Методы работы с текстом в начальной школе
статья

На современном этапе учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект/

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_tekstom.doc751.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы работы с текстом в начальной школе

Баишева А.Х.

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект, так как одной из особенностей стандарта нового поколения является развитие таких личностных качеств как способность к самооценке, к саморазвитию и самореализации.

Великий И.В. Гете сказал «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не полюбит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приемам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, - одна из самых актуальных дидактических задач!

Работа с текстом  начинается уже  с периода обучения грамоте. Так как цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем "Слово", "Предложение", "Текст".

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

1) звуковой состав и обозначение звуков буквами;

 2) состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок);

3) грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);

4) лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи;слова, близкие по смыслу).

 Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

 В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части. При работе с текстами Букваря  и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения

Работа с текстом

На материале текстов Букваря  и прописей начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности (термин Н.Н. Светловской) - системы приемов понимания текста. В работе с текстом выделяются три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

 1. Дети самостоятельно читают ключевые слова и словосочетания, которые выделены учителем и записаны на доске (на плакатах, на наборном полотне). Эти слова и словосочетания особенно важны для понимания текста.

2. Чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании ключевых слов, заглавия и иллюстрации дети высказывают предположения о содержании текста. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения. Осмысление на уровне содержания.

 1. Дети самостоятельно читают текст про себя, а затем вслух по предложениям или абзацам (небольшим).

2. Учитель задает уточняющие вопросы по ходу чтения, контролирует адекватность первоначального восприятия и понимания прочитанного. Объясняются или уточняются значения слов; учитель периодически возвращает детей к их предположениям, которые были высказаны до начала чтения. Идет постоянное уточнение и углубление понимания.

 3. Повторное чтение более крупными отрывками, беседа.

III. Работа с текстом после чтения. Достижение понимания на уровне смысла.

 1. Вопросы учителя ко всему тексту, которые позволяют понять его уже на уровне смысла. Беседа по проблемному вопросу.

2. Возвращение к заглавию и иллюстрации на новом уровне понимания.

3. Творческие задания (иллюстрирование, словесное рисование, придумывание продолжения, составление диафильма, инсценирование и др.)

Существуют разные виды работы с текстом(вы все их прекрасно знаете)        

Поэтапное внедрение при работе с текстом

Рассмотрим поэтапное внедрение системы работы с текстом на уроках в начальной школе, согласно требованиям ФГОС НОО.

Условия при обучении работы с текстом

Для обучения работе с текстами соблюдаются некоторые условия:

1. Для развития умения находить информацию используются тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.

2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию, тексты подбираются разных стилей, но схожих по содержанию: например, про муравья: «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова и В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

3. Попутно ведется работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность).

4. При работе с текстами учитывается мотивация учащихся и их способность быть читателем.

5. Разные по объему произведения позволяют учителю учитывать разноуровневую готовность учащихся. Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении является одной из основных черт современного начального образования. Необходимость дифференцированного подхода к работе обусловлена тем, что мы начинаем обучение детей разного уровня готовности к школе (читающие, не читающие, знающие буквы и сомневающиеся) и разными индивидуальными особенностями.

Межпредметные связи

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.

Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»).

Чем старше ребёнок, тем сложнее тексты. Происходит погружение в текст, анализ предложенного текста (деформированный, незаконченный, с пропущенными частями, предложениями, словами и т. д), словарная работа, самоанализ.

Восстановление текста по опорным словам, словосочетаниям, запись своими словами, исходя из собственных знаний и с поиском дополнительной информации (словари, энциклопедии, другие тексты с похожим смыслом).

Аннотация к прочитанному произведению (2–3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, проба пера (сочинение считалок, сказок, рассказов).

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот.

Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью.

На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения.

На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире.

На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Технология работы с текстом на уроках чтения

Прежде чем говорить о технологии работы с текстом, ответим на вопрос: какому чтению мы учим? Во-первых, в начальной школе нужно учить медленному чтению художественного текста, то есть ребенок должен продумывать в ходе чтения смысл каждого слова, уметь задавать вопросы и находить ответы на них здесь же, в тексте, уметь соразмышлять и сопереживать, а также он должен уметь делать элементарный анализ прочитанного. Во-вторых, нужно понимать, что мы учим ребенка читать не для нас, взрослых, а для самого себя. А значит, его нужно научить понимать чужие мысли, заключенные в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него вложил автор, почувствовать то, что чувствовали герои произведения. В-третьих, необходимо уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

Когда речь заходит о медленном чтении, у учителей обычно возникает вопрос: как же быть с техникой чтения, достигнут ли дети необходимой скорости чтения? Медленное чтение не означает замедленное; под ним понимается определенный подход к обучению пониманию прочитанного. Техника чтения успешно формируется у детей в ходе работы по учебнику "Букварь" и в дальнейшем совершенствуется.

Конечно, обучение такому чтению требует определенного методического подхода.

Мы хорошо помним как нас учили работать с новым текстом на уроке. Сначала учитель готовит ребенка к восприятию текста: рассказывает о писателе, тематике его произведений и т.д,, затем объясняет значения непонятных детям (с его точки зрения) слов, которые он сам заранее выписал из текста, потом (опять же сам) выразительно читает текст вслух, и только после этого к работе приступают дети: читают вслух, отвечают на вопросы учителя. Получается, что текст, который дети должны учиться читать, уже прочитан учителем. В результате деятельность детей не-мотивирована и им неинтересно. Более того, им не ясно, почему нужно отвечать именно на эти вопросы, как они задаются, по какому принципу и. По сути дела, дети не получают ответа на главный вопрос: что же значит уметь читать текст? Не получают они удовольствия и от самого процесса чтения, потому что этого процесса как такового просто нет.

Что же, нам предлагают методисты? Формировать у детей правильный тип читательской деятельности, который представляет собой "..трехступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)...". Методика формирования у детей правильного типа читательской деятельности разработана и подробно описана профессором Н.Н. Светловской.

Итак, этапов работы с текстом будет три: до начала чтения, в процессе чтения и после чтения. Внутри каждого этапа существует определенная последовательность "шагов". Рассмотрим технологию работы с прозаическим текстом.

I. Работа с текстом до чтения.

Цель - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов.

1. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

2. Дети читают (про себя, затем вслух) ключевые слова, которые учитель заранее вычленяет из текста и записывает на доске, уточняют свои предположения о теме произведения, героях, развитии действия.

Учитель ставит задачу провести "диалог с автором" через текст, проверить и уточнить свои первоначальные предположения.

Т.е. детям на уроках нужно показать, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а через текст, созданный, автором. Оно затруднено, потому что в тексте отсутствуют интонация и логическое ударение, которые облегчают понимание устной речи. Но в тексте есть знаки препинания, показать детям их смысловую роль необходимо. Также нужно показать и то, что сама последовательность высказываний в тексте может "накапливать смыслы", что слово в окружении других слов значит гораздо больше, чем взятое отдельно.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель - достижение понимания текста на уровне содержания.

1. Дети самостоятельно читают текст (главу, законченный фрагмент) про себя с установкой проверить свои предположения, которые были сделаны до начала чтения.

2. Чтение вслух по предложениям или небольшим абзацам (2-3 предложения) с комментариями. По ходу чтения (а не после!) учитель задает уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращает детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить.

Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) также ведется по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само слово толкуется в контексте, а не вне его.

Вопросы, которые задает учитель по ходу чтения, это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или в уже прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать. Комментарии учителя должны быть краткими, но емкими, не уводящими далеко от читаемого. Таким образом, дети видят суть процесса "вчитывания" в текст и сами участвуют в нем: идут по тексту вслед за автором, попутно думают над смыслом слов, наблюдают, как "разворачиваются" перед ними характеры героев, работают над языком, представляют картины, которые нарисовал автор, видят, как постепенно "накапливаются смыслы" в тексте

3. Задается уточняющий вопрос на понимание содержания главы (фрагмента) в целом. Результатом понимания может быть озаглавливание этой части текста при повторном перечитывании.

4. Такая же работа ("шаги" 1-3) проводится со следующим законченным фрагментом текста, и так до тех пор, пока текст не прочитан до конца.

Если текст большой по объему и за один урок до конца не прочитан ,то можно предложить детям дома прочитать про себя следующий фрагмент (главу), а на уроке начать сразу с чтения вслух. Какую-то часть текста может прочитать вслух учитель, а затем провести работу с текстом во время чтения детей вслух. Здесь возможны варианты. Главное, нужно систематически следовать данной технологии на этапе работы с текстом до чтения (антиципация) и во время чтения (чтение про себя, затем вслух, медленное движение "за автором''по строчкам, "диалог с автором''). Опыт показывает, что дети понимают смысл такой работы, принимают ее и осваивают, то есть начинают действовать так же, когда читают самостоятельно вне уроков.

5. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Ответ на вопрос: в чем совпали и в чем на совпали первоначальные предположения о теме и содержании текста, развитии событий, о героях?

Ш. Работа с текстом после чтения.

Цель - достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста- "чтение между строк").

1. Учитель ставит проблемный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского замысла, "спрятанного между строк".

2. Рассказ учителя о писателе, беседа с детьми о его личности после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3. Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

4. Выполнение творческих заданий.

Хотелось бы обратить внимание на то, что данная технологию работы с текстом начинается использоваться уже в период обучения грамоте по учебнику "Моя любимая Азбука", как только на левой страничке появляется первый текст (для нечитающих детей), и сразу со стр. 43 - для читающих детей. Для этого на страницах азбуки есть все необходимое: сами тексты, иллюстрации к ним (до текста) и группы ключевых слов (на левых страницах в столбиках для чтения).

Теперь рассмотрим работу со стихотворным текстом на уроке чтения.

Технология работы в принципе будет той же, однако несколько оговорок нужно сделать, а именно:

1. До начала чтения дети могут высказать свои предположения о том, на какую тему будет стихотворение (если оно сюжетное - например, о лете, школе...) или с каким настроением оно написано. Предположить это они могут на основании заглавия и иллюстрации (ключевые слова, естественно, выписывать не нужно, тем более что чаще всего это сделать просто невозможно).

2. Первый раз прочитать стихотворение дети обязательно должны про себя. Не нужно, что бы учитель сразу давал все в готовом виде: свое понимание, свою интонацию и т.д.

3. В ходе чтения вслух по строчкам или по строфам нужно помочь детям представить картины, нарисованные автором; увидеть, какими словами созданы эти картины; почувствовать настроение, состояние автора, и как результат - найти нужную, верную интонацию, сделать пометки в тексте, которые помогут выразительно его прочитать.

Еще раз подчеркнем: выразительное чтение вслух всего стихотворения целиком должно стать результатом медленного чтения и "диалога с автором".

4. Авторы рекомендуют на одном уроке читать не одно стихотворение, а несколько (2-3) тематически близких (они именно так и даны в наших учебниках). Это избавит от необходимости излишнего "пережевывания" одного и того же и позволит сравнить видение разных поэтов, язык, ритм стихотворений и т.д.

Мы наблюдаем, как важно научиться вдумчиво читать, научить этому школьника.

С помощью нетрадиционных  приемов работы с текстом возможно, имея традиционное содержание учебных дисциплин, сделать процесс учения развивающей средой.

Те приёмы учебной  работы, которые  нами используются,   являются важным средством развития критического мышления учащихся. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение.

Методы и приёмы технологии критического мышления

• мозговой штурм

• приём «корзина идей, понятий, имён»

 • метод синквейна

• кластер,

• RAFT технологии,

 • приём ЗХУ,

 • ПОПС - формула,

 • метод “толстых и тонких вопросов”

• фишбоун

• метод Инсерт

• RAFT-технология

• понятийно-терминологическая карта

 • «Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

• Прием «Чтение с остановками» и составление «дерева прогнозов» и т.д

Одним из методов игровых технологий является «эдьютейнмент» («эдьютейнмент», «эдутэйнмент») – обучение с развлечением, это слияние образования и игры. Этимологию слова легко проследить, оно произошло от слияния двух английских существительных: education – образование и entertainment – развлечение.

Впервые слово появилось еще в 1948 году в студии Уолта Диснея для обозначения формата захватывающего документального сериала. Но сегодня смысл немного другой. Эдьютейнмент – это образование в развлекательном формате, «учись развлекаясь, развлекайся в процессе обучения».

Суть развлекательного обучения – знания должны передаваться в понятной, простой и интересной форме, главное – чтобы не было скучно.

На Западе – это называют образование через развлечения. В России – это мастер-классы, семинары, публичные лекции, тренинги, деловые игры, моделирование и т.п., все то, что заменяет академическую форму чем-то более современным, способным увлечь, заинтересовать, научить творить, размышлять.

Хочу поделиться с коллегами интересным опытом организации объяснения нового материала на уроке информатики с применением метода «кроссенс».

Кроссенс – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.Слово «кроссенс» означает  «пересечение смыслов» и придумано по аналогии со словом «кроссворд», которое в переводе с английского языка означает «пересечение слов».

Впервые узнали о кроссенсе читатели журнала «Наука и жизнь» в 2002 году от авторов - Сергея Федина (писателя, педагога, математика) и Владимира Бусленко (доктора технических наук, художника и философа).

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратов для «Крестиков – ноликов». Всего картинок в кроссенсе девять, а задач (по числу соседних пар – двенадцать). В отличие от кроссворда¸ где все клетки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Задача – объяснить кроссенс, составив рассказ по взаимосвязанным изображениям.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

При создании кроссенса следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. Определить тематику, общую идею;

2. Выделить 9 элементов, имеющих отношение к идее, теме;

3. Найти ассоциативную связь между элементами, определить последовательность;

4. Сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);

5. Подобрать изображения, иллюстрирующие элементы.

Применение кроссенса возможно на любом этапе урока:

Таким образом, кроссенс – методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Наблюдения показали, что использование элементов «эдьютейнмента» на уроках информатики повышает мотивацию обучающихся к изучению предмета, развивает самостоятельность и творчество.

1544m

Признаки

1544m

http://i00.i.aliimg.com/wsphoto/v0/32210120908/Hammer-font-b-sledgehammers-b-font-woodworking-font-b-tool-b-font-toy-kids-toys-for.jpg

http://img01.taobaocdn.com/bao/uploaded/i1/TB1I7JmFVXXXXc9XpXXXXXXXXXX_!!0-item_pic.jpg

caf3a3c7f36fefdefaf82afa3c189b03

Заключение

Поэтапно реализуемая работа с текстами даёт свои реальные результаты. В начале и в конце учебного года у школьников проверяется состояние читательских умений, где большинство заданий ориентировано на работу с текстом.

Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет добывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к мастер-классу "Работа над текстом в начальной школе"

Пояснения для учителей к презентации в текстовом формате....

Методическая тема” Развитие самостоятельных умений в работе с текстом в начальной школе с использованием технологий диалогового взаимодействия”.

Моя методическая тема очень актуальна. Нетрадиционные формы урока являются здоровьесберегающими. Это так важно в современном уроке! Ребёнок на уроке не только получает знания, но и сам добывает их; уч...

Совершенствование форм, приёмов, методов работы над словом в начальной школе, как средство формирования прочных навыков правописания

Обобщение опыта по данной теме, рекомендую учителям начальных классов, студентам педагогических вузов...

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Статья по теме «Работа с текстом в начальной школе. Из опыта работы».

В статье обобщается опыт работы с текстом в по предметам начальной школы....

Работа с текстом в начальной школе (из опыта работы)

Основная работа с текстами в начальной школе проводится на уроках литературного чтения. Большое внимание на уроках литературного чтения уделяю работе с текстами не только для формирования техники...