Конспект занятия Почва - живая земля
план-конспект

Мадина Абдулкадыровна Ибрагимова

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  миром на тему Почва - живая земля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_pochva_-_zhivaya_zemlya.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  миром на тему:

 «Почва – живая земля»

                                                           

Задачи:

Образовательные: 

I.Вызвать у детей познавательный интерес к почве через удивление о ее значении в жизни растений и человека.

II. а) Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

б) Формировать у детей действия обследования (восприятия) дающие возможность выявить свойства почвы:

- назвать предмет в целом (почва);

при помощи зрительного восприятия выявить цвет, состав почвы;

при помощи растирания почвы между пальцами выявить, какая она на ощупь (мягкая, вязкая, рыхлая) и т.д.

Развивающая: развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по  последовательности, точности описания  свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.

Воспитательные: Воспитание экологической культуры:

формировании правильных способов  взаимодействия с природой (беречь землю, не засорять, сажать деревья, кустарники, лекарственные растения).

- сопереживание всему живому, восприятие красоты природы.

 

Оборудование: образцы почвы: рыхлая и плотно утрамбованная почва, комочки влажной и рыхлой земли, большая банка, 2 банки: с чистой и грязной водой (раствор стирального порошка или мыла), баночки на каждого ребенка с наклеенными этикетками (стопа ноги и цветок), картинки с изображением почвенных  обитателей (крот, дождевой червь, муравьи, полевая мышь, медведка), стаканчики с землей (по количеству детей), семена, наголовник с изображением дерева, и с изображением дождевого червя,обруч-2 шт.

 

Ход

Орг .момент:        

Игра-приветствие

    «Наши умные головки»
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся

Рассказ воспитателя:

Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного в кладовой уже 20. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, морковки.

Видал ли ты когда-нибудь семечко 2-мя крылышками? Дунешь на него – оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит, глядишь, где было крылатое семечко стоит ветвистое дерево.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.

- Вы догадались, как она называется?

Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).

Слайд 1: почва      

Воспитатель: Почва – это земля. Все мы ходим по земле. В сухую погоду нам

не нравится, что много пыли, а в дождливую – что слишком грязно. А ведь

пыль и грязь – это не просто земля. Под ногами у нас почва. Она поит и кормит

растения, а они отдают ей свои сухие листья.

Почва есть только там, где растут растения и наоборот, растения сами создают

почву.

-Как же это происходит? Давайте с вами вспомним.

-Кто из вас видел как осенью с деревьев опадают листья?

-А куда они потом деваются? (ответы детей)

Все эти опавшие листья и ветки перегнивают сначала, а потом образуют почву.

Слайд 2

Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.

А что нужно для роста и развития растений ?( вода .воздух ,свет ,тепло ,минеральные вещества)

Еще почву называют «Подземным царством».

- Как вы думаете, почему?

В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т.д.).

Видеоролик «  Подземные жители»

-Чем они дышат?  Как и все воздухом.

Давайте проверим, есть ли в почве воздух.

А для этого мы превратимся в маленьких- исследователей .

Скажем дружно волшебные слова :

Опыт 1. Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.

Вывод: в почве есть воздух.    Карточка 1

Скажите, где воздуха в почве больше – в местах, которые посещают люди (плотно утромбованной) или там, где редко ступает нога человека (рыхлой).

- Давайте проверим. Воспитатель показывает

Для этого возьмем кусочек (рыхлой почвы) и (уплотненной почвы).

Опускаем кусочек уплотненной почвы в банку с водой с наклейкой, где нарисована стопа ноги человека, а рыхлой с наклейкой цветка и начинаем наблюдать, где будет больше выходить пузырьков.

Так, где же воздуха больше? (в рыхлой почве).

- А почему в уплотненной почве воздуха меньше?

Когда мы ходим по земле, то давим на ее частички, они как - бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Давайте это увидим сами.

Опыт 2. Для этого возьмем рыхлую, влажную почву и рассмотрим ее, как она выглядит.

Посмотрите, что внутри комочков есть пустые места, там и прячется воздух.

- А сейчас сожмите кусочек земли в руке.

- Что с ним произошло? Каким он стал?

- Он увеличился или уменьшился? Почему?

Комочек стал меньше, потому что «пустых мест» между частичками земли стало меньше, они прижались друг к другу, а воздух «ушел». Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух уходит.

- Скажите, в лесах, парках много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле на тропинках или участках, которые люди не посещают? Почему?

- Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?

Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем. Поэтому необходимо соблюдать правила поведения в парке, лесу: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, тем самым можно сберечь «дома» и жизнь многим подземным обитателям.

Воспитатель : ребята ,предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру

                                     

ИГРА «ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ  И ЧЕРВЯЧКИ»

Сейчас мы увидим, как листочки превращаются в почву.

Дети делятся на две команды. В каждой команде свой «червяк» и свое «лекарственное растение». В одном конце помещения на полу на одной линии, но на расстоянии положить  два обруча. Это будут «норки» червяков. От каждой команды выделяется ребенок, исполняющий роль дождевого червя. Он становится в круг, здесь же, в кругу на полу находятся стаканчики с землей. В противоположном конце помещения положить еще два обруча для детей, которые будут выполнять роль «лекарственных растений». Эти дети также встают в круг, в руках у них листья. На голове у детей соответствующие наголовники лекарственных растений. Остальные участники становятся друг за другом. По команде ведущего «ОСЕНЬ!» дети-лекарственные растения дают лист своему участнику, тот бежит к червяку и меняет его на стаканчик с землей. Потом возвращается с ним к растению и отдает. Участники команд повторяют свои действия пока последний участник не принесет землю своему растению.

 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

По тропинке мы идём (ходьба на месте)

Листья на земле найдём (наклоны вперёд)

А под листьями жуки, муравьи и червяки (приседания)

Рыхлят землю, перегной, нет для них преграды (приседания)

И земля как пух весной, все растения рады (круговые движения руками)

А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных  жителей

1)Маленький  рост, длинный хвост,

    Буроватая шубка, остренькие зубки,

    Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)

 

2)Землеройная машина, без бензина и без шины

 Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт

 Темнота и теснота в подземелье у … (крота)

 

3)Мой хвост не отличишь от головы

  Меня всегда в земле найдете вы.

  А если вдруг пролился дождик

  Я выползаю на дорожки. ( дождевой червь)

 

4)Погляди на молодцов: веселы и бойки

   Волокут со всех концов, материал для стройки.

   Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,

   И спешит на помощь друг, тут народ хороший.

    Без работы, хоть убей жить не может…(муравей)

 

 

- К своей земле нужно относиться бережно, кроме всего не нужно ее загрязнять.

Сейчас мы увидим, как происходит загрязнение почвы.

Опыт 3. Рассмотрим воду у меня в баночках.

- Чем они отличаются?

Да, в одной чистая вода, а в другой грязная, которая осталась после стирки. Такую воду мы выливаем в раковину или выплескиваем на землю.

- Что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной?

Давайте польем почву в одной банке чистой водой, в другой грязной.

- Что изменилось?

В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку.

А во второй? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки.

Представьте себя на месте дождевого червяка или крота.

- Какую бы почву вы выбрали для своего дома?

- Что бы вы подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их?

Вывод: В жизни, как и в сказках, есть «живая вода» (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных), но есть и «мертвая вода» - грязная, когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть.

- Откуда берется  «мертвая вода»?

Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей и т.д.

Во многих местах на нашей планете почва загрязняется, «болеет» и уже не может кормить, поить растения чистой водой, животные не могут жить в такой почве.

Поэтому необходимо бережно относится к «Подземному царству», стараться делать так, чтобы в нем всегда было чисто.

А сейчас, чтобы увидеть, как действительно горсточка семян в земле превращается в лекарственные растения,  мы посеем их в наши колеса с землей. И в дальнейшем будем наблюдать за их появлением.

Итог занятия:

- Дети, сегодня на занятии вы познакомились с понятием «почва». Почва - что

это?

Из чего она состоит? Теперь вы знаете, как образовалась почва. На это ушло

много лет.

- Куда исчезают опавшие листья? (Ответы детей.) Все опавшие листья

превращаются в почву. Она становится богатой, в ней появляется новая «пища»

для растений. Так происходит всегда: земля-почва кормит растения, а потом

они её.

- Кто в ней обитает?(ответы детей) Как же мы можем сберечь почву для этих

существ?

Что мы можем сделать? (не загрязнять почву, поливать чистой водой, не

разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» -

они очень нужны почве.

- Молодцы дети, вы внимательно слушали и ответили на все мои вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "МЫ- ДЕТИ ЗЕМЛИ"

К ДНЮ ЗЕМЛИ 22 АПРЕЛЯВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА СОПЕРЕЖИВАНИЯ ПРИРОДЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛЮДЕЙ ЗА НЕЁ....

Конспект занятия по логопедии "Живая и неживая природа"

Данное занятие поможет молодому спецмалисту в разрабтке подобных занятий...

Конспект занятие в живом уголке

Цели занятия: организовать наблюдение за обитателями аквариума, уточнить знания условий, необходимых для нормального самочувствия рыбок, водорослей, улиток; научить выделять общие для рыб признаки (го...

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, звуки т-д

     В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются...

План-конспект занятия внеурочной деятельности "Земля-наш дом"по теме "Первые представления человека о Земле"

Красткий план занятия ВД "Земля - наш дом" на тему "Первые представления человека о Земле"....

Статья "Почва - живая страна"

Статья о совместном занятии с дефектологом по посадке огорода на окне...

Конспект занятия внеурочного занятия с интеграцией изобразительного искусства. Урок толерантности в 1 классе. Дружат дети всей Земли. Тема: «Какие мы все разные»

Цель: формировать понимание значения дружбы, доброты, отзывчивости, терпимости (толерантности) для каждого ребенка; развивать у детей чувство взаимопонимания, поддержки; воспитывать уважение к лю...