Современные подходы к формированию читательской активности обучающихся начальной школы
методическая разработка

Дудкина Екатерина Владимировна

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно принимают меры с целью противодействовать этому явлению.

Современная общемировая тенденция снижения интереса к чтению у населения свидетельствует о системном кризисе читательской культуры, затронувшем многие страны, в том числе Россию. Наша страна долгое время считалась самой читающей в мире. Однако с 90-х годов XX века и в России начинается спад читательской активности.

Кризис чтения – явление не только российское. В той или иной, – а порой и в гораздо большей степени он коснулся и развитых западных стран. Но там повсеместно общественность и государство давно забили тревогу и приняли серьезные меры для решения проблемы.

Чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Все мы знаем, что читающие нации создаются из детей, которые любят читать.

 Читающая нация – нация развивающаяся. В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского чтения. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы, и главным образом начальной. Сейчас перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности. Ведь именно он, учитель, часто единственный человек в окружении детей, который профессионально может обеспечить становление

учебных интересов у учеников, в том числе и интереса к книге. Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад.

Исследования ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) в 2012 году отметили, что активных читателей в нашей стране лишь 23 процента населения – эта группа людей настойчиво желает каждый день прочитать хотя бы несколько страниц книги [4, с. 47]. Людей, которые читают от случая к случаю почти вдвое больше – 42 процента. Очень редко или тех, которые никогда не читают – 35 процентов.

Имеются разные причины снижения интереса детей к чтению:

  1.  Чтобы узнать какие-нибудь познания по разным вопросам. Люди сейчас не сидят в библиотеках, не изучают литературу, а получают ответы на вопросы в интернете. Интерес к чтению книг заменяют длительным просиживанием за компьютером или телевизором.
  2.  Понизился жизненный уровень граждан, из-за чего увеличилось число неблагополучных семей. Родители не проявляют интерес образованию ребёнка.
  3.  Отношение взрослых к чтению и совместное чтение с детьми меняется: чтение взрослым ребёнку уменьшается.

          Интерес  к  книге  проявляется  у  ребёнка  с  самого  раннего  возраста.  Ещё и года не исполнилось малышу, а он уже берёт своими ручонками книгу, пытаясь   перевернуть   страницы.   Так   малыши      начинают   познавать   мир, ощупывая  листы  бумаги,  разглядывая  яркие  картинки,  слушая  шелест  и 

хруст переворачиваемых листов книги. В   семье,   где   интернет   не   является   культом,   где   живо   духовное  общение, где с ребёнком говорят, где его слышат, любовь к книге не умирает. К  большому  сожалению, всё  реже  и  реже  можно  заметить  взрослых  с  детьми в книжных магазинах, в библиотеках. И это настораживает.   Приходя  в  1-й  класс,  не  все  дети  демонстрируют  яркое  влечение  к  книге,  хотя  многие  уже  умеют  читать  по  слогам.  Воспитывая  гармоничную  личность, учитель должен помочь детям посмотреть на книгу по-новому, как  на верного друга. На  уроке  литературного  чтения  30-35  минут  отводится  чтению. Это  и  чтение  про  себя,  вслух,  по  цепочке,  выборочное,  по  ролям, «жужжащее»  и  т.д.  Но привить интерес к чтению в полной мере только посредством  урока  невозможно. Поэтому ключевой задачей учителя является умение увидеть и  раскрыть     возможности      своих   учеников,     ведь   желание     читать    не  ограничивается рамками урока.

  Как  помочь  ребёнку  заявить  о  себе?  Одной  из  форм  работы  считаю  привлечение детей к участию в конкурсах, фестивалях, викторинах. Уже  с  1-го  класса  мои  ученики  принимали  участие  в  VII  областном  конкурсе чтецов  «Мы растём, крепчаем, край наш величаем!», объявленном Мурманской областной детско-юношеской библиотекой.  Интерес к чтению у детей проявляется по-разному, поэтому для выбора будущих участников областного конкурса от класса сначала проходит отбор  чтецов  непосредственно  в  классе.  С  победителями,  определившимися  по  результатам     отбора,    ввиду    определенного      условия    (при   проведении  областного  конкурса     чтение  стихов  должно  проходить  в  нетрадиционной  обстановке   с   записью   на   электронный   носитель     с   предоставлением   его  жюри),   было   решено   провести      видеосъёмку   чтецов      на  фоне   природы 

Заполярья.     Участники     есть,   стихи    выбраны,     осталось    найти    место  видеосъёмки.      Долго     подбираем     натуру.    Следует     также     учитывать  особенности     детей,   их   возможности.      Для   учителя    важно     некоторые  недостатки  превратить  в  их  достоинства,  т.е.  минусы  поменять  на  плюсы.  Кропотливая индивидуальная работа проводится с каждым чтецом.

            Задаюсь  вопросом :  как  построить  работу  с  ребёнком,  если  чувствую  его  возможности,  а  он  не  верит  в  них?     И  вот  тут  учителю  необходимо  проявить  своё  мастерство,  понять,  как  застенчивого,  неуверенного    в  себе  человечка или непоседу повести за собой, увлечь идеей?! В тесном общении  выявляю интересы, увлечения ученика. Затем вместе отбираем материал для прочтения, знакомимся с автором, произведением. Важно понять авторский  замысел: что же он хотел донести до читателя?

 Работа   начинается    с  детального   изучения    текста.  Всё  внимание авторскому    слову.   Когда   текст   выучен,    решаем,   как   его   грамотно  преподнести, соблюдая паузы, расставляя логические ударения, не забывая о мимике, жестах. Главное – это не переборщить, ведь содержание не должно  уйти на второй план. 

Одной  из  интересных  форм  работы  по  привитию  любви  к  книгам  является Всероссийский тематический турнир школьников «Литературный клубок» ,  в  котором  можно принимать участие со 2-го класса. «Литературный клубок» посвящен детской и юношеской литературе и в каждой возрастной группе охватывает около семидесяти произведений. Разнообразные задания заинтересуют как активно читающих, так и менее увлеченных чтением школьников. Кажется, готовы: и я, и ученики… Результат: Диплом за успешное участие.

Перед    школой   сегодня   стоит    важная,   но   очень  непростая    задача   - познакомить  ребёнка  с  существованием  словесного       искусства  как  неотъемлемой  части   жизни   каждого    человека,  приучить    к  постоянному    общению     с  таким  искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, а если получится, то любовь  к книге. 

Для   решения     этой   важной     задачи   в   образовательной     организации  необходимо  создать  условия,  способствующие  формированию  благоприятной  для  продвижения  чтения среды.                          В   этом   направлении   наше   образовательное   учреждение   работает   давно.  Поэтому   введение   курса   внеурочной   деятельности   «В мире книг»   не   стал   для  педагогов   начальной   школы чем-то пугающе новым. Напротив,  с  введением  данного  курса  появилась  возможность  систематизировать  всю  ту  работу,  которую  мы  проводили  ранее  в  направлении  создания информационной, образовательной, читательской среды школьников.

Реализацию  курса  внеурочной  деятельности  «В мире книг»  сегодня  можно  представить в виде системы взаимосвязанных проектов, направленных на развитие  читательских  компетенций  и  читательской  активности        учащихся,  реализуемых  в  школе непосредственно, а также реализуемых при активном участии наших главных  социальных  партнёров  в  этом  деле  –    это  центральной  библиотечной  системы,  а  также  учреждений  культуры  и  дополнительного  образования.         Формы  реализации  курса  «В мире книг»  многообразны.  Мы  ищем  пути  для  расширения  читательского  пространства школьника. Многие формы являются традиционными, широко и давно  используются  всеми  образовательными  организациями.  Мы  стараемся  сохранять  традиции чтения,  а также находимся в поиске новых форм привлечения учеников к  чтению.

 В  1  классе  и  во  2  классе  курс  «В мире книг»  реализуется  через  занятия 

литературного слушания. Это очень актуально для маленького школьника, который  только пришёл в  первый класс. Именно в этот период  интерес к книге и чтению  у  детей ослабевает. Это обусловлено рядом причин:

        • во-первых, в первом классе исчезает деятельность слушания книг, которая  преобладала в детском саду;

        •  во-вторых,  в  семье  и  детском  саду  посредником  между  художественным  произведением и ребенком выступал взрослый читатель, а с приходом в школу эта 

связь нарушается;

        • в-третьих, несформированность навыка чтения у первоклассников тормозит  процесс самостоятельного общения с книгой;

        •  в-четвертых,  на  уроках  обучения  грамоте,  как  правило,    отрабатывается  навык чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигаются на второй план.

В  дошкольный  период  ребёнку  читали  воспитатели  в  детском  саду,  читали  родители,  бабушки.  Но    с  приходом  в  школу  процесс  чтения  книг  ребёнку  вдруг  уходит  на  второй  план.  Взрослые  и  ребёнок  своё  внимание  сосредотачивают  на  процессе  освоения  чтения.  Этот  процесс  непростой  и  достаточно  долгий.  Ребёнок  ещё не стал активным читателем, он продолжает оставаться активным слушателем.  Читать  сам  пока  не  научился,  но  книга  из  жизни  ребёнка  уже  ушла.  Образовалась  пустота, которую необходимо заполнить.  Поэтому процесс слушания литературных  произведений для младшего школьника ещё долгое время остаётся актуальным. Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух… Желательно,     чтобы     такое     чтение     сделалось    привычным      и  постоянным праздником среди рабочих будней.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье. Так в моем классе на Новый год стало традицией, кроме сладкого подарка, дарить детям книгу. Дети совместно с родителями читают произведение. Далее в рамках реализации Регионального проекта «Читающая школа: результаты, проблемы и перспективы» проводятся совместные уроки с родителями по прочитанному произведению.

Ежегодно  ученики  начальной  школы  моего класса  принимают участие во всероссийской акции «Читаем детям о войне». В прошлом учебном году очень много было прочитано произведений о блокаде Ленинграда. Был составлен список произведений. Некоторые семьи приобрели полностью все книги из этого списка для домашней библиотеки. Читали не только дети, но и взрослые.

Для повышения читательского интереса посещаем библиотеку (литературные мероприятия, выставки, читальный зал).

Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи отмечают,  что   современные      дети   –   это  дети    экранной    информации,      которая  воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому     необходимо     сочетать    традиционное     обучение    и   новые  современные   информационные   технологии   обучения,   благодаря   которым  можно  совершить  виртуальную  экскурсию  на  родину  писателя  или  поэта,  побывать  в  его  музее,  услышать  мастерское  чтение  любимых  классических  произведений     и  т.д.  В   распоряжении     учителя   много    образовательных 

программ  на  CD  с  тестами,  тренажерами,  тренировочными  упражнениями.  Использование  ИКТ  с  его  возможностями  (систематизация,  красочность,  занимательность,     мобильность     предлагаемой     информации),      безусловно,  повышает   интерес   учащихся   к   уроку   и   к   предмету.   Выполняем   мини- проекты, например, карта путешествий по литературным местам .

            Мы сейчас  выпускаем другое поколение школьников, но по-прежнему дискутируем о том, как их надо учить и какие технологии использовать. Информационные технологии давно проникли во все сферы нашей жизни. Через сетевые проекты по литературному чтению,  проводимые http://www.nachalka.com , помогают решить эту проблему. Во 2 классе принимали участие в литературном проекте «По дорогам добрых сказок». В ходе нашего проекта нам предстояло поближе познакомиться с персонажами сказок Корнея Ивановича и ответить на вопросы:

- Почему сказки К.И. Чуковского любят  взрослые и дети?

- Можно ли учиться с помощью сказок К.И.Чуковского?

- Почему в сказках существуют не только положительные герои?

Мы смогли попробовать свои силы в качестве художников - иллюстраторов, артистов аудиоспектаклей, режиссеров диафильмов.

Ни  для кого не секрет, что нынешнее поколение, живущее среди разнообразных  средств   массовой   информации,   –    это   поколение   аудиовизуалов,   людей,  воспринимающих  мир  преимущественно  глазами  и  ушами,  а  не  другими  органами  чувств.  Легче  и  приятнее  посмотреть  кинофильм,  чем  прочитать  книгу,  по  которой  этот  фильм  снят.  Но,  взрослым  знаком  и  другой  эффект:  фильм,  как  правило,  оказывается  менее  интересным,  чем  лежащая  в  его  основе   книга.   Предлагая   сравнить   кинофильм   и   книгу   (или,   в   другом  порядке,  книгу  и  кинофильм),      можно  организовать  индивидуальное  или  групповое  обсуждение  вокруг  сравнения,  можно  спровоцировать  интерес  ребенка к чтению.  Например, 8 декабря в ДОФе был поставлен спектакль «Детки из клетки» по повести В. Железнякова «Чучело». Дети с удовольствием посмотрели постановку, а некоторые из них прочитали произведение уже после спектакля. На уроке литературного чтения сравнивали постановку, фильм и само произведение. Излюбленное произведение моего класса- «Гарри Поттер» Д. Роулинга. Поэтому в прошлом учебном году дети  предложили и самостоятельно поставили  новогодний утренник «Школа Гарри Поттера». В процессе репетиции возник интерес   у детей, которые данное произведение не читали. Это поспособствовало прочтение книги.

В нашем классе создана классная библиотека, на мой взгляд, она положительно влияет на побуждение интереса к чтению. Дети приносят прочитанные книги в класс, обмениваются, обсуждают прочитанные произведения, советую друг другу. Также пополняю классную библиотеку и я, выбирая произведения из международного детского каталога «Белые вороны». В западной части Мюнхена расположен средневековый замок Блутенбург. За его каменными стенами хранятся книжные сокровища Международной Молодежной Библиотеки - самого крупного в мире собрание литературы для детей и юношества. Библиотека уникальна не только местом своего расположения и историей формирования коллекции. В основу создания международной коллекции детских книг легла идея объединения и укрепления взаимопонимании между представителями разных культур. Задачей библиотеки и по сей день остаётся комплектование и каталогизация детской и юношеской литературы со всего мира. Рождение Международной мюнхенской библиотеки связано с именем Йеллы Лепман (1891–1970). Йелла Лепман, немецкая писательница еврейского происхождения, в 1936 году была вынуждена эмигрировать из фашистской Германии в Англию. Там она жила и работала журналисткой до окончания Второй мировой войны. Вскоре после падения гитлеровского режима Йелла вернулась на родину и организовала в Мюнхене выставку детских книг, написанных писателями из 20 стран мира.

Она верила, что через хорошую книгу ребенок может соприкоснуться с другими культурами, с людьми других национальностей и, открывая своеобразие и особенности чужого опыта, обнаружить, как много общего в мыслях и чувствах людей, на первый взгляд, на тебя непохожих. Это был ответ детской писательницы нацизму и фашизму. Детская книга должна была стать щитом, не позволяющим человеконенавистническим идеям возродиться в будущем.

Проводимый здесь ежегодный конкурс детских книг «Белые вороны» уже стал признанным ориентиром развития детского книгоиздания. Своеобразный конкурс детской и юношеской литературы открыт бесплатно для всех желающих. Выбор проводится из присланных в библиотеку изданий, вышедших в году, предшествующему году проведения конкурса, написанных или проиллюстрированных национальным автором.

В ежегодный список входят 250 детских книг из 60 разных стран, рекомендованных как «значительные и необыкновенные детские книги разных стран мира». Этот список составляется в библиотеке ежегодно, начиная с 1993 года, специалисты библиотеки составляют на книги краткие рецензии (на английском). А каталог книг «Белые вороны» (White Ravens) представляется на выставке детской литературы, проходящей в итальянском городе Болонья. После этого «Белые вороны» включаются в передвижные выставки.

На сайте библиотеки можно изучить каталог за разные годы: к каждой книге дано краткое описание и рекомендация по возрасту. Награду конкурса получают книги, которые являются универсальными, понятными детям в любой точке планеты, а также имеющие оригинальный, инновационный художественный стиль и дизайн.

Мы  много  говорим  о  воспитательной  роли  литературы,  о  том,  что  хорошая  книга  учит  добру.  Но  ведь  не  только  прочитанное,  а  уже  сама  любовь  к  чтению,  невозможность  жить  без  книги,  потребность  искать  и  находить  в  ней  друга,  советчика,  черпать  материал  для  размышлений  –  все  это  одна  из  важнейших  целей  воспитания.  Ведь  у  человека,  который  с 

детства  приучен  к  чтению,  любит  книгу,  просто  не  может  быть  в  жизни  пустот,  когда  некуда  себя  деть.  Задача  подлинного  искусства  –  пробуждать добрые чувства, и оно это делает.      Заставить  ребенка  насильно  читать  нельзя.  Ребенок  имеет  право  не  читать, имеет право и читать. Это ставит его перед выбором более важным:  быть    полноценным       членом    общества     или    не   быть,   погрязнуть     в  безнравственности или подниматься до высот культуры и двигать ее вперед. 

Самому  ребенку  с  его  малым  жизненным  опытом  этот  выбор  осуществить  сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом – задача педагогов,  родителей,  писателей,  издателей,  библиотекарей,  кто  верит  в  силу  чтения  и  болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.  «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души», - Цицерон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_murmansk.docx33.38 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время общепризнанным является тот факт, что снижение у молодого поколения интереса к чтению имеет масштаб общемировой тенденции. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно принимают меры с целью противодействовать этому явлению.

Современная общемировая тенденция снижения интереса к чтению у населения свидетельствует о системном кризисе читательской культуры, затронувшем многие страны, в том числе Россию. Наша страна долгое время считалась самой читающей в мире. Однако с 90-х годов XX века и в России начинается спад читательской активности.

Кризис чтения – явление не только российское. В той или иной, – а порой и в гораздо большей степени он коснулся и развитых западных стран. Но там повсеместно общественность и государство давно забили тревогу и приняли серьезные меры для решения проблемы.

Чтение и «человек читающий» все больше осознается как национальная ценность. Все мы знаем, что читающие нации создаются из детей, которые любят читать.

 Читающая нация – нация развивающаяся. В современных условиях развития общества остро стоит проблема массового детского чтения. Целенаправленная организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач работы школы, и главным образом начальной. Сейчас перед учителем начальной школы, как никогда раньше, остро встает задача защищать ценность чтения, поднять его статус в сознании ребенка, привить к нему вкус и сформировать стойкий интерес у школьников к этому виду деятельности. Ведь именно он, учитель, часто единственный человек в окружении детей, который профессионально может обеспечить становление

учебных интересов у учеников, в том числе и интереса к книге. Люди перестают мыслить, когда они перестают читать. Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад.

Исследования ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) в 2012 году отметили, что активных читателей в нашей стране лишь 23 процента населения – эта группа людей настойчиво желает каждый день прочитать хотя бы несколько страниц книги [4, с. 47]. Людей, которые читают от случая к случаю почти вдвое больше – 42 процента. Очень редко или тех, которые никогда не читают – 35 процентов.

Имеются разные причины снижения интереса детей к чтению:

  1.  Чтобы узнать какие-нибудь познания по разным вопросам. Люди сейчас не сидят в библиотеках, не изучают литературу, а получают ответы на вопросы в интернете. Интерес к чтению книг заменяют длительным просиживанием за компьютером или телевизором.
  2.  Понизился жизненный уровень граждан, из-за чего увеличилось число неблагополучных семей. Родители не проявляют интерес образованию ребёнка.
  3.  Отношение взрослых к чтению и совместное чтение с детьми меняется: чтение взрослым ребёнку уменьшается.

          Интерес  к  книге  проявляется  у  ребёнка  с  самого  раннего  возраста.  Ещё и года не исполнилось малышу, а он уже берёт своими ручонками книгу, пытаясь   перевернуть   страницы.   Так   малыши      начинают   познавать   мир, ощупывая  листы  бумаги,  разглядывая  яркие  картинки,  слушая  шелест  и  

хруст переворачиваемых листов книги. В   семье,   где   интернет   не   является   культом,   где   живо   духовное  общение, где с ребёнком говорят, где его слышат, любовь к книге не умирает. К  большому  сожалению, всё  реже  и  реже  можно  заметить  взрослых  с  детьми в книжных магазинах, в библиотеках. И это настораживает.   Приходя  в  1-й  класс,  не  все  дети  демонстрируют  яркое  влечение  к  книге,  хотя  многие  уже  умеют  читать  по  слогам.  Воспитывая  гармоничную  личность, учитель должен помочь детям посмотреть на книгу по-новому, как  на верного друга. На  уроке  литературного  чтения  30-35  минут  отводится  чтению. Это  и  чтение  про  себя,  вслух,  по  цепочке,  выборочное,  по  ролям, «жужжащее»  и  т.д.  Но привить интерес к чтению в полной мере только посредством  урока  невозможно. Поэтому ключевой задачей учителя является умение увидеть и  раскрыть     возможности      своих   учеников,     ведь   желание     читать    не  ограничивается рамками урока.

  Как  помочь  ребёнку  заявить  о  себе?  Одной  из  форм  работы  считаю  привлечение детей к участию в конкурсах, фестивалях, викторинах. Уже  с  1-го  класса  мои  ученики  принимали  участие  в  VII  областном  конкурсе чтецов  «Мы растём, крепчаем, край наш величаем!», объявленном Мурманской областной детско-юношеской библиотекой.  Интерес к чтению у детей проявляется по-разному, поэтому для выбора будущих участников областного конкурса от класса сначала проходит отбор  чтецов  непосредственно  в  классе.  С  победителями,  определившимися  по  результатам     отбора,    ввиду    определенного      условия    (при   проведении  областного  конкурса     чтение  стихов  должно  проходить  в  нетрадиционной  обстановке   с   записью   на   электронный   носитель     с   предоставлением   его  жюри),   было   решено   провести      видеосъёмку   чтецов      на  фоне   природы  

Заполярья.     Участники     есть,   стихи    выбраны,     осталось    найти    место  видеосъёмки.      Долго     подбираем     натуру.    Следует     также     учитывать  особенности     детей,   их   возможности.      Для   учителя    важно     некоторые  недостатки  превратить  в  их  достоинства,  т.е.  минусы  поменять  на  плюсы.  Кропотливая индивидуальная работа проводится с каждым чтецом.

         Задаюсь  вопросом :  как  построить  работу  с  ребёнком,  если  чувствую  его  возможности,  а  он  не  верит  в  них?     И  вот  тут  учителю  необходимо  проявить  своё  мастерство,  понять,  как  застенчивого,  неуверенного    в  себе  человечка или непоседу повести за собой, увлечь идеей?! В тесном общении  выявляю интересы, увлечения ученика. Затем вместе отбираем материал для прочтения, знакомимся с автором, произведением. Важно понять авторский  замысел: что же он хотел донести до читателя?

 Работа   начинается    с  детального   изучения    текста.  Всё  внимание авторскому    слову.   Когда   текст   выучен,    решаем,   как   его   грамотно  преподнести, соблюдая паузы, расставляя логические ударения, не забывая о мимике, жестах. Главное – это не переборщить, ведь содержание не должно  уйти на второй план.  

Одной  из  интересных  форм  работы  по  привитию  любви  к  книгам  является Всероссийский тематический турнир школьников «Литературный клубок» ,  в  котором  можно принимать участие со 2-го класса. «Литературный клубок» посвящен детской и юношеской литературе и в каждой возрастной группе охватывает около семидесяти произведений. Разнообразные задания заинтересуют как активно читающих, так и менее увлеченных чтением школьников. Кажется, готовы: и я, и ученики… Результат: Диплом за успешное участие.

Перед    школой   сегодня   стоит    важная,   но   очень  непростая    задача   - познакомить  ребёнка  с  существованием  словесного       искусства  как  неотъемлемой  части   жизни   каждого    человека,  приучить    к  постоянному    общению     с  таким  искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, а если получится, то любовь  к книге.  

Для   решения     этой   важной     задачи   в   образовательной     организации  необходимо  создать  условия,  способствующие  формированию  благоприятной  для  продвижения  чтения среды.                  В   этом   направлении   наше   образовательное   учреждение   работает   давно.  Поэтому   введение   курса   внеурочной   деятельности   «В мире книг»   не   стал   для  педагогов   начальной   школы чем-то пугающе новым. Напротив,  с  введением  данного  курса  появилась  возможность  систематизировать  всю  ту  работу,  которую  мы  проводили  ранее  в  направлении  создания информационной, образовательной, читательской среды школьников.

Реализацию  курса  внеурочной  деятельности  «В мире книг»  сегодня  можно  представить в виде системы взаимосвязанных проектов, направленных на развитие  читательских  компетенций  и  читательской  активности        учащихся,  реализуемых  в  школе непосредственно, а также реализуемых при активном участии наших главных  социальных  партнёров  в  этом  деле  –    это  центральной  библиотечной  системы,  а  также  учреждений  культуры  и  дополнительного  образования.         Формы  реализации  курса  «В мире книг»  многообразны.  Мы  ищем  пути  для  расширения  читательского  пространства школьника. Многие формы являются традиционными, широко и давно  используются  всеми  образовательными  организациями.  Мы  стараемся  сохранять  традиции чтения,  а также находимся в поиске новых форм привлечения учеников к  чтению.

 В  1  классе  и  во  2  классе  курс  «В мире книг»  реализуется  через  занятия  

литературного слушания. Это очень актуально для маленького школьника, который  только пришёл в  первый класс. Именно в этот период  интерес к книге и чтению  у  детей ослабевает. Это обусловлено рядом причин:

        • во-первых, в первом классе исчезает деятельность слушания книг, которая  преобладала в детском саду;

        •  во-вторых,  в  семье  и  детском  саду  посредником  между  художественным  произведением и ребенком выступал взрослый читатель, а с приходом в школу эта  

связь нарушается;

        • в-третьих, несформированность навыка чтения у первоклассников тормозит  процесс самостоятельного общения с книгой;

        •  в-четвертых,  на  уроках  обучения  грамоте,  как  правило,    отрабатывается  навык чтения, а слушание и работа с детской книгой отодвигаются на второй план.

В  дошкольный  период  ребёнку  читали  воспитатели  в  детском  саду,  читали  родители,  бабушки.  Но    с  приходом  в  школу  процесс  чтения  книг  ребёнку  вдруг  уходит  на  второй  план.  Взрослые  и  ребёнок  своё  внимание  сосредотачивают  на  процессе  освоения  чтения.  Этот  процесс  непростой  и  достаточно  долгий.  Ребёнок  ещё не стал активным читателем, он продолжает оставаться активным слушателем.  Читать  сам  пока  не  научился,  но  книга  из  жизни  ребёнка  уже  ушла.  Образовалась  пустота, которую необходимо заполнить.  Поэтому процесс слушания литературных  произведений для младшего школьника ещё долгое время остаётся актуальным. Знакомство с книгой должно начинаться с чтения вслух… Желательно,     чтобы     такое     чтение     сделалось    привычным      и  постоянным праздником среди рабочих будней.

Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье. Так в моем классе на Новый год стало традицией, кроме сладкого подарка, дарить детям книгу. Дети совместно с родителями читают произведение. Далее в рамках реализации Регионального проекта «Читающая школа: результаты, проблемы и перспективы» проводятся совместные уроки с родителями по прочитанному произведению.

Ежегодно  ученики  начальной  школы  моего класса  принимают участие во всероссийской акции «Читаем детям о войне». В прошлом учебном году очень много было прочитано произведений о блокаде Ленинграда. Был составлен список произведений. Некоторые семьи приобрели полностью все книги из этого списка для домашней библиотеки. Читали не только дети, но и взрослые.

Для повышения читательского интереса посещаем библиотеку (литературные мероприятия, выставки, читальный зал).

Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи отмечают,  что   современные      дети   –   это  дети    экранной    информации,      которая  воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому     необходимо     сочетать    традиционное     обучение    и   новые  современные   информационные   технологии   обучения,   благодаря   которым  можно  совершить  виртуальную  экскурсию  на  родину  писателя  или  поэта,  побывать  в  его  музее,  услышать  мастерское  чтение  любимых  классических  произведений     и  т.д.  В   распоряжении     учителя   много    образовательных  

программ  на  CD  с  тестами,  тренажерами,  тренировочными  упражнениями.  Использование  ИКТ  с  его  возможностями  (систематизация,  красочность,  занимательность,     мобильность     предлагаемой     информации),      безусловно,  повышает   интерес   учащихся   к   уроку   и   к   предмету.   Выполняем   мини- проекты, например, карта путешествий по литературным местам .

        Мы сейчас  выпускаем другое поколение школьников, но по-прежнему дискутируем о том, как их надо учить и какие технологии использовать. Информационные технологии давно проникли во все сферы нашей жизни. Через сетевые проекты по литературному чтению,  проводимые http://www.nachalka.com , помогают решить эту проблему. Во 2 классе принимали участие в литературном проекте «По дорогам добрых сказок». В ходе нашего проекта нам предстояло поближе познакомиться с персонажами сказок Корнея Ивановича и ответить на вопросы:

- Почему сказки К.И. Чуковского любят  взрослые и дети?

- Можно ли учиться с помощью сказок К.И.Чуковского?

- Почему в сказках существуют не только положительные герои?

Мы смогли попробовать свои силы в качестве художников - иллюстраторов, артистов аудиоспектаклей, режиссеров диафильмов.

Ни  для кого не секрет, что нынешнее поколение, живущее среди разнообразных  средств   массовой   информации,   –    это   поколение   аудиовизуалов,   людей,  воспринимающих  мир  преимущественно  глазами  и  ушами,  а  не  другими  органами  чувств.  Легче  и  приятнее  посмотреть  кинофильм,  чем  прочитать  книгу,  по  которой  этот  фильм  снят.  Но,  взрослым  знаком  и  другой  эффект:  фильм,  как  правило,  оказывается  менее  интересным,  чем  лежащая  в  его  основе   книга.   Предлагая   сравнить   кинофильм   и   книгу   (или,   в   другом  порядке,  книгу  и  кинофильм),      можно  организовать  индивидуальное  или  групповое  обсуждение  вокруг  сравнения,  можно  спровоцировать  интерес  ребенка к чтению.  Например, 8 декабря в ДОФе был поставлен спектакль «Детки из клетки» по повести В. Железнякова «Чучело». Дети с удовольствием посмотрели постановку, а некоторые из них прочитали произведение уже после спектакля. На уроке литературного чтения сравнивали постановку, фильм и само произведение. Излюбленное произведение моего класса- «Гарри Поттер» Д. Роулинга. Поэтому в прошлом учебном году дети  предложили и самостоятельно поставили  новогодний утренник «Школа Гарри Поттера». В процессе репетиции возник интерес   у детей, которые данное произведение не читали. Это поспособствовало прочтение книги.

В нашем классе создана классная библиотека, на мой взгляд, она положительно влияет на побуждение интереса к чтению. Дети приносят прочитанные книги в класс, обмениваются, обсуждают прочитанные произведения, советую друг другу. Также пополняю классную библиотеку и я, выбирая произведения из международного детского каталога «Белые вороны». В западной части Мюнхена расположен средневековый замок Блутенбург. За его каменными стенами хранятся книжные сокровища Международной Молодежной Библиотеки - самого крупного в мире собрание литературы для детей и юношества. Библиотека уникальна не только местом своего расположения и историей формирования коллекции. В основу создания международной коллекции детских книг легла идея объединения и укрепления взаимопонимании между представителями разных культур. Задачей библиотеки и по сей день остаётся комплектование и каталогизация детской и юношеской литературы со всего мира. Рождение Международной мюнхенской библиотеки связано с именем Йеллы Лепман (1891–1970). Йелла Лепман, немецкая писательница еврейского происхождения, в 1936 году была вынуждена эмигрировать из фашистской Германии в Англию. Там она жила и работала журналисткой до окончания Второй мировой войны. Вскоре после падения гитлеровского режима Йелла вернулась на родину и организовала в Мюнхене выставку детских книг, написанных писателями из 20 стран мира.

Она верила, что через хорошую книгу ребенок может соприкоснуться с другими культурами, с людьми других национальностей и, открывая своеобразие и особенности чужого опыта, обнаружить, как много общего в мыслях и чувствах людей, на первый взгляд, на тебя непохожих. Это был ответ детской писательницы нацизму и фашизму. Детская книга должна была стать щитом, не позволяющим человеконенавистническим идеям возродиться в будущем.

Проводимый здесь ежегодный конкурс детских книг «Белые вороны» уже стал признанным ориентиром развития детского книгоиздания. Своеобразный конкурс детской и юношеской литературы открыт бесплатно для всех желающих. Выбор проводится из присланных в библиотеку изданий, вышедших в году, предшествующему году проведения конкурса, написанных или проиллюстрированных национальным автором.

В ежегодный список входят 250 детских книг из 60 разных стран, рекомендованных как «значительные и необыкновенные детские книги разных стран мира». Этот список составляется в библиотеке ежегодно, начиная с 1993 года, специалисты библиотеки составляют на книги краткие рецензии (на английском). А каталог книг «Белые вороны» (White Ravens) представляется на выставке детской литературы, проходящей в итальянском городе Болонья. После этого «Белые вороны» включаются в передвижные выставки.

На сайте библиотеки можно изучить каталог за разные годы: к каждой книге дано краткое описание и рекомендация по возрасту. Награду конкурса получают книги, которые являются универсальными, понятными детям в любой точке планеты, а также имеющие оригинальный, инновационный художественный стиль и дизайн.

Мы  много  говорим  о  воспитательной  роли  литературы,  о  том,  что  хорошая  книга  учит  добру.  Но  ведь  не  только  прочитанное,  а  уже  сама  любовь  к  чтению,  невозможность  жить  без  книги,  потребность  искать  и  находить  в  ней  друга,  советчика,  черпать  материал  для  размышлений  –  все  это  одна  из  важнейших  целей  воспитания.  Ведь  у  человека,  который  с  

детства  приучен  к  чтению,  любит  книгу,  просто  не  может  быть  в  жизни  пустот,  когда  некуда  себя  деть.  Задача  подлинного  искусства  –  пробуждать добрые чувства, и оно это делает.          Заставить  ребенка  насильно  читать  нельзя.  Ребенок  имеет  право  не  читать, имеет право и читать. Это ставит его перед выбором более важным:  быть    полноценным       членом    общества     или    не   быть,   погрязнуть     в  безнравственности или подниматься до высот культуры и двигать ее вперед.  

Самому  ребенку  с  его  малым  жизненным  опытом  этот  выбор  осуществить  сложно. Он не знает его последствий. Помочь ему в этом – задача педагогов,  родителей,  писателей,  издателей,  библиотекарей,  кто  верит  в  силу  чтения  и  болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи России.  «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души», - Цицерон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы с использованием составного текста (по материалам рассказа Г. Я. Снегирёва «Ука»)

Уроки литературного чтения  особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять.Свой урок я строила в соответствии с ФГОС. В основу  данного...

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы в условиях реализации ФГОС

Речь в статье пойдёт о формировании читательской грамотности обучающихся начальной школы вусловияхреализации ФГОС...

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы.

Материал может быть использован на МО учителей начальных классов....

Формирование читательской грамотности обучающихся начальной школы

Основной задачей обучения в начальной школе является развитие читательской компетентности ребенка. Читательская компетентность - это способность человека понимать, использовать и анализировать письмен...

Методическая копилка заданий для формирования познавательной активности обучающихся начальной школы

                        Познавательная активность – это качество деятельности ученика. Я сегодня расскажу о нестандартных...