ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭРУДИТ» Тема заседания "Создание методологической основы исследовательского мини - проекта «История улицы»
план-конспект занятия (3, 4 класс)

Учащиеся под руководством учителя (научного руководителя проекта) учатся создавать научно - исследовательский проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kamenevat.a.metodologicheskaya_osnova_proekta.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

 

ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭРУДИТ» (ЧАСТЬ I)

Тема: создание методологической основы исследовательского мини - проекта «История улицы»

Цель: создать условия для определения методологической основы исследования мини – проекта об улице города;

способствовать развитию учебно – познавательных компетенций учащихся при изучении методологических основ исследовательского проекта

Задачи: продолжить работу с основными параметрами исследовательского проекта,

создать условия для применения полученных компетенций;

организовать умения учащихся работать с источниками для создания мини - проекта; рассмотреть примеры основных этапов проекта и выбрать составляющие для конкретной темы;

развивать умения высказывать свою точку зрения, работать в парах, группах,

Универсальные учебные действия

Личностные: осознание смысла создания исследовательского проекта, формирование учебной мотивации

Познавательные: умение осмысленно читать и извлекать нужную информацию, умение формулировать проблемы и решать их, составление и преобразование модели проекта, умение анализировать ход и способ действия

Регулятивные: умение составлять план работы, постановка цели и задачи проекта, владение навыками самоконтроля

Коммуникативные: умение вступать в диалог и сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, слушать и слышать, создавать устные и письменные высказывания, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, интегрироваться в группу сверстников

Оборудование: презентация, карточки

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

  1.  Актуализация знаний

  - Учитель: как вы думаете, что означают слова, записанные на доске: проблема, актуальность, тема, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, новизна, методы и приёмы, результат проекта (продукт), практическая значимость

 - Учащиеся: это определения, составляющие введение в исследовательский проект

  1. Постановка вопроса учителем в виде загадки с нарастающими сведениями

 Учитель: сегодня мы подготовим мини – проект о … Вы должны угадать, о чём мы сегодня будем создавать исследовательский проект по загадке, в которой добавляется каждый раз по одному пояснению

 - Она существовала ещё в Древней Руси и была 4 – 8 метров в ширину

 - Её основу составляли круглые бревна, на которые вплотную были уложены толстые (10 см) и широкие (10-15 см) плахи - так называемый настил. Когда первый настил изнашивался и зарастал грязью, на него укладывали следующий. Как установили археологи, работавшие в древнем Новгороде, поновление происходило, как правило, через 20-25 лет.

 - В древних городах она была безымянной

 - Наука, изучающая их название, происхождение и развитие называется топонимика

- В нашем городе их 211

 - Самые популярные их названия: Центральная, Молодёжная, Школьная, а мы находимся на Ст. Разина

 - Учащиеся: это улица, так как наша школа находится на улице С. Разина. Ещё улицы носят названия Центральная, Школьная. А ещё мы узнали об улицах интересные сведения: когда появились, какие были, сколько улиц в нашем городе и как называется наука об улицах

3. Целеполагание и определение темы занятия

 - Учитель: определите тему и цели занятия

 - Учащиеся: создание проекта об улице

 - Учитель: конкретизируйте, о какой улице будем создавать проект. Ваши предложения

 - Учащиеся: улицы города, улица, на которой находится наша школа, улицу на выбор, самая красивая улица города, улица, на которой каждый живет.

 - Учитель: прочитайте на экране пары понятий, и вы поймете, о какой улице будете создавать проект (показ на слайде)

Вика – улица С. Разина

Настя – улица 1 Мая

Ярослава – улица М. Горького

Максим – улица Пушкина

Даша – улица Пролетарская

 - Учащиеся: это улицы, на которых мы живем. Значит, тема нашего занятия: создание проекта об улице, на которой я живу

 - Учитель: подвожу итог по первой части нашего занятия: тема занятия: создание мини – проекта «История улицы…» (прикрепляет на доску тему занятия)

ОСНОВНОЙ ЭТАП

1. Выбор цели мини – исследования Приём «Выбор одной цели из нескольких предлагаемых»

 - Учитель: выберите цель для вашего исследования среди нескольких целей, представленных на экране (показ на экране)

 - узнать, всегда ли моя улица имела такое название;

 - изучить историю улицы…

 - привлечь внимание учащихся к историческим зданиям города;

 - установить время образования улицы, на которой я живу

 - Учащиеся: цель, которая более точно подходит к данной теме проекта: изучить историю улицы…

2. Определение задач исследования Приём «Моделирование задач из фрагментов»

 - Учитель: Сейчас вы будете работать в парах с использованием карточек. Смоделируйте задачи проекта из фрагментов»

познакомиться

причину переименования улицы…

выяснить                    

историю улицы …

проанализировать

результаты исследования одноклассникам и членам общества «Эрудит»

установить

с наукой, изучающей название, происхождение и развитие улицы

представить  

  • мнения школьников и взрослых на тему «Знаете ли Вы, почему улица, на которой Вы живёте, носит такое название?» и обобщить полученные данные
  1. Составление плана мини – проекта Приём «Недостающие части плана»

 - Учитель: я предлагаю вам часть плана мини – проекта. Вы его сможете дополнить, когда изучите весь материал о своей улице.

Пример плана

  1. Наука о географических названиях
  2. История улицы …

2.1

2.2

2.3

  1. Исторические памятники улицы
  2. Современный ритм улицы

4. Определение гипотезы мини – проекта. Приём «Продолжение фразы»

- Учитель: вспомните определение гипотезы, подберите слова - синонимы

- Учащиеся: гипотеза – это утверждение, которое требует доказательств. Слова – синонимы: гипотеза – предположение – догадка – довод

- Учитель: продолжите гипотезу, используя слова в начале предложения: предположим, допустим, возможно, так как…

 - Учащиеся: предположим, улицы С. Разина не всегда имела такое название.

Допустим, улица 9 Января несколько раз переименовывалась в связи

          с различными историческими событиями, произошедшими в стране и в городе

Возможно, название улицы М. Горького связано с историей страны и города

Так как улица Никольская была недавно переименована, возможно ранее она также имела другое название

  1. Выбор методов работы над проектом и продукта Приём «Я выбираю» и «Я предлагаю»

 - Учитель: предлагаю вам вспомнить методы и приёмы, которые нам хорошо знакомы: работа с научной и краеведческой литературой, наблюдение, опыт, эксперимент, анкетирование, анализ, сравнение, интервьюирование, изготовление продукта, проведение праздника, конференции. Какие методы можем использовать для создания мини – проекта?

 - Учащиеся: работа с научной и краеведческой литературой, анкетирование, анализ, сравнение

 - Учитель: какие методы вы можете предложить?

 - Учащиеся: посещение краеведческого музея, изготовление буклета и альбома об улицах родного города

 - Учитель: какой продукт может быть изготовлен в процессе исследования?

 - 1 вариант: можем выпустить буклеты, каждый о своей улице

 - 2 вариант: изготовить альбом об улицах города, соединив сведения каждого  

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

  1. Выявление недостающих частей методологической основы исследования

         - Учитель: какие части методологической основы (введения) мы не обсуждали?

 - Учащиеся: новизну исследования и практическую значимость

 - Вы получаете карточку с описанием данных частей. Вспомните, что мы изучали ранее и дополните свои знания сведениями с карточки

Карточка

Важная методологическая характеристика исследования – новизна. Новизна предполагает определение того нового знания, которое получит исследователь в результате научной работы. Новизна работы предполагает следующие вопросы «Чему научусь?», «Что нового в исследовании?», «Где можно применить полученные знания, умения и продукт?»

Практическая значимость исследовательской работы означает ее нужность и, обычно, отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?

Обычно описание практической значимости исследования можно начать так: «Практическая значимость моего исследовательского проекта заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...»

  1. Рефлексия

 - Учитель: выскажите своё мнение о работе на занятии, дополнив высказывания

 - было интересно …

 - я научился …

 - я понял, что…

 - я приобрёл …

 - мне удалось …

ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

ШКОЛЬНОГО НАУЧНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЭРУДИТ» (ЧАСТЬ II)

Тема: создание исследовательского мини - проекта «История улицы»

Цель: создать условия для написания исследовательского мини – проекта об улицах города;

способствовать развитию учебно – познавательных компетенций учащихся при написании мини – проекта;  

Задачи: продолжить работу над созданием исследовательского проекта;

создать условия для применения полученных компетенций;

организовать умения учащихся работать с источниками для создания мини - проекта; развивать умения высказывать свою точку зрения, работать в парах, группах,

Универсальные учебные действия

Личностные: осознание смысла создания исследовательского проекта, формирование учебной мотивации

Познавательные: умение осмысленно читать и извлекать нужную информацию, умение формулировать проблемы и решать их, составление и преобразование модели проекта, умение анализировать ход и способ действия

Регулятивные: умение составлять план работы, постановка цели и задачи проекта, владение навыками самоконтроля

Коммуникативные: умение вступать в диалог и сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, слушать и слышать, создавать устные и письменные высказывания, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации, интегрироваться в группу сверстников

Оборудование: толковые словари, краеведческая литература, презентация, карточки

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

ВВОДНО – МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

  1. Вступительное слово учителя

          - Учитель: предлагаю вам познакомиться с эпиграфом нашего занятия

Если человек не любит старые дома, старые улицы,  

значит, у него нет любви к своему городу.

Если человек равнодушен к памятникам истории                                          

своей страны, значит, он равнодушен к своей стране

Д. С. Лихачёв

 - Как вы понимаете высказывание Д. Лихачёва?

 - Учащиеся: объясняют значение высказывания Д. Лихачёва

2. Целеполагание и планирование работы

 - Учитель: сегодня мы продолжим работу над созданием проекта «История улицы» Какая часть проекта выполнена и чем продолжим заниматься?

 - Учащиеся: мы выполнили первую часть исследования –вступление.  Сегодня, следуя плану, мы должны найти сведения о науке, изучающей географические названия, найти определение слова «улица» и сведения о названиях улиц города и были ли они переименованы.

 - Учитель: с какими источниками мы будем работать?

 - Учащиеся: с толковыми словарями, с краеведческой литературой и с интернет – источниками

ОСНОВНОЙ ЭТАП

1. Работа в парах с интернет – источниками Нахождение сведений о топонимике

Учащиеся находят сведения о науке, изучающей географические названия и записывают данные в «Блокнот юного исследователя» Сравнение определений, выделение главного, общего и различие

2.Работа в группах с толковыми словарями Нахождение определений слова «улица»

Учащиеся в группах (по 3 человека) работают с толковыми словарями для нахождения определения слова «улица» и записывают сведения в «Блокнот юного исследователя» Сравнение определений, выделение главного, общего и различие

3.Индивидуальная работа по карточке. Изучение документального источника

Учащиеся знакомятся с копией документа от 21 января 1921 года «Выписка из протокола заседания Военно-Революционного Комитета г. Валуйки и его уезда»

Параграф 2. Обсуждая вопрос о названии улиц города Валуек, постановил: улицы переименовать в следующие названия, а именно:

Базарная площадь в Красную площадь

Купянская – в улицу 1 Мая

Симоновскую – в улицу Пролетарскую

Стрелецкая – в улицу Ст. Разина

Казацкая – в улицу Советскую

Панская - в улицу Ленина

Документ от 1937 года « Постановление

Харьковская – в улицу М. Горького

Документ от 1961 года « Постановление

Воронежская – в улицу Гагарина

4.Работа с краеведческой литературой

Учащиеся работают с краеведческой литературой: находят сведения об истории улицы, причинах переименования, исторических зданиях на этой улице

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

1.Советы и пожелания учителя в написании и оформлении мини – проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание секции НОУ "Улицы города в лицах"

У каждого губкинца возможно есть своя любимая  улица. Но есть в нашем городе улицы,  которые обладают памятью многих поколений. Одна из самых  значительных городских улиц, знакома каждо...

Проект "История улицы моего села"

Исследовательская работа ученика 3е класса Ямальской школы-интерната Герман Александра. Руководитель Горынцева Любовь Петровна....

ЗАСЕДАНИЕ СЕКЦИИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА «ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ»

Тема: Почему дует ветер?Цель: дать импульс превращению процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей, в  пр...

Научно-исследовательская работа (секция «Юный исследователь») «Сдай батарейку – спаси планету!»

Тема исследования выходит за рамкишкольной программы начальной школы и являетсяактуальной для современного общества.Исследование помогает ребенку освоить знания,находящиеся на стыке разных естественны...

Проект Тема: «В названии каждой улицы история своя» " История улицы Т.В. Красикова д.Сухоноска"

Деревня Сухоноска - наша малая родина. Это большая деревня, где есть все необходимое для жизни: школа, детский сад, библиотека, амбулатория и много  домов.  Эти здания находятся на разных ул...

Методическая разработка занятия по финансовой грамотности. Мини-проект "История денег в России"

Методическая разработка содержит описание организации и содержание мини-проекта "История денег в России". Даются определения таких понятий. как деньги, рубль, копейка....

Мастер-класс на тему: «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»

Мастер-класс на тему «Научно-исследовательская деятельность. Работа над структурой проекта. Мини-проект «Нарядная клумба на школьном дворе»...