Истоки становления санаторно-курортных здравниц
статья

статья-анализ о санаториях ЛО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoki_stanovleniya_sanatorno.docx16.13 КБ

Предварительный просмотр:

Истоки становления санаторно-курортных здравниц на государственном уровне уходят своими корнями в далекие петровские времена. В 1717 г. по указу Петра I "О приискании в России минеральных вод", которыми можно пользоваться "от разных болезней", начались разведывательные работы по изысканию и эксплуатации "ключевых минеральных вод". Однако специализированные детские оздоровительные учреждения санаторного типа появились двумя веками позже. В 1920 г. в России насчитывалось 31 лесная школа, 59 школ-интернатов, 60 колоний санаторного типа, 13 школ-санаториев для нервнобольных детей. В 1960 г. получила развитие система оздоровительных лагерей сезонного типа и специализированных санаторных учреждений круглогодичного действия. К 1982 г. в стране дополнительно функционировал 31 санаторий для родителей с больными детьми, лечение которых проходило одновременно с их обучением.

Современное сложное социально-экономическое положение подавляющего большинства российских семей, напряженный режим работы и неблагоприятные гигиенические условия обучения во многих образовательных учреждениях - эти и другие причины обусловливают нарастание у детей различных патологий. Практика показывает, что регулярные лечебно- профилактические мероприятия, проводимые на этапах восстановительного лечения по схеме поликлиника - стационар - санаторий - поликлиника, позволяют предотвратить переход острых заболеваний в хронические формы у подавляющего большинства больных детей.

У нас в стране накоплен ценный опыт обучения, воспитания и сохранения здоровья детей в санаторных учреждениях. Однако он еще не систематизирован и не обобщен, особенно опыт детских лагерей санаторного типа круглогодичного действия. В большей степени осмыслен опыт обучения и лечения детей в условиях специальных образовательных учреждений оздоровительного типа. Долгие годы мы ведем поиск научно обоснованных путей организации учебно- воспитательной деятельности и совершенствования ее содержания на основе интеграции обучающего, воспитывающего и оздоровительного воздействия на ребенка.

В основу педагогической концепции современной учебно- воспитательной системы легли идеи "лечения через воспитание" (В.П. Кащенко), антропологические подходы (П.П. Блонский, Л.С. Выготский), социальной реабилитации и целенаправленного воздействия среды на личность (А.С. Макаренко); результаты исследований компенсаторной функции учреждений интернатного типа (Б. Беттельгейм, Я. Корчак) и современных воспитательных систем (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова).

Актуальность данной проблемы объясняется рядом причин, прежде всего ростом показателей смертности, травматизма, заболеваний хронического характера, инвалидизации детского населения нашей страны по сравнению с подобными показателями в развитых странах мира. В России 23% детей страдают хроническими заболеваниями и более 1 млн. являются инвалидами. Экономические потери государства, обусловленные временной нетрудоспособностью взрослых в связи с уходом за больными детьми, составляют около 4 млрд. рублей.

Необходимость создания и развития сети оздоровительных учреждений санаторного типа диктуется и тем, что режим .работы многих общеобразовательных заведений таков, что в процессе обучения у школьников происходит нарастание различных патологий [1]. Наши обследования здоровья детей, побывавших в санатории "Тишково", проведенные в период 1997-2001 гг., выявили следующую картину:

* число абсолютно здоровых детей не превышает 30% (от общего числа лечившихся на курорте);

* у многих детей имеются недостатки в физическом развитии (у 30% - нарушена осанка, у 55% наблюдается плоскостопие, у 35% - близорукость);

* у 66% отмечены расстройства психической сферы;

* у 20% - желудочно-кишечные патологии;

* 35% имеют патологии органов дыхания, слуха и осязания.

Эти данные подтверждаются и официальными материалами диспансеризации, которые свидетельствуют о том, что в связи с неудовлетворительным состоянием лечебно- оздоровительной работы, социальными и экономическими проблемами в последние 10 лет значительно усилился переход острых форм заболеваний детей в рецидивирующие и хронические. Учитывая высокую экономическую эффективность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок кубановедения по теме "Кубань- здравница России",3класс

УРОК -ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ-КУРОРТАМ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ...

Урок кубановедения "Кубань - здравница России"

На данном уроке дети познакомятся с особенностями городов черноморского побережья, с их здравницами, в преддверии знаменательного события для нашего края – Олимпиадой – 2014. Тема здоровья актуальна, ...

Кубань – здравница России.

Тема урока: Кубань – здравница России.Цель урока: Познакомить ребят с курортами и здравницами Кубани, совершив заочную экскурсию; воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю и его природе, ...

Кубановедение, 3 класс Тема: « Кубань – здравница России» (практическая работа).

                                 Кубановедение, 3 класс Тема:  « Кубань – здравница России» (практ...

урок качества в 3 классе "Здравницы Краснодарского края - услуги высшего качества"

Урок качества в 3 классе "Здравницы Краснодарского края-услуги высшего качества"...

Урок кубановедения по теме "Кубань - здравница России"

В материале содержится информация о курортах и здравницах Краснодарского края....