Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, звуки т-д
план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему

Ягодкина Татьяна Сергеевна

       В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения (Савина Е.А. Возможности комплексного логопедического обследования детей младшего школьного возраста // Практическая психология и логопедия. 2005). Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания  во 2 классе.

Логопедическая тема: Дифференциация звуков [т] и [д] в слогах и словах.

Грамматическая тема: Правописание глухих и звонких согласных [т], [д] в конце слова.

Лексическая тема: «Сад».

Цель урока: Учить дифференцировать звуки [т], [д].

Задачи:

  • Закрепить умение выделять и различать на слух звуки [т], [д] в слогах, словах;
  • Развивать фонематическое восприятие и аналитико-синтетическую деятельность;
  • Закрепить умение пользоваться правилом правописания глухих и звонких согласных в конце слова;
  • Уточнять и обогащать словарь детей;
  • Работать над развитием психических функций детей: памяти, внимания, слуховой памяти, мышления.

Оборудование:

  • Карточки с буквами «т» и «д»;
  • Карточки с цифрами;
  • Мяч;
  • На доске записаны слоги и слова;
  • Картинки;

Ход урока.

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность детей

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте дети! Пусть сядут те из вас, в чьем имени 4 звука, теперь те в чьем имени 5 звуков.

  1. Основная часть.

 1. Уточнение артикуляционно-акустических характеристик звуков [т], [д].

– Ребята, скажите какой первый звук в слове - точка.

– Какой первый звук в слове -дочка.

– Скажите, это гласные или согласные звуки?

– Теперь давайте вспомним где находится язык при произнесении звуков [т] и [д].

– Правильно, смыкается с верхними резцами.

Рисую на доске

– Приложите руку к горлу и скажите звук [т]. Горлышко звенит или не звенит?

– Правильно, не звенит. Значит звук [т] – глухой.

Рисую на доске

– А когда вы произносите звук [д]?

– Правильно, горлышко звенит. Значит звук [д] – звонкий.

Рисую на доске

– Перерисуйте схемы в тетрадь.

2. – Сейчас мы с вами поиграем в мячик.

Пример: я кидаю и говорю «та», вы кидаете его обратно и отвечаете «да» и т.д.

Та – да, ты – ды, то – до, ду – ту, до – то, да – та.

3. Развитие фонематического анализа.

– Будьте внимательны, я буду произносить звукосочетания, а вы поднимайте букву в зависимости от того, какой звук слышите.

Адя, ота, ато, уду, ута, оды, ита, еда, иту, уде и т.д.

4. – А сейчас попробуйте определить, какой звук в слове и на каком месте он находится. Поднимайте соответствующие таблички с буквой и цифрой.

Картинки:

Танк – Т-1; Картина – Т-4; Лист – Т-4.

Дом – Д-1; Ведро – Д-3; Посуда – Д-4.

5. Физкультминутка.

– Я буду читать слова, когда вы услышите звук [т] – хлопните в ладоши, когда услышите звук [д] – присядьте.

6. – Ребята, посмотрите внимательно на доску. Назовите слова, которые отличаются только звуками [т], [д].

том – дом; трава – дрова; тушь – душ; уточка – удочка.

Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните буквы «д» и «т».

7. – Ребята, на доске записаны слова. Но в них не хватает первой буквы. Помогите мне вставить пропущенные буквы. Подходите к доске по одному и впишите пропущенные буквы.

Перепишите эти слова в тетрадь.

_ок, _ома, _ача, _руд, _апки, _орт, _руг.

  1. Подведение итогов.

– Ребята, о чем мы сегодня говорили?

– Что нового вы сегодня узнали?

– Какие звуки мы учились различать?

– Вы сегодня хорошо поработали, все старались, молодцы!

До свидания.

Дети садятся.

– Звук [т]

– Звук [д]

– Согласные

– Касается верхних зубов.

– Не звенит

– Звенит

Рисуют схемы в тетради.

Играют.

Поднимают таблички с буквами.

Поднимают таблички с буквами и цифрами.

Выполняют задание.

Называют слова том – дом, уточка – удочка. Переписывают их в тетрадь.

Вписывают пропущенные буквы, переписывают слова в тетрадь.

[т], [д].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания

Конспект подргуппового занятия обобщающего типа для учеников 2 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.Фонематическая тема: Дифференциация звуков «ш», «щ» и б...

Индивидуальное занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания, буквы ч-щ

Трудности в обучении письму могут наблюдаться, как у детей с общим недоразвитием речи, так и у детей не имеющих ярко выраженных нарушений. Обнаруженные у младших школьников специфические нарушения пис...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯпо коррекции дисграфии на основе нарушений фонемного распознавания.С группой 2-го класса с нарушениями письма и чтения....

Профилактика и коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Дифференциация Д-Т.

Профилактика и коррекция дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Дифференциация Д-Т....