Профилактика проявлений школьной дезадаптации младших школьников «Я познаю этот мир»
рабочая программа (1 класс)

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка с особыми потребностями в обучении. Этот период труден и для ребёнка, который прошёл подготовительный этап в ДОУ, и для того, который находился на домашнем воспитании.

Учащиеся первого класса, в силу индивидуальных психофизических особенностей, с трудом адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы на уроке, учебной программой.

Учебная деятельность требует определённого уровня социально-психологической зрелости, развития школьно-значимых психофизических функций, а также познавательной деятельности.

Однако практика последних лет показывает, что дети не всегда способны принять темп школьной жизни на первом году обучения, у них недостаточно развита произвольность поведения, психомоторное развитие часто ниже возрастной нормы, что сказывается и на развитии познавательных процессов: внимание неустойчивое, процесс запоминания продолжителен во времени, преобладающая форма мышления – наглядно-действенная, воображение репродуктивное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dezadaptatsii_17.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика проявлений школьной дезадаптации младших школьников

«Я познаю этот мир»

Пояснительная записка.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка с особыми потребностями в обучении. Этот период труден и для ребёнка, который прошёл подготовительный этап в ДОУ, и для того, который находился на домашнем воспитании.

Учащиеся первого класса, в силу индивидуальных психофизических особенностей, с трудом адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются с режимом работы на уроке, учебной программой.

Учебная деятельность требует определённого уровня социально-психологической зрелости, развития школьно-значимых психофизических функций, а также познавательной деятельности.

Однако практика последних лет показывает, что дети не всегда способны принять темп школьной жизни на первом году обучения, у них недостаточно развита произвольность поведения, психомоторное развитие часто ниже возрастной нормы, что сказывается и на развитии познавательных процессов: внимание неустойчивое, процесс запоминания продолжителен во времени, преобладающая форма мышления – наглядно-действенная, воображение репродуктивное.

В результате у детей наблюдаются страхи, неадекватные реакции на ситуацию (агрессивное поведение, замыкание в себе, избегание контактов), а также признаки «школьного невроза» или «фобии школы», что характерно для процесса дезадаптации.

Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических функций в процессе изобразительной и игровой деятельности.  

Цель:

 психолого-педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития.

Задачи:

- создание условий оптимального возрастного развития личности младшего школьника в целом, включающих охранно-стимулирующий режим, распределение нагрузок с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;

- организация коррекционно-развивающих воздействий с использованием различных методов: игротерапия, психорегулирующие тренировки, изотерапия;

- коррекция и развитие мелких мышц руки, пространственной ориентации, координации движений, координации в системе «глаз – рука», увеличения объёма зрительного восприятия.

Адресат:

- обучающиеся первого класса в адаптационном периоде;

- обучающиеся, вновь прибывшие в ОУ;

- обучающиеся младших классов с выраженным уровнем тревожности и низкой социально-психологической зрелостью, признаками дезадаптации.

Структура занятия:

1-й блок:

 ритуал приветствия, разминка, игровые задания средней и малой подвижности, упражнения психорегулирующей тренировки.

Формы работы: фронтальная, работа в кругу.

Задача 1-ого блока: снятие эмоционального напряжения, формирование положительного эмоционального отношения к собственным практическим действиям, развитие зрительного восприятия, внимания.

        2-й блок:

 упражнения на развитие мелкой моторики рук, координации в системе «глаз – рука», ритуал прощания.

Формы работы: индивидуальная, работа в тетрадях.

Задача 2-ого блока: развитие рисовательных движений, умений ориентироваться на листе бумаги, переносить воспринимаемый графический образ без искажений к себе в тетрадь.

Методическое обеспечение программы.

Игровые упражнения 1-ого блока.

  1. Игра «Имена».

Цель: развитие слуховой памяти.

Все участники занятия сидят в кругу и по очереди представляются друг другу. Ведущий начинает с себя, таким образом, он задает образец: «Здравствуйте, меня зовут…….».

  1. Игра «Улыбка».

Цель: развитие умения выражать чувство радости.

Каждый участник занятия приветствует своего соседа справа (слева) улыбкой. Можно использовать маску-подсказку.

  1. Игра «Весёлые ладошки».

Цель: развитие чувства ритма.

Ведущий предлагает по очереди всем отстучать ритм, который он задаёт. Ритм на первых занятиях должен быть простым, не слишком быстрым, но постепенно задание усложняется.

  1. Игра «Чей домик?».

Цель: развитие аналитико-синтетических функций.

Ведущий предлагает всем выбрать по одной карточке, где изображено животное или птица. Затем ведущий предлагает ребятам посмотреть на большую картинку и определить, где живут выбранные ими животные, птицы. Например, предлагаются карточки: медведь, волк, лиса, заяц, ёжик, дятел, соловей. Картина леса, где изображены дерево с дуплом, дерево с гнездом, норка лисы и т.д.

  1. Игра «Найди окошко для фигуры».

Цель: развитие зрительного восприятия.

Ведущий показывает ребятам геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) и предлагает найти нужное окошко – домик для неё.

  1. Игра «Найди пару».

Цель: развитие внимания.

Педагог называет определённый признак, по которому ребята объединяются в пары. Например: «кто сегодня рано встал – в пары стройся», «кто сегодня не скучал, весело играл – в пары стройся», «у кого в одежде есть красный цвет – в пары стройся» и т.д.

  1. Игра «Угадай, что нарисовано».

Цель: развитие аналитико-синтетических функций.

Ведущий показывает ребятам нарисованные силуэты, а дети называют, какие предметы в классе могут иметь такую форму.

Например: квадрат – окно, картина; круг – зеркало, лампа; прямоугольник – дверь, шкаф, книга, крышка парты; треугольник – пирамидка, крыша домика и т.д.

  1. Игра «Найди, где спрятано».

Цель: развитие зрительного внимания.

Педагог прячет в комнате какой-либо предмет, а ребята в это время сидят с закрытыми глазами. Затем по условному сигналу все начинают искать этот предмет.

  1. Игра «Запомни и найди».

Цель: развитие зрительно-опосредованного запоминания.

Ведущий показывает ребятам ряд предметов, они их запоминают, а затем ведущий раскладывает их в кабинете. По условному сигналу все участники начинают искать эти предметы в комнате.

  1.  Игра «Минутка».

Цель: развитие восприятия чувства времени.

Педагог засекает минуту времени и предлагает каждому ребёнку тоже засечь свою минутку. Когда минута будет на исходе, нужно подать сигнал с помощью поднятой руки. У каждого ребёнка своё восприятие времени, существует предположение, что чем меньше продолжительность минутки у ребёнка, тем более он подвижен.

  1.  Игра «Объятия».

Цель: развитие доброжелательного отношения друг к другу, получение нового сенсорного опыта.

Ведущий рассказывает о том, что когда люди с кем-то очень дружны, то они выражают свои чувства через объятия. Все ребята уже давно знакомы друг с другом и поэтому могут свободно выразить свои чувства объятиями. Ведущий предлагает ребятам обнять своего соседа справа (слева).

  1.  Игра «Кошечка-собачка».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий предлагает детям представить себя собачками и показать, какие они по характеру (ласковая, добрая, весёлая, злая, грустная), затем все превращаются в кошечек или собачек.

  1.  Игра «Радуга».

Цель: развитие умений действовать по условному сигналу.

Каждый ребёнок выбирает себе определённый цвет – это одна из полосок радуги. По условному сигналу все, глядя на картинку, строятся в том порядке, в котором располагаются полоски радуги.

  1.  Игра «Тропинка».

Цель: развитие умений действовать по инструкции и условному сигналу.

Педагог предлагает всем встать друг за другом и, передвигаясь по команде, выполнить те действия, которые выполняет ведущий.

Варианты заданий: все становятся в шеренгу, поворачиваются направо и кладут руки на плечи своего соседа, стоящего перед ними, затем начинают передвигаться змейкой за ведущим; все опускают руки и перескакивают через воображаемое бревно; затем все, высоко поднимая колени, переходят вброд реку и т.п.

  1.  Игра «Запретный номер».

Цель: развитие внимания, умений действовать по инструкции.

Выбирается определённая цифра, которая становится запрещённой к озвучиванию. По условному сигналу все ребята строятся, называют свой порядковый номер; когда доходят до запрещенной цифры, её обладатель не называет, а хлопает в ладоши.

  1.  Игра «Определи игрушку».

Цель: развитие внимания, умений действовать по инструкции.

Ребятам предлагается найти в комнате игрушки, которые зашифрованы на рисунках: длинные ушки, пушистый хвост, огромные зубы, цветное кольцо и т.п.

  1.  Игра «Дракон кусает свой хвост».

Цель: развитие моторной ловкости.

Все строятся в колонну друг за другом, руки кладут впереди стоящему на плечи. Первый изображает голову, а последний – хвост. Голова пытается поймать свой хвост, а хвост уворачивается от неё.

  1.  Визуализация «Тёплый, как солнце».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ведущий предлагает ребятам сесть на стульчики поудобнее, ступни ног поставить на пол, ладони положить на коленки, закрыть глаза и представить себе тёплый чудесный день, серое облачко проплывает по небу и уносит с собой все трудности, печали и обиды…

        - яркое голубое небо, лёгкий ветерок, мягкие лучи солнца помогают вам расслабиться, почувствовать лёгкость во всём теле. Сделайте вдох, почувствуйте свежесть воздуха, выдох – откройте глаза, поднимите медленно руки вверх, потянитесь, улыбнитесь окружающим вас детям.

  1.  Игра «Чувства».

Цель: развитие соотнесения эмоционального состояния человека с рисуночным изображением.

Ребятам последовательно предлагаются сюжетные картинки, где изображены дети в различных ситуациях с разными проявлениями эмоций. Ведущий спрашивает: - Что делают ребята на картинке? Какие эмоции возникают у вас в такой же ситуации? Что чувствуют ребята?

Затем предлагается вспомнить случаи из жизни детей. Например: сюжет картинки «Дети спрятались от грозы под деревом». Чувства, эмоции: страх, испуг.

Рекомендуется использовать демонстрационный материал для занятий и индивидуально «Наши чувства и эмоции».

  1.  Игра «Волшебный мешочек».

Цель: повышение эмоциональной компетентности детей.

Игра проводится после выяснения эмоционального состояния ребят. Педагог предлагает каждому ребёнку взять по пакетику и наполнить его своими ненужными чувствами (гнев, обида, грусть, страх, злость). Каждый ребёнок имитирует движения складывания своих негативных чувств в волшебный мешочек. Затем все ребята завязывают свои мешочки и выбрасывают их в мусорное ведро.

Игровые упражнения 2-ого блока.

  1. Задание «Дорисуй предмет».

Цель: развитие ориетировки в пространстве.

Ведущий показывает часть предмета, который начал рисовать художник, а закончить его предлагает ребятам. Можно разложить листочки каждому, можно предложить дорисовать предмет в воздухе. Варианты заданий: половинка бабочки, половинка домика, половинка жука, половинка юлы и т.п.

  1. Задание «Нарисуй по точкам».

Цель: развитие координации в системе «глаз – рука».

Всем ребятам раздаётся лист, где намечены точками какие-либо предметы; ребята, соединяя точки, изображают предметы и подписывают их названия. Например: гриб, солнце, облако, машина, затем постепенный переход на геометрические фигуры.

  1. Задание «Составь предмет из геометрических фигур».

Цель: развитие творческого воображения.

Педагог раздаёт ребятам наборы геометрических фигур из цветной бумаги и предлагает сделать аппликацию, изобразив какой-либо предмет. Ребятам на первых порах предлагаются варианты картинок-подсказок, где из геометрических фигур уже составлены предметы, а они подбирают фигуры и соединяют их согласно расположению на картинке.

  1. Задание «Заштрихуй рыбку».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Ведущий раздаёт детям листы, где нарисованы силуэты рыб, которые надо раскрасить. Направление штриховки может быть указано в виде нескольких линий-стрелок: по горизонтали, по вертикали, по диагонали.

  1. Задание «Копирование точек».

Цель: развитие зрительного восприятия.

Педагог предлагает ребятам скопировать точки точно так же, как на образце. Варианты заданий: ./../…/                 …../../…../../

__/_____/__/_____/                        __/__/__/_____/__/__/__/_____/

  1. Задание «Лабиринт».

Цель: развитие ориентировки на листе бумаги.

Педагог раздаёт детям листочки с изображёнными лабиринтами, которые те должны пройти за определённый промежуток времени.

  1. Задание «Разведчики».

Цель: развитие внимания.

Педагог пишет на доске зашифрованные слова в цифровом варианте и затем, раздав детям ключ к шифру, предлагает расшифровать написанное.

Варианты заданий: шифр: 1 – А, 2 – И, 3 – Г, 4 – О, 5 – Р, 6 – З, 7 – Б,

8 – С, 9 – М, 10 – Л

5461 – роза,  849 – сом,  481 – оса,  3527 – гриб,  5191 – рама,  

3 4 10 4 8 – голос,  6291 – зима

  1. Задание «Графический диктант».

Цель: формирование умения точно выполнять указания взрослого.

Педагог раздаёт ребятам листочки в клеточку с заданиями, которые те выполняют. Задания могут быть предложены в виде устной инструкции, а также в письменной форме.

Варианты заданий:  

-  2 кл. вверх, 1 кл. направо, 2 кл. вниз, 1 кл. направо;

-  3 кл. вниз, 5 кл. направо, 3 кл. вверх, 2 кл. направо;  

-  1 кл. направо, 4 кл. вверх, 2 кл. вниз, 1 кл. направо, 2 кл. вниз.

  1. Задание «Узор».

Цель: развитие координации в системе «глаз - рука».

Детям предлагают нарисовать узор на рукавичке, платочке из тех фигур, которые нарисованы педагогом на доске. Например: **//***//**//***//; квадрат, треугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.

  1.  Задание «Путаница».

Цель: развитие концентрации и устойчивости зрительного внимания.

На доске нарисован ряд предметов, которые соединены друг с другом разноцветными линиями, образуя путаницу. Педагог предлагает желающим распутать эту путаницу и найти каждому предмету пару. Предметы располагаются на листе на противоположных сторонах, но не напротив друг друга. После того как ребята выполнят задание, им предлагается объяснить, почему эти предметы – пара.

Например:

мяч…………..замок

ключ…………катушка

игла………….корзина      

  1.  Задание «На что похоже?».

Цель: соотнесение плоскостного изображения геометрической фигуры с реальным предметом.

Педагог показывает силуэты геометрических фигур, которые объединены, а ребята обращаются к собственному опыту и называют, на какие реальные предметы они похожи.

  1.  Задание «Бывает – не бывает».

Цель: развитие аналитико-синтетических связей.

Ребятам показывают картинки с сюжетами, и они определяют, бывает ли то, что нарисовано, или нет. Сюжеты могут быть взяты из книги К. Чуковского «Путаница».

  1.  Задание «Покажи, что на картинке».

Цель: развитие пантомимических способностей.

Ведущий раздаёт ребятам картинки и затем предлагает каждому показать, что изображено на его картинке с помощью мимики и движений. Когда один изображает, то другие отгадывают. Например: зонт, чайник, книга, шапка, кукла, воздушный шар, паровозик и т.п.

  1.  Задание «Помоги человечкам найти своё лицо».

Цель: совершенствование понимания эмоционального состояния человека.

Ведущий показывает ребятам картинки, где изображен сюжет: ребята выполняют какое-либо действие, но у ребят не видно лиц, надо назвать, кто что делает, а затем дорисовать лица. Сюжеты: ребята играют в игру, девочка уронила чашку и разбила её, ребята делили игрушку и сломали её и т. п.

  1.  Задание «Фотография».

Цель: снятие эмоционального возбуждения.

Ведущий предлагает ребятам сделать фотоснимок, но для того, чтобы получилась необычная фотография, надо выбрать место и создать какую-либо композицию (сюжет может быть задан). Ребята сообща выполняют задание ведущего. Сюжеты: «Мы на природе», «Дружная семья»; «Играем вместе» и т.д.

  1.  Задание «Кляксы».

Цель: развитие воображения.

Ведущий раздаёт ребятам листы бумаги, жидкую краску. Детям предлагается взять краску и немного налить на лист, затем лист нужно согнуть пополам и снова раскрыть. Пятна подсушивают, а затем рассматривают их и называют, на что они похожи. На следующем занятии снова ведущий возвращается к кляксам и предлагает их дорисовать, чтобы они превратились в узнаваемые предметы.

  1.  Задание «Разноцветная вода».

Цель: развитие умений действовать по инструкции.

Ведущий рассказывает ребятам, что каждый из них может стать маленьким волшебником и делать маленькие чудеса с помощью красок и воды. Затем он раздаёт каждому по баночке с водой и кисточки. Предлагает рассмотреть воду, какая она по цвету. Далее все выбирают наиболее понравившийся им цвет и добавляют в баночку; обращается внимание на то, какой стала вода. После предлагается добавить ещё какую-либо краску и снова определить цвет воды.

  1.  Задание «Необычные рисунки».

Цель: развитие воображения.

Ведущий рассказывает детям, что с помощью рук можно не только умываться, держать ложку и кушать, но и с их помощью можно рисовать картинки. Пальцами можно нарисовать травку, солнышко, а из ладошки можно нарисовать дерево или даже петушка. Все выбирают краску, которой будут рисовать, и наносят её на ладошки, затем делают оттиск на листе бумаги и дают ему высохнуть. После того как все выполнили первую часть задания, педагог показывает, как эти отпечатки превратить в живые картинки.

  1.  Задание «Рисуем вместе».

Цель: развитие навыков совместной деятельности.

Ведущий объединяет ребят в пары и даёт им картинку, которую они должны раскрасить вместе, но не совсем обычным способом; один держит карандаш, а другой водит рукой своего партнёра. Затем устраивается выставка картин, нарисованных парами.

  1.  Задание «Карта моего тела».

Цель: развивать у детей стремление к самопознанию, закрепить те знания, которые были получены ранее.

Рассказать детям о том, что тело человека состоит из частей. Ребята называют и определяют функциональное назначение частей тела: уши, глаза, нос, рот, голова, туловище, руки, ноги. Каждая часть получает свой определённый цвет, как воспринимает её ребёнок. Каждый рисует своё тело и раскрашивает его по-своему.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Коррекционно-развивающие цели

Количество занятий

1 кл

2 кл

3

кл

4 кл

1.

Бал на лесной полянке.

Создание позитивного настроя у обучающихся на совместное взаимодействие с психологом; развитие мелкой моторики рук, зрительного восприятия.

1

1

1

1

2.

В гостях у старичка-лесовичка.

Создание условий для сплочения детского коллектива; развитие и коррекция зрительного восприятия. Формирование умения действовать по инструкции.

1

1

1

1

3.

Разведчики.

Создание условий для сплочения детского коллектива; развитие и коррекция внимания, активизация мышления.

1

1

1

1

4.

Солнечные зайчики.

Снятие мышечных зажимов, эмоционального напряжения; развитие слухового и зрительного восприятия. Формирование координации в системе «глаз-рука».

1

1

1

1

5.

Дары леса.

Развитие и коррекция компонентов зрительного внимания. Формирование пространственно-временного восприятия.

2

2

1

1

6.

Кто здесь живёт?

Развитие умения выражать чувство радости, доброжелательного отношения друг к другу, получение нового сенсорного опыта.

1

1

1

1

7.

А ты что за птица?

Развитие внимания, умений действовать по образцу. Снятие психоэмоционального напряжения.

2

1

1

2

8.

Волшебная кладовочка.

Развитие мелкой моторики рук, творческого воображения. Развитие навыков совместной деятельности.

1

1

1

1

9.

Следопыты.

Развитие аналитико-синтетических связей, навыков соотнесения плоскостного изображения с реальным предметом. Снятие эмоционального возбуждения.

1

1

1

1

10.

У лесного озера.

Развитие ориентировки в пространстве; развитие общей и мелкой моторики. Повышение эмоциональной компетентности детей.

1

1

1

1

11.

Гостеприимный дом.

Совершенствование понимания эмоционального состояния человека. Развитие навыков совместной деятельности.

1

1

1

1

12.

Друзья леса.

Развивать у детей стремление к самопознанию, развивать образное мышление. Закрепление полученных знаний.

1

1

1

1

Всего занятий

14

13

12

13

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М. 1999 г.
  2. Мамайчук И.И. психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб. 2003 г.
  3. Овчарова Р.В. практическая психология в начальной школе. М. 1998 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Программа адаптационных занятий по профилактике проявлений школьной дезадаптации у учащихся 1 классов «Здравствуй школа – это я!»

Цели адаптационных занятий: Психолого – педагогическая поддержка обучающихся первого класса в период адаптации к новой социальной ситуации развития. Профилактическая работа с первоклассникам...

Дипломная работа - проект "Интеллектуальные игры как средство коррекции школьной дезадаптации младших школьников"

В образовательных учреждениях педагог часто сталкивается с проблемой школьной дезадаптации младших школьников, но высокие требования учебной программы не позволяют уделять достаточного внимания дезада...

Рабочая программа по профилактике школьной дезадаптации младших школьников с ЗПР

Данная программа направлена на профилактику дезадаптивного поведения учащихся начальной школы....