Проектная работа ( секция «Юный исследователь») Шахматы- спорт, наука, искусство или игра?
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Морозова Наталья Владимировна

Почему мы решили выбрать темой своего исследования шахматы?
Видимо потому, что эта игра - одно из наших любимых занятий. И нам бы хотелось разобраться, что же такое шахматы - спорт, наука, искусство или игра?
Одни считают, что шахматы - это спорт, так как это соревнование, состязание и противоборство противников.
Другие считают шахматы наукой, ведь в шахматах есть математические задачи, есть своя методика игры, теория, стратегия и тактика.
Третьи полагают, что шахматы - это искусство. Как и в искусстве, играя шахматную партию, получаешь удовольствие, наблюдая за игрой какого-нибудь выдающегося профессионала.
Большинство же любителей шахмат считают занятие шахматами увлекательной игрой. Вот и нас заинтересовал этот вопрос, казалось бы, простой, однако найти ответ на него не так просто. Попробуем разобраться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx303.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Троицкая средняя общеобразовательная школа

Чеховского муниципального района

Московской области

Проектная работа

( секция «Юный исследователь»)

Шахматы- спорт, наука, искусство или игра?

        Выполнили:

Дормидонтова Валерия,

 Мещеряков Михаил ,

Чижевская Валерия

ученики  2-б класса

                               

                     Руководитель:

                                                                                            Морозова Н.В.

учитель начальных классов

        Чехов ,2018г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение --------------------------------------------------------------3

2. Цели и задачи --------------------------------------------------------3

3. Основная часть -------------------------------------------------------3

Шахматы - спорт, наука, искусство или игра?

           -  краткая история развития шахмат-----------------------4

            - шахматы – это спорт----------------------------------------4

             - гимнастика ума ---------------------------------------------5

             - наука и шахматы ------------------------------------------5

             - искусство мыслить ---------------------------------------5-6

4. Результаты опроса .-----------------------------------------------7-8

Введение

Почему мы решили выбрать темой своего исследования шахматы?
Видимо потому, что эта игра - одно из наших любимых занятий. И нам бы хотелось разобраться, что же такое шахматы - спорт, наука, искусство или игра?
Одни считают, что шахматы - это спорт, так как это соревнование, состязание и противоборство противников.
Другие считают шахматы наукой, ведь в шахматах есть математические задачи, есть своя методика игры, теория, стратегия и тактика.
Третьи полагают, что шахматы - это искусство. Как и в искусстве, играя шахматную партию, получаешь удовольствие, наблюдая за игрой какого-нибудь выдающегося профессионала.
Большинство же любителей шахмат считают занятие шахматами увлекательной игрой. Вот и нас заинтересовал этот вопрос, казалось бы, простой, однако найти ответ на него не так просто. Попробуем разобраться.

Цель проекта:

Исследовать вопрос: «Что же такое шахматы -    спорт, наука, искусство или игра?».

Задачи проекта:

1) Изучить литературу по данному вопросу, интервью известных шахматистов.

2) Провести анкетирование среди любителей шахмат. Изучить, как относятся к этой игре любители спорта.

3) Обобщить полученные результаты и исследовать вопрос: «Можно ли шахматы отнести к спорту, науке, искусству или игре?».

Краткая история развития шахмат

Что бы разобраться, чем являются шахматы, необходимо знать историю их развития. Происхождение шахмат в разное время приписывалось грекам, римлянам,  египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и многим другим! По одной (наиболее верной) из версий, шахматы зародились в Индии в VI веке нашей эры. Их изобретателем стал известный в то время индийский математик. Свое творение он предоставил на суд всемогущего индийского раджи. Шахматы очень впечатлили правителя и стали популярны сначала в Индии, а потом уже и во всем мире.

Определение: Шахматы- это настольная логическая игра со специальными фигурами на 64 - клеточной доске для двух соперников. Цель игры - поставить сопернику мат (мат - ситуация в шахматах, когда король находится под шахом, а игрок не может сделать ни одного хода, чтобы его избежать). Игра подчиняется определённым правилам, которые дополняются правилами ФИДЕ.( международная шахматная федерация)

20 июля Международный день шахмат.

Шахматы –это спорт.

Шахматы для меня, это, конечно, занятие, приносящее удовольствие. Но я помню своё удивление, когда узнал, что шахматы относятся к спорту. Что же такое спорт? Это в первую очередь преодоление себя, достижение вершин мастерства. Это гармоничное физическое и интеллектуальное развитие, тренировки для поддержания формы, самообладание и эмоциональная устойчивость. Спорт – это борьба и состязание. Наконец, спорт – это стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Все атрибуты спорта в шахматах присутствуют. Это и принцип соревнований, определяются победители, есть титулы, звания. После неоднократных побед на разрядных турнирах шахматистам присваивают звания кандидат в мастера спорта, мастер спорта, гроссмейстер. Анатолий Карпов на вопрос как должен быть подготовлен шахматист, сказал: «Для того чтобы добиться успехов в любом виде спорта, требуется много составляющих. В первую очередь шахматист должен быть абсолютно здоров и прекрасно подготовлен физически.  Игра в шахматы требует намного больших затрат энергии, чем некоторые виды спорта».  Спорт - это не только игра мускулов, это, прежде всего, состязание, противоборство, соперничество.  Шахматы - это гимнастика ума, состязание мысли, выдержки и воли к победе. Только умение думать, считать, анализировать лучше, чем это делает твой соперник, позволит тебе выиграть.

Гимнастика ума.

Шахматы - это гимнастика ума, состязание мысли, выдержки и воли к победе. Только умение думать, считать, анализировать лучше, чем это делает твой соперник, позволит тебе выиграть.

 Владимир Владимирович Путин считает :

Шахматы –это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед

Наука и шахматы.

Можно ли считать шахматы наукой?

Наука – это система знаний, исследований на основе обобщения знаний. Обучение шахматам предполагает обучение теории и практике. Шахматная теория - это исследования, посвящённые различным аспектам шахматной игры. Шахматная партия разворачивается в точном соответствии с правилами. Игра подразделяется на 3 части: дебют (начало),миттельшпиль (середина) и эндшпиль (окончание игры).Шахматы тесно связаны с такой наукой, как математика. Как и в математике в шахматах есть и теория, и практика.  Формы мышления математика и шахматиста довольно близки, и не случайно математические способности часто сочетаются с шахматными. Многие математики стали известными шахматистами, например, Эмануил Ласкер, Макс Эйве, Михаил Ботвинник. Анатолий Карпов .

Искусство мыслить.

Шахматы можно назвать искусством - искусством мыслить, творчеством обеих сторон.

 На шахматной доске реализуются мысли, стратегия и тактика каждого из соперников. Это искусство создавать прекрасные комбинации, которые живут и радуют поклонников игры столетиями. Многие историки, исследователи отмечают, что появление шахмат связано с изобразительным искусством, так как первые шахматные фигуры представляли собой вырезанные из слоновой кости тончайшей художественной работы скульптурки всадников, слонов, боевых колесниц, пеших воинов.

С ростом популярности игры к шахматной теме обратились и художники. Шахматы играют важную роль во многих произведениях литературы, кинематографа и других направлений искусства.

Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы – это не только игра, доставляющая много радости, удовольствия, но и средство воспитания характера. Процесс обучения основам шахматной игры способствует развитию способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, суждений, умозаключений, учит запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких качеств, как внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность.

В шахматы играли Наполеон , французский полководец, Максим Горький, Иван Грозный, академик Сахаров, Менделеев и  Куинджи, и др.

Заключение.

Учащимся нашей школы мы задавали вопрос:

Считаешь ли ты что игра в шахматы воспитывает характер и учит тебя?»

На основании полученных нами сведений можно сделать вывод, что шахматы являются смесью: науки, спорта, искусства и игры. И в своей работе мы доказали, что в шахматах присутствуют все эти элементы. Каждый профессиональный шахматист или любитель шахмат определяет сам в силу склонности своего характера, знаний, чем для него являются шахматы. Например, для одних основная черта шахмат - это соревнование, спорт, для других – искусство, красота этой увлекательной игры.

В процессе работы мы сформировали свое отношение к  вопросу: «Что же такое шахматы – спорт, наука, искусство или игра?»

 Вывод : Для нас , учащихся начальной школы шахматы – это, прежде всего игра, которая объединяет людей всего мира и не зависит от национальности, религии, языка на котором ты говоришь.

 Игра в шахматы доступна каждому человеку, необходимо лишь желание научиться. Для шахмат ничего другого не нужно, кроме фигур и доски, не надо больших арен, обширных площадок, каких-либо особенных климатических условий как в других видах спорта. Я много раз  наблюдал, как игра за шахматной доской сближает людей, потому что здесь они говорят на одном языке - на языке шахмат.

Закончить хотелось бы словами А.С.Пушкина :

«Благодарю душа моя за то ,что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном обществе.»

Литература

1.Карпов А.Е. «Учитесь шахматам», Москва, Эгмонт, 1997 г.

2. «Новый иллюстрированный энциклопедический словарь», ООО «Издательство АСТ», 2000 г.

3.Интернет-ресурсы: mirvsvete.ru/zhizn-na-shaxmatnoj-doske


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа (секция «Юный исследователь») «Сдай батарейку – спаси планету!»

Тема исследования выходит за рамкишкольной программы начальной школы и являетсяактуальной для современного общества.Исследование помогает ребенку освоить знания,находящиеся на стыке разных естественны...

Участники работы кружка "Юный исследователь", 4-а кл.

Участники работы кружка "Юный исследователь"....

Секция: Юный исследователь Тема: Вода в жизни человека

Введение Вода - на первый взгляд простейшее химическое соединение двух атомов водорода и одного атома кислорода - является, без всякого преувеличения, основой жизни на Земле. Не случайно ученые в поис...

VI областная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ обучающихся 2 – 6-х классов образовательных организаций Омской области «Мир моих увлечений» Секция «Естественные науки» Тема « Плесень: наш друг или враг?»

VI областная Интернет-конференция исследовательских и проектных работ обучающихся 2 – 6-х  классов образовательных организаций Омской области «Мир моих увлечений»  Сек...

Соревнования по шашкам и шахматам «Шашки и шахматы - это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия».

Известно, что игра в шашки и шахматы равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в общест...