«Использование сказкотерапии в коррекции нарушений речи детей с ОВЗ»
статья

Байрак Ольга Николаена

в докладе представлено описание профессиональной деятельности, в котором раскрыты аспекты и способы применения сказкотерапии, а также представлены методы, направленные на коррекцию речевых нарушений и эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_bayrak.docx930.55 КБ

Предварительный просмотр:

Ольга Николаевна Байрак

I квалификационная категория, воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Дюймовочка» пгт Приобье, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра

«Использование сказкотерапии в коррекции нарушений речи детей с ОВЗ»

Аннотация: в докладе представлено описание профессиональной деятельности, в котором раскрыты аспекты и способы применения сказкотерапии, а также представлены методы, направленные на коррекцию речевых нарушений и эмоционально – волевой сферы у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова:

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья

ТНР – тяжелые нарушения речи

Р.н.п. – русская народная песня

ИКТ – информационно-коммуникационные технологии в образовании.

В настоящее время развитие речи детей является актуальной проблемой. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается число детей, имеющих речевые нарушения.

Категорию детей с нарушениями речи (тяжелыми нарушениями речи (ТНР) составляют дошкольники и школьники со стойкими отклонениями в развитии устной

(звукопроизношение, фонематический словарный запас, грамматический строй, связная речь) и письменной речи ссохранным слухом и первично сохранным интеллектом. При этом степень выраженности нарушений познавательной эмоциональной сферы, пространственно-временных и двигательных особенностей, работоспособности связаны с тяжестью речевого нарушения иналичием дополнительных отклонений в развитии [2]. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском дошкольном возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.Одной из таких форм является сказкотерапия.

(слайд 2,3)        Сказкотерапия является комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, которая позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи, которые в свою очередь реализуются в парциальной программе Светланы Вячеславовны Макушкиной «Умные игры в добрых сказках», которую я применяю в своей деятельности. Развивающее обучение, элементы сказкотерапии, ИКТ, представленные в программе, адаптированы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и направлены на создание и реализацию условий для всестороннего развития детей с учетом имеющихся у них нарушений и компенсаторных возможностей. Сказкотерапевтический компонент оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу, а работа с играми реализует потенциальные возможности воспитанников. Элемент сказкотерапии реализуется, как педагогом – психологом, а так и воспитателем [1].

Цель моей деятельности по коррекции нарушений речи детей с ОВЗ по программе С.В.Макушкиной развивать диалогическую и монологическую сторону речи детей с тяжелыми нарушениями речи посредством сказкотерапии.

Для достижения цели реализую задачи:

  1. Развивать все компоненты речи (звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговую структуру слова, лексико-грамматический строй, связную речь) и преодолевать имеющиесянарушения речи детей.
  2. Развивать у детей высшие психические функции (память, мышление, внимание, восприятие, воображение).
  3. Развивать нравственные качества (чувство доброты, коллективизма, взаимопомощи, любви к природе, ответственности, сопереживания и т.п.) и приобщать детей к истокам народной культуры.

Решая задачи, использую формы работы со сказкой:

  • повествование сказки
  • анализ сказки,
  • медитация во время сказки (погружение в какой-либо процесс – статическое, психодинамическое)
  • постановка сказки.

(слайд 4)        Представляю из опыта работы разбор сказки «Гуси-лебеди» по развитию и корректировки эмоционально – волевой сферы детей с ОВЗ(рис. 1)

Рис.1 «Гуси – лебеди»

(слайд 5)        Занятие начинается с разбора уже знакомой детям сказки. Совместно с детьми мы вспоминаем ее содержание, она сопровождается презентацией. Во время разбора сказки с детьми ведется словарная работа (встречаются слова «наказывают», «причитывают») работа над эмоциональной сферой детей, закрепление знаний о чувствах и эмоциях (у Аленушки страх, испуг, благодарность).

(слайд 6)         Обсуждая героев сказки – лебедей, мы выкладываем их из волшебных льдинок «Прозрачный квадрат, или нетающие льдинки озера Айс», входящие в комплект пособия «Умные игры в добрых сказках» (рис. 2). Дети самостоятельно по схеме выкладывают изображение лебедей. Детям мы всегда предлагаем разноуровневые упражнения. Многие дети, глядя на схему, которая расположена на коврографе или в презентации на экране, выполняют задание самостоятельно, правильно соотнося масштабы. Дети все это делают быстро и моментально.

Рис.2«Лебедь»

(слайд 7)         Во время разбора сказки, даже, если сказка сопровождается презентацией, на коврографе мы выкладываем последовательную цепочку пути, по которому следует Аленушка. Так как герои сказки отказали в помощи Аленушке из-за ее невежественного отношения, мы не выкладываем. Выкладывать начинаем в том, случае, когда герои соглашаются помочь, то есть на обратном пути.

(слайд 8)         Первым выкладываем молочную речку - кисельные берега, используем игру «Чудо-змейка». Я детям говорю: «Создайте из чудо-змейки такой образ, чтоб Аленушка с Иванушкой смогли спрятаться». Данное упражнения направлено на развитие воображения(рис. 3).

Рис.3 «Речка»

(слайд 9, 10)         Чтобы изобразить яблоню, мы используем игры «Чудо соты», «Чудо-крестики 1». Данные игры дети выбирают самостоятельно по желанию. Детям даю задание «Приготовьте две треугольные фигуры, две прямоугольные, маленькие желтые, и маленькие синие детали» и показываю на коврографе одну половину яблони в течение 5 секунд и убираю. Дети запоминают и выкладывают самостоятельно под музыку. Данное упражнение направлено на развитие умения выслушивать многоступенчатую конструкцию и на развитие зрительной памяти. При этом я иногда применяю прием «Лишний». Я показываю изображение на одну лишнюю деталь или же на одну деталь меньше(рис. 4).

Рис. 4 «Яблонька»

На пути героев встречается печь. Игра «Чудо-крестики». Детали выкладываются по контуру. Сначала мы с детьми проговариваем какие детали надо использовать, и затем ребята приступают к работе. Здесь формируется умение ориентироваться на бумаге.

(слайд 11, 12)         Программа «Умные игры в добрых сказках» направляет педагогов к использованию не только игр Вячеслава Вадимовича Воскобовича, но и других развивающих игр. Макушкина Светлана Вячеславовна в своей программе предлагает использовать и кубики Никитина, и блоки Дьенеша, и палочки Кьюзенера. При выкладывании печи мы как раз использовали палочки Кьюзенера, кубики Никитина и блоки Дьенеша (рис. 5,6)

Рис.5 «Печка»

(слайд 13)         Во время выполнения каждого задания звучит своя музыка. Например, во время выкладывания лебедей звучит р.н.п. «Во поле береза стояла», молочную речку дети выкладывали под р.н.п. «На речке, на речке, на том бережочке», яблоню под мелодию р.н.п. «Во саду ли в огороде.

Рис.6 «Печка»

(слайд 14)         В конце занятия под песню «Будьте здоровы, живите богато» мы подвили итог, обсудили чему нас научила сказка и дети ответили на вопрос «Какая из игр сегодня помогла больше всех?» и звучит всегда один ответ «ВСЕ!» Дети, показывая, что им нравятся все игры, изображают «обнимашки» на столе. Этот прием часто использую в своей работе (рис. 7)

Рис.7 Ритуал «Обнимашки»

Выкладывая сказочного персонажа при помощи игр Воскобовича у детей развивается мелкая моторика рук, проявляется творческий интерес, что способствует преодолению неуверенности в себе, стеснительности, достижению эмоциональной устойчивости, саморегуляции. Так же вызывает у детей речевой интерес, побуждает к речевой активности. Игры В.В. Воскобовича способствуют развитию количественного счета, пространственных отношений, мелкой моторики рук, творческому и сенсорному развитию, мышлению. В пособие «Коврограф Ларчик» входит набор «Разноцветные липучки», «Цифры и знаки» средство для овладения ребенком образами цифр, математических знаков, «Буквы и знаки» для развития умения выделять гласные и согласные звуки, мягкие и твердые, в комплект входит набор для звукового анализа, «Умные стрелочки» универсальный набор для проведения графических диктатнов.

Пантомимические этюды несут психопрофилактическую функцию (развитие эмоционального интеллекта). Воспроизводим не только эмоциональное состояние, но и физическое (реакции тела при жаре, холоде, ветре). Чтобы понять, для чего это нужно, приведем высказывание М.А. Чистяковой: «Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». У детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для коррекции и профилактики нервного напряжения у некоторых детей»[3].

Применение метода сказкотерапии в коррекционной работе способствует тому, что у ребенка устраняютсяболезненные переживания, связанные с дефектами речи, улучшается его психическое состояние, что, в свою очередь, положительно влияет на его социальную адаптацию. Использование комплексной системы коррекционно-воспитательной работы приводит к положительной динамике вречевом развитии и эмоционально-волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексико-грамматические отношения,а такжесвязная речь.

Использование ИКТ способствует развитию эмоционального состояния сказки. Во время работы звучит музыка, часто звучит классическая музыка, в русской народной сказке - фольклорная музыка. Во время разбора сказки идет сопровождение презентацией.

Возможности сказки, настолько велики, что позволяют предлагать метод сказкотерапии по развитию связной речи детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Список литературы:

  1. Макушкина, Светлана Вячеславовна. Умные игры в добрых сказках: парциальная программа / под. Ред. Л. С. Вакуленко, О. М. Вотиновой. – Санкт-Петербург: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. – 224 с.: ил. – (Серия «Сказочные лабиринты игры»).
  2. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью с учетом нозологических групп - нарушения слуха, нарушения зрения, нарушения речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра, задержка психического развития, умственная отсталость (интеллектуальные нарушения). – Москва, 2020– URL:https://dvpion.ru/asp/2020/metod_rec/%CC%E5%F2_%F0%E5%EA_2_%ED%EE%E7%EE%EB%EE%E3%E8%E8.pdf(дата обращения: 22.04.2021).
  3. Саввиди М. И., Черепкова Н. В. Применение сказкотерапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1366–1370.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование криптограмм при коррекции нарушений устной и письменной речи

Данная работа позволяет с помощью криптограмм закрепить 13 обобщающих понятий, провести работу по расширению словарного запаса, позволяет в занимательной форме познакомить учащихся с новыми пословицам...

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения

Сенсорная интеграция как метод коррекции недоразвития речи детей с нарушением интеллекта и аутистическим типом поведения...

Коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевых игр.

Материалы VII Всероссийского конкурса  студенческих публикаций в рамках  XII Всероссийской научно-практической конференции «Социализация детей с ограниченными  возможностями здоро...

"Нарушения речи детей с ОВЗ и особенности их коррекции"

Консультация логопеда для учителей начальных классов...