Тестирование, как средство контроля знаний обучающихся начальной школы
статья (1, 2, 3, 4 класс)

 Данный материал помогает разобраться учителю в видах и способах тестирования в начальных классах. Тестирование является быстрым и удобным средством контроля знаний учащихся начальной школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестирование, как средство контроля знаний учащихся начальной школы

В процессе обучения на уроках учитель применяет различные методы и средства обучения с целью усвоения информации. Чтобы понять, насколько освоен материал, необходима систематическая проверка знаний. Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы.

Главная задача начальной школы - научить учиться. Это создаёт основу для перехода ребёнка на новую ступень личностного развития: он учится приобретать знания.

Главные цели современного начального образования – развитие школьников, формирование универсальных учебных действий – могут быть достигнуты в том случае, если учитель систематически осуществляет обратную связь, владеет информацией о результатах обучения.  

Переход на стандарты нового поколения требует  формирования новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся.  

В соответствии со структурой и содержанием общего образования, обучающиеся   начальной школы выполняют задания по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру в тестовой форме в формате ЕГЭ. Поэтому использование различных тестов приобретает  особую актуальность.

Именно тестовый контроль повышает мотивацию, развивает  личность, самостоятельность. Задача учителя уже в начальной школе сформировать определённые навыки работы с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ.

Тест – это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.

Тест – это стандартизированное задание, по результатам которого судят о знаниях, умениях и навыках испытуемого. Поэтому к тестам предъявляют определенные требования: определенность, простота в использовании, прогностическая ценность. Разработка тестовых заданий, конструирование интерактивных тестов – сложный процесс, требующий высокопрофессионального уровня, тщательной экспериментальной проверки качества разработанных тестов.

Тесты как одна из форм контроля заслуживают дальнейшего  изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

  • быстрота поверки выполненной работы;
  • оценка достаточно большого количества учащихся;
  • возможность проверки теоретического материала;
  • проверка большого объема материала малыми порциями;
  • объективность оценки результатов выполненной работы.

На уроках в начальной школе используют  разные  виды тестов.  

По форме:

- тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых);

- тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым);

-тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).

Например: задания закрытого типа с выбором ответа. В таких заданиях ученику предоставляется возможность выбрать правильные ответы из предложенных вариантов. Задание не должно содержать лишних слов и менее трех-четырех вариантов ответа

Ответы к заданиям не должны даваться очевидно неправильными. Обычно они составляются с учетом типичных ошибок учащихся.

Выделяются несколько видов заданий данного типа:

1. Задания вопросительной формы, требующие утвердительного ответа на вопрос.

Это основной вид заданий, используемый для тестирования в начальной школе. Задания с множественным выбором предполагают наличие вариантности в выборе. Учащиеся должны выбрать один из предложенных ответов.

Примеры тестов:

Сколько мягких согласных звуков в слове лисичка?

А) 2 Б) 3 В) 4

Также на уроках математики:

1. Первое слагаемое 6, второе слагаемое 2. Чему равна сумма?

А) 10 Б) 4 В) 8

2. Задания утвердительной формы с выбором ответа

1. Найди слово, в котором все согласные звуки твёрдые.

А) мишка Б) майка В) лыжи

2. Найди число, в котором цифра 3 записана в разряде десятков тысяч.

А) 34 671 Б) 95 432 В) 29 378

3. Задание альтернативных ответов

Даётся только два варианта ответов, Ученик должен выбрать один из них – «да» - «нет», «правильно» - «неправильно». Иногда можно использовать форму с 3 вариантами ответа: «да», «нет», « не знаю».

1. Звуки мы видим и слышим? Да. Нет.

2. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое. Да. Нет. Не знаю.

Задания открытого типа. Это задания с ответом самим учащимся

1. Задания свободного изложения

Инструкция для таких заданий: закончите предложение, впишите правильный ответ.

1.Грамматическая основа предложения – это подлежащее и ____________

2.Изменение глаголов по лицам и числам называется ____________

По способу предъявления:

- с  предъявлением готового ответа;

- с предъявлением ответа в краткой форме;

- с предъявление развернутого ответа.

По  цели назначения:

- первичное закрепление;

- контроль УУД;

- разминка в начале урока;

- тренажер.

По  видам  тестовой деятельности:

- самостоятельная работа;

- контрольная работа;

- фронтальный устный опрос;

- тренировочная работа;

- индивидуальный опрос по карточкам;

- заполнение пропусков;

- сопоставление события и его характеристики;

- распознавание понятия;

- составление последовательности.

Таким образом, различные виды деятельности кроме диктантов, изложений и сочинений можно проводить в форме тестов.

По  месту использования (этапы урока):

- актуализация УУД;

- первичное закрепление УУД;

- упражнения;

- контроль УУД.

По  объему содержания и времени проведения (контроль УУД):

- стартовый контроль;

- тематические тесты;

- итоговый контроль;

- промежуточная аттестация;

- итоговая аттестация.

   Тестовая работа расширяет возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять информацию. Эта технология значительно повышает дидактические и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.

         Тестовый контроль повышает интерес обучающихся к предмету. Тесты способствуют развитию у обучающихся умения наблюдать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. 

Сформированные у детей приёмы умственной деятельности обеспечивают новый уровень усвоения знаний. Овладев этими приёмами, учащиеся становятся более самостоятельными в решении учебных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения и окружающего мира как средство коррекции коммуникативных навыков обучающихся начальной школы

Рассматривается вопрос о использовании   элементов театрализации на уроках. И как элементы этой технологии влияют  на развитие коммуникативных навыков обучающихся начальных классов....

Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности

Игровые технологии как средство формирования познавательных УУД обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности....

Презентация "Самооценивание учебных достижений как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальной школы"

«Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность: учащихся нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».  Н.А.Умов Материал раскроет пред...

Тестирование как средство контроля в начальной школе

Презентация по теме: " Тестирование как средство контроля в начальной школе"...

Средства развития познавательной деятельности обучающихся начальной школы.

Школа занимает особое место в жизни общества и играет важную роль в судьбе каждого человека. Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд - подготовить учащихся к самостоятельным шагам в...