Технологическая карта по предмету Русскому языку по теме: "Корень. Слова с чередование согласных"
план-конспект урока (3 класс)

Чарыева Татьяна Владимировна

Цели и задачи урока:

- Способствовать формированию представления о чередовании согласных в корне слова, развитию умения использовать в   активном словаре и познавательной деятельности учащимися формулировку «чередование согласных в корне слова»;

- Совершенствовать умения распознавать согласные буквы, требующие проверки.

- Закрепление знаний о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне, о связи слов в предложении.

- Воспитывать прилежание и аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren_slova_s_cheredovaniem_soglasnyh.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2 класс.                                                                                                                

Учебный предмет: Русский язык.

Автор  учебника, учебных пособий:  С.В.Иванов, А.О.Евдокимова

Тема урока: Корень. Слова с чередованием согласных

Цели урока: 

- Способствовать формированию представления о чередовании согласных в корне слова, развитию умения использовать в   активном словаре и познавательной деятельности учащимися формулировку «чередование согласных в корне слова»;

- Совершенствовать умения распознавать согласные буквы, требующие проверки.

- Закрепление знаний о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне, о связи слов в предложении.

- Воспитывать прилежание и аккуратность.

Тип урока:  урок формирования и закрепления знаний.

Оборудование урока: Учебники:  С.В. Иванов  «Русский  язык» 2  класс, тетради учащихся; плакаты с изображением Осени, осеннего леса, старичка Лесовичка, грибов с загадками, печатные тексты, учебники, рабочие тетради, веера гласных букв, презентация к уроку.

Планируемые результаты

Предметные : находить , находить, сравнивать изученные части слова; научатся находить проверочные слова; применять алгоритм проверки глухих и звонких согласных в корне; способность контролировать свои действия, проверять написанное;

решать учебные и практические задачи; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы речевого этикета.

Метапредметные: ПУУД умение использовать язык с целью поиска необходимой информации; освоение умения выделять корень в однокоренных словах; уяснение правила правописания глухих и звонких согласных в корне слова РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность; развивать интерес к исследовательской деятельности;

 КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения.

Личностные: осознание языка как основного средства человеческого общения;  проявляют учебно-познавательный интерес; владеют элементарными приёмами самооценки результатов деятельности по предложенным критериям и заданному алгоритму работы.

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала

занятия

Психологическая подготовка учащихся к общению.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит очень интересная и серьезная работа.

И поэтому вспомним наш девиз:

Не говори - не умею, 
А говори - научусь!

РУУД

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Актуализация субъектного опыта учащихся

Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

Объясните, что значит «глухо и звонкий согласный» ?

- Назовите парные звонкие согласные

- Назовите парные глухие согласные

- Как называются согласные, которые я показываю [л],[м],[н],[р],[й]

- Почему глухой и согласный звук нуждаются в проверке?

- Как проверить написание глухого и согласного звука в корне?

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Постановка проблемы

- Для того чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на рисунок (1 слайд с изображением заячьей семьи).

- Кого вы видите?

- Назовите всех членов этой семьи. (Заяц, зайчиха, зайчонок)

- Что объединяет эти слова? (имена существительные, одушевленные, родственные или однокоренные)

- Назовите два признака родственных слов. (сходны по значению, имеют общую часть - корень)

- Назовите корни в этих словах?

- Почему возникло разногласие?

- Может быть слова не родственные? (в корне слова согласный чередуется, меняется)

в этих словах, повторим и закрепим орфограммы корня: безударную гласную и парные согласные)

ПУУД

Сотрудничество учителя и детей

Определение темы и целей урока

- Сформулируйте тему урока: "Корень слова с чередованием согласных"

- Какие цели мы поставим перед собой? Чему мы должны научиться?

(Будем учиться писать слова с чередованием в корне, правильно выделять корень

Шаги деятельности на уроке

Нам нужно вывести алгоритм действия, способа проверки глухих и звонких согласных в корне слова. И научиться его применять.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Закрепление изученного материала

                 лес лесок лесной

- Что объединяет эти слова? (они родственные) Почему? Объясните.

Выделите в словах корень и обозначьте в них ударение. В каком слове есть безударный гласный в корне? (лесной)

- Как называются слова, в которых гласный в корне под ударением? (проверочные)

- Перед работой в тетради выполним пальчиковую гимнастику.

1) разогреем каждый пальчик;

2) пальчики "здороваются" (Дети выполняют пальчиковую гимнастику под музыку)

КУУД

Сотрудничество учителя и учащихся

Упражнение в правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне слова

Словарная работа.

- А вот и сам хозяин леса встречает нас - Старичок - Лесовичок.

Поможем Лесовичку собрать грибы и отгадать загадки.

  1. Клейкие почки,

Жёлтые листочки,
С белой корой

Стоит под горой. (Берёза)

  1. Что за дерево стоит:

Ветра нет, а лист дрожит? (Осина)

  1. Неживая, а идёт,

Неподвижна, а ведёт. (Дорога)

  1. Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирает.

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (Ветер)

  1. Поле чёрно-белым стало

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало – 

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи? (ноябрь)

- Что объединяет эти слова? (они словарные)

- Почему их так называют? Для чего мы проводим словарную работу?

КУУД

Знакомство с новыми упражнениями по нахождению проверочных слов

Коллективное выполнение с комментированием, по алгоритму.

-Работа  в группах

б.рёза

I группа записывает слова самостоятельно, располагая в алфавитном порядке.

вет.р

.сина

II группа работает с учителем.

д.рога

Работу I группы проверяю с помощью вееров гласных букв,

II группа обозначает ударение и подчеркивает безударные гласные.

н.ябрь

- Что объединяет эти слова? (имена существительные, неодушевленные, нарицательные) На какие группы и по какому признаку можно их разделить?

Задание для самостоятельной работы:

- Составьте предложение с одним из слов, выполним синтаксический разбор.

Например: Берёзки надели золотые платья.

- Назовите слова, в которых безударный гласный требует проверки.

Повторение изученной темы:

- Ребята, помогите мне. Был сильный ветер и пропали в предложениях некоторые буквы. Помогите их вставить на место.

- Ребята, прочитайте, пожалуйста,  текст и скажите, с какой целью мы будем выполнять данное задание?

Текст:

Тихо в . сеннем л.су. Птицы ул.тели в тёплые кр.я. В л.стве уснул ё . (ж//ш). Под н.гами шуршат сухие листья, нарушая т.шину.

- Ребята, найдите в тексте слова с чередованием согласных в корне, выделите корень, подчеркните чередующиеся согласные. (тихо - тишина)

КУУД

Коллективный разбор задания

Сотрудничество учителя и ученика

Физкультминутка

Мы пришли сегодня в лес, 

Полный сказок и чудес, 

Чтобы быть в порядке, 

Проведём зарядку.

Руки поднимем и покачаем-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем-

К югу летят журавли.

И на носочки поднимемся выше-

Солнышко видим вдали.

Также тихо приседаем

И работу продолжаем.

.

Обобщение и систематизация знаний

Работа по учебнику

- Пожалуйста, ребята, поднимите  сначала правую руку, а теперь левую (меняем несколько раз)

- Что мы делали с руками?

- Можно ли сказать, что мы меняли положение рук?

- Можно менять каждый день платья?

- Когда вы играете в какие-то игры, вы весь день играете в одну игру или меняете их?

- Каким словом мы можем обобщить эти действия (чередование)

- Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «чередование»

Уч-к: В словаре русского языка записано, что смена одного другим называется чередованием.

Слайд: Чередование - последовательная смена одного другим.

- Давайте откроем учебник и посмотрим, как чередуются согласные в корне.

Упр.№1, стр.102 – устно, самостоятельное чтение правила, рассматривание таблицы. Дети делают вывод.

- Закрепим правило упражнением

Упр.№ 2, стр. 103, списать, подчеркните чередование

- Рубрика «Давай-подумаем», упр.№ 3, стр.104, обсуждение задания

- Коллективное выполнение упр. №4, стр.104

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Информация о домашнем задании.

Упр. № 5, стр. 104

(объяснение заданий)

Запись в дневники.

Подведение итогов учебного занятия,  

рефлексия.

- Ребята, старичок Лесовичок прощается с вами, благодарит за работу и дарит каждому на память 3 кленовых листочка (красного, оранжевого и зелёного цвета). И он, и я хотим узнать, довольны ли вы своей работой на уроке?

На доске:

  • Я очень доволен своей работой на уроке, так как:.(красный листочек)
  • Я хорошо работал, но:.(оранжевый листочек)
  • Я не доволен, потому что:.(зелёный листочек)

- высказывания учащихся.

- Спасибо всем за работу. (Оценивание работы учащихся)

РУУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Правописание слов с парной согласной в корне"

Технологическая карта позволяет учителю диагностировать задания  для детей  на каждом этапе урока....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Корень слова. Однокоренные слова»

Целью урока является  создание условий для выявления особенностей однокоренных слов, нахождения и образования однокоренных слов, применения их в речи и практическое использование...

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по русскому языку 3 класс. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне

учить находить непроизносимые согласные звуки в корне словаучить проверять правописание непроизносимых согласных в корнеразвивать фонематический слух учащихся...

Русский язык. 2 класс. Корень слова с чередованием согласных.

Корень слова с чередованием согласных....