.-1г.8мес., произносятся однословные предложения слоги.

1г.8мес.-1г.10мес., произносятся предложения из несколькихслов-слогов.

Второй период- период усвоения грамматической структуры предложения:

1г.10мес.-2г.1мес.,  в предложениях употребляются полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями.

2г.1мес.-2г.3мес., в предложениях употребляются оформленные слова: усваиваютя падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов.

2г.3мес.-3года, в предложениях появляютя служебные слова, для выражения синтаксических отношений.

Третий период- период усвоения грамматической системы русского языка.

3года-7лет, совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

IV. Функции речи ребёнка и закономерности усвоения языка.

Речь ребёнка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Коммуникативная функция самая ранняя: первое слово, родившееся из моделированного лепета на 9-12 месяцы жизни ребёнка, выполняет именно эту функцию.

В возрасте после 3 лет ребёнок начинает овладевать внутренней речью. С этого момента речь для него перестаёт быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребёнок расширяет своё представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.

Параллельно с развитием коммуникативной и познавательной функций начинается усвоение ребёнком речи как регулятора поведения. 

Первыми словами-регуляторами поведения становятся слова можно, нельзя, глаголы в форме повелительного наклонения типа ешь, иди и т.д.

Закономерности усвоения родного языка.

Развивая пассивную и активную речь у ребёнка нужно помнить о закономерностях естественного процесса усвоения родного языка:

  1. Родной язык усваивается, если усваивается « материя языка» в процессе мускульной речевой деятельности ребёнка, развиваются кинестетические ( речедвигательные) ощущения.
  2. Родной язык усваивается, если развивается способность понимать языковое значение разной степени обобщенности, если лексические и грамматические навыки приобретаются синхронно. При этом развиваются мышление, воображение ребёнка.
  3. Родной язык усваивается, если параллельно с пониманием лексических и грамматических единиц появляется восприимчивость к их выразительности. При этом развивается эмоциональная и волевая сфера ребёнка.
  4. Родной язык усваивается, если развиается чувство языка, т.е. интуитивное ( неосознанное) правильное ( в соответствии с нормой ) владение всеми его компонентами. При этом развивается память ребёнка.
  5. Если на предшествующем возрастном этапе развитие речи ребёнка осуществлялось в полную меру его возможностей, то на следующем этапе процесс обогащения речи и усвоения её идёт быстрее и легче.

Основные методы и приёмы, используемые для развития речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Основными методами обучения речи у детей раннего возраста являются практические методы и приёмы. Именно их я использую в своей педагогической деятельности.

  1. Метод имитации.

Заключается в том, что и обучающий, и обучаемый говорят одно и то же, но поразному: обучающий несколько энергичнее, чем в повседневном разговоре, а обучаемый слушает и повторяет, старается усвоить речедвижения ( артикуляции и модуляции голоса)  и понять смысл ( соотнести данные комплексы звуков с обозначаемыми предметами, действиями и т.д.). Для воспитателя важно удержаться на уровне орфоэпической нормы и самому не имитировать произношение ребёнка ( не « сюсюкать» , не  « лялякать» ). Этот метод применяется с самой ранней возрастной ступени и на всех последующих. Этот метод применяется с самой ранней возрастной ступени и на всех последующих. Обучение методом имитации может происходить непроизвольно в процессе общения с ребёнком во время выполнения бытовых процедур ( купания, одевания).

Приёмы реализации метода имитации:

  1. Наблюдение за реальным предметом при ознакомлении с окружающим ( малыш рассматривает свои руки, наблюдает за руками взрослого и одновременно повторяет за ним, имитируя его речь);
  2. Игры; в процессе игр речь ребёнка обогащается не только новой лексикой, но и новыми для него словоформами;
  3. Опора на словесный образец ( словесное представление) : дети повторяют фразу, произнесённую воспитателем ( « Водичка, водичка, умой моё личико»).

  1. Метод беседы (разговора).

Более сложный для ребенка метод обучения речи-это метод разговора, его ещё называют методом вопросов и ответов, методом беседы.

Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Оба они говорят, но не одно  и тоже ( как при методе имитации), а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребёнка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употреблять их к месту.

Приёмы реализации метода беседы-разговора:

Приёмов большое количество: наблюдение, приём опоры на картинку с вопросом-заданием, словесно-дидактические игры, загадки.  

  1. Метод пересказа.

Метод пересказа обогащает речь всеми компонентами языка ( лексической, грамматической интонациями), тренирует связную речь. Состоит в чтении или рассказывании художественного произведения взрослым и в повторении ( пересказ)  его ребёнком. Ребёнок пересказывает по возможности законченный текст. Между восприятием текста и его пересказом должно пройти некоторое время.

Приёмы пересказа:

  1. Игры в любимых героев.
  2. Инсценировка сказок.
  3. Словесное описание после просмотра картинки.
  4. Пересказ прочитанного или прослушанного произведения с учетом возрастных особенностей детей.
  5. Пересказ по цепочке ( коллективное рассказывание по несколько предложений)-можно с опорой на картинки или без( если дети4-5 лет).

  1. Метод сочинения ( рассказывания).

Важное практическое значение имеет метод сочинения ( рассказывания), так как его использование обеспечивает дошкольникам речевую самостоятельность. Поэтому необходимо поощрять самостоятельное « сочинение» детьми сказок, рассказывание реальных случаев из их жизни, художественных произведений, описание картинок, реальных объектов-вещей, животных, растений ит.д.

                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

            1.Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет. - М.: Эксмо,                  

2.  Бошна Т.Л. и др. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. -М: Просвещение,1987.

3. Гербова, В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. 2-3 г.  - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
4. Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа . - М.: ЦПО, 2013. .
5. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 4-5 лет. 33 лексические темы . - СПб.: Речь, 2012.
6.Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко". - М.: Ювента, 2012.

7. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1 . - СПб.: Детство-Пресс, 2016.
8. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010.
9. Янушко, Е.А. Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет / Е.А. Янушко. - М.: Эксмо, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Статья по коррекционной педагогике  "Профилактика нарушений письменной речи и чтения у дошкольников и младших школьников"...

Особенности развития речи детей с ЗПР в младшем школьном возрасте и пути решения проблемы

В стае, дается краткая характеристика детей с задержкой психического развития. Рассматриваются какие нарушения встречаются при формировании письменной речи. Даны рекомендательные задания...

Возможности развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста через нетрадиционнае техники рисования.

Возможности развития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста через нетрадиционнае техники рисования....

Особенности развития эмоциональной сферы детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. Материалы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием....

Методическое пособие для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Овощи и фрукты - витаминные продукты"

Методическое пособие для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Овощи и фрукты - витаминные продукты"...

Статья Тема «Развитие мелкой моторики детей имеющих ОВЗ используемые в работе коррекционные методы и приемы».

В работе с детьми ОВЗ важно уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики. Я предлагаю несколько вариантов развития моторики рук, которые не требуют специ...