Ключевые компетентности в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Медведева Ольга Игоревна

Доклад "Ключевые компетентности в начальной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_klyuchevye_kompetentnosti_v_nachalnoy_shkole.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Ключевые компетентности в начальной школе

         Главная задача современной системы образований — создание условий для качественного обучения. В «Компетенции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, что «...общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использование этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуации.


Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по- иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятие компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.

Авторы толкового словаря под редакцией Д.И.Ушакова впервые пытались доказать отличия между понятиями «компетентность» и «компетенция»:
«компетентность — осведомленность, авторитетность; компетенция - крут вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

По определению Хуторского А.В. компетенция - отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетентность - совокупность личных качеств ученика (ценностно -смысловых ориентации, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.


Компетенции следует отличать от образовательных компетенций, т.е. от тех, которые моделируют деятельность ученика для его полноценной жизни в будущем. Например, до определенного возраста гражданин не может реализовать какую-либо компетенцию, но это не значит, что ее не следует у школьников формировать.


Образовательная компетенция — требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.


Компетенции для ученика — это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения., Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которой участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы,поэтому во время его учёбы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

Компетенция не сводится только к знаниям и только к умениям. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и их креативную (творческую) направленность. К собственно креативным компетенциям можно отнести следующие: «уметь извлекать пользу из опыта», «уметь решать проблемы», «раскрывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий», «уметь находить новые решения». В то же время, указаний на данные умения еще не достаточно для того чтобы целостно представить весь комплекс знаний, умений, способов деятельности и опыта ученика в отношении его креативных компетенций.


Компетентность предполагает наличие минимального опыта применения компетенции. Об этом важно не забывать при формулировании проверяемых требований к подготовке ученика, а так же при проектировании учебного процесса.


Очевидно, что одни компетенции являются более общими и значимыми чем другие. Возникает проблема типологии компетенций, их иерархии.


В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (дли всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), выстраиваются три уровня:

-
ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному)

общепредметные компетенции — относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.


Ключевые образовательные компетенции конкретизируются всякий раз на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Для определения содержания каждой из компетенций необходима структура, обусловленная их общими функциями ролью в образовании.


Чтобы обеспечить соотносимость компетенций с традиционными образовательными параметрами, раскроем содержание понятия «образовательные компетенции» путем перечня структурных компонентов компетенции:

название компетенции;

тип компетенции в их общей иерархии (ключевая, общепредметная, предметная компетенция);

круг реальных объектов действительности, но отношению к которым вводится компетенция;
социально-практическая обусловленность и значимость компетенции (для чего она необходима в социуме);

смысловые ориентации ученика по отношению к данным объектам, личностная значимость компетенции (в чем и зачем ученику необходимо быть компетентным);

знания о данном круге реальных объектов;

умения и навыки, относящиеся к данному кругу реальных объектов;

способы деятельности по отношению к данному кругу реальных объектов;

минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции (но ступеням обучения);

индикаторы - примеры, образцы учебных и контрольно-оценочных заданий по определению степени (уровня) компетентности ученика (по ступеням обучения).


Перечисленный набор устанавливает набор характеристик для проектирования и описания образовательных компетенций, а также в соответствующих измерителях общеобразовательной подготовки школьников, в том числе и в измерителях уровня их креативности.

Если руководствоваться теорией о
ключевых компетенциях доктора педагогических наук Хуторского А.В., то главными компетенциями, которые учитель формирует в начальной школе, являются учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.

Учебно-познавательные компетенции;

ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;

организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;

выступать устно и письменно о результатах своего исследования;

 иметь опыт восприятия картины мира.


Информационные компетенции:

владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и предавать ее;

ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них Главное н необходимое;

уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по канал СМИ;

овладеть навыками использования информационных устройств;

применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии; аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.


Коммуникативные компетенции:

уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;

уметь представить свой класс, школу, страну использовать для этого знания иностранного языка;

владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовые сферы;

определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;

иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

действовать в сфере трудовых отношений с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

владеть элементами художественно-творческих компетенции читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.

Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.


Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения развития критического мышления; когнитивного обучения; обучения в глобальном информационном сообществе.


Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Органы чувств человека» Итогом этой темы должно быть выполнение творческого задания - составить памятку «Как сохранить здоровыми органы чувств». Ребята разбились на команды, каждая выбрала орган чувств человека и результат - разработанную памятку представила классу. Знания, которые они получили на уроке, применили в разработке памятки. Формировались такие компетенции, как коммуникативные - умение представить классу итог проделанной работы, работать в группе, ответить на вопросы своих товарищей; информационные — для составления памятки необходимо было поработать с разными источниками информации, такие как энциклопедии, книги, необходимо было отобрать, систематизировать, выделить главное в потоке информации, которую нашли ученики. Учебно-познавательные - само задание уже носит познавательный, творческий характер; социальные -надеемся, что органы чувств человека нужно беречь, ученики ведут здоровый образ жизни, ответственнее будут относиться к своему здоровью, не смогут физически обижать товарища.

Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности как необходимое условие общения. Формируются эти навыки на уроках русского языка и литературного чтения. Ученики в ходе выполнения упражнений анализируют, сопоставляют, классифицируют, сравнивают, делают выводы. Роль учителя заключается в правильном подборе методов обучения, видов деятельности и упражнений. Знания, которые открыли ученики, надолго остаются в памяти, а это влияет на качество обучения. А значит, сумеют открытые знания применить в практической деятельности.


В заключение советы, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования:

главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете;

помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться;

необходимо часто использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения;

помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике;


приучайте учеников думать и действовать самостоятельно;

творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаше практикуйте творческие задачи;

в процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний;

поощряйте исследовательскую работу учеников;

учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью;


объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.


Конечно, эти советы только небольшая часть педагогической мудрости, общего педагогического опыта многих поколений. Но помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими - это условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели - формирование и развитие личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Формирование представлений учащихся о компонентах деятельности через образное восприятие....

Доклад на тему: «Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования».

Доклад на тему:«Ключевые компетентности в начальной школе: Структура, показатели и особенности формирования»....

Выступление на МО учителей начальных классов "Ключевые компетентности учителя начальных классов"

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО. Виды компетентностей....

Доклад Ключевые компетентности в начальной школе: структура, показатели, особенности формирования.

Доклад Ключевые компетентности в начальной школе:  структура, показатели, особенности формирования....

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО

Автор раскрывает ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО....

Ключевые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО.

Доклад на тему "Ключивые компетентности педагогов начального образования в соответствии с ФГОС НОО....