Открытое мероприятие. «Пишем письмо. Письмо на бумаге. Электронное письмо.» в рамках V окружного фестиваля КНИГА СОБИРАЕТ ДРУЗЕЙ.
план-конспект занятия (2, 3 класс)

Кирсанова Мария Витальевна

Письмо - это сокровенное собщение, которое всегда, без исключения, дойдет до адресата... Главное правильно его написать и оформить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока и цели урока.

На доске находится незаполненная кроссвордная сетка.

Учитель. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, когда разгадаете кроссворд и его ключевое слово.

По горизонтали:

1.Разносчик почты, корреспонденции по адресам.

2.Номер почтового отделения на конверте.

3.Местожительство или название местожительства.

4.Те, кто связан с кем-нибудь дружбой. Антоним слова “враги”.

5.Сообщение, переданное по телеграфу или бланк с таким сообщением.

6.Пакетик из бумаги для вкладывания в него корреспонденции.

По вертикали:

1.Без крыльев, а летит, без языка, а говорит.

Учитель. Какая же тема сегодняшнего урока?

Дети. Тема сегодняшнего урока “Письмо”.

Учитель. Совершенно верно. Как вы думаете, с какой целью мы будем знакомиться с темой “Письмо”? Какие поставим задачи на урок?

Дети.

  • Для того чтобы узнать как пишутся письма.
  • Для того чтобы самим научиться писать письма.

Учитель. Молодцы. Вы абсолютно верно сформулировали цель и задачи нашего урока.

На доске появляется запись: Тема урока. “Письмо. Как писать письмо”.

Стук в дверь

Почтальон: Ребята! Я к вам за помощью. К нам на почту уже давно пришло письмо. Я не знаю, что с ним делать? Адрес на нем не указан, фамилия человека, которому оно адресовано, тоже. Вот, что написано на конверте:

На деревню дедушке Константину Макарычу.

Вы не знаете, кто написал это письмо? Помогите мне, пожалуйста, найти адресата!

Учитель: Проходи, почтальон Печкин, мы с ребятами постараемся тебе помочь, ведь сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами писем, научимся правильно заполнять конверт, узнаем о правилах написания писем, но сначала послушаем кое-что из истории эпистолярного жанра. Эпистола - литературный жанр, послание в форме письма.

Я думаю, вам будет интересно узнать о том, как было написано самое первое письмо.

Жила на свете девочка по имени Таффи. Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но им не повезло: у отца сломалось копье. Девочка придумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копье. Было очень досадно, что никто из них не умел ни читать, ни писать: в те времена письменности еще не существовало.

А в это время по берегу реки шел Незнакомец, который не понимал их языка.

Таффи решила направить его к маме за копьем. На куске березовой коры она нацарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьем, другое копье, которое нужно принести, самого Незнакомца с копьем в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашел дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьем в руке.

Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако незнакомец прочел эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности. “Если я не приведу племя этого великого вождя ему на помощь, его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон”,- подумал он. За врагов с копьями он принял бобров, которых девочка изобразила. “Я пойду и приведу ему на выручку все его племя”, - решил незнакомец.

И уж совсем плохо получилось, когда письмо попало к маме. Мама прочла его так: Незнакомец проткнул ее мужа копьем, сломал ему руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и ее отцу сзади (она тоже приняла бобров за врагов). Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренных женщин этого племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка. Оказывается, написать письмо - это только полдела: нужно еще его прочитать.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а потом главный вождь племени сказал: “О, Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие! Придет день, когда люди назовут его умением писать!”.

Учитель: Понравилась вам сказка? А знаете ли вы автора этой сказки? Это английский писатель Джозеф Редьярд Киплинг. Да, видите, как трудно было в древности распространить какое-либо известие. Нужно было либо долгие месяцы долбить зубилом неподатливый камень, либо обжигать глиняные таблички.

III. Знакомство с новым материалом.

Учитель. Что же такое письмо? Попробуйте самостоятельно найти ответ на этот вопрос. Работая в группе, выберите из набора карточек те, которые верно говорят о том, что такое письмо. Составьте грамотный ответ на вопрос в виде небольшого текста.

  1. Самостоятельная работа в группах.

Карточка №1

Письмо – это устное сообщение о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.

Карточка №2

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.

Карточка №3

В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, вопросы, добрые пожелания, слова прощания, подпись.

Карточка №4

В письмах обычно бывают такие части: присказка, основное содержание, концовка.

Карточка №5

Письма бывают сказочные, бытовые, о животных.

Карточка №6

Письма бывают деловые, официальные, личные.

  1. Обсуждение результатов работы в группе.

Учитель. Попробуйте прочитать текст, который отвечает на вопрос “Что такое письмо?”

Ответ “идеального ученика”

Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения о чем-либо своим друзьям, родным, знакомым.

В письмах обычно бывают такие части: обращение, рассказ о чем-либо, вопросы, добрые пожелания, слова прощания, подпись.

Письма бывают деловые, официальные, личные.

IV. Физкультминутка.

Я почтальон веселый
Шагаю каждый день
По улицам, проулкам
Поселков, деревень
В мороз, жару и стужу
И в дождик, и в метель.
Мне не страшна любая
Погоды канитель!
Все потому, что радость
Несу я вам в дома,
Где каждый ждет с надеждой
Счастливого письма. 
(Федотова О.В)

V. Первичное закрепление нового материала.

Учитель: Подумайте, какие бывают письма?

Письмо деловое

Личное: письмо-повествование, письмо-поздравление, письмо-просьба, благодарственное письмо.

Учитель: Подумаем, для чего мы пишем письма (какие коммуникативные задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми?)

  1. Сообщить, оповестить;
  2. Поздравить;
  3. Извиниться;
  4. Поделиться чувствами, впечатлениями;
  5. Поблагодарить и т. д.

Учитель: Можно ли письмо считать текстом? Докажите.( имеется главная мысль, тема; предложения связаны по смыслу)

Письмо можно разделить на части? На какие?

Учитель: Ребята, а как вы думаете, есть ли какой либо вспомогательный алгоритм при написании письма?

На доске перемешаны шаги алгоритма, попробуйте поставить их по порядку.

Алгоритм написания письма:

Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).

Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

Подпись. Дата.

Учитель: Проведём игру « Собери письмо»

Ученикам раздаются образцы писем. Задание по рядам.

- Вы должны расположить  предложения в таком порядке, чтобы получилось письмо. Записать только номера предложений. Работаем в парах. Определить к какой группе относится.

Письмо № 1. ( письмо-повествование)

Дорогие ребята!

Пишут вам Юля и Дима. Мы очень любим свой город, в нем много зелени, старинных домов ,музеев. И мы гордимся, что в нашем городе есть много хорошего. Вот мы и рассказали про свой город. А что интересного вы, ребята, можете рассказать про свой город? Будем с нетерпением ждать ваших писем.

Письмо №2.( письмо-пожелание)

Мой дорогой друг!

     Вот ты и стал большим, вот ты и стал школьником. Задача перед тобой стоит важная, трудная – научиться писать, читать и считать.     Все люди на земле: лётчики, агрономы, рабочие и моряки  – начинали учиться с такой же палочки в твоей тетради, с первой буквы на доске, с первого слова в букваре.    Но в школе ты станешь грамотным человеком – ты научишься дружить.

Дорогой друг! Желаю тебе счастья, здоровья, успехов в учёбе.

                                                                                     Твой друг Юрий Гагарин.

Письмо №3.( письмо-поздравление)

Дорогая мама!

Прими мои самые искренние поздравления с замечательным весенним праздником — Международным женским днем 8 Марта! Желаю тебе здоровья, красоты и нежности. Пусть в твоей жизни всегда шагают рядом радость, удача и надежда. Пусть первые весенние лучи подарят тебе хорошее настроение!

С любовью твой сын(дочь)

VI. Закрепление нового материала.

Теперь, когда вы знаете, какие бывают письма, каким стилем их надо писать, вы сами попробуете написать письмо.

Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова подсказки, правила.

Задание для 1 группы

1.Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам в гости.

Слова – подсказки:

  • У меня к Вам (к тебе) большая просьба...
  • Очень прошу Вас (тебя)…
  • С приветом…
  • Заранее благодарен…

Задание для группы№2

Напишите первой учительнице письмо-поздравление.

Слова-подсказки:

  • Поздравляю
  • Разрешите поздравить…
  • Позвольте пожелать…
  • Дорогая…
  • Уважаемая…
  • От всей души, от всего сердца…
  • Сердечно благодарю…

Задание группе №3

Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.

Слова – подсказки:

  • Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…
  • От всего сердца...
  • От всей души…
  • Я очень благодарен…
  • Большое (огромное) спасибо…

Задание для группы №4

Напишите другу письмо–рассказ о делах в классе.

Слова – подсказки:

  • Дорогой друг…
  • Хочу рассказать тебе о…
  • Мы очень скучаем без тебя…
  • Напиши нам о…
  • С нетерпением ждем ответа…

Через 20-ь минут подводим итоги работы в группах, консультанты читают коллективно написанные письма, ребята обсуждают их достоинства и недостатки.

3.Слушание текстов писем обучающихся.

Желающие учащиеся читают тексты своих писем.

- Мы написали письмо. Что делать дальше, чтобы оно попало к адресату?

( подписать конверт)

-Что нужно знать, чтобы письмо дошло до адресата?

-индекс , он нужен машине, которая сортирует письма на почте. По цифрам она узнаёт, куда, в какой район надо отправить письмо.

- город

-название улицы

-номер дома и квартиры

-Заполните конверт

-Письмо написали, конверт подписали. А что дальше?

-Нужно наклеить марку. А зачем? Письмо-это пассажир. А его билет-марка. Наклеил марку на конверт, опустил в почтовый ящик отправил.

Учитель: Почтальон Печкин, как ты думаешь, ребята справились с заданием? Ну а дальше мы доверим наши письма тебе, пусть они дойдут до своего адресата!

VII. Итог урока.

Учитель. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему учились? Как вы думаете, будет ли рад ваш друг, когда получит письмо? Кому было интересно писать письмо ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пишем письма друзьям

Эта презентация расчитана для 3 классов....

План-конспект открытого урока по письму "Письмо строчной и заглавной букв фФ" (система развивающего обучения Л.В.Занкова)

План-конспект составлен для использования на уроке письма в 1 классе(1-4), разработан согласно принципам системы развивающего обучения Л.В.Занкова....

Конкурс "Книга собирает друзей".

Приняли участие в окружном конкурсе "Книга собирает друзей". По результатам домашнего задания  вошли в финал,  где представляли книгу "Басни Крылова"....

Внеклассное мероприятие - "Пишем письмо Деду Морозу"

Внеклассное мероприятие - "Пишем письмо Деду Морозу"...

Сценарий мероприятия"Пишем письмо деду Морозу"

Несмотря на то, что обычные письма постепенно сменились электронными, умение грамотно их писать и оформлять по прежнему необходимый навык для современного человека. От того, насколько корректно мы пиш...