Умелые ладошки
рабочая программа (1 класс)

Коблова Оксана Владимировна

Программа по развитию мелкой моторики у младшего школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ladoshki.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Титульный лист.

Комплекс основных характеристик дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы:

1. Пояснительная записка.

2. Учебный план.

3. Содержание учебного плана

4. Формы аттестации планируемых результатов

5. Календарный учебный график.

Комплекс организационно-педагогических условий:

1. Методическое обеспечение программы.

2. Условия реализации

3. Оценочные материалы

4. Список литературы.

Пояснительная Записка

В современном мире прогресс автоматизации и функции управления на расстоянии освобождает человека от ручного труда.  Человечество все реже пишет авторучкой, и использует ручной труд  как в быту так и на производстве. Ручной труд уходит из жизни взрослых, а значит и детей.

Но как мы знаем человек, познает окружающий мир с помощью органов чувств- зрения, осязания, обоняния и слуха.

Происходящие изменения в современном обществе заставляет нас задуматься  о развитии у современных детей мелкой моторики.

Направленность программы – социально педагогическая, так как представляет комплексную дополнительную образовательную услугу для детей дошкольного возраста и детей первых и вторых классов.

Актуальность – дошкольный возраст важнейший период в развитии каждого ребенка. Именно в этот период закладывается фундамент всестороннего развития личности. Отсутствие детского сада в селе вносит свои запросы, а именно подготовить детей к школе. Данная программа позволит сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность у детей.

Новизна данной программы заключается в том, что занятия проходят  в непринужденной, активной игровой форме (с проговаривание детского фольклора), о также используются нетрадиционные способы лепки, рисования, клеения. Гимнастика пальцев,  игры с привлечение бытовых и канцелярских предметов.

Отличительные особенности  Работа в кружке «Умелые ладошки» направлена на всестороннее  развитие  ребёнка. При постоянной смены  видов деятельности и переключения внимания, данная методика  позволяет детям активно и с удовольствием заниматься  и не уставать.  Занятия в кружке отличаются  комплексным   подходом, развитию всех необходимых навыков готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

 Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы опирается на исследования Л.В. Занкова и др. Нарушения в развитии мелкой моторики является одним из характерных симптомов нарушений интеллекта на уровне умственной отсталости. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Цель  программы - развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста  и учащихся младшего школьного возраста.

Задачи программы:

Обучающиеся:

-научатся управлять движением пальцев рук, глаз,  рук;

- обучатся  различным навыкам работы с бумагой, пластилином и другими предметами;

- проявят интерес к обучению.

Развивающие:

- развивать движения кистью и пальцами рук

-развивать способности управления  работой рук со зрительным   восприятием

- развивать творческую активность, мышление и фантазию

- развивать сосредоточенность, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость,  целенаправленность и самоконтроль

Возраст и возрастные особенности: дети дошкольного возраста и учащиеся младшего школьного возраста.

Сроки реализации: 6 месяцев (24 недели, 24 занятия)

Общее количество часов в год: 24

Количество часов в неделю: 1 час

Количество человек в группе-15

Продолжительность занятия-20-25 мин.

Каждое занятие состоит из 3-х частей:

Вводная часть – 3-5 минут.

Основная часть – 10-15 минут.

Заключительная часть – 3-5 минут.

Формы и режим занятий:

 индивидуальная, групповая, фронтальная, очная и дистанционная.

Очная - класс.

Дистанционная- Чат  Viber.

Создания группы в месенджере Viber:«Умелые ладошки», в которой еженедельно выдаются задания с применение практических занятий по картинкам, проводятся индивидуальные консультации по телефону с участием преподавателя и обучающегося, индивидуальные занятия  по видеосвязи в Viber.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Предметные:

Обучающиеся научатся:

-владеть разными приемами сцепления пальцев («замок», «мост» и др.);
- выполнять различные движения кистями и пальцами рук («игра на барабане» и т.п.).

-соизмерять визуально предметы

-изготавливать простейшие изделия из бумаги, пластилина,  ниток, пакетов и т.п.

- работать с трафаретами;

-застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;

-завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки;

-выполнять аппликации из различных материалов (ткань, бумага, природные материалы);

- наносить краски разными способами (кистью, ватной палочкой, губкой и др;

-основным формам штриховки (вертикальная. Горизонтальная);

Личностные:

У обучающихся  сформированы:

-потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам;

-внутренняя мотивация к самоконтролю;

-внимательность, усидчивость, самостоятельность;

-навыки художественного вкуса, любознательность, интерес к  творчеству;

Метапредметные

Регулятивные УУД:

-понимать и принимать учебную задачу, сформированную педагогом;

-планировать свои действия на отдельных этапах своей работы;

-использовать приемы, полученные при обучении;

-планировать движение кисти и пальцев рук;

-осуществлять координацию рук  со зрительным восприятием;

-понимать и принимать полученную информацию при выполнении заданий;

-проявлять индивидуальные творческие способности;

Коммуникативные УУД :

-включаться в диалог с учителем и сверстниками;

-работать в группе, управлять поведением;

-обращаться за помощью;

-предлагать помощь и сотрудничество;

-слушать собеседника и преподавателя;

-договариваться о распределении функций в совместной работе;

-выражать собственное мнение;

- умение контролировать свои эмоции;

Личностные УУД :

-учащиеся дают нравственную оценку;

- у учащихся сформирована мотивация к обучению;

Познавательные УУД:

 -учащиеся умеют составлять модель своей работы;

-учащиеся умеют строить логические цепочки, размышлять;

-учащиеся владеют навыками работы с ножницами, клеем, карандашом, бумагой, пуговицами и т.д.;

-учащиеся умеют анализировать свои действия;

-учащиеся умеют находить пути решения своих задач;

Способы определения результативности реализации программы

- наблюдать, сравнивать, анализировать;

- называть функциональное назначение инструментов;

-обладать приемами безопасной работы ручными инструментами;

-подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- находить оптимальные технологические способы изготовления;

-планировать практическую деятельность;

 -осуществлять самоконтроль.

Формы подведения итогов

На разных этапах обучения проводится контроль уровня усвоения программы и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом. Итоговый этап является показателем освоения программы, а также объединяет детский коллектив.  Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:

-опрос,

-самостоятельные работы,

-конкурс,        

-презентация своей работы.

Учебный план

Наименование раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля\аттестация

теория

практика

1

Вводное занятие.

1

1

Входная диагностика, викторина.

2

Пальчиковая гимнастика, сопровождающаяся стишками и потешками.

3

0,5

0,5

Пальчиковая игра.

3

Аппликация

4

0,5

0,5

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс.

4

Графические упражнения

6

0,5

0,5

Наблюдение, опрос, выставка.

5

«Послушный карандаш»

6

0,5

0,5

Наблюдение, анализ.

6

Игры и действия с предметами

1

0,5

0,5

Наблюдение.

7

Лепка

2

0,5

0,5

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс

8

Итоговое занятие

1

1

презентация своей работы, выставка для родителей.

Содержание учебного плана

Вводное занятие:

-знакомство детей с работой данной программы.

Пальчиковая гимнастика:

- игры при помощи пальцев рук, сопровождающиеся детским фольклором;

-сжимание и разжимание  пальцев в  кулачки, массаж для пальцев и рук.  

Аппликация:

 -техника безопасности при работе с бумагой и ножницами

-знакомство с различными видами материалов: бумагой, бросовым материалом, клеем и т.п.;

- знакомство с инструментами при выполнении самостоятельных работ, с их назначением и применением;

-знакомство со свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая)

-приемы работы с бумагой и бросовым материалом: вырезание, разрезание, изготовление деталей.

Графические упражнения – познакомиться с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические диктанты (петли , прямые, кривые, части геометрических фигур и т.д.), дорисовать, обведи по контуру, работа с трафаретами.

Прирученный  карандаш- рисуночные задания штриховки, графические диктанты.

Игры и действия с предметами - игры с цветными  палочками , камушками, карандашами, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков; переборка круп; работа с бумагой, шариками и др .

Лепка- знакомство с материалами (пластилин, соленое тесто). Выполнение разных  видов работы с различными инструментами. изготовления изделий и аппликации путем пластилинографии . Умение безопасной  работы  с пластилином.

Итоговое занятие- презентация своей работы, выставка для родителей.

Календарно учебный график

№п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Месть проведения

Форма контроля

1

15:00

очная

1

Вводное занятие.

класс

Входная диагностика(наблюдение.

2

15:00

очная

1

Пальчиковая гимнастик сопровождающиеся стишками и потешками

класс

Наблюдение, опрос.

3

15:00

очная

1

Пальчиковая гимнастик сопровождающиеся стишками и потешками

класс

Наблюдение, опрос.

4

15:00

очная

1

Пальчиковая гимнастик сопровождающиеся стишками и потешками

класс

Наблюдение, опрос.

5

15:00

очная

1

Аппликация

класс

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс.

6

15:00

очная

1

Аппликация

класс

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс.

7

15:00

очная

1

Аппликация

класс

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс.

8

15:00

очная

1

Аппликация

класс

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс.

9

15:00

очная

1

Графические упражнения

класс

Наблюдение, опрос.

10

15:00

очная

1

Графические упражнения

класс

Наблюдение, опрос.

11

15:00

очная

1

Графические упражнения

класс

Наблюдение, опрос.

12

15:00

очная

1

Графические упражнения

класс

Наблюдение, опрос.

13

15:00

очная

1

Графические упражнения

класс

Наблюдение, опрос.

14

15:00

очная

1

Графические упражнения

класс

Наблюдение, опрос.

15

15:00

очная

1

«Послушный карандаш»

класс

Наблюдение, анализ.

16

15:00

очная

1

«Послушный карандаш»

класс

Наблюдение, анализ.

17

15:00

очная

1

«Послушный карандаш»

класс

Наблюдение, анализ.

18

15:00

очная

1

«Послушный карандаш»

класс

Наблюдение, анализ.

19

15:00

очная

1

«Послушный карандаш»

класс

Наблюдение, анализ.

20

15:00

очная

1

«Послушный карандаш»

класс

Наблюдение, анализ.

21

15:00

очная

1

Игры и действия с предметами

класс

Наблюдение.

22

15:00

очная

1

Лепка

класс

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс

23

15:00

очная

1

Лепка

класс

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс

24

15:00

очная

1

Итоговое занятие

класс

Выставка для родителей.

Календарно учебный график дистанционных занятий

№п\п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Месть проведения

Форма контроля

1

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Вводное занятие.

класс

Входная диагностика, викторина.

2

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Пальчиковая гимнастик сопровождающиеся стишками и потешками

класс

Наблюдение, опрос.

3

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Пальчиковая гимнастик сопровождающиеся стишками и потешками

класс

Наблюдение, опрос.

4

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Пальчиковая гимнастик сопровождающиеся стишками и потешками

класс

Наблюдение, опрос.

5

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Аппликация

класс

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс.

6

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Аппликация

класс

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс.

7

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Аппликация

класс

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс.

8

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Аппликация

класс

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс.

9

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Графические упражнения

класс

Наблюдение, опрос.

10

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Графические упражнения

класс

Наблюдение, опрос.

11

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Графические упражнения

класс

Наблюдение, опрос.

12

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Графические упражнения

класс

Наблюдение, опрос.

13

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Графические упражнения

класс

Наблюдение, опрос.

14

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Графические упражнения

класс

Наблюдение, опрос.

15

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

«Послушный карандаш»

класс

Наблюдение, анализ.

16

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

«Послушный карандаш»

класс

Наблюдение, анализ.

17

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

«Послушный карандаш»

класс

Наблюдение, анализ.

18

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

«Послушный карандаш»

класс

Наблюдение, анализ.

19

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

«Послушный карандаш»

класс

Наблюдение, анализ.

20

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

«Послушный карандаш»

класс

Наблюдение, анализ.

21

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Игры и действия с предметами

класс

Наблюдение.

22

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Лепка

класс

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс

23

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Лепка

класс

Самостоятельная работа, коллективная работа, конкурс

24

15:00

Дистанционная- Чат  Viber.

1

Итоговое занятие

класс

Выставка для родителей.

Комплекс организационно-педагогических условий:

Методическое обеспечение:

        Особенности организации образовательного процесса – очно.

 Методы и приемы обучения:

Наглядные: показ иллюстраций,  просмотр презентаций.

Словесные: слушание, пояснение, объяснения, беседа, рассказ;

Практические: игровые, упражнения, массаж;

Условия реализации:

         Количество часов занятий в неделю регламентируется учебным  

планом- 1 час в неделю. Режим занятий определяется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Время занятий составляет-25 мин. Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после окончания основного учебного процесса. В группу записываются все желающие.

Оценочный материал:

Для отслеживания результатов проводится система оценивания:

-викторина;

- наблюдение;

- опрос;

-самостоятельная, коллективная работы;

-выставка.

Литература:

Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития»., 1997.

Громова О.Н., Прокопенко Т.А. Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей. М., Гном и Д, 2001.

Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет. М.,2008.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная физминутка "Ладошка"

Физминутка представляет собой игровой массаж, который имеет важное значение в развитии ребёнка....

Нетрадиционная техника рисования ладошками. Мастер-класс.

Мастер-класс предполагает групповое занятие.Рисуя, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Сравнение цвета краски с окружающими пред...

Программа внеурочного занятия "Кулачки-ладошки"

Программа внеурочного занятия по развитию речи с использованием пальчиковых игр...

Классный час "Ладошка к ладошке"

На классный час я пригласила учеников 2 класса с той целью, чтобы ребята моего класса могли понять, что существует дружба не только среди одноклассников. Хотелось  создать добрые взаимоотношения ...

Презентация к классному часу "Ладошка к ладошке"

На классный час я пригласила учеников 2 класса с той целью, чтобы ребята моего класса могли понять, что существует дружба не только среди одноклассников. Хотелось  создать добрые взаимоотношения ...