Сценарий праздника "Славянская письменность"
методическая разработка

Герасимова Елена Николаевна

Мероприятие в рамках преемственности дошкольного и начального образования. Совместное проведение мероприятия дошкольников и учеников 4 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

История славянской письменности.

Мероприятие в рамках преемственности.

(В актовом зале школы встречаются дошкольники и ученики 4 класса)

Под веселую русскую народную мелодию дошкольники входят в зал.

Слайд 1.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя.
- Как называется наша страна?

Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Слайд 2.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ! 


Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!


Мы предлагаем вам отправиться в небольшое путешествие в прошлое, что бы узнать, как развивалась письменность.
(музыка)

 Слайд 3.

1 станция. «Первобытная».

Слайд 4.

На экране вы видите наскальные символы – буквы, иероглифы, рисунки.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами - посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. 


Слайд 5.

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.


Слайд 6.

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Практическая деятельность воспитанников детского сада и учащихся 4 класса.

На 2-х мольбертах 2 команды рисуют друг другу послание в виде наскального рисунка. Команда расшифровывает адресованное ей письмо (к примеру, идём на охоту, или убили мамонта.)


Слайд 7. 

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.


Слайд 8.

Музыка. Путешествие продолжается (физминутка «Поезд»).  


Слайд 9

2 станция. «Историческая».

(Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица)


- Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием.

Слайд 10. 

Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно. 

Слайд 11.

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Практическая часть. Показать несколько славянских букв. Малыши пробуют отгадать букву, а  старшие - должны её назвать «земля», «жизнь», «добро» и т.д. Составляют из букв АЗ и БУКИ слово АЗБУКА. Малышам дарят в подарок «Веселую азбуку».


-
А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
В ту пору книги писали от руки песцы, одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, поэтому люди стали думать, как бы упростить этот процесс. 

Слайд 12.

 А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, и мальчик видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг. Свою мечту он осуществил, создал печатный станок.

Слайд 13.

Практическая часть.  Ребус «Отгадай слово». (Рисунки отгадки)

Слайд 14. Музыка. Паровозик.
Отправляемся на следующую станцию.

3 станция. «Музыкально –танцевальая».

Слайд 15.

Славяне много трудились, но любили и веселиться, любили петь песни, водить хороводы и танцевать.

(Дети танцуют под руководством преподавателя ритмики)

А мы с вами отправляемся на следующую станцию. 

Слайд 16. Слайд 17.

4. Станция «Сказочно - загадочная"  

Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.


- Ребята, а вы любите сказки? А какие вы сказки знаете? Предлагаем вам узнать героя сказки, а четвероклассники – скажут вам из какой сказки герой и кто её автор.

 Слайд 18.
1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка, Шарль Перро)

2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино.Сказка о золотом ключике. Алексей Толстой).


3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя. Лев Толстой)


4) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят. Братья Гримм.)


5)Исполнила три желания, 
Но старику в наказание
За старухины три ошибки 
Все обратно взяла (Золотая рыбка. А.С. Пушкин)... 


6) Бабка старая, бабка древняя, 
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга. Из народных сказкок)... 


-
Мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали, как сложно создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит, поэтому давайте будем беречь книгу.


Слайд 19.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб нас научили читать.

Вот ребята, и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось?

(Слайд 20)



Предварительный просмотр:

История славянской письменности.

Мероприятие в рамках преемственности.

(В актовом зале школы встречаются дошкольники и ученики 4 класса)

Под веселую русскую народную мелодию дошкольники входят в зал.

Слайд 1.
Ведущий: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны.
Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя.
- Как называется наша страна?

Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди, которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Слайд 2.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ! 


Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне - россияне,
Издревле, кто вы?
МЫ – СЛАВЯНЕ!


Мы предлагаем вам отправиться в небольшое путешествие в прошлое, что бы узнать, как развивалась письменность.
(музыка)

 Слайд 3.

1 станция. «Первобытная».

Слайд 4.

На экране вы видите наскальные символы – буквы, иероглифы, рисунки.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами - посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. 


Слайд 5.

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами.


Слайд 6.

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было сложно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Практическая деятельность воспитанников детского сада и учащихся 4 класса.

На 2-х мольбертах 2 команды рисуют друг другу послание в виде наскального рисунка. Команда расшифровывает адресованное ей письмо (к примеру, идём на охоту, или убили мамонта.)


Слайд 7. 

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.


Слайд 8.

Музыка. Путешествие продолжается (физминутка «Поезд»).  


Слайд 9

2 станция. «Историческая».

(Кирилл и Мефодий. Глаголица и Кириллица)


- Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки!

Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы – красны девицы. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь братья мудрые Кирилл с Мефодием.

Слайд 10. 

Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать буквы. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло очень давно. 

Слайд 11.

Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.

Практическая часть. Показать несколько славянских букв. Малыши пробуют отгадать букву, а  старшие - должны её назвать «земля», «жизнь», «добро» и т.д. Составляют из букв АЗ и БУКИ слово АЗБУКА. Малышам дарят в подарок «Веселую азбуку».


-
А как вы думаете, много ли книг было в ту пору? Почему? (Ответы детей).
В ту пору книги писали от руки песцы, одну книгу писали несколько лет. Многим хотелось почитать книги, но их было очень мало, поэтому люди стали думать, как бы упростить этот процесс. 

Слайд 12.

 А сейчас послушайте историю. В одном русском селе жил мальчик Ваня Федоров. Его отец переписывал книги, был писцом, и мальчик видел, как это трудно. Захотелось ему сделать печатную машину, чтобы можно было печатать много книг. Свою мечту он осуществил, создал печатный станок.

Слайд 13.

Практическая часть.  Ребус «Отгадай слово». (Рисунки отгадки)

Слайд 14. Музыка. Паровозик.
Отправляемся на следующую станцию.

3 станция. «Музыкально –танцевальая».

Слайд 15.

Славяне много трудились, но любили и веселиться, любили петь песни, водить хороводы и танцевать.

(Дети танцуют под руководством преподавателя ритмики)

А мы с вами отправляемся на следующую станцию. 

Слайд 16. Слайд 17.

4. Станция «Сказочно - загадочная"  

Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.


- Ребята, а вы любите сказки? А какие вы сказки знаете? Предлагаем вам узнать героя сказки, а четвероклассники – скажут вам из какой сказки герой и кто её автор.

 Слайд 18.
1)Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка, Шарль Перро)

2)Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино.Сказка о золотом ключике. Алексей Толстой).


3)Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя. Лев Толстой)


4) В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят. Братья Гримм.)


5)Исполнила три желания, 
Но старику в наказание
За старухины три ошибки 
Все обратно взяла (Золотая рыбка. А.С. Пушкин)... 


6) Бабка старая, бабка древняя, 
Черный кот, костяная нога,
В русских сказках злодейка первая.
Дети, это же (Баба Яга. Из народных сказкок)... 


-
Мы путешествовали из прошлого в настоящее и узнали, как сложно создавалась книга, над её созданием трудилось очень много людей, она наш верный друг, и многому нас учит, поэтому давайте будем беречь книгу.


Слайд 19.

Два брата, Кирилл и Мефодий,
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб нас научили читать.

Вот ребята, и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось?

(Слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "Славянская письменность"

В сценарий праздника входят стихи, рассказы о славянской письменности, о святых Кирилле и Мефодии, о церковнославянском языке, который связывает нас с нашими предками - древними славянами, с их культу...

Сценарий праздника «Путешествие в страну букв», посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Ознакомление детей с праздником славянской письменности, со святыми Кириллом и Мефодием...

Сценарий проблемно-эвристического урока по теме: « Письменное деление многозначного числа на трёхзначное»

« Письменное деление многозначного числа на трёхзначное» проблемно-эвристический урок математики в 4 классе.Цель урока:Сформировать способность к делению многозначного числа на трёхзначное; выве...

Сценарий занятия по письму в «Школе будущего первоклассника» с использованием ИКТ по теме «Знакомство с письменной буквой Т. Письмо элементов заглавной буквы Т.»

Целью данного занятия является формирование умения различать печатный и письменный варианты букв , поэлементный анализ заглавной письменной  буквы Т....

Сценарий праздника к дню славянской письменности

Ход проведения праздника"Прощание с букварем" в первом классе...

Сценарий праздника "Прощай, Азбука", посвящённый Дню славянской письменности и культуры

Цель праздника·         развивать личность, способную к  самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся....