Методическая разработка на исследование памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
методическая разработка

 Задача установить какой вид памяти является ведущим, способен ли ребенок использовать вспомогательные приемы при запоминании и воспроизведении материала.

1.       Методика «Выучи слова».

 

2.       Воспроизведение рассказов.

3.       Методика «Узнай фигуры».

 

4.       Методика «Запомни рисунок».

 

5.        Методика «Запомни цифры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_rekom.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на исследование памяти младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Исследования психологов и дефектологов подтверждают, что у умственно отсталых детей медленно формируются новые условные связи. Эти дети быстро забывают и неточно воспроизводят предлагаемый материал, самостоятельно не могут выделить главное, необходимое для запоминания.

Хотя память не является главным показателем при определении уровня умственного развития ребенка, она, тем не менее, оказывает значительное влияние на результаты его деятельности. Важно установить, какой вид памяти является ведущим, способен ли ребенок использовать вспомогательные приемы при запоминании и воспроизведении материала.

В основу предлагаемых заданий положены методики, разработанные Л. В. Занковым и А. Н. Леонтьевым. В работе с детьми, направленными  обычно используется меньшее количество слов для запоминания и меньшее количество карточек для установления смысловых связей.

Существуют так же методики по развитию памяти разных авторов, которые помогают при развитии памяти:

1.        Методика «Выучи слова».

Цель данной методики - определить динамику процесса заучивания. Данная методика направлена на изучение состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Здесь используются слова, не имеющие между собой связи и фиксируется их последующее называние испытуемым с помощью знаков «+» и «-» в протоколе. Ребенок воспроизводит слова в несколько этапов.

Первый этап: «Сейчас я прочту 6 слов. Слушать надо внимательно. Когда закончу читать, сразу же повтори столько слов, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке. Понятно?» экспериментатор читает четко слова, после чего испытуемый сразу же должен их назвать.

Второй этап: «Сейчас я снова прочту те же слова, и ты опять должен повторить их - и те, которые в первый раз пропустил, - все вместе, в любом порядке». Перед следующими 3-6 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз».

Ряд слов для заучивания:

•        Машина

•        Птица

•        Рыбка

•        Собака

•        Кошка

•        Кровать

Оценка результатов

•        10 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов за 6 или меньше попыток.

•        8-9 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 10 - 11 слов.

•        6-7 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 8 - 9 слов.

•        4-5 баллов - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток 6 - 7 слов.

•        2-3 балла - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток

•        4-5 слов.

•        0-1балл - ребенок запомнил и безошибочно воспроизвел за 6 попыток не более 3 слов.

Выводы об уровне развития

•        10 баллов - очень высокий.

•        8-9 баллов - высокий.

•        4-7 баллов - средний.

•        2-3 баллов - низкий.

•        0-1 балл - очень низкий.

2.        Воспроизведение рассказов.

Детям читают рассказ, они воспринимают его на слух. Затем они воспроизводят рассказ устно. Психолог при анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено, не отмечается ли конфабуляций, интерферирующего эффекта. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы:

Инструкция: " Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Послушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя.

"Галка и голуби"

    Галка услыхала о том, что голубей хорошо  кормят,  выбелилась  в  белый

цвет и влетела в голубятню.

    Голуби ее приняли  как  свою,  накормили,  но  галка  не  удержалась  и

закаркала по-галочьи.  Тогда  голуби  ее  прогнали.  Она  вернулась  было  к

галкам, но те ее тоже не приняли.

"Муравей и голубка"

Муравей захотел напиться и спустился вниз, к ручью.  Волна  захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила  ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.  На  следующий  день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к  нему и укусил его в ногу.  Охотник  вскрикнул  от  боли,  выронил  сеть.  Голубка вспорхнула и улетела.

«Мальчик Ваня»

    Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой  на  улицу  гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся о камень и упал. Ударил  Ваня  ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню  к  доктору.  Доктор  завязал ножку, и она перестала болеть.

Оценка результатов:

4 балла - ребенок воспроизвел по памяти 80 % информации и больше.

3 балла - ребенок воспроизвел по памяти 55-80 % информации

2 балла - ребенок воспроизвел по памяти 30-55 % информации

1 балл - ребенок воспроизвел по памяти 0-30 % информации, или не вступил в контакт, не понял инструкцию, не принял задание, не смог себя организовать.

3.        Методика «Узнай фигуры».

Цель данной методики - исследование такого вида памяти, как узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От того, как этот вид развит, существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рис 1 (см. приложение № 1), в сопровождении следующей инструкции:

«Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку».

Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем - после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

Оценка результатов:

•        10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше, чем за 45 сек.

•        8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

•        6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

•        4-5 баллов -ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

•        2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

•        0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

Выводы об уровне развития:

•        10 баллов - очень высокий.

•        8-9 баллов - высокий.

•        4-7 баллов - средний.

•        2-3 балла - низкий.

•        0-1 балл - очень низкий.

4.       Методика «Запомни рисунок».

Цель данной методики - определение объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 2А. (приложение № 2). Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 2 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 2 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку - рис. 2 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Оценка результатов

•        10 баллов - ребенок узнал на картинке 2Б все девять изображений, показанных ему на картинке 2А, затратив на это меньше 45 сек.

•        8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 2Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

•        6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

•        4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

•        2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

•        0-1 балл- ребенок не узнал на картинке 2Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития

•        10 баллов - очень высокий.

•        8-9 баллов - высокий.

•        4-7 баллов - средний.

•        2-3 балла - низкий.

•        0-1 балл - очень низкий.

5.           Методика «Запомни цифры».

•        Методика для определения объема кратковременной слуховой памяти. Инструкция: сейчас я буду называть тебе цифры, а ты повторяй их за мной сразу после того, как я скажу слово «повтори».

•        Последовательно зачитывая ребёнку сверху вниз ряд цифр (прил. 3а), с интервалом в 1 сек., экспериментатор просит ребёнка повторять за ним. Это продолжается до тех пор, пока ребёнок не допустит ошибку. Если ошибка допущена, то повторяется соседний ряд цифр, находящийся справа (прил.3б) и состоящий из того же количества цифр, как и тот, в котором была допущена ошибка, и просит ребёнка его воспроизвести. Если ребёнок дважды ошибается, то на этом часть эксперимента завершается, отмечается длина предыдущего ряда, хотя бы раз полностью и безошибочно произнесённого, и переходят к зачитыванию рядов цифр, следующих в противоположном порядке - убывающем (прил.4а, 4б).

•        В заключение определяется объём кратковременной слуховой памяти, который численно равен полусумме максимального количества цифр в ряду, правильно воспроизведённых ребёнком в первый и во второй раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"

Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения...

Особенности обследования письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Данная работа является курсавой и представляет интерес для студентов логопедического факультета, а также для начинающих логопедов...

Система коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

В данной методической разработке расматривается система комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у школьников с интеллектуально...

Формирование математических представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий

В статье учителя начальных классов коррекционной школы VIII вида Казновой Ирины Евгеньевны рассказывается  об использование компьютерных технологий в формировании математических представлени...

Мнемотехника как способ развития произвольной памяти у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Коррекционная работа учителя-дефектолога должна быть направлена на качественные преобразования мнемической функции детей с интеллектуальной недостаточностью, а также на формирование умения использоват...