Театр на ладошке. Конструирование пальчиковых кукол на основе туловища-трубочки
методическая разработка по технологии (3 класс) по теме

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 3

Тема урока: Театр на ладошке. Конструирование пальчиковых  кукол на основе туловища-трубочки

Тип: Урок изучения нового материала

Цели:

  1. Формировать знаний о технологии создания театральной игрушки
  2. Знакомство с понятиями театр, театральная игрушка
  3. Формировать знания о театральной игрушке и её особенностях, о навыках самостоятельной работы над игрушкой
  4. Формировать представление о конструкции и приемах изготовления пальчиковой куклы из бумаги
  5. Учить конструировать пальчиковые куклы на основе туловища-трубочки
  6. Развитие творческого воображения, фантазии, расширение кругозора, воспитание наблюдательности, внимания, аккуратности
  7. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества
  8. Осуществлять межпредметные связи с литературой

Оборудование урока: белая  бумага, карандаши, акварель, ножницы, клей

Зрительный ряд: ширма, игрушки, изображения персонажей кукольного театра

ХОД УРОКА

I. Организация класса

–На уроке у нас  много гостей! Давайте их поприветствуем!

-А сейчас красиво встали, улыбнулись, настроились работать! Тихонько садимся.

    II. Вводная беседа (10 мин)

-Сегодня я предлагаю вам  совершить путешествие в кукольный театр

-А что такое театр кукол? (высказывания детей)

Театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой

-Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, а иногда устраивали различные хитрые приспособления и заставляли кукол поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами. Постепенно такие зрелища стали похожи на театральное представление.

-Существует множество кукольных театров, но самым знаменитым театром кукол является театр, созданный Сергеем Владимировичем Образцовым. Находится он в городе Москве. Знаменит этот театр своими сказочными часами, которые находятся на центральной стене

-Кто играет на сцене кукольного театра?

-По способу управления куклы делятся на два основных вида – ВЕРХОВЫЕ и НАПОЛЬНЫЕ.

-К верховым относятся те, которыми актёр-кукловод управляет снизу из-за ширмы и зритель его не видит.

-Напольные в отличие от верховых находятся ниже актёра, прямо на полу. Актёр находится рядом и приводит куклы в движение прямо на глазах у зрителей

.

  1. ПЕРЧАТОЧНЫЕ - Примеры таких кукол лежат у вас на партах. Данные куклы надевают на руку. Основой - туловищем, такой куклы служит перчатка, сшитая по руке актёра.  Указательный палец – голова. Большой и средний  - руки.

-Давайте попробуем научиться управлять такими куклами (пошевелили ручками, поклонились, имитируем ходьбу куклы.

  1. ПАЛЬЧИКОВЫЕ – основой - туловищем, такой куклы служит пальчик. На каждом пальчике создаётся образ персонажа.

   - Примером такой куклы служит бабушка. Управлять такой куклой гораздо легче.

  1. ТЕНЕВЫЕ - основой этих кукол является силуэт (показ контурного рисунка)

  1. ТРОСТЕВЫЕ - куклы управляются специальными механизмами с помощью тростей. Основу таких кукол составляет деревянная конструкция-гапит. Трости для управления руками куклы крепятся к её кистям.

  1. МАРИОНЕТКИ (куклы на нитках) - куклы управляемые сверху, чаще всего с помощью нитей. Марионетки приводятся в движение при помощи ваг. Это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.

ФИЗМИНУТКА (МАРШРУТ) – 2 МИНУТЫ

- Мы познакомились со многими интересными системами кукол для кукольного театра и убедились, что разнообразие их бесконечно

-На какие 2 группы, по способу управления делятся куклы?

-Какие куклы относятся к верховым, напольным?

- Сегодня наш урок труда будет проходить в сказочной мастерской. Но сказку мы будем делать своими руками.

-Какая сказка сегодня у нас получится, вы должны догадаться сами, отгадав по загадкам ее героев.

  1. Белым был зимою снежной,                                                                 Летом он сменил одежду.                                                                               Серым стал косой зверек,                                                                            Кто узнал пусть назовет……. Заяц                                                    (Выставляю на доску зайца)
  2. Рыжая плутовка,                                                                           Обманывает ловко.                                                                                       Её боится мышка,                                                                                          И зайка – шалунишка,                                                                              Хоть сама в лесу живет ,                                                                             Из деревни кур крадет………. Лиса                                                 (Выставляю на доску лису)
  3. Кто зимой холодной,                                                                            Бродит злой голодный?...............Волк                                             (Выставляю на доску волка)
  4. Бурый, косолапый,                                                                                  Зимой  в берлоге спит причмокивая лапу………….Медведь. (Выставляю на доску медведя)
  5. Формой он похож на мяч.
    Был когда-то он горяч.
    Спрыгнул со стола на пол
    И от бабушки ушел.
    У него румяный бок…
    Вы, узнали? (КОЛОБОК). ...

-Эти герои, из какой сказки?

-А сейчас я вам предлагаю переместиться в школьный кукольный театр и посмотреть сказку «Колобок». Участниками  являются ребята, которые посещают школьный театральный кружок.

Дети показывают сказку «Колобок» (10 мин)

ФИЗМИНУТКА (ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ, «На раз……») – 2 мин

-Какую сказку показали нам ребята?

-Назовите главного героя этой сказки

-Охарактеризуйте главного героя. Какой он? (непослушный, зазнайка, глупый)

-К чему привело непослушание Колобка?

-Какой сделали вывод для себя?

-Какие куклы были использованы? (перчаточные)

- К какой группе относятся перчаточные куклы? (верховые)

III. Работа над заданием (5 мин)

-Сегодня на уроке мы будем изготавливать головки для перчаточных кукол к сказке «Колобок»

- А к какой группе относятся перчаточные куклы? (к верховым)

-Для работы нам понадобится:

  1. Бумага белая
  2. Клей
  3. Кисточка
  4. Карандаш простой и цветные карандаши
  5. Акварель

Организация рабочего места, повторение правил ТБ при работе с ножницами и клеем.

Памятка о работе с бумагой

1 ученик: Бумага очень ранима. Она может помяться, порваться, испачкаться.

А еще – ее всегда не хватает особенно цветной. Поэтому с ней нужно обращаться бережно и экономно.

Памятка о работе с ножницами

2 ученик: У ножниц скверный характер. Если человек берет их в руки для дела что-нибудь отрезать, разрезать или вырезать – они ему помогают. Но если с ними баловаться крутить возле носа и совать в рот, они ужасно сердятся и начинают колоть, царапать резать и рвать всё, что оказывается рядом, руки, ноги, уши, носы, коленки, штаны и платья, доставляя кучу неприятностей.

 А вообще они хорошие. Если вы не будете их обижать, они вам по – настоящему помогут во многих делах. Попробуйте с ними поговорить, и они вам обо всем расскажут.

Памятка о работе с клеем

3 ученик: Белый клей ПВА строг, но справедлив. Он очень спокойный, даже медлительный. Он ужасно не любит торопиться. Если человек, работая с этим клеем, спешит, старается сделать всё кое-как, то работа получается неаккуратная, некрасивая. Но если человек делает все спокойно, внимательно – клей ему помогает. А когда он высохнет, все неаккуратности и некрасивости, если они есть, исчезнут. Вот он, какой клей ПВА.  

-Работать мы будем группами. Каждая группа должна изготовить  героев этой сказки, а именно: колобка, волка, лису, медведя, зайца

Последовательность работы:

  1. Изготовление кукольного туловища-цилиндра по размеру пальца руки (объяснение и показ)
  2. Изготовление головы куклы (по шаблону) – 2 детали (объяснение и показ)
  3. Сборка, приклеивание деталей к туловищу
  4. Выполнение декоративной разметки куклы (использование акварели, цветных карандашей)

IV. Самостоятельная работа учащихся (звучит музыка) (14 мин)

V. Итог урока (2 мин)

-Давайте посмотрим, какие работы у нас получились. Наденьте их на пальцы. И попробуйте представиться.

(Учитель отмечает тех ребят, чьи работы выразительны, аккуратны, завершены. Уборка рабочих мест)

- Что интересного узнали на уроке про кукольный театр?

VI. Домашнее задание: придумать и изготовить пальчиковую куклу

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Театр на ладошке"

Программа кружка рассчитана на учеников 4 класса. В программу включены задания по теории, практическая деятельность, творческие игры, направленные на развитие способностей детей....

Театр на ладошке. Конструирование пальчиковых кукол на основе туловища-трубочки

Представленный урок – третий урок в разделе «Работа с бумагой и картоном» и  содержит сведения по теме «История кукольного театра. " Урок состоит из следующих основных этапов: организа...

Использование конструктора LEGO WeDo, как инструмента для обучения учащихся конструированию,моделированию и основам изобретательской деятельности

Описание опыта работы с конструктором LEGO WEDO,  перечисление УУД, которые можно развить с помощью этого конструктора....

Конспект внеурочного занятия «Пальчиковый театр. Конструирование пальчиковых кукол на основе туловища-трубочки».

Конспект внеурочного занятия на тему «Пальчиковый театр. Конструирование пальчиковых кукол на основе туловища-трубочки»....

Презентация «Конструирование урока на основе системно-деятельностного подхода в обучении»

Проектирования уроков деятельностной направленности для  стимулирования  роста творческого потенциала педагогов  начальной школы....

Технологическая карта урока по технологии в 4 классе. Тема «Конструирование игрушки на основе конуса»

Технологическая карта урока по технологии.4 класс. Тема «Конструирование игрушки на основе конуса»...