Дисграфия и дислексия у младших школьников.
статья

Нелли Викторовна Рябцева

Описание, что такое диграфия и дислексия, коррекция  и рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya_u_mladshih_shkolnikov.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия у младших школьников

Письмо - один из самых сложных видов человеческой деятельности и научиться писать грамотно совсем не так просто, как кажется. Способность к овладению навыками чтения и письма связана с общим речевым развитием детей, сформированностью психологической базы речи - это внимание, память и мышление.

Всё чаще и чаще мы сталкиваемся с такими проблемами у детей, как «специфические ошибки» на письме, которые не только мешают ребёнку учиться, но снижают успеваемость и уверенность в своих знаниях.

Исходя из выше сказанного, постараюсь максимально кратко, охарактеризовать основные проблемы, встречающиеся у современных школьников с точки зрения дефектологии, логопедии и, частично, психологии.

ДИСГРАФИЯ - это расстройство процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Ошибки, которые они делают при письме, не являются случайными и встречаются довольно часто и в основном не связаны с правилами орфографии. Такие ошибки называются «специфическими»:

  • пропуск согласных и гласных;
  • замена букв, в том числе и в ударной позиции;
  • замена букв, близких по звучанию и по написанию;
  • неправильное написание предлогов и приставок, мягкого знака;
  • несоблюдение границ предложения и др. 

Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений  моторики, координации, баланса, внимания, концентрации, восприятия, а также  звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи.

Овладение письменной речью (чтением и письмом) требует сбалансированной работы всего мозга. Неудивительно, что дисграфия (нарушение овладения письменной речью),  дислексия (нарушение чтения)  и дизорфография во всем мире являются основными проблемами школьников. Мозг многих детей не справляется с  обработкой информации, поступающей от органов чувств – зрения, слуха, тактильности и тд.

Опытный преподавать может заметить, что ученик неуклюжий, «пропускает все мимо ушей» (как будто не слышит), неусидчив, «считает ворон», часто отвлекается, постоянно не успевает.

Однако степень выраженности этих проблем  и их причины гораздо эффективнее выявит нейропсихолог на нейропсихологической диагностике с помощью специальных проб-тестов и уникальных инновационных приборов.

Дисграфия – это специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ (высших психических функций), принимающих участие в процессе письменной речи.

Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов и дошкольников поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.

Это нарушение, которое невозможно «перерасти», оно не «рассосется» само даже во взрослом возрасте человека,  оно очень портит и усложняет жизнь, создает много психологических проблем и комплексов.  

Это нарушение, которое можно «купировать»  только с помощью нейропсихологической коррекции достаточно быстро и результативно – раз и навсегда, остальные методы лишь «подчищают» симптомы, на время облегчая их проявление, но не решают проблему в целом!!!

Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).

Овладение процессом письма находится в тесной связи со степенью сформированности всех сторон устной речи:

– звукопроизношения,

– фонематического восприятия,

–  лексико-грамматической стороны речи,

–  связной речи.

К  появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в перенатальном, натальном, постнатальном периодах, к дисграфии могут привести:

–  патология беременности,

– родовые травмы,

– асфиксия,

– менингиты

– энцефалиты,

– инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.

Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с двуязычием в семье (билингвы), различными речевыми нарушениями, ЗПР.

ДИСЛЕКСИЯ - расстройство процесса чтения. При этом нарушении у ребенка возникают трудности в овладении навыками чтения, (иногда даже на уровне слияния слогов), или автоматизировании этого навыка, несмотря на нормальное интеллектуальное развитие и сохранные слуховой и зрительный анализаторы. При чтении ребенок часто допускает те же ошибки, что и при дисграфии:

  • не дочитывает правильные окончания слов, пытается угадать слово по нескольким первым буквам,
  • пропускает буквы или заменяет их на другие

Чаще всего дислексия и дисграфия наблюдаются у ребенка одновременно, но иногда они могут встречаться изолированно.

ДИЗОРФОГРАФИЯ - особая, к сожалению, наименее изученная, категория специфических нарушений письма. Проявляется в стойкой неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил. «Правила знает, но применить не может». Ребенок не видит «опасного» места. Начинает развиваться примерно с 2-3 класса. Особенно ярко может проявиться при переходе ребенка из начального звена в среднее.

Рекомендации для родителей:

Для того чтобы ребёнок не пропускал буквы, важно проговаривать слова при их написании - вслух или шёпотом.

Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесёт вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше используйте оценивание или сравнение его работы с другими.

Дети, у которых есть дисграфические ошибки, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как «специфические ошибки» не могут быть преодолены обычными школьными методами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Профилактика аграмматической дисграфии и дислексии у младших школьников с системным недоразвитием речи средней степени».

В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению количества поступающих в коррекционную школу VIII вида учащихся вторых-третьих классов, имеющих значительное недоразвитие грамматического ст...

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников.

Профилактическая работа по предупреждению дисграфии и дислексии у младших школьников...

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в структуру ОНР.

Универсальная логопедическая программа профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с  общим недоразвитием речи и другими речевыми нарушениями, входящими в струк...

Дисграфия и дислексия у младших школьников.

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, к...

Причины возникновения дисграфии и дислексии у младших школьников

В  наше время в обществе наблюдается – децелерация. Это замедленный темп физиологического и интеллектуального развития детей.      Дети, поступающие в первый класс, ...

Примерные игры и упражнения для профилактики и коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников (логоминутки).

В структуре урока логоминутки могут занимать различное место. Проведенные в начале урока, они выступают в качестве увлекательного задания, быстро организующего учащихся, активизирующего зрительное и ...