Рабочая программа по предмету Детская риторика
рабочая программа (3 класс)

В помощь учителю начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_ritorika_3_klass.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам. директора МБОУ «Начальная  школа»

Энгельсского муниципального района

________________/Матюхина Ж.А./

Утверждаю

Директор МБОУ «Начальная школа»    Энгельсского          муниципального района  ______________ /Каверина С.В./  

Приказ № __________  от_____________

        Рабочая учебная программа

           по учебному предмету «детская риторика»

                               для обучающихся 3 класса МБОУ «Начальная школа»

                                                 Энгельсского муниципального района

                                                                 (ФГОС)

                                                 на 2016/2017 учебный год

                                                                                Составитель:

                                                                Сочнева И.Е.

учитель начальных  классов

                        

Пояснительная записка

Рабочая  программа по риторике разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по риторике, примерной программы начального общего образования по риторике для 2 – 4 классов общеобразовательных учреждений, авторской программы для 2 – 4 классов, автор которой профессор, доктор педагогических наук Т.А.Ладыженская, а также с учетом содержания учебника-тетради «Детская риторика», имеющая гриф. Рекомендовано Министерством Образования Российской Федерации, М., 1998 г.

 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает изучение предмета «Риторика» со 2-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса .

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «детская риторика»

  • приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;
  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;
  • знать особенности неподготовленной речи;
  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
  • знать особенности диалога и монолога;
  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;
  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
  • пользоваться основными способами правки текста.

Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

№п/п

Разделы и темы

Содержание

Количество часов

всего

контроль

1

Общение

Наука риторика. Разные цели (задачи) общения. Твои цели (задачи) общения. Общение – общительный человек. Твоя общительность.

2

2

Учимся говорить (речевая деятельность) (4ч)

 

Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Способы подготовки к устному высказыванию в разных ситуациях общения.

4

3

Слушаем, вдумываемся... (слушание)(1ч)

Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

1

4

Учимся читать, писать (чтение и письменная речь)

Приемы чтения: постановка вопроса к отдельным частям текста, непонятным словам. Составление плана. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, включение недостающего

1

5

Читаем учебные тексты

Особенности восприятия такого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения

1

6

Учимся писать –редактировать

 

Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

1

7

Вежливое общение (речевой этикет)

Что такое  вежливость. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела. А ты вежлив?

4

8

Текст (речевые жанры)

Речевые жанры. Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Начальное (первое) и конечное (последнее) предложения разных текстов

3

9

Правильная и хорошая (эффективная) речь

 

Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Пиши и произноси правильно! Употребляй слова правильно!

3

10

Правила успешного пересказа

Вторичные речевые жанры. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, её роль.

4

11

Поздравляю тебя, вас… (этикетные речевые жанры)

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное). Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

2

12

Учись объяснять и доказывать

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

5

13

Что общего – чем отличаются

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

2

14

Подведем итоги

Разные цели общения. Официальное общение. Вежливо – невежливо - грубо. Приглашение. Поздравление. Приемы слушания: план, ключевые слова. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Приемы чтения. Зачем нужны

1

                                          Календарно-тематическое планирование по детской риторике для 3 класса

№ урока

                    Тема урока

Кол-во часов

Учебные действия

Дата

Корректировка

план

факт

1

Наука риторика. Проверь себя! Что мы помним о речевой ситуации.

1

Знать понятие риторика. Анализировать высказывание, свою речь с точки зрения соответствия речевой задаче

Уметь подчинять свое высказывание задаче взаимодействия

6.09

2

Твои речевые роли. С какой целью? Зачем?

1

Уметь приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов

13.09

3

Неподготовленная речь.

1

Знать особенности неподготовленной речи. Уметь отличать подготовленную речь от неподготовленной

20.09

4

Подготовленная речь, приемы подготовки.

1

Знать  необходимые приемы подготовки устного выступления.   Уметь анализировать устную живую речь, определять ее особенности; определять, в какой мере устная речь подготовлена, в чем отражается ее подготовленность; пользоваться

27.09

5

Говорим подробно, кратко.

1

Уметь извлекать нужную информацию, передавать ее в подробном или кратком виде

4.10

6

Похвала (комплимент).

1

Знать особенности этикетного жанра комплимента. Уметь реализовывать жанры комплимента с учетом коммуникативной ситуации; оценить высказанную похвалу с точки зрения ее правильности и отобранных средств выражения

11.10

7

Слушаем, вдумываемся…

1

Уметь осознавать прием слушания, редактируемый учителем; составлять план услышанного и воспроизводить его; уместно пользоваться сигналами внимательного слушания

18.10

8-9

Читаем учебные тексты.

2

Знать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах. Уметь анализировать роль различных выделений в учебных текстах; ставить вопросы к выделенным в тексте словам

25.10

10

Учимся писать – редактировать.

1

Знать основные способы правки текста. Определять нужный способ правки

15.11

2 четв.

11

Что такое вежливость…

1

Осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых уважительных отношений

22.11

12

Вежливо, невежливо, грубо.

1

Уметь осознавать свою ответственность за произнесенное или написанное слово; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные эффективные средства

29.11

13

Добрые дела – добрые слова. А ты вежлив?

1

Принимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова; уметь определять степень вежливости свою и собеседника

6.12

14

Контрольная работа по теме «Учимся писать – редактировать».

1

Уметь применять полученные знания на практике

13.12

15

Проверь себя.

1

Знать типы текстов

20.12

16

Тексты разные нужны.

1

Уметь соотносить разновидность текста с его коммуникативной задачей и сферой употребления

27.12

17

Диалог и монолог.

1

Знать особенности диалога и монолога. Уметь анализировать монолог и диалог с точки зрения речевого поведения коммуникантов

10.01

18

Пиши правильно!

1

Знать важность соблюдения норм для успешного общения. Уметь определять, как нарушения норм характеризуют говорящего, когда нарушения норм затрудняют общение; пользоваться различными видами словарей

17.01

19

Произноси правильно!

1

Знать важность соблюдения орфоэпических норм для успешного общения

20

Употребляй слова правильно!

1

Знать важность соблюдения лексических и грамматических норм для успешного общения

21

Пересказ.

1

Знать основные правила успешного пересказа. Уметь создавать собственный сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения

22

Выбери нужное.

1

Уметь выделять в исходном тексте материал, относящийся к теме выборочного пересказа; создавать выборочный пересказ на основе произведенной выборки частей текста

23

Цитата в пересказе.

1

Знать о роли цитаты в пересказе. Уметь определять необходимость и уместность использование цитаты в пересказе

24

Кратко о книге. Аннотация.

1

Уметь создавать небольшое устное выступление (аннотацию)  о прочитанной книге и ее авторе

25

Поздравляю Кого? С чем? Как?

Желаю Кому? Чего? Как?

1

Знать особенности этикетного жанра поздравления, его структуру. Уметь оценить поздравление с точки зрения речевой задачи и речевой ситуации в целом; поздравит с праздником, ответить на поздравление

26

Контрольная работа «Примите наши поздравления».

1

Уметь применять полученные знания на практике

27

Рассуждение.

1

Знать структуру рассуждения. Уметь анализировать известные структуры рассуждений

28

Вывод в рассуждении.

1

Анализировать структуру рассуждения, выявляя правомерность употребления выводов

29

Правило в доказательстве.

1

Уметь выявлять уместность приводимых доказательств; аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила доказательств

30

Цитата в доказательстве.

1

Уметь создавать рассуждения, уместно используя цитату в доказательстве; продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру

31

Подведем итоги.

1

Владеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщение, классификации по родовидовым признакам построения рассуждений

32

Сравни и скажи. Правила сравнения.

1

Знать структуру сравнительных описаний. Уметь анализировать средства выражения сходства и различия сравниваемых предметов, понятий; создавать сравнительные описания

33

Как строятся сравнительные тексты.

1

Знать, как строятся сравнительные тексты. Уметь создавать на основе готовых текстов сравнительное высказывание, используя более удобный способ его построения

34

Подведем итоги (1ч)

1

Обобщение изученного материала

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Детская риторика» 2 класс. Автор: Т.А. Ладыженская

Рабочая программа по предмету "Детская риторика" 2 класс Автор: Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа по курсу "Детская риторика"

В данной программе представлена пояснительная записка, тематический план, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по курсу Детская риторика"

В даной программе представлена пояснительная записка, тематический план, календарно-тематическое планирование...

рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика"

рабочая программа и КТП для 1 - го и 2 - го класса по внеурочной деятельности...

рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика"

рабочая программа и КТП для 1 - го и 2 - го класса по внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика" 4 класс

Рабочая программа курса «Детская риторика» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Детская риторика" 3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Детская риторика" в 3 классе...