Программа Школа будущих первоклассников "Филипок"
рабочая программа

Рабочая программа по  подготовке к школе детей дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shbp_filipok.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЕМЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА ИМЕНИ Н.М.РУБЦОВА»

          «Утверждаю» ________________________

           директор МБОУ Емецкой СШ

И.Л.Черникова

«________» ____________________ 2022 г.

                                       

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

               школы будущего первоклассника

«ФИЛИПОК»

(для дошкольников - детей 6 – 7 лет)

Составила: Сурова Наталья Игоревна

 

                                                              учитель начальных классов

                                                         

                                                           с. Емецк

2022 год

ВВЕДЕНИЕ

Проблема адаптации первоклассников к школе всегда будет актуальной для всей системы образования.  Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинают складываться новые формы деятельности. И если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью была игра, то в школе таковой становится учебная деятельность. В связи с этим возникают два вопроса: готов ли 6-7 летний ребёнок к школе, к новому для него образу жизни и как обеспечить полноценную подготовку детей дошкольного возраста к систематическому обучению? Прежде всего, педагогу необходимо помнить, что 6 - 7 летнему ребёнку всё ещё присущи особенности интеллектуального развития и поведения, характерные для дошкольного периода жизни. Седьмой год является переходным между дошкольным и школьным возрастом, требующим создания доверительного микроклимата в коллективе, использования особых форм общения взрослого с детьми и соответствующих методов работы с ними, постепенно подводящих к обучению в школе.

Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определённых качеств личности, формирование элементов учебной деятельности (принятие учебной задачи, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия, работать в соответствии с указаниями взрослого, в общем ритме). Наряду с этим, в школе осуществляется специальная подготовка дошкольников к усвоению содержания тех предметов, которыми он будет заниматься в начальных классах школы: проводятся занятия по подготовке к обучению грамоте, по подготовке к обучению математики, письму, развитие речи, которые не только дают возможность сформировать начальные навыки счёта, чтения, но и способствуют общему развитию ребёнка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе «Филипок» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

             Новая система образования  предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Поэтому будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Цель программы:

Создание предпосылок успешной социально-психологической адаптации первоклассников к школе.

Задачи программы:

1. Первичное знакомство со школой: знакомство со зданием и его историей, с традициями школы.

2. Знакомство с первым учителем, с классом, создание психологической атмосферы спокойствия будущих первоклассников.

3. Введение детей в роль «школьника», реализация возможности пробы сил в новой роли, первичное знакомство с правилами школьной жизни.

4. Развитие интереса, позитивного настроя на обучение в школе через построение системы занятий.

5. Построение системы работы с родителями  будущих первоклассников.

6. Анализ психологической готовности каждого ребёнка к обучению в школе, с последующей консультацией родителей.             

Общая характеристика программы

Рабочая программа  подготовки к обучению в школе детей 6-7 лет «Филипок» адаптирована с 2015 года. Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Занятия по подготовке будущих первоклассников обеспечивают преемственность в дошкольном и школьном начальном образовании, психологически готовят детей к школьному обучению.

Место занятий в учебном плане

Программа «Филипок» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих блоков: «Развитие интеллекта и навыков общения», «Речевая готовность ребенка к школе. Готовимся к письму», «Развитие математических способностей». Программа рассчитана на 4 недели. Общее количество занятий – 8. Адаптационные занятия организуются на базе школы в третьей четверти (апрель) и имеют следующую временную структуру:  2 занятия в день  по 30 минут с 15 минутным перерывом. Обучение проводится 1 раз в неделю (суббота).

На каждом занятии рекомендуется выполнение практической части, которая разработана в приложении.

Подготовку проводит учитель будущих первоклассников.

Содержание курса

Развитие математических способностей 

1.Арифметический материал.

  • Числа от 1 до 10; название, последовательность, обозначение, счет, сравнение чисел и предметов. Состав чисел. Арифметические действия сложения и вычитания.
  • Решение простейших задач на основе счета предметов.
  • Сравнение предметов по форме, цвету; сравнение групп предметов, основные отношения между предметами. Совокупность предметов или фигур, обладающие общим признаком.
  • Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности.

2.Геометрический материал.

  • Распознавание геометрических фигур. Сравнение и раскраска фигур. Составление фигур из частей и разбиение фигур на части.
  • Пространственные и временные представления. Ориентирование в клетках (диктанты).

3.Содержательно-логические задачи.

  • Задания основаны на математическом содержании первых двух разделов и направлены на развитие познавательных процессов у дошкольников: внимания, воображения, памяти.

Готовимся к письму

  • Первоначальное представление о звуках и буквах, о гласных и согласных звуках и буквах, о делении слов на слоги.
  • Становление графического навыка по шаблонам и трафаретам, раскрашивание рисунков, работа по заданным образцам.

Речевая готовность

  • Составление рассказов по картинкам, ответы на заданные вопросы, грамотное, четкое выражение своих мыслей, рассказы о себе, умение общаться.

Развитие интеллекта и навыков общения

  • Правила поведения в школе и на уроке. Правила знакомства. Правила «Поднятая рука», «Готов к уроку», «Урок окончен»;
  • Обучение индивидуальному и хоровому ответу, ответу по цепочке. Парная форма работы;
  • Развитие воображения, познавательных и творческих способностей;
  • Тренировка мышления и сообразительности.

Результаты освоения программы

      В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

Предметные результаты.

Ребенок научится:

  • распознавать первый звук в словах;
  • внимательно слушать литературные произведения;
  • называть персонажей, основные события;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
  • пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
  • составлять элементарный рассказ по серии картинок;
  • обсуждать нравственные стороны поступков людей;
  • участвовать в коллективных разговорах;
  • использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
  • считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться в тетради в клетку;
  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге.

 Ребенок получит возможность научиться:

  • устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
  • различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
  • различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
  • присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
  • использовать основные правила построения линейного орнамента;

Тематическое планирование к занятиям школы будущего первоклассника «Филипок»

 п/п

Тема занятия

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Формируемые УУД

1.

Знакомство.

ДИАГНОСТИКА

Правило «Поднятая рука», правила знакомства, Тренинг «Отвечай по «школьному»

Рассказывают о себе.

Высказывают и обосновывают свои суждения, проявляют мыслительную активность, развивают конструктивные и творческие способности, творческое воображение

Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки.

Познавательные:

Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).

Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника.

Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы

2

Путешествие в сказку «Репка». 

Проговаривание сказки «Репка», игра на развитие внимания и двигательной памяти. Диалог.  Разыгрывание сказок по ролям с использованием всех средств языковой выразительности. Правила поведения в школе и на уроке.

Счет в пределах 10. Определение классификации,  «лишний» предмет.

Учатся высказывать и обосновывать свои суждения, проявлять мыслительную активность, развивают конструктивные и творческие способности.

Передают характер, манеры поведения героев мимикой, жестами, интонационно

Учатся правильно формулировать свой ответ.

3

Путешествие в космос. 

Правила работы на листе в клеточку, постановка руки при письме, пальчиковая гимнастика. Графический диктант.

Высказывают и обосновывают свои суждения, развивают конструктивные и творческие способности

Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника.

Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы

4

Страна геометрия 

«Построй ракету», названия, сравнение геометрических фигур и их классификация. Конструирование заданных фигур с использованием геометрических фигур. Физминутка «Зайка»

Самостоятельно сравнивают геометрические фигуры, предметы по размеру, форме; выделяют и сосчитывают вершины, стороны

5

Обучение грамоте. 

Правильное произношение  звуков. Работа над артикуляцией, скороговорками. Выделение наиболее часто повторяющихся звуков в скороговорках

Распознают гласные и согласные звуки. Выделяют в скороговорках наиболее часто повторяющиеся звуки, правильно произносят звуки; быстро произносят скороговорки

6

Сказка «Гуси-лебеди» 

Письмо при помощи рисунков. Упражнение на развитие артикулярной моторики. Игра «Веселый язычок». Гимнастика для пальцев. Работа над чистоговоркой. Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации, выразительное воспроизведение диалогов действующих лиц. Восстановление событий сказки по заданному началу. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков

Произносят чистоговорки. Составляют предложения по картинке. Пересказывают сказки с опорой на иллюстрацию; продолжают сказку по заданному началу; узнают сказочного героя  по описанию его внешних признаков.

7

«Дни недели» 

Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов

Выполняют количественный и порядковый счет предметов; различают цифры от 1 до 9; связи и зависимости между числами, отношения чисел (меньше, больше на 1, 2). Находят числа «до» и «после» названного

8

Итоговое занятие «Скоро в школу» (презентация)

Порядок чисел от 1-10. Пространственное представление.

Складывают и вычитают в пределах 10.сравнивают числа и пользуются знаками <, >; ориентироваться в

плоскостном расположении геометрических фигур, понимать смысл выражений «внутри фигуры», «вне фигуры».

ЛИТЕРАТУРА

  • Бочкарева О.В. Развитие речи. – Волгоград: Корифей, 2008.
  • Гаврина С.Е. Развиваем внимание. – М.: Росмэн, 2009.
  • Гаврина С.Е. Развиваем мышление. – М.: Росмэн, 2009.
  • Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. (Пособие для учителей первых классов) – М.: Вита-пресс, 2000.
  • Горшкова О.Д. Учимся, играем, размышляем, познаем. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Колесникова Е.В. Я начинаю читать. – М.: Ювента, 2009.
  • Колесникова Е.В. Я уже считаю. – М.: Сфера, 2009.
  • Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений /Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  • Модестова Т.В. Скоро в школу: рекомендации для родителей  и детей. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2005.
  •  Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий /авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград: Учитель, 2011.
  •  Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / (Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др.; науч. рук. Н. А. Федосова.) – М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Школа будущего первоклассника"

Все мы знаем,что первыоклассники сталкиваются с проблемой адоптации в школе,поэтому я разработала небольшую программу для будущих первоклассников. Так же предлагаю 6 конспектов занятий по курсу "Основ...

Программа школы будущего первоклассника

Цели и задачи: 1. Основными целями работы Школы являются:2. развитие личности ребенка;3. разносторонняя подготовка детей дошкольного возраста к обучению в образовательном учреждении;4. развитие...

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"

Программа школы будущего первоклассника"Школа-сад"...

Дополнительная образовательная программа "Школа будущего первоклассника"

Эта программа является программой подготовки будущих первоклассников. Основной целью программы является развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности обеспечивающие усп...

Интегрированная программа "Школа будущего первоклассника"

Данная программа представляет систему подготовки, основой которой являются интегрированные занятия стимулирующие познавательные интересы детей....

Образовательная программа "Школа будущего первоклассника"

Программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплексную дополнительную образовательную услугу по подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе.В рамках программы разработан...

Программа школы будущего первоклассника

Программа предназначена для работы с будущими первоклассниками и их родителями....