Система оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС НОО при безотметочном обучении
статья

Кулёва Юлия Александровна

Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplen_na_pedsovete.docx28.29 КБ
Файл bezotmetochnoe_otsenivanie.pptx176.09 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС НОО при безотметочном обучении

Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.

В.А.Сухомлинский. 

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. (СЛАЙД 1)

Одним из основных условий функционирования системы образования является  качественная система контроля и оценки знаний. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения. 

           Система оценки не может сейчас ограничиваться только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по предмету. Она должна ставить более важную социальную задачу: развить у школьников умение контролировать, прежде всего, самого себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки, пути их устранения, определять границу своего «знания – незнания». (СЛАЙД 2)

             К примеру Галина Цукерман пишет, что «действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт».
         Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе. 

Поэтому безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия.

Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, отражает качественный результат процесса обучения, предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений и индивидуальную траекторию развития. 

          Под безотметочным обучением понимается такое обучение, при котором ребенок учится самостоятельно оценивать свои действия, соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается оценочная самостоятельность ребенка.

Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.      

Функции безотметочного оценивания в начальном образовании. (СЛАЙД 4)

Здоровьесберегающая — опирается на технологию педагогической поддержки, которая основывается на эмоционально доброжелательном фоне оценивания, сотрудничестве и взаимопонимании всех участников учебно-воспитательного процесса. Обучение оценочной деятельности происходит через личностную поддержку ребенка.

Психологическая — связана с развитием адекватной самооценки ребенка, которая способствует успешной адаптации и самореализации личности младшего школьника.

Динамическая — связана с формированием целостного понятия об оценочной деятельности, с присвоением коэффициента эффективности обучения, который реализует индивидуальный подход в образовании и состоит в том, что оценивается сегодняшнее достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера.

При использовании безотметочной системы важно увидеть рост каждого ученика, его умение работать в классе и самостоятельно.

           Возможность для самооценивания мы предоставляем детям уже с первых дней обучения. Выполнив задание по математике, письму, ребенок оценивает красоту получившегося узора, правильность написания элементов букв и т.д., для чего на полях тетради напротив нужной строки дети ставят знаки (СЛАЙД 5)

 !   (работа выполнена красиво, аккуратно)

+   (допущены ошибки)

-    (много ошибок, работа выполнена небрежно)

         Во время проверки работы учитель может либо согласиться и обвести кружком этот знак, либо не согласиться и поставить свой знак.
Учительский вариант оценки особенно важен тем детям, чья самооценка завышена или занижена. Озвучивая результаты этой работы, педагог особо отмечает тех учащихся, чья самооценка совпала с учительской.

         Если самооценка ученика совпадает с учительской оценкой, то таких детей педагог хвалит. Эти дети уже умеют делать важное дело – адекватно оценивать себя сами. 

Особую осторожность вызывает та группа детей, которые обладают заниженной самооценкой. К такому ребёнку следует проявлять особую оценочную бережность: вообще не критиковать (по крайней мере в первые дни занятий), исправляя ошибки, акцентировать только успехи, вселяя уверенность. Слова-напутствия учителя: «Пожалуйста, будь к себе подобрее». 

Ученики с завышенной самооценкой нуждаются в дополнительном разборе критериев оценивания или в маленьком учительском тренинге. Например, как бы ты оценил работу, в которой допущено 3 ошибки? Ни одной ошибки? 

Существуют различные приёмы безотметочного оценивания знаний и умений: (СЛАЙД 6)

• Волшебные линеечки 
• Словесное оценивание 
• Знаковая символика 
• «Лесенка» 
• «Солнышко» 
• «Подъём в гору» 
• «Дерево» 
• Карта достижений 
• Портфолио 

«Волшебные линеечки» подробно описаны в книге «Оценка без отметки» Галины Анатольевны Цукерман. (СЛАЙД 7)

         Это отрезок, разделённый на высокий, средний или нижний уровни, который может быть расположен горизонтально или вертикально. Крайняя правая или верхняя точка – это высший уровень, который достигается, если задание выполнено максимально приближенно к образцу. «Линеечка» может содержать несколько шкал: правильность, аккуратность, красота, пропуск букв и т.п. На полях тетради ученик рисует «линеечку» и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. При проверке тетрадей учитель ставит крестик красного цвета в то место, где, по его мнению, он должен находиться. 

На начальном этапе желательно задавать только один критерий. 

Словесное оценивание. В оценочных суждениях необходимо придерживаться некоторых правил и не забывать о них, какой бы ребёнок не был перед вами: 

Оценивание успехов ученика словами, интонацией, жестом, мимикой. 

Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой, прикосновением. 

Хвалить самого ребёнка, а не его работу, критиковать только исполнение. 

Стараться в любой, даже в самой неудачной работе, найти маленький успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком. 

Ставить перед ребёнком цель, руководствуясь его особенностями, стремлением. 

Слова, которые позволяют учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке: «Умница!», «Молодец!», «Прекрасный ответ!», «Хороший вопрос!», «Тебя было приятно слушать!».

Фразы, которые позволяют поддержать ученика в ситуации неуспеха: «Ты можешь сделать лучше», «Ты меня очень огорчил этой работой», «Работа хуже, чем обычно» .

Недопустимо использование при неверном ответе слов: «Неправильно», «Не думал», «Неверно», лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение». 

Знаковая символика 

«!» - отлично выполнил 
«+» - хорошо 
«?» - есть затруднения 
«-» - не справился с работой 

Оценочная лесенка 

1.Работа получилась! 
2.Получилась часть работы. 
3.Работа не получилась… 

«Солнышко» . В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. 

При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа.

«Подъём в гору» . Для отслеживания динамики развития техники чтения (критерий – скорочтение) используется график в координатной плоскости, где ось абсцисс – дата проверки, ось ординат – количество прочитанных слов за единицу времени (мин).

 
«Дерево». У детей в общей корзине лежат плоды, цветы, зеленые и желтые листики. В конце дня или изучения новой темы дети прикрепляют их на дерево: 

плоды – всё получилось;

цветок – получилось почти все; 

зеленый листик – не все получилось, но я старался; 

желтый листик – не мог справиться с заданием, еще нужно работать. 

            Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью «листов индивидуальных достижений».   (СЛАЙД 8)

Это позволяет отследить динамику продвижения учащихся в достижении предметных и метапредметных результатов. При создании данных листов учитываются программа и требования к обязательному минимуму содержания образования. Заполняются после проведения самостоятельных и контрольных работ. (СЛАЙД  9)

Портфолио – это документ ученика, в котором отмечаются все индивидуальные достижения в результате многообразной деятельности. Портфолио должно представить отчет по процессу образования школьника, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Функции портфолио (Т.Г. Новикова)  (СЛАЙД 10)

• Диагностическая — фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

• Целеполагания — поддерживает учебные цели.

• Мотивационная — поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

• Содержательная — раскрывает весь спектр выполняемых работ.

• Развивающая — обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

• Рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений.
 

Не надо забывать о «Правилах оценочной безопасности»

- Не скупимся на похвалу.

- Радуемся за успех другого, помогаем ему при неудаче.

- «На ложку дёгтя – бочка мёда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности   и закрепиться на нем.

- Ставить перед ребёнком только конкретные цели. Вместо заклинания: «Постарайся быть внимательным и не пропускай букв» эффективней установка «В прошлом диктанте ты пропустил шесть букв, сегодня – не больше пяти».

- «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником несколько задач одновременно. Если вы сегодня ставите задачу не забыть о точке в конце предложения, простите ему  то, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.

- Формула «опять ты НЕ…» - верный способ выращивания неудачника.

- Не высмеиваем, а шутим по - доброму.

- Хвалим исполнителя, критикуем исполнение.

            При использовании безотметочной системы нельзя оценивать личностные качества: особенности памяти, внимания, восприятия. Оцениванию подлежат интеллектуальные, творческие и инициативные проявления ребёнка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного учебного материала и др. ( СЛАЙД 11)
           Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе. Такое обучение активизирует самостоятельную деятельность учеников и учителя, нейтрализует детскую тревожность, создаёт условия для сохранения физического и психического здоровья учащихся и учителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС НОО при безотметочном обучении

Слайд 2

Одним из основных условий функционирования системы образования является качественная система контроля и оценки знаний.

Слайд 3

«Действие оценки – это есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать, определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостаёт». Г.Цукерман

Слайд 4

Функции безотметочного оценивания в начальном образовании. Здоровьесберегающая Психологическая Динамическая

Слайд 5

В системе безотметочного обучения учитель использует знаки: ! (работа выполнена красиво, аккуратно) + (допущены ошибки) - (много ошибок, работа выполнена небрежно)

Слайд 6

Приёмы безотметочного оценивания : • Волшебные линеечки • Словесное оценивание • Знаковая символика • «Лесенка» • «Солнышко» • «Подъём в гору» • «Дерево»

Слайд 7

«Волшебная линеечка»

Слайд 8

(портфель достижений ученика) Цель: установление уровня владения умениями и навыками, выработка положительной мотивации и интереса к учению, развитие самоанализа и самооценки. Портфолио

Слайд 9

Функции портфолио (Т.Г. Новикова ) Диагностическая Целеполагания Мотивационная Содержательная Развивающая Рейтинговая

Слайд 10

Безотметочная система оценивания помогает ребёнку обрести адекватную самокритичность и уверенность в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обновление системы оценки достижения планируемых результатов при введении ФГОС в начальной школе"

Презентация для выступления на педагогическом совете гимназии по теме "Обновление системы оценки достижения планируемых результатов при введении ФГОС в начальной школе"...

КОМПЛЕКСНАЯ РАБОТА– одна из форм оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС в начальной школе.

Презентация может помочь учителю при подготовке к выступлению на ШМО, тематическом педагогическом совете....

Система оценки достижения планируемых результатов при реализации ФГОС НОО при безотметочном обучении

Безотметочная система оценивания в начальной школе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия....

Роль рефлексии в системе оценки достижения планируемых результатов в свете ФГОС НОО

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед нами, педагогами широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность б...