Словарная работа в начальной школе 1-2 класс
статья (1, 2 класс)

Важнейшей задачей в школе является обогащение словарного запаса. Средством обогащения является словарная работа.  В статье дан тематический словарь для 1-2 классов, приведены приёмы работы с тематическим словарём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_v_nachalnoy_shkole.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Словарная работа в начальной школе   (1-2 класс)

Важнейшей задачей в начальной школе является обогащение словарного  запаса.  В 6-7 лет ребёнок осознаёт языковые средства, которыми овладел в дошкольный период, так как располагает относительно зрелым вниманием и памятью.

Часто той лексики, которую ребёнок слышит и пользуется, ему не хватает для выражения своих чувств, мыслей, эмоций, понимания изучаемого материала.

Бедность словаря нередко мешает и успешной работе в области орфографии. При проверке правописания школьники часто не находят необходимых проверочных слов, потому что их нет в активном словарном запасе учащихся.

Слово является элементом словарного запаса только в том случае, если оно в сознании соотносится с известной реалией или известным понятием. Это можно сделать, опираясь на образную память детей 7-10 лет.

Средством обогащения словарного запаса школьников является словарная работа.

Словарь можно сделать богаче в количественном и качественном отношениях.

Словарь учащихся количественно  растёт на 4-5 слов  ежедневно. Работа над количественной стороной словаря позволяет устранить такой недостаток как « не помнит слово, не знает его значение»,  « не знает значения слова, оно отсутствует в его активном словаре».  Ознакомление  младших школьников с различными значениями слов, в том числе и переносными, также является элементом количественного обогащения словаря.

В учебниках по  Русскому языку  в  программе «Школа России»  представлены слова из орфоэпического, орфографического, толкового словарей, словаря синонимов и антонимов.

В орфографическом словаре  1 класса – 29 слов, во 2 классе добавляется ещё 74 слова. Ознакомление с ними происходит постепенно на уроках обучения грамоте и  русского языка.

  • Ежедневно  ученики знакомятся и повторяют 4-5 слов.  
  • Новые слова записываем в «Словарь»,  отмечаем,  к какой теме они относятся, ведём Тематический словарь.  
  • Во 2 классе записываем словарные слова в Домашней работе.
  • Периодически  заполняем словарные карточки,  пишем  словарные диктанты ( в том числе и составленные самими детьми),  делаем карточки слов, в которых были допущены ошибки, составляем из этих слов  «весёлые»  тексты.  
  • В словарные карточки включаем слова из  орфоэпического словаря, в которых ученики ставят ударение.  
  • В словарных диктантах по толкованию слова школьники  узнают и записывают нужное слово, к словам подбирают антонимы и синонимы.
  • Расширяем  «Словарь», добавляя в него название населённого пункта,  в котором проживаем,  слова из других образовательных программ.  
  • Играем в словарные игры.
  • В конце учебного года  заполняем сводную карточку всех словарных слов,  пишем итоговый словарный диктант.  
  • Отмечаем успехи детей в  расширении словарного запаса.

Тематический словарь

1 класс

  1. Школа

Девочка,   мальчик,   дежурный,    ученик,   ученица,  невежда,  ребята,  учитель,  учительница,  класс, поэма,   карандаш,  пенал,  тетрадь,  портфель,  рюкзак,    мебель,   язык,  алфавит,  атлас,    барабан*,  диван,  картон, чемодан,  картина,  суббота.

  1. Животные

Воробей,  ворона, сорока,  скворец (скворечник),  саранча,  заяц,  лисица, медведь,  петух,  собака,  корова,   баран.

  1. Растения

Берёза, свёкла, щавель,  колокольчик,  верба,    рябина,  яблоня,    огород,  корзина.

  1. Настроение

Весело,  хорошо,  торты,  скучный,  лёгкий,   конечно,  что,  чтобы,  ещё.

  1. Место жительства

Деревня,  город,  Санкт-Петербург,  Москва.

  1. Одежда,  обувь

Пальто,  туфля, туфли, банты,  красивее, карманы,  сапоги,  коньки.

  1. Механизмы, профессии, инструменты

Машина,  шофёр,  эскалатор,    километр,  инструменты, краны,  работа,  рабочий,  молочник,  топор.

  1. Еда

Молоко,  морковь,  капуста, картофель, тарелка,  стаканы,  помидор, яблоко,  ягода,  обед,  завтрак.

  1. Действия

Взяла – взяли, ждала – ждали,   звала  -  звали,  звонить  -  звонит,  повторить  -   повторим,   понял  -  поняла,  шёл.

           *Курсивом  выделены слова из других образовательных программ.

Тематический словарь  

2  класс

  1. Гимназия

Девочка,   дежурный, ученик,   ученица,  ребята,   товарищ,  фамилия,   учитель,  учительница,  класс,   директор – директора,  карандаш,  пенал,  тетрадь,   портфель,  мебель,   язык,  алфавит,  картина,   рисунок,  помощник,  понял – поняла,   предложение,   монолог,  диалог,  антоним,  синоним,  подлежащее,  сказуемое,   орфограмма,  интонация,  суффикс,  приставка,  поэт,  рассказ,  ранец.

  1. Время

Месяц,  апрель,  сентябрь,  октябрь,   ноябрь,  декабрь,  январь,  февраль,   быстро,   скоро,  вдруг,  суббота,   сегодня,  сначала,  однажды,  потом,  иногда,  тогда.

  1. Вежливые слова

Здравствуй(те),   до  свидания,  извините,  прощай,  спасибо,  хорошо,  благодарю.

  1. Родина

Родина,  Россия,  герб – гербы,  народ, отец,   русский,  город,  деревня,   дорога,   улица,  метро,  Москва,  Санкт-Петербург,  музей,   статуя,   Отечество,  человек,  граждане,  гражданин, театр.

  1. Настроение

Весело,  хорошо, баловаться,  красивый -  красивее,  громко,  конечно,  нарочно,  скучный, что,  чтобы.

  1. Растения

Берёза,  земляника,  капуста,  малина,  морковь,  осина,  урожай,  щавель,  яблоня,  ягода,  арбуз – арбузы,  растение,  овощи,  рябина,  ромашка,  василёк,  сирень,  колокольчик.

  1. Еда

Магазин,   молоко,  обед,  посуда,  сахар,  стакан – стаканы,  тарелка,  яблоко,  творог  и  творог,     торт – торты,  яичница,  хлебушко – хлебница,   дать – дала – дали,  взять – взяла – взяли – взяло.

  1. Животные

Птица,  воробей,  ворона,  сорока,   снегирь,  петух,  курица,  скворечник,   млекопитающее,   зверюшка,  заяц,   лисица,   медведь,  обезьяна,  собака,   корова,   лошадушка,  насекомое,  стрекоза,  земноводное,  лягушка,  ракушка.

  1. Работа

Завод,  лопата,  машина,  молоток,  рабочий,  топор,   учительница,   инженер – инженеры,  директор – директора,   инструмент,  столяр – столяры,  шофёр – шофёры,  кран – краны,  начать – начала – начали,   звонит – звонят, артист,  трамвай, автобус,  троллейбус, профессия.

  1.  Явления  природы

Ветер,  иней,  метель,  мороз,  облако – облака,  мороз,  дождь,   погода.

  1.   Одежда,  обувь

Пальто,  сапоги,  одежда,  платок,   жёлтый,  чёрный,  коньки,  туфля – туфли,  шарф – шарфы.

  1.  Местоположение

Шёл,  быть – была – было,  ворота,  впереди,  километр – километры,  слева, налево, скоро,  сколько.

По окончании  периода обучения грамоте можно вводить элементы  этимологического анализа.  Это увеличивает эффективность запоминания слов,  развивает интерес к слову.

1 класс

  1. дежурный – дневальный

невежда – не ведает,  не знает

класс  - «каларе» (лат.) - созывать,  класс – созванные, собранные

карандаш – «кара» - чёрный,  «даш» - камень ( карагач –чёрное дерево, Каракумы – чёрные пески)

пенал – «пена» - перо

тетрадь  - «тетра» -  четыре, четвёртая часть листа

портфель – «порт» - ношу,  «фель» - лист,  ношу листы

алфавит – альфа, вита – две первые буквы греческого алфавита

картон – «карта» - бумага,  картон – толстая, твёрдая  бумага

картина  - «карта» - бумага,  изображение чего- нибудь

Карточка                                                     Вставь букву

Дев … чка,      мальч … к,     д … журный,      уч … ник,     уч … ница,    н … вежда,    р … бята,           учит … ль,    учит … льница,     кла …..,       к … р … ндаш,   п … нал,  т … традь,  п … ртфель,  рю … зак,    меб … ль,    … зык,  алф … вит,     б … рабан,  д … ван,    к … ртон, ч … модан,        

 к … ртина,   су …… ота.

Словарный диктант

Карандаш для девочки,  

пенал у мальчика,

в классе дежурные,

тетрадь  учителя,

дежурит в субботу.

 

Игра «Кто больше»

Дано слово.

Необходимо составить с ним  наибольшее  количество  словосочетаний  или  предложений.

Выигрывает  тот ученик, который  завершает  игру.

Игра  «Справочное бюро»

Выбирается одна из тем, например, «Еда».

Учитель  или  ученик  называет одну  за другой  буквы  алфавита.

Необходимо найти в словаре и записать в тетрадь слова, которые начинаются на эту букву и связаны  по смыслу  с данной темой.

Выигрывают   ученики, правильно  записавшие  большее  количество  слов.

Игра «Подбери слова»

Один из участников игры называет слова, обозначающие предметы,  остальные игроки подбирают  к ним и записывают подходящие по смыслу слова, обозначающие признаки предметов.

Например:

Воробей – маленький,  взъерошенный, весёлый ….

Ворона – серая,  умная,  смелая……

Сорока – красивая,   хитрая,  пугливая…..

Выигрывают ученики, подобравшие больше оригинальных слов и написавшие словарные слова правильно.

Игра «Знатоки словаря»

Дано слово из словаря.

Необходимо выписать из словаря слова, которые начинаются на буквы, входящие в данное слово.

Например  дано слово:  класс

к- капуста, корзина…

л – лисица, лопата ….

а – артист,  атлас ….

с – сорока, стакан…..

с-

Выигрывает игрок  (или  команда), правильно написавший большее количество  слов.

Свидетельство количественного обогащения словаря – умение угадывать слово по его значению.

Свидетельство качественного обогащения словаря – умение учащихся точно определить слово по значению  из группы синонимов.

Литература

  1. Левушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. -Владос,    2008 г. – 96 с. (Библиотека учителя начальной школы)
  2. Леонович  Е.Н.  Орфографический словарь для начальной школы. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 80с.
  3. Мельникова С.М. Словарная работа. 1-4 классы. ФГОС. – Вако, 2019 г. – 304с

  4. Узорова Ольга Васильевна, Нефедова Елена Алексеевна. - Издательство: АСТ, 2011 г.

      (Серия:  Для начальной школы)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа в начальной школе. Мой 4 класс

Воспитательная работа в начальной школе. Мой 4 класс...

Словарная работа в начальной школе

Виды словарной работы....

Методика организации словарной работы в начальной школе

Работа по использованию факультативного курса с комплексом упражнений, направленных на формирование навыка правописания словарных слов....

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)

Программа воспитательной работы в начальной школе 1-4 класс ( программа+приложения)...

Сообщение "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"

Сообщение "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"...

Методические приемы организации словарной работы в начальной школе

Приемы организации словарной работы на уроках литературного чтения...

Особенности проведения словарной работы в начальной школе

Развитие речи учащихся - это основа школьного обучения детей языку. Среди разнообразия видов работ, которые применяются учителем в целях повышения речевой культуры учащихся, видное место в моей работе...