ВУД Финансовая грамотность
календарно-тематическое планирование

Начальное финансовое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту финансовую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vud_finansovaya_gramotnost.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Финансовая грамотность»

для 1В класса на 2021-2022 учебный год.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе

-ООП НОО  ФГОС;

Сборника программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. — 168 с. ISBN 978-5-360-02890-1

Начальное финансовое образование является одним из факторов, оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к материальным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту финансовую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.

Курс «Финансовая грамотность» в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению финансового компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Логика программы представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность», её изучение даёт возможность:

  1. Формировать у учащихся представление о финансовых взаимоотношениях как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
  2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
  3. Развивать основы потребительской культуры;
  4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него финансовые термины;
  5. Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель», — и функций, их характеризующих;
  6. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие;
  7. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.

                             Место курса в учебном плане.

Программой предусмотрено проведение занятий по финансовой грамотности во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 ч. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической  деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.

                          Ценностные ориентиры содержания курса.

В процессе финансового образования учащиеся получают представления о том как экономить деньги, насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные, как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя, как с помощью современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.

Младшие школьники начинают осознавать,
что он единственный в мире человек, который может принимать решения о своих деньгах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

«Финансовая грамотность»

При изучении курса ученики получают знания о семье как экономической единице общества. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Семейный бюджет», школьник узнает, откуда в семье появляются деньги и на что они тратятся. Таким образом, актуализируются их представления о планировании расходов. Тема «Поход в магазин» поднимает важные вопросы о правилах поведения в магазине, дети учатся считать деньги, планировать покупки, внимательно обращаться с наличными и безналичными деньгами.

Личностные результаты:

*осознание себя как члена семьи и общества и государства;

*овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

* развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

*развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

*понимать цели своих действий;

*составлять простые планы с помощью учителя

*проявлять познавательную и творческую инициативу;

*оценивать правильность выполнения действий;

*адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.

Познавательные

Обучающийся научится:

*освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;

*использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

*овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

*овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

*составлять текст в устной и письменной формах;

*слушать собеседника и вести диалог;

*признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

*излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

*договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

Обучающийся научится:

*понимать и правильно использовать финансовые термины;

*иметь представление о роли денег в семье и обществе;

*уметь характеризовать виды и функции денег;

*знать источники доходов и направлений расходов семьи;

*уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет.

Тематическое планирование «Финансовая грамотность»

1 класс

п/п

Тема занятия

Содержание занятия

1

Наличные деньги. Пословицы и поговорки о деньгах. Сказки, в которых герои получают и тратят деньги.

Обсуждаем наличные деньги, пословицы, поговорки и сказки в которых герои получают и тратят деньгах.

2

Деньги России. Вчера и сегодня.

Рассматриваем деньги России, какие были, какие сейчас.

3

Деньги других стран.

Рассматриваем деньги других стран мира, изучаем их названия и особенности.

4

Наличные деньги. Монеты.

Обсуждаем понятие- наличные деньги. Что такое монеты, из чего сделаны, история монет.

5

Учимся считать монеты.

Учимся считать монеты.

6

Наличные деньги. Банкноты.

История банкнот, когда появились, кто впервые начал использовать. Современные банкоты.

7

Учимся считать банкноты.

Учимся считать банкноты.

8

Защита монет и банкнот от подделок.

Учимся отличать подделки. Изучаем защиту монет.

9

Итоговое занятие. Игра «Монеты и банкноты».

Проводим игру «Монеты и банкноты».

10

Безналичные деньги. Пластиковая карта.

Безналичные деньги-что это? Обсуждаем что такое пластиковая карта и как она устроена.

11

Детская банковская карта.

Детская банковская карта. Как ей пользоваться, какие у неё функции.

12

Функции банкомата.

Банкомат. Что в нем хранится, для чего он нужен. История появления банкомата.

13

Оплата покупок пластиковой картой.

Пластиковая карта и как ей пользоваться.

14

Игра:  «Маленький финансист»

Игра:  «Маленький финансист».

15

Итоговое занятие на тему: «Безналичные деньги».

Закрепляем понятие –безналичные деньги. Для чего они нужны.

16

Семейный бюджет. Откуда в семье деньги. Основные доходы семьи. Заработная плата.

Обсуждаем, что такое семейный бюджет. Откуда берутся деньги в семье. Что такое заработная плата и откуда она берётся.

17

Пенсии,

стипендии, пособия.

Знакомимся со словом пенсия, стипендия и пособие.

18

Клады, лотереи, наследство.

Говорим о том, что такое клад и где его искать. Обсуждаем что такое лотерея и как она устроена. Знакомимся со словом наследство.

19

Куда уходят деньги. Основные траты семьи.

Куда уходят деньги. Основные траты семьи.

20

Расходы на самое необходимое и непредвиденные расходы.

Определим расходы на что являются самыми необходимыми. Познакомимся с понятием-непредвиденные расходы.

21

Расходы на отдых. Хобби. Вредные привычки.

Расходы на отдых. Хобби. Вредные привычки. Обсудим понимание этих выражений.

22

Карманные деньги.

Карманные деньги- что это. Откуда они берутся и как ими пользоваться.

23

Разумные и неразумные траты.

Будем обсуждать какие траты разумно совершать, а какие неразумно.

24

Деловая игра «Учимся распределять семейный бюджет».

Деловая игра «Учимся распределять семейный бюджет».

25

Итоговое занятие на тему: «Семейный бюджет».

Закрепим понимание словосочетания- семейный бюджет.

26

Поход в магазин. Продовольственные и промышленные магазины.

Обсудим какие виды магазин бывают, какая продукция в них продаётся.

27

Кто работает в магазине.

Магазин- как он устроен, его структура и сотрудники.

28

Как вести себя в магазине.

Правила поведения в магазине.

29

Права потребителя.

Обсудим основные права потребителя.

30

Учусь покупать грамотно.

Погорим о том, как грамотно совершать покупки.

31

Цена товара. Ценник.

Познакомимся с понятием слова цена. Из чего складывается цена на продукт.

32

Срок годности товара.

Обсудим различные виды товаров, их сроки годности.

33

Итоговое занятие. Игра в магазин «Юный покупатель».

Итоговое занятие. Игра в магазин «Юный покупатель».

 

Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса

Для  реализации данной  программы рекомендуются следующие средства материально – технического обеспечения:

Материально-техническое обеспечение:

1.Ноутбук.

2.Интернет- ресурсы.

      3.Справочная литература

Список источников и литературы для педагогов:

  1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности. - 2006
  2. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010.
  3. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2009.
  4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей. Задачник – рабочая тетрадь по экономике. 2-3 класс. В 2-х частях. – Самара, Издательский дом «Федоров», 2007.
  5. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет), Методическое пособие, 3 класс. – 5-е изд, прераб. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 244 с.

Интернет-ресурсы:

Аликина О. В. Введение экономических знаний в обучение младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/ 

Загадки и ребусы - http://www.collection-zagadok.ru/zagadki-cat47.html -

Загайнова Е. Экономическая викторина «Сказки Пушкина глазами экономиста» -

http://www.igraza.ru/page-10-1-11.html

Землянская Е. Экономика для младших школьников Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - http://festival.1september.ru/

Игры по экономике - http://basic.economicus.ru/igroteka/ 

Материалы по экономике для малышей, рабочая тетрадь, разработки уроков- monk-scool6.ucoz.ru

Свергунова Т. Ю. Игровое занятие «Путешествие в страну «Сказочная экономика» - http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv104.htm

Социальная сеть работников образования - http://nsportal.ru

Автономов В.С., Голдстин Э. Экономика для школьников - http://www.bibliotekar.ru/biznes-63/index.htm 

Экономические загадки для школьников - http://zanimatika.narod.ru/Narabotki12.htm 

Список источников и литературы для участников:

  1. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам. – 2010. – С.42.

Интернет-ресурсы:

1. Азбука денег - http://usovi.ru/uroki_sovi/money/index.php?page=block&block_id=1

2. Видеоуроки по экономике - http://econachala.narod.ru/

3. Попова Татьяна, Меньшикова Ольга, Кнышова Лариса. Экономика для малышей, или
Как Миша стал бизнесменом
 - http://www.solnet.ee/school/p8_50.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности "Как разумно делать покупки?" (УМК "Введение в финансовую грамотность", 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.Задачи урока:Дидактические:сформировать знания о том, как разумно делать покупки в магазине;дать опре...

Технологическая карта урока по финансовой грамотности «Как разумно делать покупки?» (УМК «‎Введение в финансовую грамотность», 1 класс)

Цель урока: формирование представления о финансовом поведении при совершении покупок у обучающихся.  Задачи урока:Дидактические:1. Сформировать знания о том, как разумно делать покупки ...

Конспект урока по финансовой грамотности «Планируем расходы семьи» (2 класс, С.Н.Федин «Финансовая грамотность».)

Тип урока: «Открытия» новых знаний.Цель урока: формирование представлений о расходах семьи. Дидактические:1.Познакомить обучающихся с расходами и доходами, экономией;2.  Научить ...