пальчиковые игры
картотека

Дранишникова Галина Владимировна

Данный материал подойдёт как для педагогов,так и для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_upr1.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад комбинированного вида № 21 города Лабинска

муниципального образования Лабинский район

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

         Составитель: Дранишникова Г.В.

                                   г. Лабинск


«Ох, ох!»

Ох! Ох! Что за гром?! Муха строит новый дом.

(руки прижаты к щечкам, качают головой)

Молоток стук, да стук!   («удараяют молотком»)

Помогать идет петух!     (взмахивают руками)

«Гости»

Ладошки сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу.

- Мама, мама!             (мизинцы 4 раза стучат друг об друга)

- Что? Что? Что?        (3 раза стучат указательными пальцами)

- Гости едут!               (мизинцы стучат)

- Ну и что?                  (3 раза стучат указательными пальцами)

- Здрасьте! Здрасьте! ( средние и безымянные пальцы перекрещиваются)

- Чмок,чмок, чмок!    (сред. и безым. пальцы постукивают по пальцам другой руки)

«Апельсин»

Мы делили апельсин        (покрутить сжатым кулаком левой руки)

Много нас, а он – один.    

( раскрыть пальцы правой руки, поднять указ.  палец левой руки .остальные сжаты)

Эта долька – для ежа      (левая рука в кулаке, отогнуть мизинец)

Эта долька – для чижа   (отогнуть безымянный палец)

 Эта долька – для утят    (отогнуть средний палец)

Эта долька – для котят   (отогнуть указательный палец)

А для волка кожура        

(ладонь тыльной стороной кверху, округлив пальцы, погладить кожу)

Он сердит на нас, беда!

(ладони соприкасаются основаниями, чуть согнутые, делают «пасть», постукивают пальцами)

Разбегайтесь, кто куда!     (руки разбегаются по коленям, стуча).

«С добрым утром!»

С добрым утром, глазки!      (гладят веки глаз)

Вы проснулись?                    (смотрят в бинокль)

С добрым утром, ушки!       (гладят ушки)

Вы проснулись?                    (приложить ладони к ушкам)

С добрым утром, ручки!      ( гладят кисти рук)

Вы проснулись?                    (хлопают)

С добрым утром, солнце!     (руки раскрыты навстречу солнцу)

Я проснулся!                          (голову слегка запрокинуть и улыбнуться).

«Сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке

Все бежали и бежали, все друг дружку догоняли.

(руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, затем по плечу другой руки и скрещиваются в замок на затылке)

Как друг дружку догнали, так друг дружку обняли,

Что едва мы их разняли.

(ведущий разнимает руки ребенка)

Пальцы могут сцепливаться на макушке, на спине, под коленкой. Можно играть в парах: руки ребенка бегут по телу партнера, сцепляясь на его спине.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(качание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять, начинай читать опять.

(поочередное касание пальцев, начиная с мизинца)

Раз, два, три, четыре, пять, мы закончили считать.

(руки опустить вниз, встряхнуть кистями)

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять

(разжимают пальцы из кулака, по одному, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимают по очереди, широко раставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

(ритмично сжимают все пальцы вместе)

«Замок»

На двери висит замок, кто его открыть бы мог?

(быстрые соединения пальцев двух рук в замок)

Потянули,     (пальцы в замке, руки тянутся в разные стороны)

Покрутили,   (сцепленные пальцы тянут от себя, к себе)

Постучали,    (пальцы сцепленные, основания ладоней стучат друг об друга)

И открыли!    (пальцы расцепляются, ладони в сторону).

«В гости»

В гости к пальчику большому     (выставить вверх большой палец)

Приходили прямо к дому            (соединить под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний            

(указательные. и средние пальцы соединяют с большими на  обеих руках сразу)

Безымянный и последний, сам мизинчик-малыщок

(пальцы в кулак, вверх выставить мизинцы)

Постучался на порог         (кулаками стучат друг о друга)

Вместе пальчики – друзья! Друг без друга нам нельзя!

(ритмичное сжатие пальцев рук на обеих руках)

«Прогулка»

Пошли пальчики гулять

(пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются)

А вторые догонять           (ритмичные движения указательными пальцами)

Третьи пальчики бегом   (средние пальцы двигаются в быстром темпе)

А четвертые пешком        (медленные движения безымянными пальцами)

А пятый пальчик поскакал (ритмичное касание обоими мизинцами)

И в конце пути – упал!        (хлопок обоими кулаками).

«Дом и ворота»

На полянке дом стоит, ну, а к дому путь закрыт.

(пальцы рук под углом к друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только подушечки)

Мы ворота открываем

( большие пальцы вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних соприкасаются. Ладони поворачиваются параллельно друг к другу)

В этот домик приглашаем.

(пальцы рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики).

 «Птички»

Птички полетели   (сделать из рук «клювики»)

Крыльями махали (махи ладонями с широко раскрытыми пальцами)

На деревья сели     (руки вверх, пальцы широко расставлены)

Вместе отдыхали.  («клювики»).

«Зайцы»

Скачет зайка косой

(указ.и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямит и соединить)

Под высокой сосной

(ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены)

Под другой сосной

(ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены

Скачет зайка второй

(указ. и средний палец левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить).

«Яблонька»

У дороги яблонька стоит   (руки сплетены над головой)

На ветке яблочки висит     (запястья вместе, пальцы закруглены м слегка развязны)

Сильно ветку я потряс       (руки сплетены и двигаются вперед-назад)

Вот и яблочко у нас.          

(руки перед собой, запястья вместе, пальцы как бы держат яблоко)

В сладко яблочко вопьюсь  (запястья соединены, руки врозь)

Ой, какой приятный вкус!    (гладят ладошкой по животу с удовольствием).

«Динь-бом!»

Динь-динь-бом! Ходит кошка с бубенцом!

(ладони то вниз, то верх)

Мыши сразу услыхали, быстро в норку побежали.

(кончики пальцев бегут по ножкам)

Динь-бом, динь-бом! Затворили крепко дверь!

(прячут руки под колени)

Динь-бом, динь-бом, не поймаешь их теперь!

( показывают то кулак,  то ладонь)

«Кошка и мышка»

Кошка мышку цап – поймала   (одна рука захватывает другую)

Подержала, подержала,              (вращают ее)

Отпустила.                                   (отталкивают)

Побежала,                                    (рука-мышка отбегает в сторону)

Хвостиком помахала,                (двигают мизинцем)

«До свиданья!» нам сказала,      (машут, как бы прощаясь)

Шмыг!  И убежала!                    (прячется за спинку)   

«Веселый гном»

Жил-да был веселый гном     (руки над головой, изображая колпачок)

С круглыми ушами                 (описывают руками большие круги вокруг ушей)

Он на сахарной горе               (руки сложены,как «домик»)

Спал под воротами                 (пальцы изображают ворота)

Вдруг откуда ни возьмись великан явился     (руки высоко поднять над головой)

Слопать гору захотел              (поднести руки ко рту)

Только подавился!                   (дети «давятся» от смеха)

Ну. а что ж веселый гном?      (руки над головой, изображая колпачок)

Так и спит глубоким сном     (изображают спящего гнома)

«Кот Тимошка»

Кот Тимошка жил на крыше          (руки вверх)

Ниже в доме жили мыши               (наклон руками к полу)

По стене взбирались мыши            (руками шагают от щиколотки к бедру)

Не боясь кота на крыше.

Караулил кот мышей,                     (руки к ушам)

Вынув пробки из ушей.

Он готовил мышеловки,                 (ладони захлопнуть)

Но мышата были ловки.                 (прыжки пальцами по коленям)

Спрятавшись за спину Тишки,      (ладони перед лицом)

В прятки с ним играют мышки.     (выглядывают с разных сторон).

«Утята»

Встали как-то утром в ряд     (постепенно разжимать кулак, начиная с мизинца)

Десять маленьких утят.          (показать 10 пальцев)

Посчитались,                            (посчитать пальцы)

Удивились,                               (указ. и большие пальцы сделать раскрытые клювики)

На две группы разделились    (руки в стороны, пальцы растопырены)

Перышки почистили                

(пальцы одной руки щепоткой гладят по очереди пальцы другой руки, от основания)

Головкой повертели,                 (пальцы сложены в виде головки, покрутить ими)

Червячка склевали,                    (хватательные движения «клювиками»)

К речке побежали.                     (пальцами пробежаться по ножкам).

«Ириски от киски»

В гости к нам явилась киска      (из пальцев сделать кошку)

Всем дает она ириски.              

(указ. палец правой руки положить на подушечки пальцев левой руки – «ириски

Мышке, лебедю, жуку,                (сделать из пальцев этих персонажей)

Псу, зайчонку, петуху. 

Рады, рады всем гостинцам         (из обоих кулаков «выбросить» пальцы)

Все захлопали в ладошки,            (хлопают)

 Побежали в гости к кошке.         (пальцы бегут по ножкам)

«Дом на горе»

На горе мы видим дом           (из кистей рук сложить дом)

Много зелени кругом             (волнообразные движения руками)

Вот деревья, вот кусты,          (руками сделать деревья, кусты)

Вот душистые цветы.             (показать цветок)

Окружает весь забор.               (показать забор)

За забором – чистый двор.      (погладить колени)

Мы ворота открываем,             (показать ворота)

К дому быстро подбегаем,       (пальцы бегут)

В дверь стучимся: тук, тук, тук! (постучать кулаком)

Кто-то к нам идет на стук.          (приставить ладонь к уху)

В гости к другу мы пришли       (вытянуть руки вперед)

И гостинцы принесли.

«Чехарда»

У кошки было пять котят   (показать 5 пальцев правой руки, сделать из них кошку)

А у гусыни – пять гусят.    (показать 5 пальцев левой руки, сделать гуся)

Детишки резвые в саду       (кисти рук «перепрыгивают» одна через другую)

Сыграть решили в чехарду.

У гуся-то крылышки,           (кисти рук скрестить, птичка  машет крыльями)

На крылышках-то перышки  (пошевелить пальцами обеих рук)

На лапочках – царапки.         \(царапают)

Перышки-то мягкие.               (погладить каждый палец на правой руке,

Легкие пушинки                      (затем на левой руке)

Коготки-то острые,                 («царапками » поскрести)

Больно ранят спинки.

«Большие и маленькие»

Були маленькие мы         (пальцы согнуты, прижаты)

Стали вдруг большие.     (растопырить пальцы)

Шалунишки-шалуны,      («фонарики»)

А дружные какие!            (пальцы в «замок»)

«Жили мыши…»

Раз, два, три, четыре       (ритмичные хлопки)

Жили мыши                     (кулак правой руки упирается в ладонь левой)

На квартире                     (хлопок, кулак левой руки упирается в ладонь правой)

Чай пили,                         («чашечка»)

Чашки били,                    (ладони резко в разные стороны, опустить их вниз)

По-турецки говорили      (ладони скрестить)

Чаби,                                 (соприкасаются большой и указательный пальцы)

Чиляби,                            (соединятся большой и средний пальцы)

Челяби,чаби-чаби!           (большой палец с безымянным, потом с мизинцем).

«Уж как шла лиса»

Уж как шла лиса по тропке  

 (указательный  и средний пальцы левой руки «бегут» от плеча до пальчиков)

Нашла грамоту в охлопке

(указательный  и средний пальцы правой руки «бегут» от плеча до пальчиков)

Она села на пенек и читала весь денек.  

(левую руку поставить горизонтально, правая в кулак упирается в нее – «стульчик»)

«Мамочка - мама»  

(на каждый слог мизинцы размыкаются и смыкаются)

Милая моя!     (то же самое подушечками безымянными пальцами)

Мамочка – мама,   (то же самое подушечки средних пальцев)

Я люблю тебя!      

(указательные пальцы соединяются и разъединяются с большим,дети имитируют поцелуй).

«Зарядка»

Пальцы вытянуть пошире        (пальцы растопырить)

Раз, два, три, четыре, пять.      (по одному пальцу убирать в кулак)

Сжать их вместе, три четыре   (пальцы растопырить)

И на месте поплясать                («фонарики»)

На носок                                    

(мизинцы встречаются с остальными пальцами, кроме большого. Прижаты к ладони)

Потом на пятку               (соединить большие пальцы)

Дружно делаем               (соединить мизинцы)

Зарядку.                           (соединить большие пальцы)

«Снеговик»

Раз – рука, два – рука,         (хлопок, вытянуть руку вперед – 2 раза)

Лепим мы снеговика           («лепят»)

Три-четыре, три-четыре,     (хлопки)

Нарисуем рот пошире          (обводят рот)

Пять, найдем морковь для носа   (хлопок, делаем нос)

Угольки найдем для глаз      («очки»)

Шесть, наденем шляпу косо  (хлопок, положить ладонь на ладонь на голове)

Пусть смеется он у нас          (качают головой)

Семь и восемь, семь и восемь, (хлопки)

Мы сплясать его попросим.

«Стучалочка»

Тук, тук, тук, тук.                  (кулачок стучит в правую ладошку)

Из ворот слышен стук          (то же самое в левую ладошку)

Двери отворяйте,                  (руки разводят в стороны)

В дверь гостей впускайте.   (корпус чуть наклонить вперед)

Веселых ребятишек              (руки на поясе, голова вправо-влево)

Девчонок и мальчишек.

«Елочка»

Перед нами елочка     (пальцы рук переплетены вверх)

Шишечки,                    (ладони прижать вместе)

Иголочки ,                   (кулачки, указательные пальцы выставлены вверх)

Шарики,                      («шарики» вверх и вниз)

Фонарики,                   («фонарики»)

Зайчики                        («заячьи ушки»)

И свечки                      (ладони сжаты)

Звезды,                         (ладони сложены и расправлены)

Человечки                    (средний и указательный пальцы опустить на колени)

«Ладошки»

Ладошки вверх, ладошки вниз.

Ладошки на бочок

И сжали в кулачок.

Выполнять по тексту.

«Зимой»

Раз, два, три, четыре, пять          (загибают пальчики)

Мы во двор пришли гулять        (указательный и средний пальцы «идут»)

Бабу снежную слепили,               («лепят»)

Птичек крошками кормили,        («сыпят крошки»)

С горки все потом катались        (ведут указат. палец правой руки по ладони левой)

А еще в снегу валялись               (ладони переворачивают)

Все в снегу домой пришли,        (отряхивают ладошки)

Съели суп                                      («едят»)

И спать легли.                               (руки сложены под щечку).

«Теремок»

Стоит в поле теремок              (ладони домиком)

На двери висит замок              (пальцы сжаты в замок)

Открывает его волк:                (сжатые руки двигаются вперед-назад)

Дерг-дерг, дерг-дерг.

Пришел Петя-Петушок            (пальцы разжимаются и соединяются друг с другом,

И ключом открыл замок.           образуя теремок)

«Смешные человечки»

Дети делятся на пары.

Бежали мимо речки смешные человечки.

(указательные и средние пальцы «бегут» по рукам детей, стоящих в паре)

Прыгали, скакали

(пальчики прыгают на плечах у партнера)

Солнышко встречали

(ласково положить ладони на щеки партнера)

Забрались на мостик        (руки сложить, как за партой)

И забили гвоздик.

(постучать кулачками по кулачкам партнера)

Потом – бултых в речку!

(наклониться, качать свободными руками)

Где же человечки?

(спрятать пальцы под мышками друг у друга, на вытянутых руках).

«Разыгра»

Девочки и мальчики, где же ваши пальчики?   (руки спрятаны за спиной)

Пошли пальчики с утра       (пошевелить пальцами вдоль туловища)

В гости к тете Разыгра.        (хлопки)

На скамеечке сидели,  

(на большом  пальце  левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки, начиная с мизинца)

Да в окошечко глядели.    (сложить «окошки» перед глазами)

Напились чаю, чаю-разыграю   (чередовать хлопки и показ большого пальца)

Солнышку ладошку погладили немножко    (погладить ладони)

Пальчики подняли – лучиками стали!   (выпрямить и растопырить пальцы).

«Дом»

На опушке дом стоит         («домик» над головой)

На дверях замок висит        (пальцы сжаты в замок)

За дверями стоит стол        (накрыть правой ладонью кулак левой руки)

«Тук, тук, тук!» - дверь открой!   (постучать кулаком по ладони)

«Заходите, я не злой!»         (руки в стороны развести, ладони вверх).

«В пруду»

Рыбка плавала в пруду, хвостиком виляла.

(руки сложены в овал, плавные движения)

Корм глотала на ходу, ротик открывала.

(пальцы обеих рук сжаты, большие пальцы противопоставить остальным, открывать и закрывать рот)

Лягушонок мимо плыл, щеки раздувая,

(показать округлые формы пальцами вокруг щек)

Ножкой дрыгал влево-вправо, устали не зная.

(откинуть в сторону то одну, то другую ногу)

Уж шуршал по камышам    (пальцы в щепотку, волнообразные движения)

Камыши шумели     (руки вверх, покачать ими)

И над всеми в небесах   (указательные пальцы вверх)

Птицы звонко пели.    (взмахи руками, вытянуть шею).

«Грибной дождик».

Дождевые капли,           (хлопают правой ладонью по левой)

Прыгайте в ладошки!    (хлопают левой ладонью по правой)

Дождевые капли,           (шлепают ладошками по ножкам от ладыжки вверх)

Вымойте мне ножки!

Дождевые капли,            (стучат правой рукой по левому плечусзади)

Бейте по спине!

Дождь грибной, но нужно подрасти и мне!

(тянутся обеими руками вверх, выпрямляя спину).

«Наряжаем елку»

Раз, два, три, четыре, пять     (поочередно соединяют подушечки пальцев рук)

Будем елку наряжать.            (руки «домиком» над головой и разводят в стороны)

Мы повесим шарики,            (соединяют пальцы рук, образуя шариком)

Яркие фонарики                     (прижимают ладони, пальцы раздвинуты,

                                                делают вращательные движения вперед-назад)

Веселого Петрушку              (показывают длинный нос)

И разные игрушки:               (вытягивают ладони вперед)

И мишку-шалунишку           («мишкины лапы»)

И заиньку-трусишку             («заячьи ушки»)

Потом всех за руки возьмем  (соединяют руки в замок)

И хоровод свой заведем.       (хлопают в ладоши). 

«Дедушка Мороз»

К нам на елку – ой-ой-ой!    («домик» над головой)

Дед Мороз идет живой.        (поочередно поднимают и опускают согнутые в локтях

                                                 руки, пальцы сжаты в кулак)

Ну и Дедушка Мороз!           (качают головой)

Что за щеки! Что за нос!       (прикасаются к щекам, носу)

Борола-то, бород!..                (показывают длинную бороду)

А на шапке-то звезда!            (кладут ладони на голову)

На носу-то крапины!             (прикасаются к крыльям носа указательными пальцами

А глаза-то папины!                (показывают глазки вытягивают руки вперед).

«Расскажу про кошку»

Подставляй ладошку          (вытягивают вперед руку ладошкой вперед)

Расскажу про кошку.          (гладят ладонь другой рукой)

Будем пальчики считать?  (шевелят пальчиками)

Будем пальчики считать!   (сжимают и разжимают пальцы)

Вот – кулак,                         (сжимают пальцы в кулак)

А вот – ладошка.                 (разжимают)

На ладошку села кошка      (ставят на ладонь пальцы второй руки)

И крадется потихоньку,      («пробегают» пальчиками по руке до плеча)

И крадется потихоньку…

Видно, мышка там живет!   (прячут кисть другой руки «под мышку).

«У оленя дом большой»

У оленя дом большой      (скрещивают кисти рук над головой, пальцы раздвинуты)

Он глядит в свое окошко (ладони «козырьком» ко лбу)

Зайка по лесу бежит         («заячьи ушки»)

И в окно стучит:

- Тук. тук! дверь открой!   (стучат кулаком по ладони другой руки)

Там в лесу охотник злой!   (показывают большим пальцем за спину)

- Зайка, зайка, забегай!       (манящие движения руками)

Лапку мне давай!                (протягивают правую руку, левую кладут сверху).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры для детей...

пальчиковые игры

Интересная подборка. Можно испльзовать при подготовке к школе ....

Пальчиковые игры - упражнения с мячом

Массажный мячик  - эффективное средство расслабления мышц и снятия последствий стресса, которое можно использовать ежедневно. Пупырчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучша...

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры...

«Пальчиковые игры для развития речи детей 4-7 лет»

У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (РЕБЕНКУ ТРУДНО ЗАШНУРОВАТЬ БОТИНКИ, ЗАСТЕГНУТЬ ПУГОВИЦ...

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры в старшей группе...