Школа будущего первоклассника
рабочая программа
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_budushchego_pervoklassnika.doc | 914 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Учитывая все вышеизложенное, школа решила вести целенаправленную работу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в первом классе.
Пояснительная записка
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Поэтому главной целью Школы будущего первоклассника учителями МСОШ №31 считают, должно быть формирование у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью,- любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Основные задачи программы:
- организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
- укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Порядок организации работы школы будущих первоклассников
- группы формируются из детей 6-летнего возраста;
- продолжительность обучения составляет 30 недель (октябрь – май)
- наполняемость групп не более 15 человек;
- режим занятий: 1 раз в неделю (суббота) – 4 занятия по 25 минут
В игровой занимательной форме в период с октября по май педагоги проводят занятия для ребят по программам четырех курсов.
Общая цель изучения русского языка и литературного чтения - развитие у детей речевой деятельности (в единстве с эмоциональным и интеллектуальным), формирование их познавательной активности и самостоятельности. Обучение должно обеспечить формирование человека читающего и пишущего, а также человека слушающего, рассказывающего и объясняющего (с учетом возрастных особенностей), готового к продолжению филологического образования в основном звене школы и умеющего использовать навыки чтения, письма, письменной и устной речи для познания других областей действительности. От уровня владения русским языком зависит успешность обучения по любому учебному предмету.
Изучение русского языка и литературного чтения формирует обобщенное представление о языке, способность к переносу знаний при овладении другими языками, успешность обучения в целом.
Формирование речевой деятельности способствует развитию и обогащению ее мотивов, содержательности (знание предмета речи), точности (выбор средств языка), правильности (грамматической и орфографической, стилистической...) выразительности, благозвучности.
Овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи предполагает развитие способности ребенка четко и адекватно формулировать свои мысли в различных ситуациях для решения различных коммуникативных задач.
Ребенок постепенно осваивает процесс беглого, правильного, выразительного чтения различных текстов. На практическом уровне овладеть целостным восприятием художественного произведения и оценкой его содержания и художественных особенностей, приобрести умения самостоятельно работать с книгой. Восприятие литературных текстов способствует ценностно-эстетическому развитию личности.
Овладение языком как средством общения и познания позволяет формировать у детей чувство сопричастности к бытию родного языка, осознание себя его носителями, воспитывать у них бережное и ответственное отношение к языку, понимание его уникальности, гибкости, выразительности. У школьников формируется интерес к изучению родного языка, стремление свободно владеть им.
Осознание детьми двух реальностей: окружающего мира и слов, называющих этот мир во всем его многообразии, обеспечивает развитие лингвистического отношения к слову, сохранение интуитивного владения словом в сочетании с систематическим изучением языка.
Календарно-тематическое планирование по
предмету «В мире русского языка» 30 часов.
№№№ | Тема занятия. | Цели занятия. | ЗУН |
1 2 | Формирование грамматического понятия строя речи. Понятие о слове. Расширение словарного запаса, набор слов по определенной теме. | Освоения действия называния слов- предметов слов-действий, составления предложений с опорой на картинку. | Умение различать слова-предметы и слова-действия; составлять предложения из 2 слов с опорой на картинку, ответов на вопрос. |
3 4 | Введение понятия о предложении. Расширение словарного запаса , набор слов по теме картинки. | Освоения действия по распространению предложения с опорой на картинку и по вопросу учителя. | Умение подбирать слова по смыслу, вводить новые слова в предложение на основе картинки и вопроса учителя. |
5 6 | Слово-звук-буква. Тренировка в правильном произношении звуков. Чистоговорки. | Освоения действия выделения и подсчета количества звуков в словах из 2-4 звуков. Знакомство с понятием: буква-знак для обозначения звука. | Умение различать и выделять звуки в словах из 2-4 звуков. |
7-8 | Согласные звуки. Тренировка в произношении согласных звуков. Скороговорки. | Освоение действия различения и выделения согласного звука в открытых слогах. | Умение выделять и различать согласные звуки. |
9 10 | Гласные звуки. Тренировка в правильном произношении слов. Чистоговорки. | Освоение действия различения гласных звуков в начале слов и открытых слогах. | Умение выделять и различать гласные звуки. |
11 12 | Словесные игры на различение и нахождение звуков Скороговорки. | Закрепление понятий : слово, гласный и согласный звуки. | Умение различать и правильно произносить звуки. |
13 14 | Слова-синонимы. Расширение словарного запаса слов. | Ознакомление со словами-синонимами, освоения действия подбора синонимов и введения их в предложение. | Умение подбирать синонимы. |
15 16 | Слова-антонимы. Расширение словарного запаса слов. | Ознакомление со словами-антонимами, формирование умения подбирать антонимы и использовать их в предложении. | Умение подбирать антонимы. |
17 | Ролевые игры с использованием слов-синонимов и слов- антонимов. | Расширение словарного запаса. Введение в предложение новых слов по смыслу. | Умение выделять смысловое значение слов, подбирать синонимы и антонимы. |
18 19 | Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Стихи-шутки. | Формировать первоначальные умения различать предложения по интонации и правильно произносить их. | Уметь различать предложения по интонации и правильно произносить их. |
20-21 | Словесные и ролевые игры, инсценировки, стихи-малышки. | Совершенствование умений и навыков составления предложений различных по интонации. | Уметь самостоятельно составлять предложения на заданную тему. |
22-23 | Формы единственного и множественного числа. Словесные игры. | Формирование умения различать формы числа, изменять форму числа , правильно использовать слова в предложении. | Уметь определять форму числа, изменять , правильно использовать в речи. |
24-25 | Роль ударения. Расширение словарного запаса (слова-признаки) Отгадывание предметов по названным признакам. | Показать особенности постановки ударения в словах, формировать умения ставить ударение. | Умение ставить ударение, определять смысловое значение слова, подбиратьпризнаки. |
26-27 | Местоимения (этот, вот, тут, там, здесь, мой,) Составление сюжетного рассказа по картине. | Формирование умений и навыков построения повествовательных и вопросительных предложений с использованием местоимений. | Умения подбирать местоимения по смыслу, составлять и распространять предложения. |
28-29 | Построение сказки. Додумывание зачина и концовки сказки. | Ознакомление со структурой сказки. Составление сказки по серии сюжетных картинок. | Знать особенности построения сказок..Уметь воспроизводить текст знакомых сказок. |
30 | Итоговое занятие. | Определение уровня готовности к школе. Обобщение полученных знаний и умений. | Умение самостоятельно выполнять устные задания по пройденным темам. |
Большая роль на занятиях курса «В мире русского языка» отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
При формировании структуры данного этапа внимание акцентировано на заданиях, которые направлены на:
усовершенствование звукопроизношения;
обогащение и активизацию словарного запаса;
умение последовательно и связно вести рассказ;
развитие способности свободного общения, как со сверстниками, так и со взрослыми;
обучение чтению и формирование механического чтения.
Во время решения интересных и увлекательных заданий, которые маленькие ученики выполняют при помощи карандашей, кисточки и мелков, они, незаметно сами для себя, учатся писать. На данном этапе мы не ставим себе цель обучения ребёнка письму, а стремимся подготовить ещё слабую и неуверенную детскую ручку к такому сложному и замысловатому, для них, действию, как написание букв и цифр.
Календарно тематическое планирование по
предмету «Мои волшебные пальчики» 30 часов.
№ | Тема занятия. | Цели занятия. | З.У.Н. |
1 | Пространственные отношения. | Развитие представлений о пространственных отношениях. | Знать различия между тетрадью, альбомом, правила работы в них. |
2 | Установление связей в расположении предметов . | Знакомство с понятиями: верх, низ, право, лево, строка, границы строки. | Уметь ориентироваться в тетради, альбоме. |
3-4- | Расстановка и соединение точек. | Развитие глазомера и координации движения руки, равномерного нажатия ручки. | Первоначальные навыки владения ручкой, |
5-6 | Работа по образцу. | Развитие глазомера, наблюдательности, навыков копирования предметов. | Умения обводить , выполнять штриховку заданного направления. |
7-8 | Работа в альбоме. Дорисовывание. | Развитие творческого воображения, наблюдательности. | Умение сравнивать модель с образцом, выделять недостающее, дорисовывать. |
9-10 | Работа в тетради на печатной основе. | Формирование умения работать по образцу, сравнение и копирование. | Умение сравнивать детали и целое, выполнять работу по образцу. |
11-12. | Работа в альбоме. | Развитие двигательного аппарата руки и укрепление мышц кисти руки. | Первоначальные навыки выполнения гимнастики для пальцев и кисти руки. |
13-14 | Робота в тетради на печатной основе. | Развитие глазомера, концентрация внимания, копирование. | Умение выделить особенности предмета. |
15-16 | Овладение графическими умениями. | Развитие глазомера, Концентрация внимания. Ознакомление с графическим диктантом. | Умение работать в тетради на печатной основе , выполнять задания по образцу. |
17-18 | Овладение графическими умениями. | Овладение графическими умениями написания элементов букв в границах линии. | Первоначальные навыки работы в тетради по письму. |
19-20- | Конструирование букв. | Формирование способности конструировать буквы из элементов. | Первоначальные навыки работы в альбоме, печатание элементов букв и знакомых букв. |
21-22 23 24 | Работа по образцу и аналогии. Копирование. Штриховка. | Продолжение работы по формированию умения работать по образцу и аналогии. | Закрепление навыка работы в печатной тетради и альбоме. |
25-26 27 | Выполнение заданий творческого характера. | Развитие творческого воображения., Совершенствование навыков сравнения, наблюдательности. | Умения различать элементы букв, буквы, выполнять простые графические диктанты , конструировать буквы, рисунки по аналогии, памяти или замыслу. |
28 29 30 | Выполнение заданий на выявление закономерности. | Освоение способности выделять закономерность и конструировать. | Умения выделять закономерность, строить логическую цепочку. |
Применительно к математическому содержанию формирование умения учиться, помимо рефлексии как центрального механизма, лежащего в основе изменений мышления, деятельности, коммуникации и самосознания, предполагает развитие:
-элементарных форм интуитивного и логического мышления и соответствующего им математического языка;
-мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации и др.);
-умений оперировать знаково-символическими средствами, выражать содержание (объекты, явления, признаки, отношения, действия, преобразования) в разных знаково-символических формах, переходить от одного языка к другому, отделять содержание от формы его представления;
-начал творческой деятельности (пространственного воображения, способов решения задач, представления информации и др.).
Образовательные цели обучения математике могут быть сформулированы следующим образом:
- Овладение определенной системой математических понятий и общих способов действий по двум ведущим содержательным линиям: «Число и вычисления» и «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин»;
- Овладение первоначальными представлениями о ведущем математическом методе познания реальной действительности - математическом моделировании;
- Формирование общего умения решать задачи.
Измерение геометрических величин» предоставляет возможность осознать геометрические формы как образы предметов окружающего мира; познакомиться с различными геометрическими фигурами, открыть некоторые их свойства через преобразование, конструирование, изображение, выполнение простейших дедуктивных умозаключений и измерений.
В процессе освоения данного содержания дети не только получают первоначальные представления о математическом моделировании, о структуре задачи и этапах ее решения, но происходит и развитие их логического мышления, мыслительных процессов, умений оперировать знаково-символическими средствами.
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Математическое воображение» 30 часов.
№ | Тема заня Тема занятия. | Цели. | З. У.Н. |
1 | Пространственные отношения | Ознакомление с новым помещением (школа, класс) | Уметь различать и использовать в речи новые понятия: школа, класс, ученик, учитель. |
2 | Пространственные отношения. | Ознакомление с рабочей тетрадью и тетрадью на печатной основе (авт О.В. Узорова, Е.А.Нефедова) | Уметь различать задания, тетради, выполнять требования учителя. |
3 | Пространственные отношения. | Знакомство с понятиями : верх, низ, середина, клетка, рисунок, граница рисунка. | Уметь различать новые понятия, видеть клетку и ее границы, выполнять работу по образцу. |
4 5 | Пространственные отношения. | Знакомство с понятиями: верхний левый угол, верхний правый угол, нижний левый угол, верхний левый угол. | Умение распознавать новые понятия, вести счет клеток, предметов, ориентироваться в тетради, выполнять работу по образцу. |
6 | Цвет. Форма. Размер. | Введение понятий: цвет, форма, размер. | Умение распознавать понятия :цвет, форма, размер, выполнять работу по образцу. |
7 | Цвет. Форма. Размер. | Учить сравнивать предметы по цвету, форме, размеру. | Уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, выполнять действия по образцу. |
8 | Цвет. Форма, Размер. | Учить выделять общие признаки нескольких предметов. Игра «Найди отличия» | Уметь выделять общие признаки предметов, объединять предметы в группы. |
9 10 | Цвет. Форма. Размер. | Учить классифицировать предметы по определенным признакам. Игра «Найди пару» | Уметь выделять общие признаки и производить классификацию предметов. |
11 | Геометрические фигуры. | Ознакомление с геометрическими фигурами, их частными признаками. Игры на распознавание предметов по их описанию. | Уметь различать и называть геометрические фигуры. Обведение фигур, штриховка. |
12 | Геометрические фигуры. | Освоение действий по выделению общих и частных признаков геометрических фигур. Игры на распознавание геометрических фигур по описанным свойствам. | Уметь различать, сравнивать, классифицировать геометрические фигуры. Обведение фигур, штриховка. |
13 | Геометрические фигуры. | Освоение действия анализа готовой модели(рисунка). Моделирование. | Умение составлять модель из геометрических фигур по образцу. Выполнение аппликации. |
14 15 | Геометрические фигуры. | Развитие творческого воображения. Конструирование. | Умение изменять готовую модель из геометрических фигур, составлять собственную. Выполнение аппликации. |
16 | Счет предметов. | Учить анализу построения чисел первого десятка. | Знать прямой счет до 10 и место каждого числа на числовом луче. |
17 | Счет предметов. | Освоение действий прямого и обратного счета. Количественное сравнение чисел. | Знать прямой и обратный счет до 10 и место каждого числа на числовом луче. Уметь сравнивать числа по количеству. |
18 | Счет предметов. | Освоение действия по порядковому счету предметов. | Уметь различать прямой и обратный счет, прямой и порядковый счет. |
19 20 | Счет предметов. | Освоение действий замещения понятий: счет прямой на обратный счет; счет количественный на порядковый. | Умение выполнять действия по прямому, обратному, порядковому счету предметов. |
21 22 | Развитие внимания, памяти, логического мышления. | Закрепление понятий пространственных и количественных отношений между предметами. Игра «Перестановка». | Уметь производить заданный счет предметов, располагать их в пространстве и на бумаге, выполнять действия по образцу и правилу. |
23 24 | Развитие внимания, памяти, логического мышления. | Закрепление понятий пространственных и качественных отношений между предметами.. Игра «Что изменилось?». | Уметь сравнивать предметы, классифицировать, производить замену и перестановку по заданному правилу. |
25 26 | Развитие внимания, памяти, логического мышления. | Закрепление действий по выделению общих и частных признаков. Построение логических цепочек. | Уметь сравнивать предметы по заданному свойству, строить цепочку предметов по образцу и заданному правилу. |
27 | Развитие внимания, памяти, логического мышления. | Игры на развитие психических процессов: «Цель», «Прыгающий заяц», «Путешествие насекомых» | Уметь сравнивать действия, выделять логическую цепочку, выполнять действия по заданному правилу. |
28 | Развитие творческого воображения. Моделирование. | Развитие навыка обобщения, целостного восприятия. Игры: «Составь картинку» «Закончи цепочку» | Уметь обобщать имеющиеся знания, понятия, восстанавливать целое; уметь работать самостоятельно. |
29 30 | Развитие творческого воображения. Конструирование. | Обобщение имеющихся знаний, определение уровня готовности к школе, умения работать самостоятельно по составлению модели из геометрических фигур и выполнению аппликации. | Уметь самостоятельно построить модель из набора геом. фигур, расположить на бумаге и выполнить аппликацию. |
Будущие первоклассники на занятия курса «Занимательная математика» путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают новые подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве,
Данный раздел содержит в себе задания, выполняя которые ребенок осваивает:
размер предмета (высокий-низкий, длинный-короткий, большой-маленький, широки-узкий и т.д.);
сравнительные характеристики предметов и их отличительные признаки;
употребление математической терминологии, посредством восприятия инструкций к полученному заданию;
геометрические фигуры.
Кроме того, отличительной и важной составляющей данного этапа является подготовка ребёнка к решению задач.
Предлагаемый курс «Окружающий мир» вводится с целью дальнейшего развития и совершенствования коммуникативных навыков детей. Курс включает в себя занятия, направленные на развитие навыков общения и сплочения группы, мелкой и крупной моторики, внимания, мышления, памяти, восприятия, упражнения, направленные на развитие умения работать по правилам.
Самый любимый и наиболее захватывающий, для малышей, раздел занятия. И это не удивительно! Ведь именно на этом этапе они, с помощью своих любимых сказочных персонажей и животных, в увлекательной игровой форме учатся решать сложные логические задания.
Тематический план курса «Окружающий мир». 30 ч.
№ п/п | Цель занятия |
1-2 | Создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения |
3-4 | Стимулирование внутригруппового общения, развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, координации движения и графических навыков |
5-6 | Развитие межличностного общения в группе, внимания, умения классифицировать предметы по определенным признакам, механической зрительной памяти, мышления и пополнение словарного запаса |
7-8 | Развитие общения в группе, наблюдательности, слуховой памяти |
9-10 | Развитие образно-логического мышления и речи, слуховой памяти, зрительной памяти |
11-12 | Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, умения классифицировать, внутреннего планирования. |
13-14 | Развитие речи, мышления и памяти, пространственной ориентации и умения действовать по правилам, пространственного ориентирования, расширение словарного запаса детей |
15-16 | Развитие произвольного внимания, наблюдательности и внимательности, логического мышления, смысловой, зрительной и ассоциативной памяти |
17-18 | Развитие речи и мышления, зрительной памяти, сообразительности, речи и запаса знаний об окружающем мире |
19-20 | Развитие зрительного восприятия, внимания, речи и вербального мышления, зрительно-слуховой и ассоциативной памяти |
21-22 | Развитие мышления, речи и воображения, зрительно-ассоциативной памяти, коммуникативных способностей |
23-24 | Развитие воображения, приемов последовательного запоминания слов, самоконтроля, внимания |
25-26 | Развитие внимания, мышления и воображения, скорости мышления |
27-28 | Развитие активного внимания, памяти, сообразительности, логического мышления, речи, воображения |
29-30 | Развитие внимания, пространственного воображения, мышления, памяти, способности к сосредоточению |
К концу курса:
Требования | Организационные умения | Информационные умения | Познавательная сфера | Коммуникативные умения | Эмоционально-волевая сфера |
Подго-товка к школе | Осознавать задачу и пытаться решить ее в группе с помощью взрослого | Выделять новую информацию (это я не знал раньше) и соотносить ее с имеющейся | Действовать по образцу. Проводить наблюдение и делать выводы совместно со взрослым | Умение общаться со своими сверстниками и со взрослыми | Умение сдерживать себя; развивать самоконтроль и саморегуляцию |
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.
Ожидаемые результаты:
У детей улучшится внимание, память, логическое мышление, зрительно-моторная координация. Они привыкнут к школе, к учителю, узнают правила работы в группе. Адаптационный период пройдет гораздо мягче и позволит снять проблемы вхождения в условия школы будущего первоклассника.
Программа предназначена для работы с родителями будущих первоклассников.
Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников, по созданию системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних.
Пояснительная записка
Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально-педагогической запущенности и других проявлений асоциального поведения.
Программа предназначена для родителей, дети которых пойдут в первый класс, и для родителей, дети которых уже обучаются в первом классе.
Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.
Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические, интерактивные формы работы с родителями: клубные заседания, гостиные, тренинговые занятия, лектории и т.д.
Программа рассчитана на учебный год. Занятия проводятся 2 раза в месяц (кроме декабря), длительность занятий может варьироваться от 1ч. 30 мин. до 3 часов.
Программу ведут специалисты начальной школы: психологи, воспитатели, учителя начальных классов, социальные педагоги, методисты, медицинские работники (медсестра, педиатр и др.), учителя физической культуры.
При подготовке к занятиям проводятся мониторинговые исследования в соответствии с темой занятия: стартовый мониторинг и итоговый. Цель мониторинговых исследований: отслеживание эффективности проводимых занятий. Анкеты составляются и обрабатываются специалистами ОУ совместно с педагогом – психологом.
Занятия могут проводиться как на базе образовательного учреждения, так и на базе ДОУ.
После каждого занятия проводится рефлексия (самоанализ), и следующее занятие строится с учетом итогов проведенного анализа.
Цель программы:
- Повышение педагогической культуры родителей обучающихся.
- Коррекция детско-родительских отношений.
- Создание условий для адекватного развития ребенка, профилактика асоциального поведения детей младшего школьного возраста.
- Адаптация ребенка к школе.
Ожидаемые результаты:
- Уменьшение факторов риска школьной дезадаптации, оптимальная адаптация детей к школе.
- Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у родителей и детей.
- Развитие системного подхода к профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.
- Создание условий для адекватного развития ребенка.
- Овладение родителями методикой определения уровня сформированности психических процессов своего ребенка, методами контроля за динамикой развития детей в домашних условиях.
Методические рекомендации к проведению занятий
Создание системы профилактических мероприятий подразумевает ведущую роль школы и других образовательных учреждений в профилактической деятельности. В соответствии с международной практикой, это подразумевает следующее. Школа - основное звено в профилактике проблем, связанных с проявлением асоциального поведения несовершеннолетних, учреждение, одной из главных целей которого является развитие личности и укрепление физического и психического здоровья школьника.
Школа и родители должны быть партнерами. Родители, следовательно, должны понимать философию, объём и организацию санитарного просвещения в школе и необходимость открытого диалога со своими детьми и школой по вопросам здоровья детей. В школах предоставляется информация для родителей по вопросам, влияющим на их собственное здоровье и здоровье их детей. Цель предоставления этой информации состоит в том, чтобы помочь понять влияние определенного поведения на их детей.
В профилактических целях должны использоваться разные формы работы: встречи, листовки, видео и другие средства. Все эти формы могут использоваться для обучения и информирования родителей не только о том, как в школе видят и проводят санитарное просвещение, но также по отдельным вопросам здоровья, например, курение родителей и здоровье их детей. При этом особое внимание уделяется сложившимся формам участия родителей в школьной жизни:
- родительский совет, осуществляющий общее участие и связь между школой, родителями и сообществом;
- деятельность, способствующая пониманию, например, опросы, вечера - дискуссии и другие мероприятия;
- письма родителям с последней информацией по общим вопросам, связанным с сохранением и укреплением здоровья их детей и профилактической работой школы;
- дни открытых дверей и экскурсии для родителей, учителей и учеников;
- список родителей, обладающих специальными познаниями и навыками по вопросам здоровья и использование их, как консультантов;
- советы родителям по поводу курсов, имеющихся в местных колледжах и университетах по вопросам здоровья, навыкам общения и другим соответствующим предметам;
- предоставление доступа родителям к литературе, аудио/видео- оборудованию, памяткам, листовкам по вопросам здоровья, общения и других жизненных навыков.
Примерное содержание занятий
Сентябрь.
1 заседание.
Раскрываются основные понятия семьи, ее роль в становлении и развитии личности человека. Особое внимание уделяется развитию позитивных детско-родительских отношений.
Теория преподносится, используя методику «Разброс мнений».
«Разброс мнений» - это организованное поочередное высказывание участниками групповой деятельности суждений по какой-либо проблеме или теме. Предполагается, что суждения могут быть самыми разными, неожиданными как по форме, так и по содержанию. Никаких границ для выражения мнений не существует, каждый имеет право сказать то, что хочется, что «приходит в голову».
Методическим ключом такого дела служит многочисленный набор карточек с недописанными фразами самого общего характера. Число карточек должно равняться числу участников дискуссии. Их прочтение и произнесение в слух инициирует мышление, как бы провоцируя на нечаянное высказывание, которое рождается тут же, в момент чтения и произнесения. Начатое должно быть закончено, поэтому тот, кто получил карточку, имеет уже готовое начало короткого выступления по предложенной теме. Начальная фраза дает направление мысли, помогает взрослому в первый момент беседы иметь что сказать, потому определяет подход к теме и ракурс взгляда на поставленный вопрос. Если участнику дискуссии не нравится доставшаяся фраза, он может выбрать другую карточку.
Например, предлагается высказать свое мнение по определенной теме: «Что Вы думаете о…», либо ставит вполне конкретный вопрос: «Считаете ли Вы, что…». Тематикой таких дискуссий являются чаще всего детско-родительские, межличностные отношения, «Когда я очень разозлюсь», «Я и сын», «Я и дочь» и др.
Необходимо создать благоприятный психологический климат в группе, чтобы каждый участник был психологически свободен и чтобы мнение каждого воспринималось как предмет интереса. Тональность разговора, максимальная доброжелательность, психологическое «поглаживание», подбадривающие реплики и подкрепляющие положительные оценки в адрес личности, ритмичность построения беседы и даже расположение всех членов группы относительно друг друга – все это имеет огромное значение в успешности задуманного дела. И главное условие: принимается мнение каждого как некоторая ценность, не подлежащая оценке «правильно – неправильно», содержащая в самой себе ценность лишь потому, что она имеет место среди людей.
Тренинг коррекции детско-родительских отношений проводит педагог-психолог.
2 заседание.
«Большой круг»: Роль семьи в профилактике асоциального поведения несовершеннолетних.
Большой круг – эпическая модификация вчерашнего классного (группового) собрания, вобравшая в себя почти все черты собрания, но дополненная теплотой дружеского общения.
Дело – предмет рассмотрения и обсуждения на Круге: подводятся итоги, намечаются планы, определяются исполнители и заслушиваются ответственные. Но тональность этого серьезного разговора далека от делового жестко регламентированного собрания: здесь допустимы шутки, лирические отступления, угощения, песни и т.п.
Круг – это сбор людей – единомышленников, связанных единым делом – воспитанием подрастающего поколения, вдохновленных какой-либо идеей. На собрание обязуют приходить, на Круг – приглашают. Собрание готовит актив, составляя программу. К Кругу готовится каждый приглашенный, и то, что он задумал, никому не известно. Собрание не выходит за пределы поставленных вопросов – Круг имеет лишь один главный вопрос, остальное принадлежит свободной импровизации. Большой Круг – это большое количество людей, по значительному поводу и оформленное как празднество.
Октябрь
1 заседание
Раскрываются методы сохранения и укрепления здоровья ребенка. Особое внимание уделяется роли родителей в формировании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у детей.
Приглашаются узкие медицинские специалисты (педиатр, кардиолог, окулист). Вопросы динамики роста ребенка и формирование осанки может раскрыть учитель физического воспитания.
Форма проведения – беседа, рассказ, публичная лекция с использованием наглядных пособий (таблицы, слайды) и технических средств обучения.
Публичная лекция получила свое название от роли, которую играет в этой деятельности каждый участник в отдельности и все участники вместе. Они – публика, т.е. люди, собранные в одном месте и являющиеся зрителями и слушателями. Возраст не имеет значения. На публичную лекцию приходят все желающие. Тематика публичной лекции может быть самой разнообразной и самой неожиданной. Источником темы становится поведение детей, их суждения, события в школе и дома, интересы родителей, воспитательные задачи и т.д.
К атрибутике публичной лекции относится кафедра, настольная лампа, концентрирующая внимание слушателей и являющаяся символом интеллектуальной деятельности человека, тесный ряд стульев вокруг кафедры в полутемном зале, а также красочное большое объявление, приглашающее всех желающих на лекцию. Очень хорошо, если будет найден (определен) музыкальный сигнал для обозначения начала лекции – он должен быть традиционным.
2 заседание
«Малый круг»: Роль семьи в формировании ценностных ориентаций у детей на сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья окружающих проводится по той же методике, что и «Большой круг».
Но «Малый Круг» – короче по времени, чем «Большой круг", уже по числу участников, могут осуждаться и текущие вопросы, не столь нарядно обставляется.
Ноябрь
1 заседание
Раскрывается роль семьи в духовном становлении личности ребенка, в развитии чувственно – эмоциональных доминант ребенка.
Форма проведения: «Конверт дружеских вопросов».
Конверт дружеских вопросов – свободный обмен мнениями на самые различные темы в особо созданной дружеской обстановке. Приготавливается большой красивый конверт, в него вкладывается на отдельных карточках множество (числом равным количеству присутствующих) вопросов по теме занятия. Но формулировка вопроса программирует выход отвечающего на уровень духовности. Например: «Если Вы разозлились, то учитываете ли Вы в это время состояние того, на кого разозлились»?» и др. Пакет с вопросами передается из рук в руки. Причем, ответивший на вопрос преподносит пакет тому, чьи суждения ему особенно интересны. После ответа на вопрос карточка в пакет уже не вкладывается.
Видоизмененный вариант Конверта дружеских вопросов с успехом можно использовать во время чаепитий, «огоньков», посиделок и др. форм работы с родителями.
Тренинг проводит педагог-психолог.
2 заседание
Психологическая студия: Роль общения с ребенком в развитии его личности.
Психологическая студия – одна из новых форм работы с родителями, призванная повысить педагогическую культуру воспитательного процесса. Предметом изучения на психологической студии и субъектом этого изучения выступают психолого-физиологические особенности ребенка, межличностное общение, детско – родительские отношения. Методика психологической студии такова, что самопознание протекает опосредованно, через интересные формы разнообразной деятельности, через познание «другого» как человека. Работа группы проходит как общение добрых друзей, объединенных психологической пытливостью. Педагог может проводить эту студию при достаточной психологической подготовке.
Декабрь
1 заседание
«Приглашение к чаю»: Обмен опытом воспитательных воздействий по формированию ЗОЖ у детей и подростков в условиях семьи. «Приглашение к чаю»: Обмен опытом воспитательных воздействий по формированию ЗОЖ у детей и подростков в условиях семьи.
«Приглашение к чаю» как форма работы с родителями наполнилась новым содержанием. В «Приглашении к чаю» много символического. Во-первых, чайная чашка, передаваемая из рук в руки: кого именно хотел бы пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь – о чем бы хотел с ним поговорить – что ему скажешь – что услышать хотел бы в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знака симпатии, уважения, признания достоинств желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партнером как благодарность за интерес к твоей личности. В-четвертых, чайная чашка пуста и не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, а лишь общение, которое объявлено целью встречи. В-пятых, музыкальное сопровождения, которое отражает душевный настрой, как будто сообщает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.
Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы: найти мотивировку и облечь ее в соответствующую вербальную форму; необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. «Приглашение к чаю» обладает большой силой гуманизации психологической атмосферы, психологического раскрепощения участников.
Январь
1 заседание
Раскрываются вопросы развития психических процессов у детей: воображения, восприятия, памяти, мышления; роль родителей в развитии психических процессов.
Форма проведения: ролевая игра в форме групповой дискуссии.
Сюжет игры составляет принятие группового мнения о том, какова роль родителей в развитии психических процессов у детей.
Цель: исследование возможностей групповой дискуссии в выявлении адаптационных резервов детей, повышении роли родителей в развитии психических процессов у детей, возможности проведения коррекционной работы.
Групповую дискуссию предлагается вести из ролей, схематично данных в инструкциях или придуманных самими участниками.
Задача ведущего групповой дискуссии состоит в том, чтобы удержать обсуждение в рамках конструктивного диалога. Необходимо с высокой степенью уважительного отношения выслушивать все предложения, точки зрения, претензии.
В завершение дискуссии следует выразить благодарность всем принявшим в ней участие, открыто высказавшим свою позицию и давшим возможность другим сделать то же самое.
Тренинг коррекции детско-родительских отношений проводит педагог-психолог.
2 заседание
Психологическая студия: Роль родителей в развитии у детей психических процессов (см. ноябрь, 2-е заседание).
Февраль
1 заседание
Обсуждаются вопросы по развитию коммуникативных навыков как у родителей, так и у детей, умение общаться с детьми, с учетом их психофизиологических особенностей.
Может проводиться в форме диалога, ролевой игры (см. январь, 1-е заседание). Раздаются и обсуждаются памятки «Советы родителям».
2 заседание
Корзина грецких орехов.
«Грецкий орех» - зрительный образ трудного вопроса жизни, стоящего перед любым родителем. Иногда он надеется на чью-либо помощь, часто уверен, что сам справится со своими проблемами. Однако момент обозначения проблемы, ее формулировки, выдвижения в качестве главного вопроса жизни – уже начало разрешения.
«Корзина грецких орехов» - это разговор о том, что заботит родителей, с чем не могут пока справиться, - вопросы крепкие, как грецкий орех. Эти вопросы произносятся, как будто бы бросают в общую корзину, как будто бы хотят посмотреть, велика ли эта корзина и каково же ее содержание. Никто не дает никаких советов, не предлагает ответов – внутренняя реакция участников остается тайной каждого, о ней лишь можно догадаться по мимическим, пластическим проявлениям, изредка – по репликам, брошенным кем-либо вслед «грецкому ореху», опущенному на дно корзины. У каждой группы родителей может быть своя «корзина грецких орехов» (для занятия можно использовать корзину, сделанную из папье-маше или сплетенную из ивовых прутьев).
Март
1 занятие
Раскрываются психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста.
Занятие проводится в форме деловой имитационной игры.
Методы проведения занятия: ролевая игра, групповое обсуждение, проективные и другие психодиагностические методики.
Игра проводится с родителями обучающихся в рамках работы по содействию роста их педагогической культуры. Ее предваряет диагностическая ориентировка относительно знаний родителей о психофизиологических особенностей их детей. Дальнейшая работа строится в соответствии с итогом проведенных исследований.
Тренинг коррекции детско-родительских отношений проводит педагог-психолог.
2 заседание
Психологическая студия: Психология семейных отношений (см. ноябрь, 2-е заседание).
Апрель
1 заседание
Психологическая студия: Тренинг взаимодействия детей и родителей. Проводит педагог-психолог.
2 заседание
«Вечер вопросов и ответов» проводится в форме группового интервью.
Групповое интервью – процедура изучения мнения участников (родителей) по поводу определенного вопроса, проводимая путем суммирования, классификации и анализа индивидуальных точек зрения на общую для всех проблему. Тема группового интервью – «Роль родителей в формировании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у детей, повышение адаптационных возможностей детского организма».
Групповое интервью применяется в случаях, когда необходимо:
– собрать информацию (мнения, представления) и сказать, что дальше будет происходить с этой информацией;
– исследовать потребности участников интервью, его настрой (общественное мнение), мотивацию на выполнение какой-либо деятельности.
Процедура проведения группового интервью требует предварительной подготовки. Она включает в себя:
– подготовку письменного приглашения;
– объявление о перечне вопросов для обсуждения;
– указания на место и время проведения, предполагаемую продолжительность встречи;
– заранее информируют о том, где и как будет применяться собранная информация.
Основным результатом подготовительной работы должна стать сформированная установка на сотрудничество у организаторов и будущих участников интервью.
В целях обеспечения успешности проведения группового интервью целесообразно соблюдать легко выполнимые требования:
– фокусировка на теме интервью;
– соблюдение регламента;
– организация очередности высказываний с предоставлением слова всем желающим;
– однозначность трактовки терминов и понятий;
– недопустимость доминирования точки зрения ведущего;
– отсутствие оценки по отношению к высказанным участниками мнениям.
Успешности проведения группового интервью могут способствовать технические приемы, которые будет использовать ведущий, задавая формы и образцы изложения информации:
– повтор того, что сказал выступающий, своими словами (парафраз), повышая тем самым значимость участия каждого, стимулируя остальных высказаться («Другими словами, это означает, что…», «Если я правильно понял, вы говорите о …»);
– открытые вопросы, на которые нельзя дать ответы «Да», «Нет», «Не знаю» («Что это?», «Как это сделать?», «Почему это так важно?» и т. п.);
– переадресование вопроса, обращенного к ведущему, всем участникам («А что вы думаете об этом?», «Кто попытается дать на это ответ?»);
– резюмирование – подведение промежуточных итогов, фиксация повторяющихся и противоположных точек зрения, подведение черты, обозначение перехода к другому этапу работы («Таким образом, основными нашими идеями являются…», «Если теперь подытожить сказанное, то…»).
Главным результатом группового интервью является внесение ясности в вопрос о том, как воспринимается участниками та или иная проблема.
Май
1 заседание
Психологическая студия: Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение.
2 заседание
«Дискуссионные качели»: Роль родителей в формировании ценностных ориентаций у детей на сохранение и укрепление собственного здоровья и здоровья других людей.
Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. После того, как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно высказываются по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.
Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, руководитель занятия поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели»: долго качаться нельзя – голова закружится!», подводит итог дискуссии.
Основные направления совместной деятельности педагогов и родителей
1. Поддержка физического и психического здоровья учащихся.
2. Общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре, культуре здорового образа жизни, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей.
3. Познавательная сфера жизни учащихся (работа с учителями-предметниками) с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Защита не ученика, а человека в нем. Подход к каждому ребенку «с оптимистической позиции»
4. Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:
– изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи;
– психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед, лекториев;
– организация совместного проведения свободного времени детей и родителей;
– защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях.
Таким образом, образовательным учреждением реализуются функции родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах и тому подобное) и корректируются принципы семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей), режиму жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей.
Педагогам (в особенности классным руководителям) важно соблюдать следующие правила:
- Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.
- Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической.
- Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей.
Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
При изучении семьи школьника педагог, прежде всего, обращает внимание на следующие данные:
1. Общие сведения о родителях, других членах семьи, жилищные условия, материальная обеспеченность. Интерес к делам школы.
2. Общие сведения о детях (возраст, интересы, уровень воспитанности).
3. Воспитательные возможности семьи (уровень педагогической культуры родителей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"
Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...
Школа будущего первоклассника. "Здравствуй, школа!"
Это занятие поможет будущим первоклассникам быстрее адаптироваться к обучению в школе....
Готовим ребёнка к школе «Школа будущего первоклассника»
Занятия в «Школе первоклассника» направлены на подготовку ребенка к обучению в школе, а также на скорейшую и безболезненную адаптацию ребенка к новому для него этапу развития – обучению в школе....
Презентация к родительскому собранию в Школе будущего первоклассника на тему: "Готовность ребёнка к школе".
Презентация поможет провести родительское собрание психологу, учителю, завучу по теме: "Готовность ребёнка к школе"....
ПРОГРАММА подготовки детей к школе «Школа будущего первоклассника – знакомимся с математикой»
Эта программа позволяет подготовить детей к школе. Познакомить их с начальными понятиями математики. Программа была разработана для плавного перехода детей со ступени дошкольного образования на ступен...
Конспект первого занятия школы будущего первоклассника "Здравствуй ,школа"
Знакомство со школорй, учителем. Фотографии кабинетов , спортивного зала, биюлиотеки ит. д. , где будут учиться будущие первоклассники. Правила поведения в школе. Загадки о школьных принадлежнос...
Школа будущего первоклассника Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»
Программа практических занятий «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на несколько встреч продолжи...