Статические растяжки на уроках физкультуры школьников младших классов.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Крыгина Анастасия Александровна

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению двигательной активности детей. Недостаток движений увеличивает объем статической деятельности. Возросли пассивные виды деятельности, выполняемые в положении сидя. Они преобладают над активными, связанными с передвижениями. В связи с этим предлагается увеличивать двигательную активность за счет различных динамических упражнений и ограждать детей от статических напряжений. Однако интенсификация современного процесса школьного обучения ведёт к дальнейшему повышению влияния статических нагрузок на организм учащегося. И от того, насколько вынослив школьник к статическим напряжениям, зависит его умственная и физическая работоспособность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время наблюдается тенденция к снижению двигательной активности детей. Недостаток движений увеличивает объем статической деятельности. Возросли пассивные виды деятельности, выполняемые в положении сидя. Они преобладают над активными, связанными с передвижениями. В связи с этим предлагается увеличивать двигательную активность за счет различных динамических упражнений и ограждать детей от статических напряжений. Однако интенсификация современного процесса школьного обучения ведёт к дальнейшему повышению влияния статических нагрузок на организм учащегося. И от того, насколько вынослив школьник к статическим напряжениям, зависит его умственная и физическая работоспособность.

Статические растяжки на уроках физкультуры школьников младших классов.

Для продуктивной деятельности в любой области необходимо сочетание активности левого и правого полушарий головного мозга. Однако в наш рациональный век левое полушарие получает гораздо больше импульсов для своего развития, так как оно ведает логическими, интеллектуальными, аналитическими, объективными функциями мозга. Такие же способности правого полушария, как интуиция, чувственность, предвидение, генерирование идей, нестандартность мышления остаются нераскрытыми. Именно игра, работа с образами, различные упражнения по развитию творческих способностей, психо-энергетической саморегуляции помогает раскрыть эти возможности, потенциально имеющейся в той или иной степени практически у всех школьников младших классов.

Игра-это основная творческая деятельность детей. Игра - это биологическая функция человека, реализация врожденного инстинкта подражания, компенсация нереализованных возможностей, выход избыточной энергии, упражнение с самообладанием и взаимопомощью и т.д. И хотя в нашем сознании игра-дело не серьезное, дети живут в игре, действие образов игры не прекращается с ее окончанием. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и развития ребенка является целью учителя физической культуры.

Занятия должны проводиться в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнения, игр, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Широко необходимо использовать метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), метод театрализации, где учитель-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Упражнения основаны на статичных растяжках мышц тела и суставно-связачного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающие глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Школьники могут заниматься статическими растяжками регулярно на каждом уроке, проведенном в спортивном зале. Для этого необходим спортивный инвентарь: либо туристические коврики на каждого ученика, либо спортивные маты. Рекомендую проводить занятия в конце урока, после качественной разминки и основной двигательной активности, когда весь организм разогрет. Если проконтролировать 1-3 урока порядок распределения на полу спортивных матов (ковриков ), дети очень быстро выносят и заносят организованно нужный спортинвентарь.Учителю необходимо создать положительный фон, позитивное отношение к занятиям улыбка, радость, делают занятия особенно эффективными . Преподаватель учит удерживать внимание детей на определенных мысленных образах, делать представления яркими. Управление вниманием начинается с концентрации на реальных ощущениях, восприятиях (мышечных, зрительных, слуховых). Воздействие мысленных образов, регулирующей и программирующей силы слова значительно повышается в состоянии мышечной расслабленности. На каждом занятии любое движение может и должно компенсироваться контрдвижением. Мышцы, находящиеся под напряжением, нужно регулярно укреплять путем растягивания и расслабления. Все упражнения основаны на чередовании напряжения и расслабления мышц. Не следует выполнять несколько упражнения подряд на сходные группы мышц. Позвоночник должен растягиваться в различных направлениях, чтобы не стать скованным. Растягивание должно быть не резким, без лишних усилий, не приносящим беспокойства и неприятных ощущений. Выполнение упражнений со статикой и расслаблением развивает мышечный контроль, вырабатывает навыки памяти тела. Чтобы научиться расслабляться, нужно научиться предельно напрягаться. Мышечный тонус - готовность к действию или бездействию. Чем пластичнее мышечная система, тем меньше крайностей у тела (при стрессе от судорог до обморока). Упражнения на растяжку и расслабление наиболее короткий путь к умению управлять своим мышечным тонусом.

Организация проведения занятий.

Советую, из личных наблюдений за детьми, после распределения спортинвентаря на полу, дети сами начинают ложиться на маты (коврики). Учитель должен взять этот процесс под свой контроль, например подать команду: «Лягте на спину прямо! (ноги в одну сторону) Закройте глаза ! Считаю до 10,на счёт 10 садимся(Исходное и промежуточное положение тела между упражнениями : колени и голень со взъёмом стопы касаются пола, ягодицы на икроножных мышцах, спина прямая, плечи опущены и слегка отведены назад, шея прямая, голова смотрит прямо вперед, предплечья рук спокойно лежат вместе с ладонями поверх бёдер ). Когда дети сели учитель начинает сюжетно-ролевую игру. Игры проводятся в виде сказочных путешествий (в зоопарк, на морское дно, в лес, джунгли т.д.) фантазий, когда дети сами придумывают встречи с различными животными или по заранее подготовленному на основе сказки сценарию, по ходу которого дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказок и т.д. Желательно чаще менять сюжеты Дети учатся быстро переключать внимание, сделав упражнение, быстро садятся в позу для слушания (обязательно похвалить тех, кто сел в исходное положение(И.П.) раньше других). На каждом занятии дети выполняют 8-10 упражнений на различные группы мышц. Сюжет игры строится так, чтобы упражнения чередовались, была равномерная нагрузка на все тело ребенка.

За одно занятие дети выполняют:

2-3 упражнения для мышц живота путем прогиба назад,

2-3 упражнения для мышц спины путем наклона вперед,

2-3 упражнения для мышц спины и тазового пояса путем прогиба назад,

2-3 упражнения для укрепления мышц ног,

1-2 упражнения для развития стоп ,

1упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие.

Сюжеты для ролевых игр должны быть доступны для понимания детей, расширять кругозор, воспитывать эстетические навыки. Если использовать сказки, то желательно чтобы они были либо пройдены по программе или будут скоро проходить на уроках чтения или литературы.

Основные принципы занятий.

1.Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ, подражание, имитация известных детям движений.

2Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

3.Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения.

4.Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

5.Индивидуальный подход. Учет особенностей возраста, особенностей каждого ребенка. Воспитание интереса к занятиям, активности ребенка.

6.Сознательность Понимание пользы упражнений, потребность их выполнения в домашних условиях.

Все упражнения выполняются ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Нагрузка регулируется количеством повторений, амплитудой движения, уровнем усложнений, временем пребывания в статическом положении.

Статические упражнения :

1 Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса путем прогиба назад.

Змея.

И. П. Лечь на пол животом, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч.

1.Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться насколько возможно, но не очень сильно запрокидывать голову назад. Задержаться на нужное время.

2.Медленно вернуться в исходное положение. Повторить нужное количество раз.

Кобра.

И. п. лечь на живот, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Руки в замок.

1.Плавно, без рывков поднять голову, затем грудь и верхнюю часть живота как можно выше.Задержаться нужное время.

2.Вернуться в и. п. Повторить нужное число раз.

Кораблик.

И. п. лечь на живот, руки вдоль туловища.

1. Ухватить руками ноги выше щиколоток(колени должны касаться друг друга или слегка расходиться).Прогнуться ,поднимая без рывков голову, грудь и бёдра насколько можно выше над уровнем пола. Задержаться нужное время.

2.Вернуться в и. п.

2 Упражнения для укрепления мышц спины и брюшного пресса путем наклона вперед.

Летучая мышь.

И. п. Сесть в позу прямого угла, развести ноги возможно шире, носки повернуты внутрь.

Руки за спиной за локти.

1.Наклонится вперед ,стараясь коснуться подбородком пола. Задержаться нужное время.

2. Медленно вернуться в и. п. Повторить нужное количество раз.

Страус.

И. п. Встать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены.

1. Не сгибая колени, наклониться вперед, стараясь лбом коснуться колен. Стараясь наклоняться до тех пор, пока голова не окажется между ногами. Руки соединить сзади. Задержаться нужное время.

2. Медленно вернуться в и. п. Повторить нужное количество раз.

Веточка.

И. п. Лечь на спину, ноги вместе, носочки натянуты. Руки вдоль тела ладошками вниз.

1. Не сгибая ноги в коленях, сохраняя натянутые носочки, медленно поднять ноги в вертикальное положение. Таз не отрывать от пола. Задержаться нужное время.

2. Медленно вернуться в и. п. Повторить нужное количество раз.

3.Упражнения для укрепления позвоночника путем поворотов туловища и наклонов его в стороны.

Маятник.

И. п. Лечь на спину ноги выпрямить, носки оттянуть. Руки в стороны, ладонями вниз.

1. Не разводя ноги не сгибая их в коленях , поднять ноги в вертикальное положение, затем наклонить вправо до касания пола.

2. Поднять ноги в вертикальное положение и наклонить их влево до касания пола.

3. Вернуться в И.П. Повторить нужное количество раз.

Морская звезда.

И. п. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Руки в стороны ладонями вниз.

1. Медленно наклониться не сгибая руки и ноги, коснуться правой рукой левой ноги. Задержаться нужное время.

2. Медленно вернуться в и. п. Повторить всё в другую сторону. Повторить нужное количество раз.

Лисичка.

И. п. Сесть на пятки, руками за спиной взять за локти. Сесть на пол справа от пяток. Задержаться нужное время.

2. Медленно вернуться в и. п. . Повторить всё в другую сторону. Повторить нужное количество раз.

Флюгер.

И. П.  Встать прямо, ноги чуть расставлены. Руки вперед, параллельно полу. Кисти вместе, ладони вниз. Смотреть на руки.

1. Медленно повернуть корпус на 90 градусов, не отрывая глаз от рук. Ноги, бедра остаются неподвижны.  Задержаться нужное время.

2. Медленно вернуться в и. п. Повторить всё в другую сторону. Повторить нужное количество.

4.Упражнение на укрепление мышц тазового пояса, бёдер, ног.

Бабочка.

И. п. Сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руки на коленях, ладонями вниз.

1. Опустить развернутые колени до пола, надавливая на них руками. Задержаться нужное время.

2. Поднять колени с пола. Повторить нужное количество раз.

Рак.

И. п. Лечь на бок, голова, грудь, ноги на прямой линии. Верхняя рука вдоль тела, нижняя заложена за голову.

1. Поднять голову, грудь. Одновременно поднять правую ногу с оттянутым носком в вертикальное положение. Взять рукой за лодыжку поднятой ноги. Задержаться нужное время.

2. Медленно вернуться в и. п. Повторить нужное количество раз.

Зайчик.

И. п. Встать прямо, ноги вместе. Наклониться ,не сгибая ноги, поставить руки на пол, пальцами вперед. Голова опущена.

1.Не сдвигая с места стопы ног, не отрывая пятки, не сгибая ноги, передвигать поочередно руки вперед, насколько возможно. Задержаться нужное время.

2.Поочередным передвижением рук к ногам вернуться в и. п. Повторить нужное количество раз.

Веревочка.

И. п. Сесть в позу прямого угла. Руки на бедрах.

1. Развести ноги в стороны, разместив их и туловище в одной плоскости. Ноги прямые. Руками опереться о колени. Задержаться нужное время.

2. Медленно вернуться в и. п. Повторить нужное количество раз.

5.Упражнения для укрепления и развития стоп.

Лошадка.

И. п. Встать на колени. Держа колени вместе, раздвинуть ноги. Сесть на пол между ног, стопы притянуть к себе. Взять руками стопы ног с задней стороны (подошвы).

1. Приподнять руками стопы ног. Задержаться нужное время. Колени и пятки от пола не отрывать.

2. Медленно вернуться в и. п. Повторить нужное количество раз.

Гусеница.

И. п. Сесть в позу прямого угла, согнутые в коленях ноги, не разводя колени, приблизить пятками к ягодицам. Руки в упоре сзади.

1. Поднимая и подворачивая пальцы ног, ползающим движением продвинуть стопы вперед насколько возможно.

2. Тем же движением вернуться в и. п. Движение динамичное. Повторить нужное количество раз.

В школьные годы ребенок начинает подолгу сидеть, часто в неудобной позе, так как тело его быстро устает. Даже у детей, которые пришли в 1-ый класс с нормальной осанкой, чаще всего она начинает катастрофически нарушаться. Эти упражнения при системном подходе могут помочь младшим школьникам справиться с такой проблемой. На каждую группу мышц свои статические и динамические упражнения. Занятия можно разнообразить,если есть возможность, нужно подобрать ритмичное позитивное музыкальное сопровождение.

Статические упражнения рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, использовать защитные функции организма, предупредить многие заболевания, так как воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы вырабатывается естественная сопротивляемость организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков физкультуры в 1 классе

Календарно - тематическое планирование уроков физической культуры в 1 классе по новым стандартам с УУД....

Уроки физкультуры в 1 классе

Конспекты уроков физкультуры в 1 классе на 1-2 четверть...

Урок физкультуры в 3 классе "Сочи-2014"

Урок посвящён олимпийским играм в Сочи в 2014 году. К уроку прилагается презентация....

Технологическая карта урока физкультуры в 4 классе Тема урока: «Передача мяча от плеча правой и левой рукой»

Данная разработка урока создана в помощь учителю физической культуры в начальных классах....

технологическая карта урока физкультуры для 4 класса. Тема урока Л/А, бег с препятствиям

Технологическая карта урока физкультуры для учащихся 4 класса. Тема урока л/а бег с препятствиями....

Технологическая карта урока «физкультура» учителя начальных классов Фатеевой Н.А 1 класс Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Тема: «Играй и развивайся»Цель: Включить учащихся в игровую коллективную деятельность; формирование жизненно необходимых навыков....

Как организовать занятия адаптивной физкультурой в младших классах

Согласно положению о врачебном контроле над физическим воспитанием обучающихся в целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все школьники распределяются по состоянию зд...