Главные вкладки

    «Новые подходы к системе оценки достижения планируемых результатов в начальной школе в условиях безотметочного оценивания»
    статья (1 класс)

    Любкина Ирина Васильевна

    В статье описаны различные приемы безотметочного оценивания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_otsenivanie_1_klassdokument_microsoft_word_4.docx22.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогическая статья

    «Новые подходы к системе оценки

    достижения планируемых результатов

    в начальной школе в условиях безотметочного оценивания»

                                           Интерес к учению появляется только тогда,

     когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

    /В.А.Сухомлинский/ 

    Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижений младших школьников. Проблема оценивания всегда была в педагогике весьма актуальной, тем более таковой она является сегодня, когда глобальные перемены охватили всю систему образования.

    Прежняя практика оценивания образовательных результатов: знаний, умений и навыков – представляется сейчас совершенно неадекватной широте запросов как ребёнка и его родителей, так и самого педагога. Это обстоятельство актуализирует проблему пересмотра отношения к образовательным достижениям и их оценке.

    Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка во всех сферах школьной жизни. Иначе говоря, мы перешли от норм оценки, которые фактически часто и во многом субъективно устанавливает сам учитель, к достаточно чётким и однозначным критериям оценки, устанавливаемым стандартом.  Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания».

    К примеру Галина Цукерман пишет, что «действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний не достаёт.

    Новая система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы сами учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. Ведь эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности. Поэтому для достижения  положительной динамики учебных действий, я с 1 класса работаю над самооценкой ученика. Чем младше ребенок, тем больше он нуждается в оценке своих усилий. Но в 1 классе у нас безотметочное обучение, в котором отсутствует   отметка   как   форма   количественного   выражения   результата оценочной деятельности. Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. Приходится искать новые подходы к оцениванию.  Моя задача как учителя, прежде всего, состоит в том, чтобы обучить учеников  приемам и навыкам  рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само и взаимооценки,  взаимопроверки и т.д.

    Это способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результат. По мнению Алексея Борисовича Воронцова, кандидата педагогических наук, директора Открытого института «Развивающего обучения» «с самооценки, со способности понять

    «Это я уже умею и знаю»,

    «Этого я совсем не знаю, надо узнать»,

    «Это я немного знаю, но надо ещё разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика, к ученику, который постоянно совершенствуется и умеет учиться».

    Итак, вспомним основную цель безотметочного обучения. Это - формирование  и развитие оценочной деятельности детей, которая позволит  сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

    Безотметочное оценивание в начальном общем образовании имеет важные функции: здоровьесберегающую, психологическую и динамическую.

    Чтобы организовать контроль и оценивание в 1 классе существуют

    различные приёмы безотметочного оценивания:

    • Словесное оценивание
    • Волшебные линеечки
    • Знаковая символика 
    • «Лесенка» 
    • «Солнышко» 
    • «Подъём в гору» 
    « Дерево успеха»
    • Карта достижений 
    • Портфолио 
    Словесное оценивание 
    В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами:

    • Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.
    • Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением.
    • Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение.
    • Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.
    • Слова, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Тебя было приятно слушать!»

    Младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути устранения.
    Знаковая символика

    Выполнив задание по математике, письму, ребенок оценивает красоту получившегося узора, правильность написания элементов букв и т.д., для чего на полях тетради напротив нужной строки дети ставят знаки

    !   (работа выполнена красиво, аккуратно)

    +   (допущены ошибки)

    -    (много ошибок, работа выполнена небрежно)


    Оценочная лесенка

    Ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. На начальном этапе желательно задавать только один критерий.

    «Волшебные линеечки» подробно описаны в книге «Оценка без отметки» Галины Анатольевны Цукерман. «Линеечка» может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. На начальном этапе желательно задавать только один критерий. Во время проверки работы учитель может либо согласиться и обвести кружком этот знак, либо не согласиться и поставить свой знак.Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской.

    Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами. Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной самооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя: «Пожалуйста, будь к себе подобрее». Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или в маленьком учительском тренинге.

    «Солнышко» 
    В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.
    «Подъём в гору» 
     Чаще используется для отслеживания динамики развития техники чтения

    (это график в координатной плоскости, где ось абсцисс – дата проверки, ось кординат – количество прочитанных слов за единицу времени (мин) 
    «Дерево» 
    У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево: 
    плоды–всё получилось; 
    цветок – получилось почти все; 
    зеленый листик – не все получилось, но я старался; 
    желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать. 
    «Дерева Успеха». На этапе рефлексии ребёнок «срывает» красное яблочко, если считает, что всё на уроке было понятно, или зелёное, если в чём- либо затруднялся.

    Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью таких форм, как:

    Лист учебных достижений.

    Цель: отследить уровень продвижения учащихся в освоении ЗУНов.  При создании данных листов учитывалась программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Предназначен для ученика и заполняется в 1-2 классах совместно с учителем, в 3-4 классах – самостоятельно, после выполнения самостоятельных работ.  Рассчитан на четверть и имеется по каждому предмету.

    Лист рубежного контроля. Цель этой формы учёта - показать результат письменных работ по всем образовательным областям. В них находят отражение количества баллов, полученных каждым учеником за выполнение заданий, и их процентное соотношение с требованиями, предъявляемыми к заданиям.

    Журнал учёта учебных достижений.

    В нём фиксируются результаты изучения каждым учеником основных разделов учебной программы. Данный журнал рассчитан на четыре года обучения.  При таком отслеживании результатов учитель видит затруднения каждого ученика, планирует дальнейшую коррекционную работу. В этом же журнале имеются странички для каждого ученика, где фиксируются результаты наблюдений, которые учитель делает в течение года

    Тетрадь открытий

    Одна из форм для оценки творчества и инициативы ребёнка во всех сферах школьной жизни. В «Тетради открытий» помещаются творческие работы ученика, его интересные вопросы, гипотезы, версии, мнения, выводы о чём – либо.

    Тетрадь «Что я знаю и умею».

    Такая тетрадь есть у каждого ученика.

    Цель – видеть своё продвижение, свои успехи и пробелы в знаниях.

    Это позволяет отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются после проведения самостоятельных и контрольных работ.

    Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности. Портфолио должно представить отчет по процессу образования школьника, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

    Учителю необходимо помнить о «Правилах оценочной безопасности»:

    - не скупимся на похвалу;

    - радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче;

    -не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно.

    - формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника;

    - не высмеиваем, а шутим по – доброму;

    - хвалим исполнителя, критикуем исполнение.

    И очень важно помнить при использовании безотметочной системы, что нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др.
           И в заключении я хочу сказать, что используемая система оценки ориентирована на стимулирование ученика стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке, помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей, делает педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.

    Литература

    1. И.А. Сафронов Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011 г. 
      2. О.Б. Логинов Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. 2 класс – М.: Просвещение,  2013.

    Г.А. Цукерман «Оценка без отметки» М.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Место системы оценки в педагогических технологиях достижения стандарта. Основные требования к системе оценивания Планируемые результаты как основа оценки достижений стандарта....

    Современный подход к системе оценки достижения планируемых результатов в начальной школе.

    Школа, ориентированная лишь на передачу готовых знаний, умений и навыков, уходит в прошлое. Задача современной школы формирование человека, совер-шенствующего самого себя, способного самостоятельно пр...

    "Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе"

    quot;Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе"...

    Система оценки достижения планируемых результатов в начальной школе.

    В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образоват...

    Система оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС НОО при безотметочном обучении

    Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует дет...