Главные вкладки

    Статья "Воспитание доброты у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках чтения"
    статья по чтению по теме

    Статья посвящена проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников с интеллектуальной недостаточностю на уроках чтения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vospitanie_dobroty.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

                     ВОСПИТАНИЕ ДОБРОТЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

      С    ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ.

                                       Махазён Мария Владимировна

    Если ребёнка учат добру,

    в результате будет добро,

    учат злу – в результате будет зло

     – ибо ребёнок не рождается готовым человеком,

    человеком его надо сделать!

                                     В.А. Сухомлинский.

    На сегодняшний день российское общество находится  в моральном смятении, и мы постоянно можем наблюдать дисгармонию социальных отношений и ценностных приоритетов. Современная молодёжь настроена враждебно к «консервативным» понятиям своих родителей. Такие понятия, как патриотизм, совесть, честь, гуманизм, доброта очень часто вызывают у  детей, особенно с интеллектуальной недостаточностью, негативные эмоции.  В такой ситуации важнейшей задачей является нахождение побудительной основы восстановления нравственных сил общества и приложения усилий к этически выверенным ориентирам воспитания растущего поколения. Что в данном случае может сделать коррекционная  школа и преподаватель?

    Я убеждена, что духовно-нравственное воспитание умственно отсталых учащихся на уроках чтения способствует развитию личности ребенка. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей  создает в   ребенке   особые   эмоциональные   состояния,    возбуждает непосредственный интерес  к  жизни,  обостряет  любознательность,  развивает мышление, учит доброте, гуманизму по отношению к людям и природе.

    Основной задачей уроков чтения в специальной (коррекционной) школе является не только формирование навыка сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, но и воспитание нравственных качеств.

    Для учащихся младших классов СКОУ характерна бессистемность, фрагментарность знаний; неумение выделить существенные признаки в изучаемом материале, что отличает их от учащихся общеобразовательных учреждений.  Принимая во внимание узость восприятия, несформированность представлений, слабость аналитико-синтетической деятельности учеников, один и тот же предмет, объект или явление следует изучать с разных сторон, постепенно знакомя детей с различными его признаками.

    Поэтому учебная  программа в коррекционной школе построена по принципу концентричности. Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элементами содержания изучаемого материала. Это не просто повторение пройденного материала, а всё более глубокое проникновение в сущность рассматриваемых явлений.

    Воспитанию нравственных качеств личности у детей с интеллектуальной недостаточностью способствует содержание учебной программы по чтению. Тематика произведений на уроках чтения в СКОУ подобрана с учётом  развития познавательных интересов детей, с целью воспитания нравственных качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения. Дети из каждого произведения узнают что-то новое об изучаемом предмете или явлении.

    Программа по чтению в начальных классах СКОУ делится на несколько разделов:

    2 класс: «Прозвенел звонок - начинается урок», «Осенние страницы», «Сказка за сказкой», «Мир животных»,  «Птицы - наши друзья», «Зимние страницы», «Все мы сделаем сами и своими руками», «Буду делать хорошо и не буду плохо», «Ежели вы вежливы…», «Весенние страницы», «Посмеемся, улыбнемся»,  «Летние страницы»,  «Как хорошо уметь читать».

    3 класс: «О школе и школьниках»,  «Листьям - время опадать», «Верные помощники», «Крылатые друзья», «Здравствуй, зимушка - зима!», «Сказочные истории»,  «Трудолюбие - это клад»,  «Настали дни весенние!», «Вот такие истории»,  «Летняя пора».

    4 класс: «Что такое хорошо», «Уж небо осенью дышало», «Народные сказки», «О труде и трудолюбии», «Произведение русских и зарубежных писателей», «Идет волшебница зима», «Люби все живое», «В стране чудес», «Весна идет», «Лето наступило».

    Содержание  разделов « Люби всё живое» и «Времена года» направлено на становление у младших школьников эмоционально-нравственного отношения к природе, стремление к общению с окружающей действительностью, к познанию её тайн. Ведущая идея – неразрывная связь человека и природы. Охрана окружающей среды от загрязнения, разрушения, истощения. Место “Я” и “МЫ” в реализации этой задачи.  

    Раздел « Я,  моя семья,  мои друзья» помогает воспитывать в детях чувство самоуважения и уважения к членам своей семьи и друзьям. Содействует формированию гуманного отношения к окружающим, воспитанию воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма,  навыков культурного поведения, что так важно для учащихся начальных классов СКОУ.

    Как сделать так, чтобы дети, с отклонениями в развитии, всем сердцем полюбили чтение? Как научить их думать, рассуждать? Как повести ребёнка 7-10 лет в мир сопереживания героя? Ведь только то оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства. Ответы на эти вопросы дает содержание раздела «Что такое хорошо». Вступая в диалог с писателем, одобряя его или споря с ним,  маленький читатель незаметно для себя формирует свой взгляд на мир. Взгляд  на действительность, на человека, свою жизненную позицию.

    Произведения из раздела «Сказки» помогают учителю развивать у учащихся с интеллектуальной недостаточностью способность творчески трудиться, воспитывают любовь и доброту по отношению к окружающему миру, веру в то, что добро всегда побеждает зло.

    В программе коррекционной школы по чтению особое внимание уделяется воспитанию трудолюбия, т.к. в силу психофизических особенностей умственно отсталых учащихся трудовые навыки им необходимы для социализации в обществе. Поэтому в содержании учебников есть разделы: «Все мы сделаем сами и своими руками», «Трудолюбие - это клад»,  «О труде и трудолюбии». Данный раздел воспитывает уважение к человеку труда, учить беречь результаты труда - свои и чужие, воспитывает желание трудиться и быть первым в труде.

    Развитию воображения, эстетического вкуса у умственно отсталых учащихся, активизации художественного творчества способствует использование мной  на уроках чтения метода творческого чтения. Метод творческого чтения я осуществляю по средством таких приемов, как выразительное чтение учителя, комментированное чтение, беседа, направленная на выяснение впечатлений от прочитанного произведения.

    Воспитание в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности.

    Поэтому я привлекаю к работе родителей. В работе с детьми и их родителями я используются такие формы работы как: экскурсии, выставки детской литературы, семейные конкурсы знатоков природы и любителей чтения, викторины на различные темы и т.д.

    По словам К. Д. Ушинского «Чтение – это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, через чувства, а также формирование навыков терпения и трудолюбия, что немаловажно для  адаптации детей с отклонениями в развитии в обществе.

                                                                  Литература

    1. Беликова Е.В.,Битаева О. И., Елисеева Л.В. «Теория и методика воспитания» [Текст]: - М.: Эксмо, 2008. – 160 с.

    2. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений /ред. В.М.Мозгового/- М.: Издательский центр «Академия», 2006. -  224 с.

    3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст]: /ред. В.В.Воронковой/ - М.: «Просвещение», 2004. - 190 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности обследования письменной речи младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

    Данная работа является курсавой и представляет интерес для студентов логопедического факультета, а также для начинающих логопедов...

    Система коррекционно-развивающей работы по совершенствованию мелкой моторики младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

    В данной методической разработке расматривается система комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у школьников с интеллектуально...

    Формирование математических представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий

    В статье учителя начальных классов коррекционной школы VIII вида Казновой Ирины Евгеньевны рассказывается  об использование компьютерных технологий в формировании математических представлени...

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА. Тема: Активизация учебной деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики

    Современному обществу требуются люди, способные самостоятельно решать возникающие перед ними вопросы, а также творчески подходить к своей работе, т.е. не только пассивно воспринимать прои...

    Специфика работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

      В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образован...