Статья "Развитие мелкой моторики дошкольника."
статья (1 класс)

Чейкина Екатерина Юрьевна

Статья для родителей будущих первоклассников расскажет о том, как подготовить дошкольников к письму. Когда и как развивать моторику детской руки, как прививать интерес к письму. Узнать о том, что такое зрелость моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья о мелкой моторике19.3 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики дошкольника.

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

.В.А.Сухомлинский

   К сожалению, на важный вопрос – «как подготовить руку дошкольника к письму?» - некоторые родители ищут ответ только тогда, когда ребенок должен идти в первый класс. Многие не знают или не догадываются, что готовность руки к письму начинает формироваться в раннем детстве.

Готовность дошкольника к письму - это результат поэтапных действий, направленных на ребенка в возрасте от 1,5 до 6,5 лет. Следовательно, в дошкольном возрасте под воздействием взрослого у детей лишь совершенствуется, крепнет навык письма. Наибольшие трудности у первоклассников возникают при выполнении графических упражнений. Причиной этого являются, во-первых, отсутствие интереса к освоению письма, во-вторых, недостаточная «зрелость» мелкой мускулатуры кистей рук, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений.

1.Интерес к освоению письма

 Упражнения следует проводить в игровой форме, ставя вначале перед ребенком игровую и практические задачи: «дорисуй незаконченный рисунок», «соедини точки», «нарисуй рисунок по точкам», «проведи дорожку», «попади в цель» и др. Важно заинтересовать, показать значение письма.

 Нельзя заставлять ребенка, если он сам не хочет заниматься! Это может привести к стойкому нежеланию выполнять письменное задание. В этом случае нужно в начале заинтересовать его красивой тетрадкой, новыми цветными карандашами и т.п., постепенно переключая интерес на результат графических действий. Успех радует ребенка, повышает мотивацию, поэтому поддерживайте ребенка эмоционально. Дальше постепенно усложнять графические упражнения.

 2. Зрелость мелкой моторики рук

 Обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для каждого возраста существуют специальные приемы развития мелкой моторики. Дошкольникам будут полезны следующие приемы и упражнения: пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры, лепка из пластилина, теста и глины, выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, нанизывание бусинок), выполнение «закручивающих» движений (закручивание крышек, гаек в конструкторе), специальные упражнения для подготовки руки к письму.

  Предлагаем несколько вариантов пальчиковой гимнастики.

«Кошка». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки.

Шубка мягкая у кошки,
Ты погладь ее немножко.

«Веер»Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером.

Мы купили новый веер,
Он работает, как ветер.

«Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок.

Раз щелчок, два щелчок.
Каждый пальчик прыгнуть смог.

 

3. Опыт графических движений

 Его ребенок приобретает, выполняя: различные виды штриховки, рисуя, раскрашивая, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, продолжая узоры различной сложности.

   При этом необходимо следить за тем, чтобы ребенок вел линии сверху вниз и слева направо, штриховал ровно, без пробелов, не выезжал за контур.  Не рекомендуется обучать дошкольников написанию письменных букв и, тем более, использовать для подготовки к школе школьные прописи. Лучше всего заниматься с ребенком по прописям для дошкольников.

  Даже если дошкольник рисует много и с увлечением, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может формироваться неправильно. Для того, чтобы графические упражнения с дошкольниками были максимально эффективны, нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребенка и при организации занятий выполнять ряд правил письма (посадка, наклон тетради, положение ручки в руке).

Помните, что длительность заданий для детей от 6 лет и старше 6,5 лет - 7-10 минут, затем нужно сделать перерыв, выполнить упражнение для снятия напряжения и усталости.

 

Постарайтесь, чтобы ребенок получал удовольствие от результата своих действий, и тогда вы сами получите удовлетворение от осознания того, что его рука готова к письму.

Чейкина Е.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо и развитие мелкой моторики. Обучение письму дошкольников.

Данный материал содержит обмен опытом работы в школе раннего развития по первоначальному обучению письму дошкольников:- цели и задачи;-принципы работы;-содержание работы;-структурные компоненты заняти...

Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией

Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как с...

Проект «Развитие мелкой моторику рук у дошкольников»

Задачи:1. Повысить речевую активность;2. Учить слушать и понимать речь взрослого;3. Создать благоприятный эмоциональный фон;4. Развивать умение подражать взрослому;5. Развивать воображение и память;6....

развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки ребенка к письму

Данный материал будет полезен для родителей будущих первоклассников при подготовке руки к письму....

Обобщение опыта по теме: Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму.

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной ...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики дошкольников и младших школьников"

Точность движений пальцев рук ребёнка имеет важное развитивающее значение для ребёнка.Регулярные упражнения на развитие мелкой моторики улучшают память, умственные способности, снимают эмоциональное н...